Стратегия защиты окружающей среды Арктики (1991 г., Рованиеми, Финляндия).
Цели: сотрудничество в области научных исследований по уточнению источников, путей переноса, выпадений и влияния на регион основных загрязнителей; осуществление и усиление мер контроля за загрязняющими веществами; оценка потенциального воздействия на окружающую среду региона, охрана арктической флоры и фауны, биоразнообразия и местообитаний, интегрирование арктических интересов в глобальный природоохранный процесс.
В условиях ухудшающегося экологического состояния различных территорий и стран, нарастающего глобального потепления климата на Земле должны получить дальнейшее развитие направления и формы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.
Одним из важнейших направлений международного сотрудничества является организация различных встреч, совещаний и конференций, как научных, так и практических, с участием не только ученых, но и руководителей соответствующих государственных структур вплоть до премьер-министров и президентов. На этих встречах обсуждаются научные идеи в области экологии, происходит обмен опытом управления природопользованием, принимаются программы дальнейшего развития и заключаются международные соглашения.
Впервые проблема охраны окружающей природной среды как комплексная глобальная проблема охраны биосферы в целом, а не только отдельных видов растений и животных, была рассмотрена в ООН на Межправительственной конференции в 1968 г. Результатом этой Конференции было принятие одной из крупнейших научных программ "Человек и биосфера".
Наибольшее влияние на охрану окружающей среды оказали такие международные форумы, как Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде (1972 г.), день открытия которой - 5 июня - был объявлен Всемирным днем окружающей среды, и Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) (КОСР-92). Первая способствовала переходу к интенсивному комплексному изучению взаимодействия биосферы и человечества и созданию ЮНЕП, а вторая подвела некоторые итоги и приняла программу действий по достижению устойчивого, экологически приемлемого развития цивилизации в XXI в.
Монреальский протокол. Это главный международный документ, имеющий задачу защиту озонового слоя Земли. Он был подписан в 1987 г. 150 странами мира (через 10 лет их число достигло 163).
В основе протокола лежит гипотеза М. Молина и Ш. Роуланда о том, что главным разрушителем озона в атмосфере являются хлорфторуглеродистые соединения (ХФУ).
По соглашению стран-участниц Монреальского протокола, они разделены на 3 уровня по производству озоноразрушающих веществ (ОРВ) на душу населения: 1) страны, производящие не более 0,3 кг; 2) страны, производящие более 0,3 кг; 3) страны, не подписавшие Монреальский протокол.
Соглашение запрещает какие-либо торговые операции с ОРВ между странами, подписавшими и не подписавшими протокол. Развитые страны должны были прекратить производство ОРВ до 1 января 1996 г., а развивающиеся – на 10 лет позже. Развитые страны должны делать взносы в специальный фонд, который финансирует проекты развивающихся стран по снижению негативного воздействия на озоновый слой. Для контроля выполнения условий протокола учрежден специальный комитет. Встречи участников протокола на уровне министров проходят ежегодно.
Этот документ является одним из наиболее эффективных. По данным ООН с 1986 г. по 1998 г. потребление ХФУ сократилось с 1,1 млн. т до 158 тыс. т (почти в 7 раз).
Киотский протокол. Первым международным документом, использующим рыночный механизм для решения глобальных проблем изменения климата, был Протокол о сокращении выбросов парниковых газов, подписанный в 1997 г. в Киото главами 55 государств. На сегодня среди стран - участниц Киотского протокола доля выбросов Японии составляет 6,7%, России - 16,75%, стран ЕС - 23%, США - 33,6%.
В 2002 г. в Йоханнесбурге (ЮАР) состоялся Всемирный саммит, посвященный проблемам глобального развития планеты. Позиция России на нем включала три основных положения:
· предложения к странам Западной Европы и США реструктурировать внешний долг стран "третьего мира" и стран переходной экономикой на условиях внедрения в этих странах экологически чистых технологий производства;
· предложения по развитию рынка экологических услуг, которые могут оказать страны "третьего мира";
· намерение России ратифицировать Киотский протокол.
С присоединением России к Киотскому протоколу должна быть создана российская законодательная база и начаты широкомасштабные международные проекты по повышению энергоэффективности и энергосбережению, что приведет к существенному снижению выбросов парниковых газов. За счет снижения выбросов Россия сможет сэкономить до 40 % электроэнергии, а за счет продаж квот модернизировать свою промышленность.
Важнейшим итогом всей этой деятельности должен стать переход на путь устойчивого развития, обеспечивающего коэволюцию, т. е. совместную эволюцию природы и человека. Общество может жить и развиваться только внутри биосферы и за счет ее ресурсов, поэтому оно жизненно заинтересовано в ее сохранении.
Однако из-за того, что эволюция природы идет очень медленно, а социальная эволюция человека - очень быстро, многие процессы деформируются, в частности многие виды, не успевая приспособиться, вымирают, нарушая устойчивость экосистем. Человечество должно сознательно ограничить свое воздействие на природу, чтобы сохранить возможность дальнейшей коэволюции.