Тема 1 «Проблемы взаимодействия общества и природы».

Тема 1 «Проблемы взаимодействия общества и природы».

1. Формы взаимодействия общества и природы и их развитие.

2. Экологический кризис: понятие, формы проявления, причины появления и пути преодоления.

3. Концепция перехода России к устойчивому развитию.

4. Экологическая доктрина Российской Федерации.

Нормативные акты:

Указ Президента от 1 апреля 1996 года «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию».

Распоряжение Правительства от 31 августа 2002 года об экологической доктрине РФ.

Оба этих акта есть в программе и их надо прочитать – этими двумя документами определяются направления государственной экологической политики.

Концепция перехода России к устойчивому развитию.

История её появления.

Концепция устойчивого развития – это одна из современных и поддерживаемых международным сообществом концепций. Её появление связано с природоохранной деятельностью ООН (Организацией Объединённых Наций).

В 1984 году по инициативе Генерального Секретаря ООН была создана международная комиссия по окружающей среде и развитию, в задачи которой входила разработка долгосрочных стратегий развития человечества. Эта комиссия была до 2000 года. В результате работы комиссии появился доклад под названием «Наше общее будущее», где центральное место занимала концепция устойчивого развития.

Есть много различных международных организаций, которые моделируют дальнейшее направление развития человечества (есть такая ещё, кажется, Римская комиссия).

Устойчивое развитие – это такое развитие, которая, удовлетворяя потребности сегодняшнего времени не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности.

То есть предполагается, что у будущих поколений есть право на удовлетворение своих потребностей, и для этого мы должны у нынешнего поколения часть потребностей ограничивать.

Дальнейшее развитие получило на конференции в 1992 году в Бразилии в Рио-де-Жанейро. Предыдущая была в 1972 году – это было своего рода подведение итогов. В 1972 году в конференции Россия не участвовала, а в 1992 году участвовала и вынесла доклад о состоянии экологии в России.

Россия подписала все декларации, и мы присоединились к этому устойчивому развитию, и в итоге в России появился указ Президента в 1996 году.

Участники конференции обратили внимание именно на российскую экологию – у нас 8 миллионов гектаров нетронутой природы, самый большой запас в мире. Он очень важен для всего мира.

16% территорий, где проживает основное население, считают неблагоприятной окружающей средой.

Экологическая доктрина Российской Федерации.

Прочесть Распоряжение Правительства.

Тема: «Экологическое право как отрасль права».

1. Специфические черты экологического права.

2. Предмет и методы правового регулирования.

3. История развития экологического права.

4. Принципы экологического права.

5. Экологическое право как отрасль права, как отрасль науки и учебная дисциплина. Соотношение экологического с другими отраслями российского права.

Принципы экологического права.

Закреплены в статье 3 ФЗ «Об охране окружающей среды», их достаточно много – их 23, они весьма спорны.

Рассмотрим самостоятельно.

Желательно почитать дополнительную литературу, особенно в критике этой статьи.

5. Экологическое право как отрасль права, как отрасль науки и учебная дисциплина. Соотношение экологического с другими отраслями российского права.

Рассмотрим самостоятельно.

Чисто теоретический вопрос, неплохо освещён в нашем учебнике.

Тема 3: «Источники экологического права».

1. Понятие и классификации источников экологического права.

2. Конституционные основы экологического права.

3. Федеральный закон «Об охране окружающей среды»: общая характеристика.

Тема: «Объекты экологического права».

1. Понятие, признаки и функции объектов экологического права.

2. Право собственности на природные объекты и ресурсы.

3. Международные объекты экологического права.

4. Экологические права граждан как объект охраны и их (этих прав) гарантии.

Производственный экологический контроль.

На следующей лекции.

Общественный экологический контроль.

Санитарно-эпидемиологический надзор.

Экологическая экспертиза.

Экологический мониторинг.

Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения.

В учебниках есть, трудовое право мы изучали. Поэтому нам совсем вкратце расскажут, что-то скорее в качестве дополнительных материалов, тезисно.

В юридической науке дисциплинарная ответственность нередко обосновывается как наиболее эффективная по сравнению с другими видами экологическая ответственность.

Это объясняется, во-первых, сравнительной простотой процедуры выявления дисциплинарного проступка (докладная, служебная записка, объяснения работник, работающих вместе с правонарушителем) и простота наказания виновного (то есть после каких-то объяснений правонарушителя издаётся приказ руководителя предприятия о назначении наказания в соответствии со статьёй 193 ТК РФ).

А, во-вторых, это объясняется широким резонансом и воспитательной ценностью в коллективе.

Дисциплинарная ответственность предусматривается Трудовым Кодексом, уставами, правилами внутреннего трудового распорядка, индивидуальным или коллективным трудовым договором, в иных актах федерального, регионального и местного уровня. Но чаще всего – самими локальными актами, принимаемыми на предприятии (и они должны соответствовать требования ТК РФ).

Дисциплинарная ответственность наступает за невыполнение профессиональных обязанностей работников в области природоохранных, природоресурсных отношений. Прежде всего, работники цехов, очистных сооружений, а также работники природоохранных служб предприятий (если таковые формируются на крупных предприятиях).

Законченного перечня дисциплинарных проступков не существует. Их характер (проступков) и содержание определяются спецификой производства и должностными обязанностями работника. Обычно они закреплены в должностных инструкциях и тому подобных документах.

За совершение дисциплинарного проступка предусматриваются следующие взыскания:

Во-первых, те, которые предусмотрены статьёй 192 ТК РФ (замечание, выговор, увольнение).

Во-вторых, те, которые вытекают из поощрительных мер. К примеру, лишение премии (непремирование работника, лишение каких-то привилегий)… Это не совсем наказание, но ежели капнуть поглубже – то лектор убеждён, что это всё ж таки наказание (лектор – не Скоморохина). Но это если негласно, потому что если висят об этом объявления – то это незаконно, а если негласно – то тогда наказание.

Экологический фактор также учитывается при расторжении трудового договора по инициативе работодателя – по пункте «д» статьи 81 ТК РФ. И лектор считает, что это тоже своего рода наказание. Нарушение требований норм труда и если это нарушение повлекло тяжкие последствия – экологическую аварию или экологическую катастрофу – либо же заведомо составляло реальную угрозу наступления таких последствий.

Отграничить предмет регулирования трудового права от экологического.

Основания для отграничения предметов регулирования трудового права от экологического (как это видится, в частности, профессору Боголюбову):

Трудовое право имеет своей целью отношения работника и работодателя по поводу трудовой деятельности, которая как правило осуществляется внутри помещений организаций.

Экологическое же право регулирует трудовую деятельность работника, которая затрагивает определённые части природы, находящиеся не внутри предприятия, но окружающие его. Если вред причиняется вне территорий предприятия – то это экологическое право.

Взыскание, порядок назначения наказания, сроки – всё по учебнику.

Тема 1 «Проблемы взаимодействия общества и природы».

1. Формы взаимодействия общества и природы и их развитие.

2. Экологический кризис: понятие, формы проявления, причины появления и пути преодоления.

3. Концепция перехода России к устойчивому развитию.

4. Экологическая доктрина Российской Федерации.

Нормативные акты:

Указ Президента от 1 апреля 1996 года «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию».

Распоряжение Правительства от 31 августа 2002 года об экологической доктрине РФ.

Оба этих акта есть в программе и их надо прочитать – этими двумя документами определяются направления государственной экологической политики.

Наши рекомендации