Не экологических специальностей
учебно-методическое пособие
Севастополь
УДК 574(075.8)
К 715
М.А. Косовская, Н.В. Лямина
Практикум для изучения дисциплины экология : учебно-методическое пособие. – Севастополь : СевГУ, 2017. – 120 с.
Пособие включает методические указания по выполнению контрольной работы, вопросы итогового контроля и глоссарий основных понятий.
Методические указания по изучению дисциплины «Экология» составлены в соответствии с рабочей учебной программой курса. Они определяют порядок изучения программного материала и выполнение контрольных заданий.
Рецензенты: | д.г.н., профессорМахинов Алексей Николаевич,Институт водных и экологических проблем ДВО РАН, г. Хабаровск, Россия; |
д.х.н., профессор Щекатурина Татьяна Леонидовна, Институт ядерной энергии и промышленности, СевГУ, г. Севастополь, Россия |
Рекомендовано к печати
кафедрой «Радиоэкология и экологическая безопасность»,
Институт ядерной энергии и промышленности
ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»
© ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»
СОДЕРЖАНИЕ
Стр. | |||
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… | |||
РАЗДЕЛ 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ…………....................................................................... | |||
1.1. Общие методические указания……………………………….. | |||
1.2. Содержание дисциплины……………………………………… | |||
1.3. Рекомендуемая литература……………………………………. | |||
1.4. Указания к выполнению контрольной работы………………. | |||
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ НАПИСАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ………………………………………...... | |||
I. Задание № 1. Ответ на теоретический вопрос………………….. | |||
II. Задание № 2. Загрязнение атмосферного воздуха…...……….. | |||
2.1. Нормирование загрязнений атмосферного воздуха…. | |||
2.2. Пример решения задачи……………………………….. | |||
2.3. Задания для самостоятельного решения……………… | |||
III. Задание № 3. Оценка состояния поверхностных водоисточников…………………………………………………….. | |||
3.1. Загрязнение поверхностных водоисточников……….. | |||
3.2. Нормирование загрязняющих веществ поверхностных водоисточников……………………………. | |||
3.3. Пример решения задачи……………………………….. | |||
3.4. Задания для самостоятельного решения………………. | |||
IV. Задание № 4. Расчет выбросов загрязняющих веществ от промышленных предприятий…………………………………… | |||
4.1. Загрязнение атмосферного воздуха…………………… | |||
4.2. Пример решения задачи………………………………... | |||
4.3. Варианты задания № 4…………………………………. | |||
V. Задание № 5. Ущерб от загрязнения окружающей среды……. | |||
5.1. Ущерб от загрязнения окружающей среды…………… | |||
5.2. Расчет ущерба от загрязнения водной среды…………. | |||
5.3. Расчет ущерба от загрязнения воздушной среды…… | |||
5.4. Пример решения задачи……………………………….. | |||
5.5. Варианты заданий для самостоятельного решения….. | |||
ТИПОВЫЕ ВОПРОСЫ НА ЗАЧЕТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОЛОГИЯ»…………………………………………………………….. | |||
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ…………………………………. | |||
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ЭКОЛОГИИ…………………………….............. |
ВВЕДЕНИЕ
Возрастающее воздействие антропогенных факторов на биосферу Земли привело к возникновению глобальных экологических проблем, угрожающих благополучному существованию современной цивилизации. Общество не может отказаться от использования природных ресурсов, необходимых для удовлетворения жизненных потребностей, только для сохранения природы. Но одновременно усилия человечества должны быть направлены на то, чтобы через достижения научно-технического прогресса свести к минимуму отрицательные воздействия хозяйственно-производственной деятельности на биосферу.
Специалист в любой сфере деятельности должен обладать экологическими знаниями, понимать сущность современных проблем взаимодействия общества и природы, разбираться в причинной обусловленности возможных негативных воздействий хозяйственной деятельности на окружающую природную среду, уметь квалифицированно оценить характер, направленность и последствия влияния конкретной деятельности человека на природу, увязывая решение производственных задач с соблюдением соответствующих природоохранных требований, вырабатывать и осуществлять научно обоснованные решения экологических проблем
Наряду с наукой, именно экологическое образование должно стать самым приоритетным механизмом решения глобальных проблем цивилизации и перехода к устойчивому развитию.
Особое внимание в процессе изучения дисциплины должно уделяться вопросам применения полученных знаний, умению оценить степень антропогенного воздействия на среду и разработке комплексных экологических мероприятий, направленных на снижение или устранение этих воздействий, приведение в гармоничное состояние системы «человечество - окружающая среда».
Задачей изучения дисциплины является освоение понятий и основных законов экологии, приобретение запаса фундаментальных знаний и концептуальных основ современной экологии.
Овладение практическими навыками по экологии позволяет лучше усвоить материал, разобраться в вопросах прикладной экологии, а также дает возможность реализации научных исследований в самых разных областях экологии: экологического мониторинга загрязнения окружающей среды, агроэкологии, синэкологии и др.
Данное пособие включает методические указания по выполнению контрольной работы, вопросы итогового контроля и глоссарий основных понятий.
Дисциплина «Экология» является нормативной, формирующей мировоззрение студентов всех специальностей, поэтому студенты должны обладать достаточными знаниями в области:
ü теоретических основ экологии;
ü в вопросах прикладной экологии;
ü ориентироваться в политике экоразвития.
Дисциплина изучается в 1-м семестре. Курс рассчитан на 72 часа. В качестве текущего вида контроля запланирована 1 контрольная работа.
Методические указания по изучению дисциплины «Экология» составлены в соответствии с рабочей учебной программой курса. Они определяют порядок изучения программного материала и выполнение контрольных заданий.
Форма итогового контроля по дисциплине является недифференцированный зачет. К сдаче допускаются студенты, выполнившие контрольную работу на положительную оценку.
РАЗДЕЛ 1
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