Роль заведующего и старшего воспитателя в постановке экологического воспитания

Взрослые, обучающие и воспитывающие детей, создающие для них необходимые условия, — это решающий фактор в экологи­ческом воспитании. Общий результат их деятельности — продвижение детей по пути экологической культуры определяют такие их личностные качества:

• понимание экологических проблем и причин, их порождающих, ощущение гражданской ответственности за сложившуюся
ситуацию, желание и действенная готовность изменить ее;

• профессионализм и педагогическое мастерство: владение ме­тодикой экологического воспитания детей; понимание целей и задач этого направления, систематическая реализация конкрет­ных технологий в практике работы с детьми, творческий поиск и совершенствование своей деятельности;

• общая ориентация и применение новой гуманистической моде­ли воспитания: создание благоприятной атмосферы проживания де­тей в образовательном учреждении, забота о физическом и психи­ческом здоровье, использование личностно-ориентированных ме­тодов воспитания, индивидуализация в работе с детьми и семьей.

Главные «идеологи» всей работы — заведующий детским садом и старший воспитатель — своевременно ставят и осуществляют орга­низационно-содержательные задачи, координируют связь с внешни­ми учреждениями, создают атмосферу всеобщей заинтересованно­сти в работе, реально заботятся о создании условий для экологиче­ского воспитания и эколого-оздоровительной работы с детьми.

Опыт работы с программой «Юный эколог» показывает, что внедрение экологического воспитания в практику работы детских садов должно осуществляться одновременно на двух уровнях: административно-управленческом и воспитательно-образовательном, каждый из уровней имеет свою отчетливую специфику, связан­но с функционалом сотрудников.

Можно предположить, что взаимосвязь и переплетение обозначенных уровней обеспечат приближение к некоему эталону, оптимальному состоянию учреждения в решении новой задачи, иначе говоря, на каждом из уровней должна иметь место своя технология эколого-педагогической работы. Административно-управленческий уровень включает значительное количество мероприятий, необходимых для постановки нового направления педагогики. Их целесообразное распределение в

Организационно-методическое руководство педколлективом
Создание эколого-развивающей среды
Использование экологоразвивающей среды
Поддержание нормального состояния эколого­развивающей среды, ее развитие, систематическое использование в педагогическом, процессе . .'

течение учебного года составит совершенно определенную технологию организационно-методического руководства постановкой и внедрением экологического воспитания детей. Каждое из мероприятий несет определенную содержательную функцию ляется модулем технологии (рис. 7, 8, 9). Перечислим эти мероприятия.

• Педагогический совет, на котором представлены актуальность,
значимость эколого-педагогической работы в ДОУ, глобальная цель
экологического воспитания, главные пути ее достижения и конечный результат, который можно получить путем успешной работы, организация и создание в ДОУ полноценной экологоразвивающей среды (различных экологических пространств) - важнейшего условия в осуществлении воспитательно-образовательной работы с дошкольниками и их родителями.

•Проведение на протяжении учебного года систематической методической работы с педколлективом в форме ежемесячного

семинара-практикума, на котором отрабатываются содержательные методы экологического воспитания детей, технологии и педагогической работы с детьми разного возраста:

•Заключительный педсовет: обсуждение итогов работы семинара, результатов воспитательно-образовательной работы с детми, постановка задач на новый учебный год.

• Пропаганда экологических знаний среди родителей, индиви- дуальная работа с семьей.

• Установление связей с различными учреждениями (школа, стан- ция юных натуралистов, общество охраны природы) для взаимо- действия по всевозможным аспектам экологического образования.

Важная функция старшего воспитателя — систематическое проведение семинара-практикума, участие в котором позволит воспитателям овладеть методикой экологического воспитания и совершенствоваться в реализации технологии.

Освоение методов экологической работы с детьми и освоение конкретных технологий осуществляется в форме непрерывного семинара-практикума, который ведут заведующий и старший иск питатель на протяжении трех лет. При этом каждый год перед семинаром ставятся разные цели.

1-й год — освоение содержания и методов экологического воспитания детей.

2-й год — знакомство с технологиями экологического воспитания дошкольников разных групп, первоначальное вхождение в спланированную систему форм и методов работы с детьми на протяжении учебного года.

3-й год — освоение технологий работы с детьми разного возраста, творческий поиск в их приспособлении к местным условиям работы ДОУ.

Эколого-педагогическая работа в дошкольном образовательном учреждении

Воспитательно-образовательная работа с дошкольниками

Рис.7

Модули технологии оганизационно-методического руководства на протяжении трех лет

Семинар-практикум с воспитателями: овладение методами экологического воспитания детей — 1-й этап

Семинар-практикум с воспитателями: овладение технологиями экологического воспитания детей разных возрастных групп — 2-й этап

Семинар-практикум с воспитателями: творческая коррекция технологий — 3-й этап

Рис.8

Модули технологии оганизационно-методического руководства на протяжении одного года

Педагогический совет: постановка цели экологического воспитания, определение методов

Ежемесячный семинар-практикум: начальная диагностика детей (сентябрь); обсуждение и апробация методов эколого-педагогической работы (1-й этап); обсуждение и апробация технологий эколого-педагогической работы (2-й этап); обсуждение и апробация технологий •■с Элементами творчества (3-й этап); завершающая диагностика детей (май)

Педагогический совет: подведение итогов экологического^ воспитания — обсуждение результатов диагностики детей, хода семинара

Рис.9

В этот год в ДОУ начинается творческий поиск в экологическом воспитании детей. Он может быть связан с личностными устремлениями, интересами и талантами воспитателей. Программа остается та же, но технологии, не меняясь в своей основе, могут чуть меняться в различных направлениях. Эти направления могут быть следующими.

