Практическая методология экологии: основные подходы
Восемь основных этапов развития экологии, как науки; специфика методов и подходов для каждого из них. Формирование общей экологии, как самостоятельной фундаментальной биологической науки (Седьмой этап - 40-70 гг. XX века). Изучение процессов материально-энергетического обмена, развитие количественных методов и математического моделирования. Формирование новой парадигмы в экологии (Восьмой этап с 80-х годов XX века по настоящее время). В ее основу положена концепция биологического разнообразия; характерная особенность – значительное внимание к эволюционным факторам. Основная методология – системный анализ. Развитие методов и теории экологического мониторинга. Одно из главных направлений исследований – комплексный экологический мониторинг. Глобальная система мониторинга окружающее среды; мониторинг на базе биосферных заповедников, целинных экосистем во всех основных биомах. Возрастание интереса к изучению популяций, динамики формирования биогеоценозов в связи с антропогенными нарушениями.
Теории в области экологии. Формирование теории в экологии на примере продукционной экологии. Основные элементы исследовательской программы в монографии Ю. Одума «Экология».
4.3. Практические занятия, их содержание
Для студентов, обучающихся с 2014, 2015 и 2016 гг.
№ п/п | № раздела дисциплины | Тематика практических занятий | Форма проведения | Формируемые компетенции |
Экология: наука или мировоззрение? | семинар | ОК-1 ОПК-1 | ||
Важнейшие мотивы для выбора научной деятельности. Типы личности ученого (классификация Ганса Селье). Основные качества, необходимые для занятий наукой. | семинар | ОК-1 ОПК-1 | ||
Научное творчество, его основные этапы. | семинар | ОК-1 ОПК-1 | ||
Фальсификационизм Карла Поппера. Проверка достоверности научной гипотезы. Правомерность использования индукции для верификации научной гипотезы (теории). | семинар | ОК-1 ОПК-1 | ||
Границы между наукой и метафизикой. Концепция научных революций по Томасу Куну. | семинар | ОК-1 ОПК-1 | ||
Исследовательская программа, ее основные элементы по Имре Лакатосу. | семинар | ОК-1 ОПК-1 | ||
Концепция личностного знания Майкла Полани. Анархическая теория познания Пола Фейерабенда. | семинар в форме конференции | ОК-1 ОПК-1 | ||
Абстрактное мышление его особенности и формы. Понятие как форма мышления. Основные логические ошибки при определении понятий. | семинар | ОК-1 ОПК-1 | ||
Эмпирические методы научного познания. Взаимоотношение теории с фактами. Структура научного факта. | семинар в форме конференции | ОК-1 ОПК-1 | ||
Структура и функция научной теории. Описательные и объяснительные теории. Понятие научной истины. | семинар в форме конференции, дискуссия | ОК-1 ОПК-1 | ||
Основные этапы развития экологии, как науки; специфика методов и подходов для каждого из них. | Семинар, дискуссия | ОК-1 ОПК-1 | ||
Важнейшие теории в области общей экологии | семинар в форме конференции, дискуссия | ОК-1 ОПК-1 | ||
Основные элементы исследовательской программы в монографии Ю. Одума «Экология». | семинар | ОК-1 ОПК-1 |
5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов и оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Текущий контроль
Проверочные работы №1-3 для текущего контроля освоения базовых разделов 2 и 3.
Практическая работа №1.
Практическая работа №2.
Устный опрос
Дискуссия.
а). Образцы вопросов для текущего контроля
Проверочная работа №1, выполняется в ходе самостоятельной подготовки к занятиям по разделу 2, содержит семь вопросов по работе КарлаПоппера «Логика и рост научного знания». Работа должна содержать титульный лист и список использованных источников.
Вариант вопросов:
1. Каким образом можно проверить достоверность научной гипотезы?
2. Процесс научного познания: основные этапы.
3. Метафизика. Граница между наукой и метафизикой (Для ответа на вопрос необходимо привлечь дополнительную литературу)
4. Правомерность использования индукции для верификации научной теории.
5. Возможности использования теории вероятности и других статистических методов для проверки научной гипотезы (теории).
6. Насколько важна простота формулировки для создания теории.
7.Критика Поппером индуктивногометода Юма.
Проверочная работа №2, выполняется в ходе самостоятельной подготовки к занятиям по разделу 2. Работа должна содержать титульный лист и список использованных источников. Содержит семь вопросов.
Вариант вопросов:
1. Понятие парадигмы и нормальной науки по Томасу Куну.
2. Основные характеристики и роль научного сообщества в процессе развития науки (по Т. Куну «Структура научных революций)
3. Понятие исследовательской программы, ее основные элементы. (по И. Локатосу «Фальсификация и методология научно-исследовательских программ»).
4. Понятие эвристики. Отличия между негативной и позитивной эвристикой.
5. Различия между утонченным фальсификационизмом И.Локатоса и наивным фальсификационизмом К.Поппера.
6. Критика И.Локатоса представлений Томаса Куна о нормальной науке.
7. Понятие научного факта и связанные с этим вопросы. Для ответа на вопрос необходимо привлечь дополнительные литературные источники (например, Никифоров А.Л. Философия и история науки, см. список литературы)
Проверочная работа №3, выполняется в ходе самостоятельной подготовки к занятиям по разделу 2, содержит семь вопросов по работе. Работа должна содержать титульный лист и список использованных источников.
Вариант вопросов:
1. Понятие неявного и личностного знания.
2. Основные элементы концепции М. Полани.
3. Отношение М. Полани к плоско-эмпирическому и формально-логистическому подходам.
б). Описание практических работ текущего контроля
Практическая работа №1
- Дать краткое описание основных ошибок при определении понятий. При подготовке можно использовать учебник: Гетманова А.Д. Логика. М., 2006. 416 с. (разделы 1-4)
- Подобрать определения понятий (не менее трех) по теме Вашей магистерской диссертации, на их примере разобрать основные (реальные и возможные) ошибки.
Пример:
риск (Dfd) - предполагаемое событие (Dfn), способное принести кому-либо ущерб или убыток.В данном случае Dfd<Dfn, поскольку предполагаемым событием может быть, например, рождение ребёнка, которое повлечёт финансовые затраты (убыток) в семье или ураган, который разрушит место жилья. Кроме того, повлечёт ущерб или убыток не обязательно кому-либо, может, чему-либо, например, окружающей среде. Вывод: логическая ошибка представленного определения в том, что оно в одном отношении – узкое, в другом – широкое.
Практическая работа №2
Внимательно прочтите главы 1 и 2 в монографии Ю. Одума «Экология» (1-ый том). В анализируемом тексте найти основные элементы научной теории в соответствии с представлениями И. Лакатоса. Разделите научные представления, имеющие отношение к «твердому ядру» и «защитному поясу». Выделить рассуждения (моменты), которые можно трактовать, как положительная и отрицательная эвристика. При необходимости свой выбор пояснить.
в). Темы для дискуссий
1. Понятие научной истины.
2. Формирование теории в экологии на примере продукционной экологии.
5.2. Методические указания по организации самостоятельной работы
При самостоятельной работе над разделами дисциплины, при выполнении практических работ, при подготовке к тестам, дискуссиям и к промежуточному контролю студент должен изучить соответствующие разделы основной и вспомогательной литературы по дисциплине, а также использовать указанные в перечне интернет-ресурсы.
5.3. Промежуточный контроль:
Экзамен для студентов, обучающихся с 2015 - 2016 гг.., 2 вопроса.