Создание экологоразвивающей среды в ДОУ: экологический подход и педагогическая целесообразность

Экологический подход к содержанию животных и растений

Биоцентрический подход к методике воспитания дошкольников, ориентировка на биоэкологию и ее ведущие понятия выдвигают необходимость создания совершенно определенных условий для воспитания детей. Главная особенность этих условий — привнесение объектов живой природы в предметное окружение ребенка, в пространство его жизнедеятельности. Разнообразие растительного и животного мира на участке детского сада, правильная — с экологической точки зрения — организация зеленой зоны в помещении учреждения составляют развивающую экологическую среду, пригодную для воспитания детей.

Правильная организация зоны природы предполагает понимание

работниками дошкольных учреждений двух аспектов: экологического подхода к жизни растений и животных; педагогической целесообразности их привнесения в предметное окружение ребенка, т. е. понимание методики.

Специфическими чертами методики экологического воспитания дошкольников являются: непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой, животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, сказки, картины, беседы и т. д.) имеет второстепенное значение: его задача — расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы. Становится ясной та роль, которая отводится в экологическом воспитании созданию зоны природы: рядом с ребенком должны быть сами объекты природы, проживающие в нормальных (с экологической точки зрения) условиях, которые должны в полной мере соответствовать потребностям и эволюционно сложившейся приспособ-

ленности живых организмов, что наглядно демонстрируется особенностями их строения и функционирования.

Экологическая среда в детском саду — это прежде всего конкретные отдельно взятые животные и растения, которые надолго поселились в учреждении и находятся под опекой коллектива взрослых и детей.

Решающее значение имеет знание воспитателем и другими со­трудниками детского сада экологических особенностей каждого объекта природы — его потребностей в тех или иных факторах внешней среды, условий, при которых он хорошо себя чувствует и развивается.

В дошкольном учреждении могут находиться любые животные и растения, если они:

безопасны для жизни и здоровья детей и взрослых (недопустимы ядовитые и колючие растения, агрессивные и непредсказуе­мые в своем поведении животные):

неприхотливы, т. е. не требуют специального содержания и ухода: в детском учреждении главное внимание уделяется ребенку, растения и животные выступают тут как средство воспитания и предметная среда его жизни, поэтому уход за растениями и животными не должен отнимать у воспитателя много времени, сил и внимания.

Четкое соблюдение подхода к оборудованию зоны природы в детских садах позволит детям увидеть:

неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней средой;

морфофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания;

появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы;

специфику живого организма (растительного, животного), егоотличие от предметов;

многообразие живых организмов и разные способы их взаимодействия со средой.

Рассмотрим пример.

Самый распространенный объект в детском саду — это аквариум с рыбками. Детей любого возраста можно привлечь к наблюдению за водными обитателями, уходу за ними. Правильно подобранный, оформленный и заселенный аквариум — это модель природного водоема, миниэкосистема, в которой все компоненты (вода, освещение, растения, животные и пр.) находятся в нужном соотношении и создают экологическое равновесие.

Главное условие создания такой миниэкосистемы — большой аквариум вместимостью 60—100 л. В комнате природы, холле, зимнем саду или в другом специально отведенном месте может быть установлен аквариум еще больших размеров — на 150 — 500 л. Следует помнить: чем больше аквариум, тем быстрее создается в нем равновесие, тем легче оно под-

держивается. В большом объеме воды рыбы (например, золотые) про­должают расти и достигают крупных размеров.

Аквариум с водой нельзя двигать: образуются перекос каркасов и стенок, трещины в швах — может появиться течь. Именно поэтому сначала тщательно выбирается место, устанавливается прочная подставка, а затем на нее помещается проверенный, подготовленный аквариум, готовый для зарядки.

Чистота воды, здоровье рыб в большой степени зависят от грунта. Аквариум — модель пресноводного водоема, поэтому и грунт должен быть соответствующим. Морские камни и ракушки для этой цели не подходят. Самый хороший грунт — речной: крупный песок или мелкая галька. Мелкий карьерный песок (который используется в песочницах) для аквариума не годится: в нем много грязи и глины. Очень важно, чтобы грунт с самого начала был тщательно промыт.

