Химическое оружие и программа по его уничтожению

Уничтожение ХО – сложная и уникальная проблема, связанная, прежде всего, с обеспечением безопасности людей и окружающей среды. Поэтому процесс уничтожения ХО в Российской Федерации проводится в рамках государственной политики в области разоружения и на основании принятых нормативных правовых актов. Работы ведутся в соответствии с федеральной целевой программой «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» 1996 года, имеющей статус президентской. Основной задачей данной Программы является создание и обеспечение безопасного функционирования объектов по уничтожению ХО в регионах, где хранилось химическое оружие. Это касается, прежде всего, предотвращения возможного загрязнения окружающей среды токсичными химикатами, продуктами их деструкции и другими вредными веществами. Правовой основой реализации различных аспектов Программы являются федеральные законы «Об уничтожении химического оружия» (от 02.05.97 № 96-ФЗ) и «О техническом регулировании» (от 27.12.02 № 184-ФЗ).

Химическое оружие — оружие массового поражения, действие которого основано на токсических свойствах отравляющих веществ (ОВ), и средства их применения: снаряды, ракеты, мины, авиационные бомбы, ВАПы (выливные авиационные приборы). Наряду с ядерным и биологическим оружием относится к оружию массового поражения (ОМП). Применение химического оружия несколько раз запрещалось различными международными договоренностями:

¾ Гаагской конвенцией 1899 г., статья 23 которой запрещает применение боеприпасов, единственным предназначением которых было вызывать отравление живой силы противника.

¾ Женевским протоколом1925 года.

¾ Конвенцией о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении1993 г.

Химическое оружие различают по следующим характеристикам:

1. характеру физиологического воздействия ОВ на организм человека;

2. тактическому назначению;

3. быстроте наступающего воздействия;

4. стойкости применяемого ОВ;

5. средствам и способам применения [12].

По характеру физиологического воздействия на организм человека выделяют шесть основных типов отравляющих веществ:

¾ Отравляющие вещества нервно-паралитического действия, воздействующие на центральную нервную систему. Целью применения ОВ нервно-паралитического воздействия является быстрый и массовый вывод личного состава из строя с возможно большим числом смертельных исходов. К отравляющим веществам этой группы относятся зарин, зоман, табун и V-газы.

¾ Отравляющие вещества кожно-нарывного действия. Они наносят поражение главным образом через кожные покровы, а при применении их в виде аэрозолей и паров — также и через органы дыхания. Основные отравляющие вещества — иприт, люизит.

¾ Отравляющие вещества общеядовитого действия. Попадая в организм, они нарушают передачу кислорода из крови к тканям. Это одни из самых быстродействующих ОВ. К ним относятся синильная кислота и хлорциан.

¾ ОВ удушающего действия поражают главным образом легкие. Главные ОВ — фосген и дифосген.

¾ ОВ психохимического действия способны на некоторое время выводить из строя живую силу противника. Эти отравляющие вещества, воздействуя на центральную нервную систему, нарушают нормальную психическую деятельность человека или вызывают такие психические недостатки как временная слепота, глухота, чувство страха, ограничение двигательных функций. Отравление этими, в дозах вызывающих нарушения психики, веществами не приводит к смерти. ОВ из этой группы — хинуклидил-3-бензилат (BZ) и диэтиламид лизергиновой кислоты.

¾ Отравляющие вещества раздражающего действия, или ирританты (от англ. irritant — раздражающее вещество). Раздражающие вещества относятся к быстродействующим. В то же время их действие, как правило, кратковременно, поскольку после выхода из зараженной зоны признаки отравления проходят через 1 — 10 мин. Смертельное действие для ирритантов возможно только при поступлении в организм доз, в десятки- сотни раз превышающих минимально и оптимально действующие дозы. К раздражающим ОВ относят слезоточивые вещества, вызывающие обильное слезотечение и чихательные, раздражающие дыхательные пути (могут также воздействовать на нервную систему и вызывать поражения кожи). Слезоточивые вещества — CS, CN, или хлорацетофенон и PS, или хлорпикрин. Чихательные вещества — DM (адамсит), DA (дифенилхлорарсин) и DC (дифенилцианарсин). Существуют ОВ, совмещающие слезоточивое и чихательное действия. Раздражающие ОВ состоят на вооружении полиции во многих странах и поэтому классифицируются как полицейские, либо специальные средства несмертельного действия (спецсредства).

