Роль педагогической технологии в экологическом воспитании дошкольников
Системообразующая роль «педагогической технологии» в воспитательно-образовательном процессе
Становление нового направления дошкольной педагогики –экологического воспитания детей — может быть успешно осуществлено в условиях определенной организации эколого-педагогической работы в дошкольном учреждении. Существенной стороной этой организации является обеспечение двухуровневого технологического процесса: организационно-методического в работе с педколлективом учреждения (уровень управления) и воспитательно-образовательного в работе с детьми разных возрастных групп. Иерархическая взаимосвязь этих технологических процессов, их содержательная реализация на протяжении всего учебного года ведут к получению запланированного педагогического результата — повышению уровня экологической культуры воспитателей и становлению начал экологической культуры у детей-дошкольников (повышению уровня их экологической воспитанности).
Исследователи-дидакты (М. В. Кларин, В.В. Гузеев, В. П. Беспалько) показали, что «педагогическая технология» — это относительно новое понятие для образовательной системы России. Оно зародилось в 1950-е годы в зарубежных системах школьного образования в результате стремления педагогов как можно детальнее описать все, что поддается определению. Это и поныне продолжающийся поиск такого построения учебного процесса, который был бы эффективным в условиях массовой школы и обеспечивал бы успех рядовому учителю. М. В. Кларин отмечает, что еще в 1950-е годы появилась тенденция упорядочить построение учебного процесса — выделяется понятие «технология обучения», которое включает: набор учебных целей; определение критериев их измерения и оценки; точное описание условий обучения. Все вместе это и составляет технологию — полностью воспроизводимый учебный процесс, ядром которого являются четко и детально определенные цели.
Дальнейшее развитие технологии обучения идет под воздействием системного подхода — решение дидактических проблем связывается с четким управлением учебным процессом, у кото-
рого точно заданы цели, определены и описаны пути их достижения. Японский исследователь Т. Сакамото утверждает, что педагогическая технология — это внедрение в образование системного способа мышления, «систематизация классного обучения».
Особенность технологического подхода, как утверждает М. В. Кларин, состоит в процедурном воплощении всех компонентов — в постановке общей цели, диагностике обученности учащихся, проведении совокупности учебных процедур, оценке результата. Данные этапы являются фактически циклическим алгоритмом действий учителя: цель — процедура — результат. При этом роль процедуры выполняет конкретный акт обучения, который — исследователь специально это подчеркивает — неправомерно отождествляется с обучением в целом. Он обращает внимание на то, что из технологического процесса выпадает такой важный компонент, как эмоционально-личностное взаимодействие учителя с учениками, которое в отечественной дидактике рассматривают как одну из важных сторон обучения. М. В. Кларин утверждает, что технологический подход потенциально может быть распространен и на развивающие и воспитательные аспекты учебно-воспитательного процесса, что особенно важно (с нашей точки зрения) для системы дошкольного воспитания. Педагогическая технология, по его мнению, как бы снимает различия между обучением и воспитанием.
В.П.Беспалько, определяя педагогическую технологию как содержательную технику реализации учебно-воспитательного процесса, выделяет ее конкретные материальные носители — учебники, методики обучения, самого учителя и его деятельность. Он приходит к выводу, что перспективная педагогическая технология — это результат специального проектирования и экспериментального доведения ее до оптимального состояния.
Таким образом, анализ литературы позволяет определить основные теоретические положения, касающиеся феномена педагогической технологии, и сделать выводы применительно к проблеме экологического воспитания дошкольников.
Педагогическая технология — это система методических мероприятий воспитательно-образовательного процесса, которая спланирована, на весь учебный год и представлена в подробном описании, что позволяет многократно воспроизводить ее разными педагогами и в разных условиях образовательного пространства.
Важной особенностью любой педагогической технологии является ее соотнесенность с конкретной концепцией или программой. Функция технологии — представить развернутую систему воспитательно-образовательных мероприятий, которые реализуют на протяжении учебного года все их ведущие идеи, а на выходе (в конце учебного года) обеспечивают результат — повышение уровня образованности и воспитанности детей.
В дошкольной педагогике примером развернутой педагогической технологии является система Н.М.Крыловой и В.Т.Ивановой «Детский сад — дом радости». Цель этой системы состоит и том, чтобы развить в каждом дошкольнике индивидуальность его личности, общественную ее направленность. Н.М.Крылова рассматривает своеобразие форм организации педагогического процесса как главное условие достижения поставленной цели.
Исследователь не называет разработанную педагогическую систему «Детский сад — дом радости» педагогической технологией, тем не менее она обладает всеми ее характеристиками. «Методика воспитательно-образовательной работы, — пишет Н.М. Крылова, — понимается нами как педагогическая система, включающая во взаимосвязи следующие компоненты: цель, программу, средства, методы, формы, условия, результат» [25. — С. 9].
В этой системе представлено и планирование в виде подневного сценария — подробно описаны воспитательно-образовательных мероприятия с группой в целом, подгруппами детей и индивидуально не только на каждый месяц, неделю, день, но и на все режимные моменты с утра до вечера. По мнению исследователя, такой план-сценарий в практике работы детского сада должен обеспечить воспитанию результат развития детей в соответствии с научными данными.
Результаты многолетнего внедрения данной психолого-педагогической технологии в практику большого количества детских садов показывает: тогда, когда воспитатели осмысленно относятся к технологии (понимают научно обоснованные цели, задачи программы, методы ее реализации) и жестко ее выполняют, дети достигают высоких индивидуально-личностных результатов в развитии.
Практика также показывает, что выполнение данной технологии требует от воспитателя высокого уровня педагогического профессионализма, специальной подготовки и определенных личностных качеств, обеспечивающих выполнение всей педагогической системы на должном уровне. Нет сомнения, технологическое обеспечение — это важнейший атрибут любой программы, но нужны еще поиск и исследования для определения оптимальных параметров в построении педагогических технологий, в которых учитывались бы не только психология, но и типичные ситуации в жизнедеятельности детско-взрослого коллектива ДОУ.