Сверху аквариум плотно прикрывают стеклом. В этом случае вода меньше испаряется, не пылится, не покрывается пленкой. Для рыб достаточно той прослойки воздуха, которая имеется между водой и стеклом. Покровное стекло должно состоять из двух частей — основной, закрывающей почти весь аквариум, и дополнительной полоски из оргстекла, которая прикрывает тот край аквариума, где располагается кормушка. Эту полоску легко и безопасно дети могут самостоятельно снимать во время кормления рыб и затем ставить на место.

Освещение — существенный компонент для налаживания равновесия в аквариуме. Его избыток ведет к бурному развитию зелени (расте­ния, водоросли), что в итоге становится помехой для рыб. При недостат­ке освещения растения развиваются плохо, буреют, вытягиваются: вода становится беднее кислородом, затрудняется дыхание рыб.

На каждом аквариуме обязательно должны быть установлены рефлекторы (один или два) — они дают возможность регулировать степень

освещенности. Рефлекторы с лампами по 25 В включают в пасмурные дни в любое время года, утром и вечером в осенне-зимний период, когда световой день становится коротким, днем — во всех случаях, когда растениям не хватает света. Освещение делает аквариум красным и создает хорошие условия для наблюдений.

В декоративных целях (для украшения аквариума) используются речные камни и коряги. Морские раковины, гроты — это искусственная бутафория, которая лишь отвлекает внимание детей. Камни и коряги должны быть чисто вымыты. Коряги, взятые из земли, следует выварить в соленой воде, чтобы удалить из них множество вредных бактерий. Оформлять аквариум рекомендуется растениями одного-двух видов. Это выглядит естественнее, чем беспорядочное переплетение различных растений. Спланировать посадку можно по-разному, но с учетом ряда общих правил. Растения крупные с длинными листьями сажают на заднем и среднем планах, растения мелкие — ближе к переднему стеклу. Пространство непосредственно у переднего стекла и центр аквариума оставляют свободными. Крупные растения, например амазонку, сажают поодиночке, а роголистник, людвигию, гигрофилу располагают близко друг к другу, чтобы они образовали куст.

Аквариум не следует перенаселять — это одно из главных условий для

нормальной жизни его обитателей. Желательно придерживаться следую-

щей нормы: в 60-литровом аквариуме могут жить либо 1—2 крупные рыбы (например, золотые), либо 15—18 небольших рыбок (типа гуппи, меченосцев).

Правильно заряженный и заселенный аквариум, в котором сложи­лось равновесие, — красивое зрелище; главное — в гармонично разви­той экосистеме хорошо себя чувствуют все живые существа. В таком ак­вариуме прозрачная вода, зеленые кустистые растения, слегка покры­тые зеленым налетом стенки, камни и коряги, рыбы здоровы, спокойно плавают, не глотают судорожно воздух с поверхности. Такой аквариум требует немного внимания, а хорошее его состояние сохраняется годами. Генеральную уборку, когда сливают воду, моют грунт, можно производить один раз в год и даже реже.

Кроме самых общих требований к оформлению, которые обеспечи­вают равновесие в аквариуме, необходимо еще учесть видовой состав его обитателей, что требует создания разных условий. Это очень важный момент. Экологическое воспитание дошкольников посредством правильно оформленных аквариумов как раз и заключается в том, чтобы показать детям своеобразие строения и поведения водных обитателей, их приспособленность к разным условиям водной среды.

Аналогичный — экологический — подход осуществляется и при содержании птиц (большое воздушное пространство, песок на дне, разнообразные корма, включающие витаминные и минеральные продукты, постоянно чистая вода, общение с человеком), черепах (разнообразные корма и зелень, обогрев, песчаная подстилка — для сухопутной, водоем с берегом, обогрев, разнообразный рыбно-мясной корм, в том числе и живой, — для водной), морских свинок и хомяков и всех других животных.