По скорости воздействия различают быстродействующие и медленнодействующие ОВ. К быстродействующим относят нервно-паралитические, общеядовитые, раздражающие и некоторые психотропные вещества. К медленнодействующим веществам относят кожно-нарывные, удушающие и отдельные психотропные вещества.

В зависимости от продолжительности сохранения поражающей способности ОВ подразделяют на кратковременно действующие (нестойкие или летучие) и долгодействующие (стойкие). Поражающее действие первых исчисляется минутами (АС, CG). Действие вторых может продолжаться от нескольких часов до нескольких недель после их применения.

В ходе Первой мировой войны химическое оружие очень широко применялось в боевых действиях, однако несмотря на смертоносность его действия, эффективность себя не оправдала. Возможность применения крайне зависела от погоды, направления и силы ветра, подходящих условий для массированного применения приходилось в некоторых случаях ожидать неделями. При применении в ходе наступлений использующая его сторона сама несла потери от собственного химического оружия, а потери противника не превышали потерь от традиционного артиллерийского огня артподготовки наступления. В последующих войнах массированного боевого применения химического оружия уже не наблюдалось [13].

В конце ХХ столетия, в виду высокого развития защиты войск от ОМП, основным назначением боевых ОВ считалось изнурение и сковывание живой силы противника.

Подписав в 1993 г. и ратифицировав в 1997 г. Конвенцию о запрещении химического оружия, наше государство взяло на себя обязательство уничтожить запасы химического оружия и промышленную базу по его производству.

На этот момент эти запасы в России составляли 4 млн 351 тыс. 747 боеприпасов разных видов (ствольной и реактивной артиллерии, боевых частей ракет, авиационных боеприпасов). Все эти боеприпасы были выпущены предприятиями промышленности в период с 1953 по 1987 г. Установленные сроки хранения на все виды боеприпасов истекли.

Для выполнения обязательств постановлением Правительства РФ от 21.03.1996 № 305 была утверждена федеральная целевая программа «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации».

На первом этапе, к 29.04.2003, уничтожен 1% химоружия - артиллерийские боеприпасы в снаряжении фосгеном в количестве 19,6 т. На втором этапе, к 29.04.2007, - 20% запасов химоружия (8 тыс. т отравляющих веществ). На третьем этапе предусмотрено уничтожение к 31.12.2009 45% общероссийских запасов химоружия (18 тыс. т отравляющих веществ). Четвертый этап - завершение уничтожения всех оставшихся запасов химоружия к 29.04.2012.

Всего за период функционирования объектов к середине 2009 г. в России уничтожено 36,6% запасов химического оружия [14],а к 29 апрелю 2012, дню, когда вступила в силу международная Конвенция о запрещении химического оружия, почти 62% запасов химического оружия (около 25 тысяч тонн отравляющих веществ) уничтожено в России.

За 15 лет Россия уже ликвидировала около двух третей своих запасов, которые были самыми большими в мире - около 40 тысяч тонн. Однако, полностью уничтожить все свои смертоносные запасы РФ обязуется к 31 декабря 2015 года.

Результаты выполнения Программы подробно освещались в печати и в целом свидетельствуют о значительных достижениях в выполнении намеченных задач. Перманентное ужесточение экологических требований, особенно актуальных для России, заставляет искать пути к повышению результативности работ по решению задач химического разоружения. Такая постановка вопроса отвечает требованиям Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию и Экологической доктрины Российской Федерации.

Наиболее результативным является путь создания систем, сочетающих административное управление предприятием с экологическим менеджментом, отвечающим требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-2007 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению». Как показывает международная практика, производственная система экологического менеджмента (СЭМ) при надлежащем исполнении обладает значительным синергетическим эффектом взаимного усиления слагаемых систем менеджмента. Опыт по созданию СЭМ в рамках выполнения Программы химического разоружения может иметь особое значение для России и в том отношении, что она значительно отстает от развитых стран в использовании стандартов ИСО серии 14000 [15].