Углубленное умственное развитие детей и подготовка их к школе в рамках экологического воспитания. В этом случае воспитатель обращает больше внимания на:

работу со всеми видами календарей: они развивают наглядно образное, наглядно-схематическое и логическое мышление детей, временные понятия;

работу со снегомером и измерительными стойками — это прак­тические навыки математического мышления на материале при­роды;

углубленно-познавательные и обобщающие типы занятий, на которых дети работают с моделями, обсуждают их, устанавлива­ют связи, учатся сравнивать, анализировать, делать выводы, ис­пользовать приобретенные знания в новых ситуациях;

формы работы, в которых используется диалогическая, объяс­нительная речь дошкольников, — именно через речь происходит осмысление явлений и развивается логическое мышление;

разные домашние задания, которые побуждают развитие от­ветственности, самостоятельности, инициативы ребят — качеств, важных для обучения в школе.

Игровое направлениепредполагает широкое и постоянное ис­пользование игровых обучающих ситуаций (ИОС).

Воспитатель сам придумывает новые ситуации с литературны­ми героями, вводит их в разные формы педагогической работы и режимные моменты. Игра создает оптимальный фон для развития личности: дети пребывают в положительном эмоциональном со­стоянии, охотно обучаются, организуют интересные самостоятель­ные игры, мягче строят взаимоотношения друг с другом, гуманно взаимодействуют с растениями и животными. Дети становятся орга­низованнее, интересно и разнообразно самостоятельно играют.

Эколого-оздоровительное направлениереализуется через регуляр­ные прогулки, экскурсии и походы в ближайшее природное ок­ружение. При этом правильно спланированное чередование по­знавательных, физкультурных, природоохранных мероприятий не только укрепляет здоровье детей, но и развивает их интеллект, выносливость, нравственные качества. Особое значение имеют походы — комплексные мероприятия, в которые можно включать самые различные виды деятельности. Походы можно проводить во всякое время года, они могут быть пешими, лыжными, велосипедными. В рамках этого направления особое значение приобрета-

ют занятия, посвященные здоровому образу жизни, использова­ние ИОС с Айболитом, забота о создании в помещении детского сада экологически благоприятной среды жизни детей и персонала. В работу группы по этому направлению могут включаться медсе­стра, психолог, воспитатель физкультуры.

В эколого-эстетическом направлениишироко используются раз­личные виды изобразительной деятельности. Воспитатель разви­вает сенсорику детей, много и тщательно наблюдает с дошколь­никами различные явления природы, сосредоточивая их внима­ние на оттенках цвета, пропорциях, форме, размерах отдельных частей растений и животных. Создает условия для свободной твор­ческой деятельности: рисования, лепки, аппликации, конструи­рования поделок из природного материала. Важно при этом, что­бы сам воспитатель мог подать пример подобной работы, жела­тельно в присутствии детей. Углубленная работа в этом направле­нии требует организации выставок с хорошо оформленными дет­скими работами, накопления в учреждении произведений искус­ства. Это способствует развитию художественных способностей, наблюдательности и личности в целом.

Кроме обозначенных направлений воспитатели могут реализо­вать и другие свои интересы и способности: углубиться в развитие географических представлений дошкольников, работая с глобу­сом и картами; сосредоточиться на развитии речи детей, записы­вая на магнитофон их рассказы, свои наблюдения; полюбить «самиздатовскую» деятельность и делать с детьми свои книги и альбо­мы на разные темы; увлечься «водной» или «деревянной» темати­кой, созданием музея и т.д.

В этом году, так же как и в предыдущем, руководитель семина­ра организует теоретические и практические занятия, на которых все вместе просматривают и затем обсуждают, анализируют раз­личные мероприятия. При этом особое внимание руководитель по-прежнему уделяет внедрению в работу целостных технологий. В на­чале и конце учебного года проводится диагностика уровня эколо­гической воспитанности детей, педагоги обсуждают ее результаты.

Более тщательно и углубленно, чем в предыдущий год, педа­гогический коллектив занимается методикой диагностики уровня экологической воспитанности, степени усвоения дошкольника­ми знаний о природе. На семинаре периодически обсуждаются поведение, поступки и высказывания детей, связанные с их отношением к природе, способами общения с растениями и животными, их эмоциональные реакции и чувства. На семинаре воспитатели зачитывают и обсуждают дневниковые записи, учатся отражать в них картину поведения всей группы и конкретного ребенка.

Важнейшим аспектом продолжающегося семинара являются тре­нинги и практикумы. Руководитель организует с воспитателями на­блюдения за животными, воспитатели придумывают и демонстри-




руют игровые обучающие ситуации, предлагают разработки новых циклов наблюдений, конспектов комплексных и других занятий.

На открытых просмотрах разных педагогических мероприятий в группах отрабатываются главные элементы технологий: органи­зация экологических наблюдений в повседневной жизни, прове­дение опытов, работа с календарями, обобщающие беседы на за­нятиях, использование моделей, правильная организация труди детей в уголке природы и др.

Руководитель семинара поддерживает инициативу воспитате­лей, творческий поиск, отмечает успехи в овладении методами и технологиями экологического воспитания детей.

Наши рекомендации