Критерии, основные пар-ры и формализация УР.
1. пост. уст. эк. рост ВВП на душу населения
2. межрегиональное равенство, т.е. соотн-е доходов на душу населения м/у всеми регионами должно быть близким к тому, кот. существуют сегодня м/у странами ОЭСР
3. межпоколенное рав-во в обесп-ии исчерпаемыми энергоносителями
4. сниж. до min д\вр нагрузки на ОС, обесп-е совокупных выбросов СО2 к концу 21 в. не выше наст. ур-ня
Пути дост-я УР:
1. замедление естеств. прироста
2. сокрощение экол. и экон. неравенства м/у регионами
3. сокращ. темпов роста потр-я энергии (на 1% в год) при одновр. сниж. исп-я углеводородов в кач-ве энергоносителей (на 3% в год.)
4. соверш-е технологий для обп-я рент-сти исп-я низкокач. прир. рес-в и сохр-я соотн-я запасов к добыче прир. ископ.
5. сохранение этого ур-ня СО2 или его снижение.
6. исп-е альтернативных ист-в энергии
Критерии Экол. уст-сти:
1. простое воспр-во возобновл. прир. рес-в, что предполаг-т неуменьшение во вр. их кол-ва или сп-сти создавать биомассу
2. низкие темпы исчерпания запасов невозобн. прир. рес-в с перспективой их замены на др. некритичн. виды
3. мин-я отх-в на осн. внедр-я малоотх, рес\сбер-х тех-гий
4. непревыш-е современного ур-ня снижения загр-я ОС
Экол. критерий УР – уменьш. пр\емкости эк-ки и сокр-е уд. веса пр\эксплуатир. отр-лей (по V пр-ва и инвестиций)
Соц. критерий УР – огр-е потребности в тов. и усл. до ур-ня, сост-го ассимиляц. и репродукт. особенности биосферы
Инстит. ф-р – соотн-е гос. и частн. соб-ти на рес-ном р-ке, отвеч. треб-ям рац. пр\п-е и сниж. техноген. нагрузки на ПС.
Формула УР: , где L – труд, K – произв. капитал, N – прир. капитал, I – институц. фактор, t – ф-р времени
УР обесп-я если совок. капитал не уменьшается во t, а уменьшение N компенсируется ф-ми L,K.
Правило Хартвика: эк-ка должна реинвест. ренту от эксплуат. прир. рес-в в К, создаваемый чел., а не исп-ть ее т. для потр-я. Необх. усл-ем уст-ти явл-ся межврем. эфф-ть. В дальнейшем пр-ло Хартвика было расширено и сформул-но как требование сохранения совок. К общ-ва за счет инвестиров-я не только в произв. К, но и в чел. и природный.
27. Природоемкость экономических систем и устойчивое развитие
Выделяют 2 типа пр/емкости:
1. уд. расход прир. рес-в на ед. конечн. рез-та
, где Ln – коэфф. уд. затарт ПР, N – расход исп-х прир. рес-в
2. Удельные объемы загрязнений в расчете на ед. кон. рез-та
, z – объем загрязнений.
Отраслевая пр/емкость : , , где v – конечный продукт отрасли.
Для оценки эффект-сти экон. разв-я исп-я пок-ли прир. ресурсоотд: (О)
, где V – объем загрязнений на ед. рес-са.
28.Экстерналии – неучтенных внеш. эффекты ХД, некомпенсируемые воздействия одной стороны на другую. Возникают в случаях:
- д-я субъекта хоз-я непоср-но влияют на издержки и выгоды др. субъектов;
- внешние эффекты не находят полного отражения в рыночных ценах;
- пр-во /потреб-е т. и у. порождает некомпенс-е издержки у третьей стороны.
Экстерналии могут быть отрицат. (д-ть одной стороны вызывает издержки у других сторон) и положит. (приносит выгоды). От типа воздействий: темпоральные (временные, м/у поколениями), глобальные, межсекторальн.(Солигорск. рудники), межрегион.илокальн..
Пути интернализ-и вн. издержек: 1) создание институцион. мех-зма, заставл-го предпр-ля учитывать экол. ф-р в проц. принятия хоз. решений (прямое рег-е: зак., норм-вы, субсидии «загр-ль платит»). 2) платежи за загрязнение (пигувианский налог), рассч-ные на основе предельных природоохр затрат. 3) введение имущ. прав на ассимиляц. потенциал прир. среды и созд-е мех-зма последующего перераспр-я прав собст-ти. Экстерн. изд-ки превращаются в интернальные: либо польз-ль асс.потенциала платит собственнику, либо собственник сам исп-т асс. потенциал, экономя на издержках по борьбе с загрязнением , или получает доп. доходы от с/х, туризма и др.бизнеса, треб-го хор. качества природной среды.
