Уровни развития трудовой деятельности детей

По уходу за живыми объектами

I.Ребенок не принимает цель труда, поставленную воспитателем вне игровой мотивации. Самостоятельно ее не ставит, выделяет предмет труда с его особенностями. Отбирая среде труда, выполняя трудовые действия, следует за показом взрослого. Самостоятельно не вычленяет результат труда, не планирует весь трудовой процесс и последовательность трудовых действий. Качество выполнения трудовых действий и качество результата низкое.

II. Ребенок принимает цель труда при условии игровой или практической ее мотивации; самостоятельно цель не ставит. Предметы труда и его особенности, значимые для труда, выделяет с помощью воспитателя. Отдельные трудовые операции осуществляет достаточно самостоятельно, но не качественно некоторые - при помощи взрослого и с лучшим качеством. Вычленяет результат труда, планирует весь трудовой процессспомощью воспитателя; самостоятелен только в определении пос­ледовательности трудовых операций.

III. Самостоятельно способен поставить цель труда; прини­мает цель, мотивированную не только игровой и практичес­кой, но и познавательной задачей. Самостоятелен при опреде­лении предмета труда, вычленяет его особенности (сигнальные признаки живого объекта); отбирает средства и выполняет трудовые действия достаточно самостоятельно и качественно. Вычленяет результат труда и способен соотнести его с целью деятельности. Получаемый результат хорошего качества. Может спланировать как трудовые действия, так и трудовой процесс в целом.

Условия, созданные в детском саду для экологического воспитания

Уголок природы в детском саду

Содержание задания: а) составить перечень объектов уголка природы; б) оценить подбор растений и животных в соответствии с требованиями к отбору объектов для данной возрастной груп­пы, правильность размещения растений и животных, условия их содержания.

Вопросы для анализа

1. Содержание уголка природы.

2. Отвечает ли подбор объектов общим педагогическим тре­бованиям (дидактическая ценность, безопасность для здоровья детей, типичность объектов, доступность уходу и др.)?

3. Учтены ли биологические особенности растений и живот­ных при подборе (возможность осуществления биологическо­го цикла в условиях уголка природы, удовлетворения потреб­ностей и др.)?

4. В чем проявляется учет возрастных возможностей детей при подборе объектов?

5.Учтены ли при размещении объектов дифференцированные потребности растений и животных?

6. Какие рекомендации сделаны по улучшению уголка при­роды и чем они вызваны?

Участок детского сада

Составить план-схему участка (планировка, оборудование, озеленение); оценить условия, созданные на участке для наблю­дения и труда детей в природе.

Составить план-схему, отметить наличие предметов оборудо­вания, оценить подбор и разнообразие растений огорода, цвет­ника, условия, созданные для наблюдения и труда в природе.

Вопросы для анализа

1. Обеспечивают ли планировка и оборудование участка использование разнообразных форм и методов экологического образования (созданы ли условия для труда в природе, для игр с природным материалом и т. д.)?

2. Обеспечивают ли имеющиеся на участке растения содержательные наблюдения детей в разные времена года?

Данные анализа обобщить и разработать рекомендации по улучшению условий.

Приложение 7

Педагогическая диагностика состояния экологического воспитания в ДОУ на примере одного экологического раздела (знакомство с лугом)

Автор В.П. Арсентьева

В уголке луга на территории детского сада во время ежедневных прогулок дети смогут выявить закономерности его жизнедеятельности, нарушать которые нельзя.

В ходе диагностики решаются следующие задачи:

• Выявляются представления детей о растениях и животных луга, о связях и зависимостях между ними в пределах одного сообщества; понимание луга как общего природного дома для растений и животных;

• Определяется сформированность экологически мотивированного поведения, желание оказывать, в случае необходимости, действенную помощь.

Изучение экологических представлений о луговом сообществе осуществляется в несколько этапов.

На первом этапеизучаются представления детей о растениях и животных луга, особенности их приспособленности именно в данных условиях. С этой целью можно использовать разнообразные методы и задания:

• Индивидуальные беседы с детьми. Примерные вопросы:

- Что такое луг?

- Кто живет на лугу?

- Какие растения растут на лугу?

- Как можно назвать их одним словом?

- Могут ли они расти в лесу? В воде? Почему?

Такие же вопросы задаются детям и относительно животных луга.

• Рисование луга и отдельных его обитателей и рассказ о луге по своему рисунку.

• Выбор из предложенных воспитателем иллюстраций различных природных сообществ растений и животных луга.

• Дидактические игры типа «Кто где живет?», «Что где растет?», «Кто лишний?», «Чей это дом?» и т.п.

• Моделирование луга с помощью предметных картинок.

Второй этаппозволяет выяснить понимают ли дети зависимость роста и развития растений и животных от факторов внешней среды, от сезонных изменений, могут ли устанавливать взаимосвязи между растениями и животными. С этой целью используются:

  • Игровые задания с наглядным материалом:

- Разложить карточки в том порядке, в котором происходит ростодуванчика, развитие лягушки, бабочки.

- Отобрать карточки растений и животных, враждующих между собойили имеющих от соседства взаимную пользу.

- Найти лишнее растение или животное в экологической цепи,составленной взрослым.

- Составление биологической цепочки по сказке Б. Заходера «Про всехна свете».

Это задание предполагает выявление понимания детьми межвидовых отношений, в основе которых лежит не только источник питания, но и другие зависимости (устройство гнезда, укрытие от непогоды).

  • Индивидуальные беседы с детьми. Примерные вопросы:

- Нужны ли растения животным луга?

- Связаны ли растения и животные между собой?

- Могут ли они прожить друг без друга? Почему?

- Есть ли вредные, ненужные растения или животные на лугу?

