Экологический аудит. Экологический менеджмент. Экологическое страхование.
Система экологического менеджмента - часть системы общего менеджмента, которая включает в себя организационную структуру, планирование, распределение ответственности, практические методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и поддержания экологической политики
Основными инструментами экологического менеджмента являются:
- экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую природную среду;
- экологический аудит;
- экологический контроль;
- экологическая сертификация;
- экологическая отчетность;
- экологический мониторинг;
- экологическая маркировка и реклама.
Требования к системе экологического менеджмента установлены семейством стандартов серии ИСО 14000.
Экологический менеджмент - инициативная и результативная деятельность экономических субъектов, направленная на достижение их собственных экологических целей, проектов и программ, разработанных на основе принципов экоэффективности и экосправедливости.
Различия в понятиях экологический менеджмент и экологическое управление:
Экологическое управление | Экологический менеджмент |
Осуществляется органами государственной власти и экономическими субъектами. | Осуществляется исключительно экономическими субъектами. |
Внешне мотивированная деятельность, определяемая требованиями природоохранительного законодательства. | Внутренне мотивированная деятельность, определяемая в первую очередь принципами экоэффективности и экосправедливости. |
Обязательная в своей основе деятельность. | Деятельность инициативная и добровольная в своей основе. |
Деятельность, осуществляемая в рамках должностных обязанностей и инструкций. | Деятельность, зависящая от личной заинтересованности менеджера в конечных результатах и определяемая его квалификаций, опытом и искусством. |
Преобладание процесса управления над результатом. Игнорирование отрицательных результатов. | Преобладание результатов менеджмента над процессами их достижения. Активное использование отрицательных результатов. |
Изначальная формализованность, консервативность и ограниченность. | Изначальная активность, необходимость поиска новых возможностей и путей, творческие аспекты. |
Относительная легкость имитации и фальсификации эффективной деятельности. | Практическая невозможность имитации и фальсификации эффективной деятельности. |
Деятельность в области экологического менеджмента уже на первых этапах своего развития (предотвращения воздействия на окружающую среду) способна приводить к существенным экономическим эффектам за счет рационального использования сырья, материалов, энергетических ресурсов; - снижения потерь;
- повышения качества продукции;
- уменьшения брака;
- снижения экологических платежей и штрафных санкций;
- повышения производительности труда;
- уменьшения аварий и затрат на ликвидацию их последствий.
Основные экономические выгоды предотвращения воздействия на окружающую среду и экологического менеджмента определяются разнообразными потенциальными преимуществами и дополнительными возможностями, связанными с подобной деятельностью.
Экологическое страхование
Экологическое страхование – новая правовая мера охраны окружающей среды. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» выделяет два вида экологического страхования – добровольное и обязательное государственное страхование предприятий, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф. В соответствии с этим Законом порядок экологического страхования и использования его фондов устанавливается Правительством России. Хотя после принятия Закона прошло немало лет, правительственное постановление пока не принято.
В этих условиях для обеспечения компенсаций пострадавшим от аварийного загрязнения окружающей среды, получения дополнительных финансовых средств для осуществления природоохранной деятельности, а также создания условий для прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий экологических аварий и других целей Минприроды России было организовано проведение эксперимента по развитию экологического страхования. Эксперимент проводится в соответствии с Положением о порядке проведения эксперимента по развитию экологического страхования, утвержденным приказом Минприроды России от 26 июля 1994 г., на базе Архангельской, Астраханской, Волгоградской, Вологодской, Ивановской, Иркутской областей, Краснодарского края, г. Санкт-Петербурга, Сергиево-Посадского района и г. Электростали Московской области.
К основным задачам эксперимента относятся:
• укрепление и развитие системы добровольного экологического страхования в регионах;
• экспериментальная апробация элементов обязательного экологического страхования на региональном уровне;
• поиск путей бюджетного и внебюджетного финансирования развития экологического страхования;
• разработка регионального механизма отнесения экологических страховых платежей предприятий и организаций к природоохранным мероприятиям, засчитываемым в счет платежей за загрязнение окружающей природной среды;
• разработка механизма взаимодействия территориальных органов охраны природы, администраций, предприятий и страховщиков в проведении экологического аудита предприятий и производств, определении ставок и способов уплаты страховых взносов и организации превентивных природоохранных работ.
Что касается обязательного экологического страхования, то оно предусмотрено пока лишь Федеральным законом «Об использовании атомной энергии». В соответствии со ст. 18 определенный Законом круг лиц подлежит обязательному бесплатному страхованию личности от риска радиационного воздействия за счет средств собственников или владельцев (пользователей) объектов использования атомной энергии. В этот круг входят работники ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, командированные на указанные объекты, а также граждане, проживающие, осуществляющие трудовую деятельность или проходящие военную службу в пределах зоны наблюдения ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения. По Закону гражданам России обеспечивается право заключения договора добровольного страхования личности и имущества от риска радиационного воздействия. Выплаты страховых сумм по этому виду страхования должны производиться независимо от выплат сумм по государственному социальному страхованию и социальному обеспечению.
