Роль гос-ва и трансформация его функций при переходе к УР.

Опыт развитых стран с рын. эк-кой (США, Германии и др. стран ЕС) показывает, что роль гос-ва и его вмеш-во в экон. процессы не уменьш-ся, а напротив, усиливаются, особенно в тех сферах, где рын. мех-зм не может функц. нормально без создания определенных условий.

Осн. функц. гос-ва:

Ø создание действенной правовой с-мы;

Ø обеспеч. нац-й безопасности, правопорядка;

Ø ООС;

Ø соц. защита нас-я (пенс. обесп-е, мед. страхование);

Ø достиж-е соц. справ-ти с пом. соц. программ, напр-х на оптимальное сокращ.разницы в д-х гр-н;

Ø фин-ие всеобщего начального и ср. образ-я;

Ø сохр-е нац. к-ры;

Ø рег-ие де-ти ест-ных монополий;

Ø формулирование целей развития и координация усилий всех членов общ-ва, напр-х на достиж. этих целей;

Ø создание здоровой среды для рын. конкур. в частном секторе;

Ø обесп. доступа нас. к необх. для развития общ-ва знаниям и инфе.

Гос. пол-ка РБ перех. п-да обусл-на задачами трансформац. рын. преобразований. Их цель – приведение в действие глубинных и долговр-х мех-змов реформ-ния эк-ки, напр. на оживление дел. активности, стим-ие научно-техн-го прогресса, укрепление соц. базы развития.

Осн. задачи гос. пол-ки РБ переходного периода:

· активное участие гос-ва в форм-нии мех-зма реформ-ния эк-ки;

· стим-ие деловой, в т.ч. инвестиц-й, активности в реальном секторе эк-ки независимо от форм соб-ти и типов хоз-я;

· усиление внимания к соц. аспектам реформы, введ. в с-му регулирования соц. инд-ров.

В гос. пол-ке РБ в кач. ключ-х рассм-ся соц-е цели:

· кач. и прод-сть жизни нас-я;

· защита и улучш. среды обитания людей;

· соц. гарантии и соц. справедливость;

· сохр. и умнож. к-рных и дух-х ценностей с учетом традиций и нац-х особенностей страны

35. Ускорение структурных реформ и институц. преобразований в эк-ке

Главн. проблема бел. эк-ки сост-т в необх-ти повыш-я ее страновой конкурентосп-сти, понимаемой как спос-ть страны обеспеч-ть стабильно высокий относ-но др. стран ур-нь конечн. потребл-я и вал. накопл-я в расчете на душу нас-я.

Главн. причинами, сдерж-ми реал-ю конкур-х преимущ-в страны, явл-ся:

• низкие темпы процессов разгос-ния и приватизации как основы для роста инвестиций и использования предпринимательской энергии;

• недостаточно благоприятный инвестиционный климат, создающий риски как для отечественных, так и для зарубежных инвесторов:

• высокое налоговое давление на производителей, негативно воздействующее на расширенное воспроизводство;

• недостаточная макроэкономическая и финансовая стабильность, характеризующаяся еще существенным уровнем инфляции;

• неразвитость финансового рынка, недостаточная устойчивость и безопасностьбанковской системы;

•недост. эффективность инновационнойсистемы.

Основными факторами, сдерживающими развитие малого и среднего предпринимательства в Беларуси, являются:

• нестаб-сть и незаверш-сть норм-правовой базы развития предпринимательства;

• значит. число и сложность адм. барьеров (регистрация, лицензирование, сертификация, закрытие бизнеса и т. д.);

• выс. ур-нь налогообл-я, сложность налоговой сист. и множественность налогов, частые изм-я в налоговой и финансовой отч-сти, высокие социальные отчисления;

• частые проверки различных контролирующих органов;

• слабость с-мы фин. поддержки мал. и ср. бизнеса и сложность получения кредитов;

• недост-ное разв-е инфрастр-ры р-ка и низкий платежеспособный спрос.

Ф-ры обесп-я стаб. экон. роста и привл-я инвестиций:

- развитие фондового рынка;

- реформир-е бюдж. с-мы как основы для преобраз-ний в нал. сфере;

- актив-ция процессов банк-ва неэфф. собственников с целью фин. оздоровления эк-ки;

- развитие корпоративных стр-р и соверш-ние упр-я в них;

- введение механизма защиты прав собственности;

- реформирование сельского хозяйства и др.

36. Важнейш. напр-я соц. пол-ки, повыш-я ур-ня и кач-ва жизни нас-я

- Этапы социального развития:

- Первый этап(первая половина 90-х гг.) хар-лся патерналистской м-лью, кот. присуще жестк. регламент-е гос-вом повед-я чел-ка в соц. сфере и охват соц. защитой практич. всего нас-я. Среди осн. её недост-в – перекрестн. реал-я соц. программ, вызыв-я дублир-е соц. помощи, и неоправданно высокие (с т. зр. финн. возм-тей) расходы гос-ва на соц. сферу.

