Формирование у детей отношения к природе в процессе
Совместной деятельности в экологоразвивающей среде
Детского сада
Осознанно-правильное отношение к природе, являющееся стержнем экологической культуры, строится на понимании связи растений и животных с внешними условиями, их приспособленности к среде обитания; осознании специфики живого и его самоценности, зависимости жизни от воздействия факторов внешней среды, деятельности человека; понимании изначальной красоты явлений природы, живых существ, если их развитие происходит в полноценных естественных или специально созданных условия.
Исходным звеном воспитания осознанно-правильного отношения дошкольников к природе является система конкретных знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы: многообразие видов, их приспособленность к среде обитания, изменения в процессе роста и развития, жизнь в сообществах.
Каким же образом метод совместной деятельности по созданию условий для растений и животных, которую осуществляют воспитатель и дети в зеленой зоне детского сада, формирует отношение к природе?
Прежде всего, отношение складывается на основе тех конкретных пояснений, которые дети получают от воспитателя по каждой ситуации. Дети узнают, что растения надо поливать, а животных кормить, они узнают, что каждый из обитателей получает свой, совершенно определенный, корм. В эти пояснения воспитатель вкладывает конкретные, небольшого объема программные знания, многократно их повторяя в сходных ситуациях.
Для формирования отношения словесного пояснения недостаточно, поэтому воспитатель на глазах у детей проделывает практически все то, что он обозначил словом. Действие и слово дополняют друг друга — это два приема, которые сливаются в единый педагогический акт и выступают как образец взаимодействия человека с природой на конкретном примере обитателей живого уголка. Со слов дети узнают, что перед ними живые существа, у которых есть потребности в определенных условиях. Трудовые действия взрослого и дошкольников восполняют те факторы внеш-
ней среды, которых не хватает в данный момент. Воспитатель показывает хорошее состояние обитателей уголка, что и является подтверждением — все необходимое для жизни имеется.
Влияние на становление правильного отношения детей к природе оказывает интонация. Мягкая, ласковая, сочувствующая интонация выражает отношение самого воспитателя и служит для детей примером проявления чувств и заботы о питомцах уголка природы.
Например, пригласив двух-трех детей из младших групп участвовать в поливе комнатных растений, воспитатель говорит примерно следующее: «Пойдемте со мной к окну, посмотрим на наши растения, поговорим с ними и польем их. (Подошли к окну.) Здравствуйте, цветочки! Как вы себя чувствуете? Не замерзли, не засохли? Нет, все в порядке — вы зеленые, красивые. Посмотрите, какие хорошие у нас растения, как приятно на них глядеть! (Трогает землю в горшке.) Сухая земля, а им нужна вода — они живые, без воды засохнут! Польем их». Воспитатель дает каждому ребенку в руки леечку, в которой налито немного воды, поливает все сам, приговаривая: «Огонек, мы нальем в твой горшок воды, пей, сколько хочешь и расти дальше — мы будем тобой любоваться!» Участие детей в этой совместной деятельности заключается в том, что они слушают речь воспитателя, наблюдают его действия, держат лейки, подают и принимают их, вместе наполняют их водойи ставят на место. Воспитатель на глазах у ребят и вместе с ними заботится о растениях — это и есть образец взаимодействия с природой. Обучение малышей как дидактическая задача не стоит на первом плане, оно получается само собой, естественно, в процессе совместной практической деятельности.
Другой пример (при обучении старших дошкольников дежурству в уголке природы): «Ребята, сначала давайте посмотрим на нашу канарейку — не заболела ли она, не произошло ли чего-нибудь плохого с ней за выходные дни. Все может случиться – фрамуга откроется, а на улице зима, воздух холодный. Что будет тогда? Конечно, птичка заболеет простудой или воспалением легких, может умереть. (Осматривает ее и приговаривает.) Канарейка хорошо себя чувствует: не нахохлилась, скачет по жердочке — все в порядке. Теперь мы с вами посмотрим, что у нее в клетке, — что надо сменить, что вымыть, чего ей не хватает. Мы ее любим, сделаем все, чтобы было ей хорошо». Воспитатель осматривает клетку и поясняет: «Песок на дне весь в мусоре — просеем его, чтобы было чисто. Вода в поилке грязная, и ее мало — нальем свежей. Зерна в кормушке, совсем не осталось — насыплем нового, еще потрем ей морковки, она давно не ела витаминов». И только после того воспитатель вместе с детьми начинает выполнять трудовые операции. Далее, по ходу совместных действий: «Дети, теперь мы достаем из клетки поилку, кормушку — смотрите, как я делаю
это осторожно, спокойно и медленно, чтобы не напугать птичку, чтобы ей не было страшно от наших резких движений». И далее: «Теперь выдвинем поддон, поставим его на столик и будет просеивать песок: соберем его совком в кучку, рядом поставим сито, переложим совком в него всю кучку и легко просеем. Смотрите, чистый песок оказался на поддоне, а весь мусор в сите. Разровняем песок и снова осторожно поставим поддон в клетку». И т.д.
Таким образом, метод совместной деятельности по созданию условий для живых существ в экологоразвивающей среде наполняется конкретными и адекватными педагогической ситуации приемами. Эти приемы в совокупности формируют у детей определенный круг представлений о природе и отношение к ней. Прочность сложившихся знаний и отношения зависит от объема педагогического воздействия, а именно того, сколько раз в течение учебного года каждый ребенок вместе с воспитателем трудился и уголке природы и реально заботился о подопечных питомцах. Только неоднократное включение детей в совместную деятельность позволяет считать данный метод эффективным в экологическом воспитании дошкольников.
Контрольные вопросы
1. Как ведут себя дошкольники в новой обстановке? Каким образом используют предметную среду в своей деятельности?
2. Что такое экологический подход в создании развивающей эколого-педагогической среды в ДОУ?
3. Как правильно содержать животных в детском саду? Какое значение имеют растения в дошкольном учреждении? В чем заключается экологический подход в их содержании и выращивании?
4. Каким образом организуется совместная деятельность воспитателя и детей в уголке природы? Чем отличается совместная деятельность взрослого с детьми в разных возрастных группах?
5. Почему совместная деятельность в зоне природы ДОУ является методом экологического воспитания? Каким образом через совместную деятельность у детей воспитывается правильное отношение к природе?
СОДЕРЖАНИЕ НАБЛЮДЕНИЯ. ЕГО ЗНАЧЕНИИ ДЛЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