Создание, внедрение и метрологическое обеспечение функционирования СЭМ на объектах уничтожения ХО особенно актуально, так как направлено на повышение экологической безопасности процесса уничтожения ХО, достигаемое путём систематизации осуществления природоохранной деятельности в соответствии с требованиями международного стандарта ИСО 14001, принятого в России в качестве ГОСТ.

Важная роль в создании СЭМ на объектах по уничтожению ХО принадлежит метрологическому обеспечению ее функционирования, что соответствует выполнению требований указанного стандарта по контролю её результативности, мониторингу и измерению специфических показателей воздействия на окружающую среду микроколичеств отравляющих веществ и продуктов их деструкции, способных оказывать смертельное токсическое воздействие супермалых количеств на живые организмы. Проведение измерений микроколичеств токсичных химикатов производится по аттестованным методикам измерений отравляющих веществ в различных средах – воздухе промышленных, санитарно-защитных зон и зон защитных мероприятий объектов, воде водоемов, сточных водах, почве и др.

Специфика мониторинга и измерений в СЭМ объектов по уничтожению ХО заключается в обеспечении возможностей измерения супермалых количеств токсичных химикатов.

В качестве примера в таблице 2 показаны возможности измерения ряда контролируемых показателей загрязнения окружающей среды токсичными химикатами.

Таблица 2 – Возможности по контролю показателей загрязнения элементов окружающей среды токсичными химикатами

Объект контроля Контролируемый параметр Диапазон измерений
Атмосферный воздух Массовая концентрация ОВ типа Vх от 2,5・10–8 до 50,0・10–8, мг/м3 (от 0,5 до 10 ОБУВ)
Массовая концентрация зарина от 1,0・10–7 до 20,0・10–7, мг/м3 (от 0,5 до 10 ОБУВ)
Массовая концентрация зомана от 0,5・10–7 до 10,0・10–7, мг/м3 (от 0,5 до 10 ОБУВ)
Почва Содержание ОВ типа Vх от 1,5・10–5 до 30,0・10–5, мг/кг (от 0,2 до 3,0 ПДК)
Содержание зарина от 2,0・10–6 до 20,0・10–6, мг/дм3 (от 1 до 10 ПДК)
Содержание зомана от 0,5・10–4 до 5,0・10–4 , мг/дм3 (от 1 до 10 ПДК)
Природная вода Массовая концентрация ОВ типа Vх от 2,0・10–6 до 20,0・10–6, мг/дм3 (от 1 до 10 ПДК)
Массовая концентрация зарина от 0,5・10–4 до 5,0・10–4 , мг/дм3 (от 1 до 10 ПДК)
Массовая концентрация зомана от 0,5・10–5 до 5,0・10–5, мг/дм3 (от 1 до 10 ПДК)

Первым объектом, на котором была внедрена СЭМ в период 2006–2007 годов в соответствии с ГОСТ Р ИСО 14001-98 «Система управления окружающей средой. Требования и руководство по применению», является объект по уничтожению ХО в г. Камбарка Удмуртской Республики.В октябре 2007 г. СЭМ этого объекта успешно прошла сертификацию в системе добровольной сертификации «Военный Регистр».

В связи с выходом в конце 2007 г. новой версии стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-2007 документация СЭМ объекта по уничтожению ХО «Камбарка» актуализирована в соответствии с новыми требованиями, а сама система повторно сертифицирована на соответствие требованиям нового стандарта в 2009 г.

Учитывая потенциальную опасность объектов по уничтожению ХО, создание и сертификация СЭМ на данных объектах представляется важной и актуальной.

Важной мотивацией создания СЭМ на объектах по уничтожению ХО может служить обеспечение соответствия деятельности объектов международным требованиям, так как оно находится под международным контролем, а также обеспечение условий безопасного хранения и уничтожения ХО.

Опыт создания и применения СЭМ на промышленных предприятиях России, в том числе и на объектах по уничтожению ХО в г. Камбарка, пос. Мирный, пос. Леонидовка и г. Щучье, подтверждает целесообразность распространения системы экологического менеджмента и на другие объекты химического разоружения, а также на предприятия химической промышленности, в том числе связанные с применением и утилизацией опасных и вредных химических веществ[15]. Следовательно, внедрение СЭМ необходимо и на других объектах по уничтожению химического оружия, в том числе и на заводе в Брянской области.

Наши рекомендации