- На этом этапе соц. пол-ка в РБ, как и во многих др. странах с перех. эк-кой, была ориент-на преимущ-но на наращ-е уд. веса соц. расх-в. Возраст-е расх-в на соц. цели сопров-сь ростом числ-ти раб-ков отр-лей соц. сферы.

- Для перв. половины 90-х гг. были хар-ны рост безраб-цы, увел-е масштабов бедности, усил-е диффер-ции нас-я по ур-ню дох-в, разруш-е сис-мы соц. гарантий, сниж-е ожид. продолж-ти жизни при рождении.

- Важнейш. задачей в сфере соц. пол-ки становится сущ-е повыш-е ее эф-ти, концентр-я усилий на реш-и наиб. острых проблем, более рац-е использ-е финн. и мат-х рес-в.

- Второй этап разв-я соц. пол-ки сост-т переход от паттерн-й м-ли к адресной соц. защите. Такого рода переход сейчас осущ-ся в республике. Осн. чертами новой соц. м-ли явл-ся:

- - четкое определ-е ее приоритетов;

- - перенос акцента с наращ-я гос. инвест-й в соц. сферу на рац. их использ-е;

- - диффер-я соц. пол-ки гос-ва в отнош-и различн. групп нас-я;

- - выдел-е категорий дом. хоз-в, получ-х соц. помощь в завис-ти от нуждаемости;

- - переход от уравнит-го предоставл-я помощи к строго адресной;

- - определ-е и разгранич-е полном-й в реализ-и соц. пол-ки м\у различн. орг-ми и органами гос. управл-я, всеми ур-нями бюджетн. сис-мы.

- Формир-е адресной поддержки предпол-т введение целев. хар-ра в сис-ме распред-я и использ-я соц. трансфертов. Отсюда вытекает еще одна из осн. черт сист-го изм-я м-ли соц. пол-ки - ее «муниципализ-я». Это означ., что такая пол-ка д. сместиться по иерархии управл-я вниз к людям. Как показ. опыт зарубежн. стран, соц. защитой нас-я заним-ся преимущ-но местн. органы власти, что сущ-но повыш-т адресность соц. помощи.
37. Соверш-ие эко пол-ки и инст-ых отнош-й в сфере пр/польз-я

Для предотвр-я ухудш-я экол. ситуации и истощ-я прир. кап-ла страны необх. реал-ция целенаправл-й экол. пол-ки, определ-й как сов-ть экон., правов. и организ-х мер для поддерж-я спос-ти ОС удовл-ть потреб-ти наст. покол-я и не ставящих под угрозу удовл-е потребности буд. покол-й.

Осн. направл-я и пр-пы экол. пол-ки РБ в контексте УР определены Конституцией и соотв-ми зак-ми актами в этой обл.. РБ осущ-т разностор-е м\унар-е сотр-во по вопросам ОС и пр\польз-я, уч-ет в работе межправит-х орг-ций и органов, выполн-т свои обяз-ва по м\унар-м конвенциям, протоколам и соглаш-ям.

В Нац. сис-ме подтверж-я соотв-я РБ создана и дей-т сис-ма экол. сертиф-ии. Осущ-ся сертиф-я сис-м упр-я ООС на предпр-х страны на соотв-е м\унар-м ст-там ИСО серии 14000, что явл-ся предпосылкой для вхожд-я РБ в ВТО, а также важным шагом в расшир-ии зарубежн. р-ков сбыта отеч. прод-ии.

Вместе с тем, в стране имеют место серьезн. экол. проблемы, вызван. внутр. и внешн. ф-рами. В связи с этим главн. задача экол. пол-ки на ближ. годы – преодол-е негат-х проявл-й деэкологиз-ии пр-ва и обеспеч-е стабилиз-ии экол. ситуации в пр-се экон. роста.

В соотв-ии с Концепцией НСУР РБ на 2011-2025 годы (НСУР 2011-2025) основопол-ми пр-пами экол. пол-ки в прогноз-й п-д явл-ся:

- научн. обоснов-ть экол. пол-ки;

- сохр-е биоразнообразия как усл-я существ-я челов-ва;

- минимиз-я негат. возд-я на ОС в усл-х экон. роста;

- возмещ-е экол. затрат и компенс-я экол-экон-го ущерба;

- эколю «чистота» хоз-й деят-ти;

- максим-я утилиз-я отх-в пр-ва и потребл-я;

- активиз-я м\унар-го сотрудн-ва в реш-ии глоб. экол. проблем.


Наши рекомендации