Характеристика аквариумных рыбок

Карась.Обитатель небольших водоемов со стоячей водой. В наших водоемах встречаются два вида - золотой и серебряный. Золотой карась имеет дисковидное плотное тело бронзово-золотистой окраски. Сереб­ряный карась с более вытянутым телом имеет буро-серую окраску. Хорошо живут в аквариумах мелкие экземпляры (3-5 см длиной).

Вьюн. Донная рыба водоемов средней полосы. Тело вытянутое, покрыто прозрачными чешуйками, окраска коричневатая. Вокруг рта 10 усиков. Плавает, изгибая тело. Неприхотлив. Перед ненастной по­годой вьюн проявляет беспокойство - служит живым барометром. Лучше держать его в отдельном аквариуме.

Золотая рыбка. Выведена в Китае из обыкновенного карася. Окраска от серебристо-белого до всех оттенков красного, малинового и черного тонов. Разновидности золотой рыбки - комета, вуалехвост, телескоп.

Кометаотличается удлиненным хвостовым плавником; увуа­лехвостатело короткое, яйцевидное, хвост свисает в виде вуали; утелескопатело короткое, вздутое, глаза выпуклые.

Гуппи.Родина - Вест-Индия. Маленькие живородящие, очень подвижные рыбки. Длина тела до 5 см. Самки серые и желтоватые. У самцов тело окрашено в различные цвета, а плавники имеют различные формы и размеры. Для содержания в аквариуме неприхотлива цветная порода. У этих рыбок хвост круглый. Самцы окрашены в желтый, коричнево-красный, зеленый и серебристый цвета.

Раз в месяц у каждой самки рождаются мальки. Чтобы сохранить мальков, самку отсаживают в отдельную банку объемом не менее 3 л (слой воды 10-15 см). В банку помещают риччию, в которую будут прятаться мальки. После появления мальков самку пересаживают обратнов аквариум, а мальков оставляют на 1-2 недели в банке. Кормят их инфузориями и циклопами. Температура содержания гуппи в аква­риуме должна быть от 18 до 27 °С.

Меченосец. Живородящая рыбка длиной до 10 см. Родина - Мексика. Самки широкие, округлые. Самцы длинные, узкие, с длинным хвостовым плавником, напоминающим меч. Окраска от зеленовато-серой до всех цветов радуги. Рыбка подвижна. Содержат меченосцев так же, как и гуппи, только им нужен аквариум побольше (6-10 л на пару).

Скалярия.Родина - Южная Америка. Крупная - до 30 см - рыбка. Тело плоское, сдавленное с боков, форма его похожа на лист. Удерживают рыбку в вертикальном положении длинные брюшные плавники, вытянутые в нити. По окраске скалярии различны: дымча­тые, черные. У большинства рыбок на теле по две боковые линии.

Приложение 5

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ

(автор программы по экологическому образованию «Мы» Н.Н.Кондратьева)

Представления

ЗАДАНИЕ 1.1. Цель: выявить характер представлений ребенка о живом.

Используется метод индивидуальной беседы, включаю­щей три части.

В первой части беседы выявляются представления ре­бенка о существенных признаках живого и целостности как важнейшем условии жизни организма. Для этого до­школьнику предъявляется 10 картинок с изображениями объектов живой природы (животные, растения, человек), неживой природы (солнце, дождь), предметов, созданныхчеловеком (машина, самолет). Из всех представленных ему предлагается выбрать картинки с изображением жи­вого. После этого задаются вопросы:

- Как ты узнал, что все это живое?

- Почему ты считаешь, что (называется конкретное животное, растение) живой?

- Расскажи, что есть у (называется конкретное жи­вотное, растение, человек)?

- Зачем нужны (называются части и органы)?

- Сможет ли (называется объект) жить без (называ­ются части и органы)? Почему?

Во второй части беседы акцент делается на изучении представлений о свойствах целостного живого организма: его потребностях в условиях среды, состоянии. Ребенку задаются следующие вопросы:

- Как ты думаешь, что нужно животным (растениям, человеку), чтобы жить и хорошо себя чувствовать?

- Как нужно ухаживать за животными (растениями)? Что делает человек, чтобы быть здоровым?

- Как себя чувствует это растение (животное, чело­век)? Как ты это узнал? Как ему помочь?