Теорема Коуза: независимо от принадлежности права собственности свободные переговоры между заинтересованными сторонами могут привести к достижению экономически эффективного уровня загрязнения и применению оптим-го для загр-ля и жертвы загр-я вар-та.
Во многих сл. своб. рынок не способен самостоятельно решать эко проблемы. Для устранения провалов рынка необходимо гос. рег-е, реал-я природоохр. политики, учитыв-щей интересы всего общества.
29. Мониторинг УР, управление этим процессом, оценка эфф-ти исп-мых средств и ур-ня достижения поставленных целей требуют разработки соотв. пок-лей – индикаторов УР. Они играют важную роль в опр-и сост-я системы «природа-эк-ка-общ-во», открывает возможности коррекции этого сост-я.
Используемые сейчас для оценки развития трад. макроэк. пок-ли (ВВП, доход на душу населения), не учитывают экол. деградацию. Рост этих пок-лей м. происходить при техногенном природоемком развитии, что приводит к негат. эколог. последствиям.
Необх-ть в разработке индикаторов УР была отмечена в «Повестке дня на 21 век», принятой на Конференции Рио в 1992 г. Индикаторы УР должны служить для различных структур власти, лиц, принимающих решения, широкой общественности показателем экологического состояния мира, стран и регионов, происходящих в них процессов и тенденций развития. Они должны отвечать следующим условиям:
- обесп-ть возможность исп-я на макроур-не в нац. масштабе;
- сочетать экол., соц. и экон. аспекты;
- иметь однозначную интерпретацию для лиц, принимающих решения;
- иметь колич. выражение;
- опираться на имеющуюся систему нац. стат-ки и не требовать знач. затрат для сбора информации и расчетов;
- быть репрезентативными для международных сопоставлений;
- обесп-ь возможность оценки в динамике;
- быть немногочисленными (для удобства использования на практике).
Разработкой индикаторов УР зан-ся ООН, Всемирный Банк, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Европейская комиссия и т.д.
Характерны 2 напр-я работ: с одной стороны, предлагаются новые частные и спец. инд-ры, так что число их видов непрерывно растет; с другой, – делаются попытки поиска интегральных индикаторов и даже единого индикатора для оценки степени УР. Разработка индикаторов устойчивого развития является комплексной и дорогостоящей процедурой, требующей большого количества информации. Обилие индикаторов затрудняет их использование во многих странах в связи с отсутствием необходимых статистических данных.
30. Подиндикаторомпоним-сяпок-ль, позвол-й судить о сост-ии или изм-ии экон., соц. или экол. переменной.
Наряду с индик-ми для мон-га УР разраб-ся и прим-ся на практике индексы. Индекс – это агрегир-й или взвеш-й индик-р, основ-й на нескольких других индик-рах или данных. Использ-е индексов приемлемо там, где хорошо понятны причинно-следственные связи.
Индик-ры УР важны как инстр-т достиж-я целей УР и коррекции этого разв-я. Они также м. использ-ся для пл-ния и программ-я деят-ти по достиж-ю УР, разраб-ки инстр-тов гос. пол-ки в этой области.
Основными ф-ми индик-ров УР явл-ся:
1) обоснов-е приним-го реш-я с пом. колич-й оц-ки;
2) а-з измен-я в развитии;
3) выявл-е недостатков в природопользовании;
4) облегч-е доступа к инфо для разных категорий пользователей;
5) информир-е обществ-ти об определ-х экол. угрозах (коммуникат-я ф-я). Это часто мобилизует людей для самост-го принятия необх-х мер или обращ-я за помощью к представителям властей или частным компаниям.
Мировой опыт в обл. разраб-ки индик-ров УР показ-т, что сущ-т два подхода к их постр-ю:
1. постр-е с-мы индик-ров, кажд. из кот. отраж-т отдельн. аспекты УР. Чаще всего в рамках общей с-мы выдел-ся след. подс-мы пок-лей:
· экологические;
· экономические;
· социальные;
· институциональные.
2) постр-е интегрального, агрегированного индик-ра, на основе кот. м. судить о ст-ни устойч-ти соц-экон. разв-я. Агрегир-е обычно осущ-ся на основе трех групп пок-лей:
o эколого-экономических,
o эколого-социально-экономических,
o экологических.