- Если от них избавиться будет хуже или лучше? Кому?

- Есть ли между растениями и животными дружба на лугу?

- Могут ли растения и животные враждовать между собой?

  • Самостоятельное составление пищевых цепочек с использованием предметных картинок разнообразных обитателей луга или по сказке В.Бианки «Сова». Это задание предполагает выявление понимания детьми межвидовых взаимоотношений, в основе которых лежит источник питания.

Третий этаппосвящен выявлению у детей природоохранных знаний и отношений к лугу и его обитателям. С этой целью можно предложить:

Рисование любимых растений и животных луга, сопровождающееся словесным пояснением своего отношения. Здесь важно выяснить, что лежит в основе интереса и избирательности детей к конкретным обитателям луга: внешний вид живых существ, особенности их поведения или мнение других людей.

  • Индивидуальные беседы. Примерные вопросы:

- Нравится ли тебе луг? Чем?

- Кто из обитателей луга тебе нравится больше? Почему?

  • Проблемные ситуации решение которых должно сопровождатьсяпояснением ребенка. Например: «Тебе захотелось погулять по лугу, побегать по дорожкам, но на одной дорожке прыгает зеленый кузнечик, а по другой ползет большой черный жук. Какую дорожку ты выберешь? Почему?». При использовании проблемных ситуаций можно выяснить, как влияет уровень экологических представлений о природном сообществе как едином организме на поведение ребенка; что преобладает в мотивировке отношения к природе: субъективный фактор или знание особенностей образа жизни живых существ.

Выяснить отношение детей к природе помогут также и наблюдения педагога за поведением детей во время прогулок и экскурсий в природу.

Проанализировав данные трех этапов диагностики, можно определить уровень сформированности у детей представлений о природном сообществе, в данном случае, луге. Критериямиявляютсяполнота, устойчивость, осознанность экологических представлений.

В соответствии с критериями выделяются следующие уровени знаний: достаточный, средний, низкий.

Достаточный уровеньхарактеризуется обобщенными представлениями о луговых растениях и животных, о луге как сообществе взаимосвязанных живых организмов; пониманием и установлением разнообразных связей растений и животных между собой и средой обитания; наличием природоохранных знаний и адекватностью поведения детей в природе.

Средний уровеньхарактеризуется неполными конкретными представлениями о луговых растениях и животных; пониманием и установлением отдельных связей растений между собой и средой обитания; наличием природоохранных знаний, но неумением применять их в конкретной ситуации.

Низкий уровеньхарактеризуется единичными представлениями о растениях и животных луга; непониманием связей растений и животных между собой и средой обитания; отсутствием природоохранных знаний.

В соответствии с выявленным уровнем развития и экологической информированности детей нужно выбрать программу, наметить дальнейшую работу по ее коррекции или совершенствованию, систематизации знаний ребенка. При этом необходимо стремиться не к увеличению объема знаний, а к отбору такого содержания, которое поможет детям в ближайшем окружении понять связи в зависимости природных организмов друг с другом и окружающей средой, увидеть определенные закономерности жизнедеятельности природного сообщества как единого дома для растений и животных. Только в этом случае можно рассчитывать на то, что ребенок будет убежден в недопустимости бездумного вмешательства в чужую жизнь.

Результаты работы можно оценить путем повторной диагностики в конце года.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ………………………………………………………………..……………3

Глава I.Теоретические основы экологического образования детей дошкольного возраста

Тема 1. Предмет и задачи курса «Теория и методика экологиче­ского образования детей дошкольного возраста» ……………………………………….5

Тема 2. Становление теории и методики экологического об­разования как науки ………………………………………………………………………………………...7

Тема 3. Цель и задачи экологического образования детей дошкольного возраста ..……………………………………………………………………………………...13

Тема 4. Принципы отбора содержания экологических знаний для детей дошкольного возраста …………………………………………………………….15

Глава II. Методы экологического образования детей дошкольного возраста

Тема 1. Общая характеристика методов экологического образования ………..21

Тема 2. Наблюдение как основной метод экологического образования ………22

Тема 3. Использование иллюстративно-наглядного материала в экологическом образовании дошкольников ……………………………………………………….32

Тема 4. Рассказ воспитателя о предметах и явлениях природы ………………..41

Тема 5. Использование художественной природоведческой литературы …….43

Тема 6. Беседа о природе ………………………………………………………….46

Тема 7. Несложные опыты в процессе экологического образования …………..49

Тема 8. Игра как метод экологического образования дошкольников ………….52

Тема 9. Моделирование как метод экологического образования дошкольников ……………………………………………………………………………………….57

Тема 10. Труд в природе …………………………………………………………..64

Глава III. Формы экологического образования детей дошкольного возраста

Тема 1. Занятия как форма организации экологического образования ………74

Тема 2. Экскурсии в природу как форма экологического образования ………83

Тема 3. Элементарная поисковая деятельность детей дошкольного возраста ..88

Тема 4. Экологическое образование дошкольников в повседневной жизни …93

Тема 5. Экологические праздники и развлечения ……………………………….96

Глава IV. Условия экологического образования детей дошкольного возраста

Тема 1. Создание пространства дошкольного образовательного учреждения ……………………………………………………………………………………….98

Тема 2. Уголок природы дошкольного учреждения …………………………..111

Тема 3. Экологическая тропинка ………………………………………………..132

Тема 4. Совместная деятельность дошкольного учреждения с родителями по экологическому образованию …………………………………………………...138

Тема 5. Оценка окружающей среды дошкольного учреждения. Экологический паспорт дошкольного учреждения ……………………………………………...143

Список литературы ……………………………………………………………….152

Приложения ……………………………………………………………………….153

Наши рекомендации