Уход за растениями, которые имеются в каждом дошкольном учреждении, также проводится с экологических позиций.

Главными факторами, определяющими жизнь растений, их рост и развитие, являются свет, влага, тепло, питательная почва, воздух, причем свет — самый главный фактор: он позволяет осуществиться фотосинтезу — процессу жизнедеятельности, при котором зеленое растение лучистую энергию солнца превращает в органические соединения. Пигментные (зеленые) зерна листьев — хлорофилл — на свету обеспечивают соединение углекислого газа и воды, в результате чего образуются углеводы — органические вещества, являющиеся основной пищей растений. Именно поэтому в процессе эволюции у них выработалась способность поворачивать листовые пластинки к источнику света, приближая их к перпендикулярному положению относительно максимального потока лучей.

В помещении естественный свет всегда является боковым: он поступает из окна. В этом случае имеет значение ориентация окон на ту или другую сторону света. Южные окна имеют больше всего света – они открыты солнцу 6 — 9 часов в течение дня. Восточные и западные окна пропускают меньше света — 3—4 часа в день. В восточные окна солнце светит с утра, в западные — вечером. В северные окна солнце не попада-

ет, на их подоконниках бывает ровный, одинаковой интенсивности свет в течение всего дня. Освещенность помещения зависит также от наружного затенения — близко расположенных здания, забора, густого озеленения.

Доказано, что ритм роста и развития комнатных растений зависит от светового режима помещения и их экологического происхождения. Тене­выносливые экземпляры растут при освещенности 700—1000 люксов, по­кой у них наступает при 140 люксах; светолюбивым требуется 1500 — 5000 люксов, их рост останавливается при 700 люксах. Благоприятным обсто­ятельством является то, что освещенность помещения можно регулиро­вать лампами дневного света — усилить световой поток, увеличить продолжительность освещения.

Для комнатных растений имеют значение температура и влажность помещения. В начале осени температура колеблется от 13 до 18 С, вклю­чение отопления повышает ее до 22 С. В летнее время температура, как правило, бывает 22 —28°С. В целом эти колебания температуры приемлемы для нормальной жизнедеятельности комнатных растений. Однако следует учитывать, что в разных местах помещения температура быва­ет неодинаковой: на подоконнике она ниже на 3 — 4°, вблизи радиатора, наоборот, — на 3°С и более выше. Она ниже в тех местах, где открывается фрамуга для проветривания помещения. Имеет значение и природа самих растений: тропическим растениям тепло необходимо круглый год, они плохо переносят перепады температуры; субтропи­ческим, наоборот, в зимнее время (период покоя) необходимо пони­жение температуры на 3 — 5°С.

Оптимальная влажность для нормального протекания фотосинтеза в

растениях составляет 50 — 80%, что в целом соответствует состоянию помещений ДОУ. В ряде случаев, при сильном отоплении, резко повышается температура воздуха и уменьшается его влажность до 25 — 30%, что пригодно лишь для засухоустойчивых растений. В этом случае требуется искусственное увлажнение воздуха. Это можно сделать по-разному: развешивать мокрую ткань в подходящих местах, ставить около растений широкие сосуды с водой, чаще их опрыскивать. Самым хорошим спосо­бом увлажнения воздуха является включение комнатного фонтана.

При планировании озеленения помещений детского сада в целом или отдельной группы необходимо учесть микроклимат конкретных мест, пригодных для растений. Это можно сделать приблизительно или очень точно – с помощью специальных приборов: компас позволяет определить ориентацию мест на стороны света, термометр — перепады температуры в разные сезоны, психрометр — степень влажности, а люксметр —

освещенность и ее изменения в зависимости от сезона, погоды и стороны света. Можно даже составить специальную карту помещений с параметрами микроклимата.

