Элементарная исследовательская деятельность в экологическом воспитании дошкольников
Цель: обучение организации и проведению элементарной исследовательской деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
1. Выделите и охарактеризуйте структурные компоненты исследовательской деятельности.
2. Разработайте технологическую карту для организации и проведения исследования (возраст детей, тема и длительность исследования – по выбору студента).
Технологическая карта – это стандартизированный документ, содержащий необходимые сведения, инструкции для персонала, выполняющего некийтехнологический процессили техническое обслуживание объекта. Цель разработки технологической карты – обеспечить точность и гарантированное качество выполнения технологического процесса и его результата.
Технологическая карта должна помочь педагогу ответить на вопросы:
1. Какие операции необходимо выполнять?
2. В какой последовательности выполняются операции?
3. С какой периодичностью необходимо выполнять операции (при повторении операции более одного раза)?
4. Сколько уходит времени на выполнение каждой операции?
5. Результат выполнения каждой операции?
6. Какие необходимы инструменты и материалы для выполнения операции?
Форма карты – произвольная.
Приложение
Приложение 1
Фрагмент занятия с детьми старшей группы «Весенние изменения в природе» (занятие проводится в период поздней весны или предлетья, в ясный день чтобы модно было увидеть наибольшее число изменений)
Дидактическая цель: через моделирование и анализ погодно-климатических условий продолжить формировать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи в процессе конкретизации представлений детей о характерных признаках весны.
Дидактические задачи:
- Установить и представить с помощью моделей те изменения погоды, которые подмечены детьми в день наблюдения;
- Смоделировать последовательность, отражающую зависимость жизни живой природы от влияния погодно-климатических факторов.
Оборудование: плоскостные модели на магнитах: солнце, тучи, фигуры детей с магнитной одеждой для них; птицы (воробей, голубь, синица, сорока, ворона, галка, скворец,); домашние животные (кот, собака), растения (изображение веточки с набухшей почкой и проклюнувшимся листом), насекомые (комар, муха, стрекоза, пчела, шмель, божья коровка и др.). и др. (*Конкретизированные для занятия модели воспитатель может изготовить самостоятельно), модель мегафона или микрофона и др.
Предварительная подготовка: на прогулке воспитатель обрушала внимание детей на погодные изменения, и (по возможности) на происходящее в живой природе (появление зелени и первоцветов, набухание почек, прилёт птиц и их пение и др.)
Ход занятия
Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Анализ развития деятельности воспитанников |
После прогулки воспитатель организует с детьми беседу: – Ребята, вы только что зашли с прогулки. Какая там погода? По мере того, как дети называют признаки, воспитатель на магнитной доске выставляет их модели (солнце, лужи, дети в лёгких курточках и шапочках) – моделирует | Дети рассказывают о погодных условиях, которые ощутили и подметили на прогулке. Предполагаемые ответы: сегодня тепло, мы оделись легко, на улице солнечно, лужи ещё не высохли и т.п. | |
Продолжение беседы – Что произошло с нашими растениями? Воспитатель выставляет модели, на которых изображены набухшие почки, первоцветы, трава – моделирование. – Почему появились растения? Почему зацвели первоцветы? | Дети подметили, что кое-где зеленеет трава, повсюду цветы мать-и-мачехи. Почки (тополя, ивы) приобрели зеленовато-коричневый цвет и набухли. Об этом они делятся впечатлениями с воспитателем. | |
Продолжение беседы – Кто ещё ощущает изменения, происходящие в погоде? Воспитатель выставляет модели воробья, голубя, модель мегафона или микрофона, символизирующую сильное пение птиц – моделирование. – Чему радуются птицы? Аналогичным образом фиксируются результаты наблюдения за поведением кошки или собаки (греются на солнышке, шерсть клочьями стала вылезать). Затем фиксируются изменения в жизни людей. | На прогулке дети, направляемые заданиями воспитателя, подметили, что воробьи стали чирикать громко (суматошно), заворковали голуби. – Птицы. – Воробьи. – Они стали громко и много чирикать и т.п. ответы. Дети размышляют над причинами суматошного чириканья и воркования птиц. Предполагаемые ответы: им хорошо, тепло, они радуются солнышку и друг другу и др. | |
Воспитатель обобщает: – Ребята, посмотрите, сколько интересного мы узнали на прогулке (воспитатель показывает на модели). Но у нас всё расположено как-то в беспорядке. Значит нужно его навести. | Дети рассматривают, удивляются количеству знаемого. | |
– Что стало причиной роста, цветения, радости всего живого мира? После того, как дети ответили, воспитатель переставляет модель солнца повыше. – Что произошло с растениями? Воспитатель в ряд выставляет все модели, отражающие изменения в растительном мире. Затем аналогичным образом выстраивается ряд «птиц» и «домашних животных» – беседа с последующим моделированием | Дети должны вычленить и назвать главный фактор – солнце. Дети повторно перечисляют изменения в растительном мире. Дети характеризуют изменения в жизни птиц и домашних животных. | |
Обобщение: – Посмотрите, какой порядок у нас установился. Расскажите по моделям, что происходит в природе весной. | Дети составляют рассказ с визуальной опорой на модели. |
Приложение 2
Фрагмент занятия с детьми младшего дошкольного возраста «Весенние изменения в природе»
Дидактическая цель фрагмента: продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между сезонными изменениями в неживой природе и приспособлением растений (на примере появления весной первой травы, цветов мать-и-мачехи).
Дидактические задачи:
- Показать способы выявления знаний через эмпирическое наблюдение;
- Установить зависимость весеннего развития травянистых растений от силы солнечной радиации;
Ход наблюдения
Деятельность воспитателя и воспитанников | Анализ развития деятельности воспитанников |
Воспитатель проводит беседу: – Ребята, посмотрите друг на друга. Во что вы одеты? (Дети рассматривают свою одежду и отвечают) – А почему у вас лёгкие куртки и шапочки? (Дети устанавливают причинно-следственную связь между погодой и выбором одежды для улицы). Воспитатель обобщает: Весна-красна привела тёплое, лучистое солнышко. Оно стало больше светить и согревать нашу Землю. Воспитатель предлагает детям провести наблюдение: – Ребята, давайте убедимся, что солнце уже греет. Протяните руки к солнцу и замрите. Что вы чувствуете? (Дети анализируют ощущения и отвечают на вопрос). – А сейчас потрогайте ладошкой скамейку. Что почувствовали? Как вы думаете, почему она стала тёплой? (Дети анализируют свои ощущения, устанавливают причину нагрева, формулируют вывод). – Потрогайте качели, песочницу, горку. Почему всё такое тёплое на ощупь? (Дети снова анализируют свои ощущения, обнаруживают причину нагрева, повторяют вывод). Воспитатель подводит итог наблюдению: – Солнышко согрело не только все предметы вокруг нас. Оно разогрело и землю. Все вокруг радуется теплу. – Посмотрите вокруг себя, что вы видите? (Дети рассматривают местность вокруг себя, перечисляют объекты) Воспитатель направляет внимание детей беседой: – А что это за маленькие солнышки в траве? (Дети рассматривают цветы мать-и-мачехи, любуются ими) Воспитатель рассказывает детям: – Пригрело солнце землю, разбудило её. Появилась первая травка, а вместе с зелёной травой показались на свет первые цветы – мать-и-мачеха. Подняли они свои головки навстречу солнцу и греются. Смотрите, сколько их в траве. |
[1] Проанализировать по одной программе на выбор из каждого раздела; в презентации должно быть отражено всего 4 программы.