Третья часть беседы посвящена выявлению представ­лений дошкольника о приспособлении живых существ к различным средам обитания с целью удовлетворения потребностей.

Ребенку предъявляются цветные изображения основ­ных сред обитания живого (воздушной, водной, назем­ной), силуэтные картинки животных и предлагается про­блемно-игровая ситуация: «Кто-то (любой игровой персо­наж) перепутал животных и места их обитания». Задаются вопросы:

- Правильно ли «расселили» животных? Почему ты так думаешь?

- Помоги животным и посели их так, чтобы им хо­рошо жилось. Почему (называется конкретное животное) удобно жить (называется среда обитания)?

-Хорошо ли разным животным и растениям жить вместе (в лесу, в водоеме, на лугу)? Почему?

В беседе можно использовать (в сокращении) рассказы из книги Н. Сладкова «Не долго думая, или дела и заботы Жалейкина», отражающие нарушение связей приспособ­ления живого к среде и связей в экосистеме. Ребенку предлагается оценить поведение Жалейкина и мотивиро­вать ответ.

Беседа с ребенком может проводиться полностью или по частям в разное время (в зависимости от его интереса, состояния).

ЗАДАНИЕ 1.2. Цель: изучить особенности понимания ребенком ценности природных объектов.

Используется метод индивидуальной беседы с ребен­ком, в ходе которой ему задаются вопросы:

-Любишь ли ты животных и растения?

- С какими живыми существами тебе нравится встре­чаться, с какими не нравится? Почему?

- Зачем нужны животные и растения?

- Могут ли люди прожить без животных и растений? Почему?

- Может ли человек прожить без других людей? По­чему?

ЗАДАНИЕ 1.3. Цель: выявить с помощью картинок и в ситуации выбора представления ребенка о нормах отношения к живому.

Используется метод индивидуальной беседы. Ребен­ку предлагается ситуация, в которой герой предпочи­тает помощи живому существу развлечения. Задаются вопросы:

- Как поступил мальчик (девочка)? Почему?

- Как бы ты поступил на его (ее) месте?

- Какие добрые дела ты делал для животных, расте­ний, людей?

Через некоторое время создается аналогичная прак­тическая ситуация, в которой дошкольнику нужно сде­лать реальный выбор между игрой и помощью живому (см. зад. 2.3).

Отношение детей к природе

ЗАДАНИЕ 2.1. Цель: выявить характер отношения ре­бенка к животным, растениям и сверстникам в естест­венных условиях.

Используются наблюдения за отношением детей к объ­ектам в группе, на участке детского сада, во время про­гулок и экскурсий.

ЗАДАНИЕ 2.2. Цель: изучить особенности отношения дошкольников к животным и растениям в специально созданных условиях.

Используются наблюдения, за отношением детей к жи­вым существам в комнате природы. Созданные условия могут заключаться в том, что некоторые из живых существ нуждаются в помощи (растения - в поливе, удалении пыли; животные - в кормлении, чистке клетки и др.), для чего приготовлены необходимые средства. В комнате также размещаются материалы для занятия другими вида­ми деятельности (изобразительной, игровой и т.п.). Это позволяет создать для детей ситуацию выбора деятельнос­ти - либо с природными объектами, либо другой. Для осуществления диагностики в комнату приглашают двоих детей и предлагают каждому заняться в ней тем, чем они хотят. Если ребенок не догадывается о необходимости ока­зания помощи живому, его внимание привлекается к со­стоянию объектов с помощью наводящих вопросов:

- Как себя чувствует живой объект?

- Как ты это узнал?

-Как ему можно помочь?

- Хотел бы ты помочь животному или растению?

- Почему ты хочешь ему помочь?

ЗАДАНИЕ 2.3. Цель: выяснить особенности отноше­ния ребенка к живым объектам в ситуации выбора.

Для этого моделируется реальная ситуация выбора между оказанием помощи живому существу и другим, более привлекательным занятием.

Воспитатель предлагает ребенку обеспечить уход за нуждающимися в помощи животными или растениями. После принятия дошкольником задания его зовут играть в игру. За поведением дошкольника ведется наблюдение и выясняется, почему он сделал тот или иной выбор.

Наши рекомендации