Экологически значимым фактором для комнатных растений является

почва: различные виды требуют различной почвы, ее специально составляют из разных компонентов природной почвы. Главными из них являются следующие. Дерновая земля — это перепревавшие в течение года

пласты дерна (травы вместе с почвой) с луга. Бывает легкая и тяжелая дерновая земля: в легкой преобладают перегнившие растения, в тяжелой – глина. Листовая земля получается через 2 — 3 года из сложенных в кучу опавших листьев яблонь, груш, клена, тополя, вяза, липы (кроме




листьев дуба, ивы и каштана), которые время от времени перелопачивают. В этом случае образуется рыхлая, легкая, но малопитательная земля. Хвойная земля бывает под хвойными деревьями, она кислая, потому что состоит из полусгнившей хвои. Торфяная земля — это темно-бурая масса, образующаяся в болотах и высыхающих водоемах, состоит из ос­татков полусгнивших растений. Ее можно собрать в низинах и выдержать 1,5 — 2 года. Это рыхлая (легкая), питательная и влагоемкая земля, но может быстро пересыхать. Перегной, перепревавший в течение 2 лет в куче, коровий или конский навоз вместе с соломенной подстилкой — самая питательная земля, которая содержит все необходимые микро- и макроэлементы. Песок хорошо пропускает влагу, создает рыхлость поч­вы, но не имеет питательных веществ, его обязательно добавляют в почвенные смеси для того, чтобы вода не застаивалась и корни могли дышать воздухом.

Экологически значимыми для жизнедеятельности, роста и развития растений почвенными факторами являются питательные вещества, вода и воздух. Питательные вещества разделяются на макроэлементы (азот, фосфор, калий, кальций, магний, железо) и микроэлементы (бор, медь, цинк, молибден, марганец, кобальт). Первых надо больше, вторых меньше. Все эти элементы вместе или отдельно содержатся в удобрениях, которые выпускаются промышленностью и продаются в специализированных магазинах («Природа», «Семена» и др.). Обычно здоровые растения удобряют в период их активного роста (весной и летом), больные и только что пересаженные растения подкармливать нельзя. Удобрения добавляют в растворенном виде после полива и в полном соответствии с инструкцией. Молодым растениям больше дают азота — он необходим для роста. С возрастом их подкармливают фосфорным и калийным удобрением: фосфор нужен для нормального развития (цветение, плодоношение); калий хорошо регулирует обмен веществ, поступление воды в клетки организма; кальций способствует нормальному развитию корневой системы. Хорошие результаты получаются при слабой и частой подкормке (1,5 — 2 г удобрения на 1 л воды) растений; редкая и концентрированная подкормка менее эффективна.

Очень важно, экологически значимо снабжение растений водой – от умелого и своевременного полива и опрыскивания зависят их рост и фазы развития. Земля в горшках должна быть умеренно влажной, нельзя допускать как ее пересушивания, так и переувлажнения — и то, и другоеможет привести к гибели растительные организмы. Редкий и недостаточный полив вызывает пересыхание тонких и нежных корневых волосков, через которые и происходит всасывание влаги и питательных веществ. Избыточный и частый полив ведет к их загниванию. Кроме того, в этом случае растение недополучает кислорода: все свободное пространство в горшке занято водой. Существуют некоторые общие правила полива всех растений: в сухом и жарком помещении — независимо от сезона и периода развития растения поливают чаще, чем в прохладном; в пасмурную погоду — реже, чем в солнечную; летом — обильнее, чем зимой; во время вегетативного роста, цветения — больше, чем в период покоя; растения в маленьком горшке поливают чаще, чем в крупном: земля в нем пересыхает быстрее; молодые, сильные и здоровые растения поливают обильнее, чем слабые и болезненные.

В целом можно иметь в виду следующее: полив нужен, если земля пересохла сверху на 1 — 1,5 см, что устанавливается практическим путем. При поливе вода должна смочить весь ком земли и пролиться на поддон. Вода для полива должна быть отстоянной и комнатной температуры (во время цветения — чуть выше). Полезна дождевая или талая снеговая вода — она мягче водопроводной.

