Вопрос № 62. Эколого-экономическое развитие в концепции устойчивости хозяйственных систем.
Устойчивое развитие – развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.
Устойчивое развитие – это развитие без роста. (Х.Дейли) наиболее удачное определение.
Устойчивое развитие – это такое улучшение качества жизни людей, которое сохраняет потенциальную емкость экологических систем, обеспечивающих жизнь. (ООН, ЮНЕП, ВВФ).
Необходимость сочетания экономики и экологии должна предполагать рациональность и эффективность природопользования в интересах формирования и функционирования социального государства, ставящего своими конституционными задачами обеспечение достойной жизни человека, благоприятные условия проживания настоящего и будущих поколений.
Рациональное использование природных ресурсов предполагает учет законов природы и потенциальных возможностей окружающей среды. Рационализм природопользования заключается в том, чтобы постоянно поддерживать такое состояние, когда возможны оптимальное потребление и воспроизводство природных ресурсов, когда не допускаются необратимые последствия для окружающей среды. Законом запрещается разработка и реализация народно-хозяйственных проектов, связанных с нарушением или разрушением высокопродуктивных естественных экологических систем и природного равновесия, неблагоприятными изменениями климата и озонового слоя Земли, уничтожение генетического фонда растений и животных, наступлением других необратимых последствий для здоровья человека, окружающей природной среды.
Принцип устойчивого развития признан многими развитыми странами, имеет международное звучание и приобретает все большее значение, аккумулируя многие подходы к охране окружающей среды. Основу принципа устойчивого развития представляет положение о необходимости постоянного восстановления потребляемых природных ресурсов, поддержания окружающей природной среды в таком состоянии, которое обеспечит экономические и иные аспекты жизнедеятельности людей, общества, всего человечества.
Рыночные механизмы в сочетании с мерами государственного регулирования должны сформировать экономические стимулы бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде для субъектов хозяйственной деятельности.
Направлением перехода России к устойчивому развитию являются:
- разработка системы стимулирования хозяйственной деятельности и установление ответственности за ее экологические результаты, при которых биосфера воспринимается уже не только как поставщик ресурсов, а как фундамент жизни, сохранение которого должно быть непременным условием функционирования социально-экономической системы и ее отдельных элементов.
- оценка хозяйственной емкости локальных и региональных экосистем страны, определение допустимого на них антропогенного воздействия; формирование эффективной системы пропаганды идей устойчивого развития.
Концепции устойчивости хозяйственных систем - обеспечение неубывающего во времени (от поколения к поколению) качества жизни людей и природного капитала.
Эколого-экономическое развитие связано относительно стоимостной оценки и интернализации внешних воздействий на окружающую среду.
На Конференции ООН 1992 г. в Рио-де-Жанейро: все участники признали необходимость перестройки экономики своих стран для смягчения глобального экологического кризиса.
Эколого-экономическое развитие предусматривает введение в практику 3 видов платежей:
а) плата за воспроизводство используемого ресурса (абсолютная рента)
б) ресурсная рента (сверхприбыль)
в) компенсационные платежи (за экономический ущерб, нанесенный природной среде и ресурсам)
Полученную ренту за пользование пр. ресурсами м. использовать для:
- развития и внедрения ресурсосберегающих и наукоемких технологий;
- осуществления системы мероприятий по охране качества окружающей среды (организация экологического мониторинга);
- проведения экологической экспертизы и экологического аудита правительственными и общественными органами;
- стимулирования экологического предпринимательства (осуществление процедур экологического страхования, реализация эколого-инновационных проектов);
- введения в систему бухгалтерского учета экологических показателей (замещение природных ресурсов на искусственные материалы).
Вопрос № 63.Возникновение внешних эффектов и их учет в эколого-экономическом развитии
Внешние эффекты – виды прямого непосредственного воздействия деятельности одного экономического субъекта (фирмы, предприятия) на результаты деятельности другого субъекта, который в условиях рыночной экономики не учитывается.
Эффекты бывают: «+» внешними эффектами или внешними выгодами и могут быть «-» - отрицательными внешними эффектами или внешними издержками.
Классическим примером «-» внешних издержек – все виды загрязнения окружающей природной среды.
Примером «+» внешних эффектов (выгодами) являются природоохранные мероприятия (мелиорация территории).
Если фирма производит неблагоприятную экологическую продукцию.
Где: Предложение характеризует кривая S = PMC (частные предельные издержки данной фирмы).
Спрос на продукцию кривая D.
Выпуск продукции сопровождается MD (предельным ущербом).
Q - объем производств (фирма выпускает сталь в кол-ве Qо).
SMC = PMC+MD (общественные предельные издержки).
Внешним эффектом является объем Q* при цене P*.
Реальный выпуск Q0. Очевидно, что реальный выпуск >, чем эффективный выпуск Q* (Q0>Q*).
Для того, чтобы вынудить фирму уменьшить выпуск до Q*, необходимо с каждой единицы продукции взимать налог t. Государство получает налоговое поступление в объеме t * Q*, а общество выигрывает от движения к эффективному выпуску продукции (заштрихованная дельта).
Учет в эколого-экономическом развитии - введение налогов на продукцию фирмы – преодоление разрыва между частными и общественными издержками путем интернализации внешних эффектов.
Существуют классические методы решения (внешних эффектов ) экологической проблемы:
1. Метод интернационализации внешних эффектов (превращение внешних во внутренние). Этот метод основан на слиянии, объединении фирм (предприятий), являющимися источниками и «жертвами» внешних эффектов. Пример: источником «-» внешних эффектов является химическое предприятие, «жертва» - хозяйство. Этот метод имеет жесткие рамки и не нашел широкого практического применения, слияние предприятий является сложным процессом, для которого необходимо учитывать целый комплекс условий. Поэтому этот метод носит теоретический характер.
2. Метод введения специального экологического налога (налог Артура Пигу) или платежей за загрязнения; «-» внешний эффект устраняется с помощью налогов, а «+» – с помощью субсидии. Такое решение проблемы требует участия правительства. Налог Пигу стал одним из популярных инструментов экологической политики, где он выступает в форме налога на эмиссии загрязняющих веществ. Экологический налог в форме платы за загрязнения имеет ряд преимуществ:
а) плата за загрязнения стимулирует фирмы (предприятия) осуществлять природоохранную деятельность;
б) плата за загрязнения является основным источником финансирования природоохранных мероприятий;
в) введение платы дает возможность достигать необходимого качества окружающей среды с минимальными затратами на осуществление природоохранных мероприятий.
3. Метод Рональда Коуза. Теорема Р. Коуза состоит из 2-х частей:
1) в 1-й части раскрывается причина возникновения внешних эффектов в экономике. Внешние «+» и «-» эффекты возникают в условиях конкуренции за использование ограниченных ресурсов (включая и природные), когда права на использование ограниченных ресурсов четко и однозначно не определены и законодательно не установлены.
2) вторая часть обосновывает новые методы решения проблем внешних эффектов, т.е. можно интернализировать или четко определить и законодательно закрепить права на использование ограниченными ресурсами, разрешить организацию специальных рынков, торговли этими правами. Суть нового метода – организовать новые специфические рынки (устанавливать права собственности на объекты окружающей среды и природных ресурсов).
Начиная с 1970-х годов теория Р. Коуза широко используется в качестве теоретической основы для введения нового эффективного рыночного метода регулирования состояния окружающей среды, который наз. «рынок разрешений» (на право загрязнять окружающую природную среду или использовать природные ресурсы). В настоящее время этот метод вытесняет метод регулирования окружающей среды – наз. «плата за загрязнения».