Предпосылки и условия перехода России к устойчивому развитию
Разные страны имеют свои особенности перехода к устойчивому развитию, что определяется особенностями ресурсной базы. Переход России также имеет свои особенности, порожденные природным комплексом и менталитетом граждан, который формировался на протяжении почти семи десятков лет господства коммунистической идеологии. Государство гарантировало всеобщее обеспечение, что способствовало безынициативности граждан.
Выбор пути России во многом определяться ее холодным климатом: в Западной Европе, США и Японии для обеспечения принятых стандартов жизни расходуется от 3 до 5-6 тонн условного топлива (тут) на 1 человека в год, нам же для обеспечения подобных стандартов необходимо 18 тут. Сегодня Россия добывает около 8 тут на 1 человека в год.
В 1986—1991 гг. на волне демократизации общества были достигнуты самые серьезные успехи в экологизации хозяйства страны. В это время «зеленая волна демократии» смыла замыслы самого «природогубительного» Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР о повороте сибирских рек, а затем и других аналогичных проектов, реализация которых могла нанести непоправимый ущерб окружающей среде. В СССР был создан Государственный комитет СССР по охране природы и открылись офисы «Гринпис» и Всемирного фонда дикой природы.
В следующее десятилетие (1991—2000 гг.) сформировались экономические механизмы и инструменты финансирования охраны природы (экологические платежи, федеральное бюджетное финансирование, федеральные экологические программы, государственные экологические фонды, усилился приток средств в охрану природы России из международных источников). Появились службы экологического контроля, родилась экологическая экспертиза. Был принят ряд эффективных мер для сохранения редких видов животных и растений. Создавались новые национальные и природные парки, заказники, обустраивались памятники природы. Общая площадь охраняемых природных территорий возросла более чем впятеро.
Экология обрела развитую систему информационного обеспечения: была создана сеть мониторинга охраны окружающей среды, нормой стала гласность, ежегодно готовились Государственные доклады о состоянии окружающей среды. Наконец, в 1996 г. была принята Концепция перехода РФ к устойчивому развитию.
Однако затем природоохранное дело пошло на спад. Природоохранное ведомство было ликвидировано и это создало условия для бесконтрольной эксплуатации природных ресурсов страны. Более высокая прибыльность нефтяной отрасли (примерно в 4 раза), чем в других отраслях промышленности РФ, уже выигравшей от повышения цен на нефть, стала еще выше: «ресурсопользователи» теперь не только не платили ренту за использование природных богатств, но еще и стали меньше платить за экологический ущерб. Ситуация с природным комплексом, и без того достаточно тревожная (хотя весь период 1990-х выбросы в атмосферу и воду постоянно снижались), стала ухудшаться: вследствие активизации производства при устаревшем оборудовании выбросы вновь начали расти.
Последовательная экологическая политика с разделением контроля и использования ресурсов является объективным требованием времени.
Структура Концепции перехода РФ к устойчивому развитию включает семь частей:
1. Устойчивое развитие — объективное требование времени.
2. Россия на пороге ХХI в.
3. Задачи, направления и условия перехода к устойчивому развитию.
4. Региональный аспект устойчивого развития.
5. Критерии принятия решений и показатели устойчивого развития.
б. Россия и переход к устойчивому развитию мирового сообщества.
7. Этапы перехода к устойчивому развитию.
Концепция имеет целью обеспечить условия экологического комфорта для жизни нынешнего и будущих поколений и подчеркивает важность экологического нормирования антропогенных нагрузок для поддержания нормального функционирования естественных экосистем. Ее авторы (В.И. Данилов-Данильян и др.) сознавали, что сложности перехода страны к УР заключаются в неблагоприятной экономической ситуации, которая поставила Россию на грань экологического кризиса. В то же время они подчеркивали, что реализацию Концепции облегчит наличие на территории РФ 8 млн. км2 естественных ландшафтов, которые практически не нарушены человеком, и потому играют важную стабилизирующую роль в биосфере.
Это положение достаточно спорно: ненарушенные (и малопродуктивные) экосистемы тундр и Восточной Сибири практически не оказывают положительного влияния на индустриализированную и используемую в сельском хозяйстве территорию европейской части РФ. С учетом антиэкологичной структуры хозяйства РФ, которое она получила в наследство от СССР, эти сохранившиеся естественные экосистемы мало помогут регионам, где проживает основная часть населения страны.
Значительное внимание в Концепции уделяется вопросам международного сотрудничества РФ для сохранения биологического разнообразия, защиты озонового слоя, предотвращения антропогенного изменения климата, охраны лесов, борьбы с опустыниванием, развития системы особо охраняемых природных территорий, обеспечения безопасного уничтожения ядерного и химического оружия. Подчеркивается важность экологической ориентации зарубежных инвестиций с целью недопущения размещения на территории России «грязных» производств (последнее уже имеет место в ряде регионов страны, например, в Астраханской и Тюменской областях).
Переход к УР планируется в три этапа. На первом этапе РФ предстоит решить острые социально-экономические проблемы. На втором — осуществить экологически ориентированные структурные преобразования в экономике и социальной сфере. На третьем — реализовать идею гармонизации общества и природы.
Переход РФ к УР будет осложнен особенностями природного комплекса страны, в первую очередь холодным климатом. Принятая в 1996 г. Концепция перехода РФ к устойчивому развитию имеет декларативный характер, не подкреплена необходимыми правительственными решениями и практически никак не влияет на развитие экономики страны. В большинстве регионов РФ за последние 10 лет экологическая ситуация не улучшилась, а ухудшилась.