Еще один экологический фактор жизнедеятельности комнатных рас­тений — воздушный режим. Для большинства растений нужен свежий, чистый и не очень сухой воздух — они дышат всеми своими органами, в том числе и корнями. Сухой воздух тормозит процесс фотосинтеза: усть­ица на листьях растений закрываются, чтобы не было лишнего испаре­ния влаги, углекислый газ поступает в меньших количествах, обмен ве­ществ сокращается — рост и развитие растения замедляются или вовсе останавливаются. Помещение следует проветривать, воздух увлажнять, при этом не допускать попадания на растения холодных токов из фрамуги (форточки). Корни хорошо могут дышать, если горшок глиняный (имеет поры) и земля в нем рыхлая.

Последний, экологически значимый фактор для нормальной жизнедеятельности комнатных растений — это человеческий фактор. Практикой комнатного цветоводства давно уже замечено, что растения хорошо себя чувствуют, развиваются в тех случаях, когда между людьми складываются благоприятные взаимоотношения, в помещении спокойная обстановка, с растениями общаются — часто подходят и смотрят на них, лю6уются, говорят им приятные слова. Механизм воздействия на растения в этом случае до конца еще не установлен, но положительный ре­зультат очевиден.

Экологически правильное содержание комнатных растений не может быть осуществлено без знания их биологических потребностей и происхождения, мест их природного обитания. Эти сведения можно почерпнуть из специальной литературы, посвященной комнатному цветоводству.

В качестве примера можно взять бальзамин (огонек, недотрога, Ванька-мокрый). Его родина — тропическая Африка; значит, он любит влагу (в почве и воздухе), свет, тепло. В комнатных условиях, если имеются именно такие условия, он хорошо растет. И еще: он не любит тесноту — его периодически надо обрезать, обновлять.

Присутствие комнатных растений в помещении детского сада важно с разных точек зрения для детей и взрослых, пребывающих в нем достаточно длительное время. Растения являются предметной средой людей и поэтому оказывают влияние на их состояние и самочувствие. С помощью растений можно улучшить психологический климат и гигиеническую среду в группе. В этом случае имеют значение правильный подбор, расстановка и распределение их в пространстве помещения.

Прежде всего положительным психологическим фактором является красота растений: насыщенная окраска листьев, яркий рисунок на них, сочность и упругость стеблей и других частей растения, хорошая кустистость, облиственность, отсутствие голых участков, сухих листьев одновременно служат признаками красоты и показателями хорошего состояния растений. Их самочувствие и красота находятся в прямой зависимости от условий, в которых они произрастают. В любой возрастной группе могут находиться любые безопасные для детей растения, но обязательно

в ухоженном состоянии. В этом случае обеспечиваются не только красо­та, но и наибольшая вероятность их зацветания, что, в свою очередь, создает еще большую их привлекательность, повышает эстетику жиз­ненного пространства.

Красота помещения создается не только внешним обликом, но и рас­положением растений, их рассредоточенностью в пространстве или объе­динением в композиции. Размещая растения в интерьере, надо иметь в виду несколько простых правил фитодизайна. Красивы все растения, поэтому их целесообразно ставить на некотором расстоянии друг от дру­га — так им легко дышать и расти, а детям — легко наблюдать и ухажи­вать. Есть растения, которые особенно чувствительны к жизненному про­странству: они хорошо себя чувствуют, красиво выглядят лишь тогда, когда их никто не трогает, не стесняет. Поэтому на подоконнике может стоять всего несколько растений на значительном расстоянии друг от друга. К тому же не должно быть низко висящего тюля, который препят­ствует обмену воздуха, общению детей с растениями.

