Образцы тестов, заданий к зачету, билетов, заданий к экзамену
Образец экзаменационного билета:
РГГМУ
Кафедра Прикладной и системной экологии
Дисциплина «История и методология экологии и природопользования»
Экзаменационный билет №1
1. Эмпирические методы научного познания. Наблюдение, измерение, эксперимент.
2. Понятие парадигмы и нормальной науки по Томасу Куну.
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:
1. Гетманова А.Д. Логика. М., 2006. 416 с. (разделы 1-4)
2. Гришунин С.И. Философия науки: Основные концепции и проблемы. Учебное пособие. М., 2009, 224 с.
3. Кун Т. Структура научных революций. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003 г, 605 с.
4. Никифоров А.Л. Философия и история науки. Учебное пособие. М., 2008, 175 с.
5. Поппер Карл Р. Объективное знание. Эволюционный подход. М.: Эдиториал УРСС, 2002, 384 с.
6. Хакинг Я. Представление и вмешательство. Введение в философию естественных наук. Пер. с англ. / Перевод С. Кузнецова, Науч. ред. Мамчур Е. А. М.: Логос 1998. – 296 с.
б) дополнительная литература:
1. Гальцова В.В. Дмитриев В.В. Практикум по водной экологии и мониторингу состояния водных систем. СПб, 2007, 364 с.
2. Ивин А.А. Современная философия науки. М., 2005.
3. Никифоров А.Л. Природа философии. М., 2001, 168 с.
4. Одум Ю. Экология, в двух томах, 1986.
5. Полани М. Личностное знание. М., 1985
6. Поппер Карл Р. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983
7. Пуанкаре А. О науке. М., 1990. 118 с.
8. Селье Г. От мечты к открытию: как стать ученым / пер. с англ.; под общ. ред. М.Н.Кондрашевой, И.С.Хорола. М.: Прогресс, 1987. 368 с.
9. Современная западная философия. Словарь. М., 1991
10. Федоров В.Д., Гильманов Т.Г. Экология. М: Изд-во МГУ, 1980, 464 с.
11. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986
12. Флек Л. Возникновение и развитие научного факта: введение в теорию стиля мышления и мыслительного коллектива. М., 2000, 220 с.
13. Шилов И.А. Экология. М.: Высшая школа, 2003. 512 с.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
??
http://philosophy.ru/library/hacking/hak-b10.html [Ян Хакинг. Представление и вмешательство. М.: Издательство «Логос» , 1998]
www.nsu.ru/classics/pythagoras/Lacatos.pdf [Имре Лакатос. Наука и псевдонаука. Выступление в радиопрограмме Открытого университета, 1973]
7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Вид учебных занятий | Организация деятельности студента |
Лекции (темы №1-6) | Написание конспекта лекций: кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины. Проверка терминов, понятий с помощью энциклопедий, словарей, справочников с выписыванием толкований в тетрадь. Обозначить вопросы, термины, материал, который вызывает трудности, пометить и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации, на практическом (семинарском) занятии. |
Практические (семинарские) занятия (темы №1-6) | Проработка рабочей программы, уделяя особое внимание целям и задачам структуре и содержанию дисциплины. Работа с конспектом лекций, подготовка ответов к контрольным вопросам, просмотр рекомендуемой литературы и работа с текстом. Решение практических задач, разбор конкретных ситуаций, участие в дискуссиях при проведении семинаров в форме конференций, активное участие в оценке Практической работы №1, представленной в виде презентации (заполняя предложенные таблицы с оценочными критериями) и другие виды работ. |
Индивидуальные задания (подготовка докладов для дискуссии, практических работ) | Поиск литературы и составление библиографии по теме, использование от 3 до 5 научных работ. Знакомство с основной и дополнительной литературой, включая справочные издания, зарубежные источники, конспект основных положений, терминов, сведений, требующих запоминания и являющихся основополагающими в этой теме. Составление аннотаций к прочитанным литературным источникам и другое. Изложение основных аспектов проблемы, анализ мнений авторов и формирование собственного суждения по исследуемой теме. |
Подготовка к экзамену, зачету | При подготовке к экзамену необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рекомендуемую литературу, вопросы для подготовки к экзамену и т.д. |
8. Информационные технологии, используемые при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)
Тема (раздел) дисциплины | Образовательные и информационные технологии | Перечень программного обеспечения и информационных справочных систем |
Введение | лекция-визуализация, семинар | |
Научная деятельность и человек | лекция-визуализация, практические занятия, семинар | |
Специфика научного познания и методов науки | лекция-визуализация, семинар, семинар в форме конференции | |
Структура и функции научного знания | лекция-визуализация, семинар в форме конференции, семинар | |
Методология экологии: основные подходы | лекция-визуализация, семинар в форме конференции |
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины
При осуществлении образовательного процесса по дисциплине используются:
- лекции-визуализации (по темам № 1-5 чтение лекций проводится с использованием слайд-презентаций);
- на практических занятиях в ходе конференций и дискуссий выступления студентов с докладами сопровождаются соответствующими слайд-презентациями;
- организация взаимодействия преподавателя со студентами для осуществления консультационной работы по подготовке к семинарским (практическим) занятиям и подбору необходимой литературы, помимо консультаций в аудитории и на кафедре, осуществляется посредством электронной почты.