Основным документом в области добровольного экологического страхования является Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации, утвержденное Минприроды России и Российской государственной страховой компанией соответственно 3 декабря и 20 ноября 1992 г. (далее – Типовое положение). На основании этого Типового положения страховая организация (страховщик) предоставляет страховую защиту гражданской (имущественной) ответственности страхователям за ущерб, причиненный третьим лицам в результате внезапного, непреднамеренного и неожиданного загрязнения окружающей среды на территории России.
Страхователями являются предприятия любой формы собственности, являющиеся юридическими лицами, расположенные на территории России, а также за ее пределами, но имеющие производственные мощности на территории России.
Объектом экологического страхования является риск гражданской ответственности, выражающийся в предъявлении страхователю имущественных претензий физическими или юридическими лицами в соответствии с нормами гражданского законодательства о возмещении ущерба за загрязнение земельных угодий, водной среды или воздушного бассейна на территории действия конкретного договора страхования.
Страховым событием (случаем) служит внезапное, непреднамеренное нанесение ущерба окружающей среде в результате аварий, приведших к неожиданному выбросу загрязняющих веществ в окружающую среду. Перечень загрязняющих веществ и причин страховых событий, ущербы по которым подлежат возмещению, оговариваются в каждом конкретном случае при заключении договора страхования.
В Типовом положении определены страховые события, по которым страховщик не несет ответственности. Это события:
• прямо или косвенно связанные с последствиями военных действий, восстаний, путчей, забастовок, внутренних беспорядков, боевых действий;
• вызванные радиоактивным загрязнением, облучением и другими последствиями деятельности, связанной с использованием ядерного топлива;
• связанные с умышленными действиями страхователя при условии, что он знал вредные последствия этой деятельности;
• вызванные нарушением законов и других нормативных актов;
• связанные с управлением производства персоналом, не уполномоченным на это или просрочившим время инструктажа, переподготовки, а также лицами, страдающими душевными болезнями и другими заболеваниями, ограничивающими их дееспособность;
• некоторые другие страховые события.
Основанием возникновения страховых отношений является договор страхования, заключаемый между страхователем и страховщиком. Такой договор заключается на основании письменного заявления страхователя и анкеты, содержащей его реквизиты.
На основании предъявленных данных решается вопрос о приеме на страхование и рассчитываютсястраховые платежи. Страховые платежи уплачиваются страхователем по тарифным ставкам, которые устанавливаются в процентах от размера годового оборота предприятия. На основании данных об уплате платежей страхователю выдается страховое свидетельство (полис). С этого момента договор экологического страхования вступает в силу. Он заключается сроком на один год с последующей пролонгацией. При заключении договора экологического страхования страховщик производит непосредственный осмотр предприятия.
Условия страхования экологической ответственности предусматривают установление предельных сумм выплат страхового возмещения (лимиты ответственности) и собственного участия страхователя в оплате убытков (франшиза). Лимиты ответственности могут быть установлены для выплат по одному иску, по серии исков, вытекающих из одного страхового случая.
Страховое возмещение выплачивается в размерах, предусмотренных гражданским законодательством, определяемых в результате рассмотрения дел в судебном или другом предусмотренном порядке. Страховое возмещение включает в себя:
• компенсацию ущерба, вызванного повреждением или гибелью имущества;
• сумму убытков, связанную с ухудшением условий жизни и окружающей среды;
• расходы по очистке загрязненной территории и приведению ее в состояние, соответствующее нормативам, при условии, что на них дано предварительное согласие страховщика;
• расходы, необходимые для спасения жизни и имущества лиц, которым в результате страхового случая причинен вред, или по уменьшению ущерба, причиненного страховым случаем;
• связанные с предварительным расследованием, проведением судебных процессов и другие расходы по улаживанию любых исков, предъявляемых страхователю, которые могут быть предметом возмещения по договору, при условии, что на эти расходы дано предварительное согласие страховщика. Типовое положение определяет конкретные убытки, которые страховщиком не возмещаются. Это убытки:
• связанные с генетическими последствиями загрязнения окружающей природной среды;
• причиненные работникам страхователя во время их нахождения на службе (работе);
• связанные с действием причин, о которых страхователю было известно до начала действия договора;
• штрафы, неустойки и т.п.;
• ущерб имуществу, находящемуся на территории, принадлежащей, занимаемой, используемой, находящейся под охраной или под контролем страхователя.
В целом институт экологического страхования пока не получил развития в России.
Перспективным для России направлением экологического страхования является обязательное страхование гражданско-правовой ответственности высокорисковых экологически опасных объектов. К таким объектам должны относиться предприятия и иные объекты, на которых производятся или хранятся химические вещества определенных классов опасности и определенного количества.