Красота интерьера создается тем, что растения рассредоточиваются в вертикальном и горизонтальном пространстве. По горизонтали растения легко распределить при двустороннем естественном освещении помещения, учитывая, что многие из них нуждаются в притенении, являются теневыносливыми. Их можно расположить в глубине помещения на расстоянии 1 — 1,5 м от окна. Вертикальное распределение предусматривает устройство растений на однотонно окрашенных стенах, перпендикулярных окну, на подоконнике и на полу. В первом случае это красивые ампельные растения (сциндапсус, ройциссус, плющ и др.), расположенные на уровне глаз взрослого человека (или несколько выше), в последнем — это напольные растения (китайский розан, фикус и др.), расположенные в спокойных и достаточно освещенных местах. В таком «зеленом садике» дети могут отдыхать — сидеть на мягкой мебели, рисовать, рассматривать книги, играть в настольные игры. Дети привыкают к растениям, осторожно с ними обращаются, глаза их часто отдыхают на зелени. Распределение красивых, ухоженных растений в пространстве улучшает микроклимат в группе, сохраняет психическое здоровье детей и взрослых, работающих с ними.

Достижением фитодизайна является создание композиций из растений, которые не боятся соседства друг с другом и нуждаются в сходных условиях. Композиции могут быть созданы в торшерах, напольных и настольных ящиках, на декоративных столиках и подставках, настенных полочках. Их могут объединять специально подготовленное небольшое бревно, группа пней или крупная красивая коряга. Привлекательность композиции создает сочетание растений, разных по форме и окраске, с прямостоячими и ползучими стеблями, с крупными и мелкими листьями, поднимающиеся вверх и свешивающиеся. Композиции растений благотворно действуют на здоровье и эмоции человека: снимают стресс, вызывают радость, на них отдыхает взгляд. Рядом с напольной композицией неплохо поставить небольшое кресло, декоративную скамейку, на которые может присесть взрослый, куда можно посадить для успокоения (вместо наказания) разбаловавшегося ребенка. В книгах по комнатному цветоводству дается много примеров различных композиций, этими рекомендациями может воспользоваться любой воспитатель.

Комнатные растения улучшают жизненную среду человека тем, что положительно влияют на состав воздуха в помещении: смягчают его сухость — листья испаряют влагу, что особенно важно в отопительный сезон, создают свежесть и приятную прохладу; очищают воздух от пыли (в помещении ее почти в 20 раз больше, чем под открытым небом). Это особенно значимо для детского сада, где много детей много двигаются. Но самое большое оздоравливающее значение комнатных растений в том, что они обогащают воздух кислородом — именно днем (на свету), когда присутствуют дети, они поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

В последнее время специалисты все больше обращают внимание на медицинские параметры комнатных растений — лечебное значение соков, отваров, примочек и других лекарств, приготовленных из них. Всем известны, например, прекрасные лечебные свойства столетника (алоэ древовидного). Для группы детского сада имеют значение растения, выделяющие фитонциды, — легкие органические вещества, обладающие бакте­рицидными свойствами, что способствует разрушению патогенных организмов воздуха. Известно, что дети очень чувствительны к различной инфекции, часто бывают носителями и распространителями разных бактерий (например, те, которые кашляют или с насморком). Присутствие растений, обладающих фитонцидными свойствами, позволяет улучшить воздушную среду помещения группы. К таким растениям относятся разные виды пеларгоний (герани), многие суккуленты (алоэ, толстянки) и др.

Существенное значение имеют растения, поглощающие вредные вещества и газы, выделяемые разнообразными синтетическими материалами, из которых сделаны предметы быта (пластмассовые изделия, ков­ровые покрытия, мебель из ДСП, линолеум и пр.). Известно, что все эти
вещества вредно действуют на здоровье, могут вызывать аллергию и другие заболевания. Именно поэтому так важны растения, способные поглощать вредные летучие вещества. К ним относится хлорофитум хохлатый – неприхотливое растение, имеющееся в каждом детском саду. Для
очистки воздуха помещения группы (достаточно большого) нужно не
менее двух растений.

Таким образом, комнатные растения выполняют важную средообразующую функцию в экологии человека — улучшают гигиенические и эстетические параметры его предметной среды в помещении.

Наши рекомендации