Формирование системы международного экологического сотрудничества

Основная особенность глобальных проблем состоит в том, что ни одна страна самостоятельно не может с ними справиться. На­ша природная среда является составной частью планетарной экологической системы, и решение таких глобальных проблем, как охрана озонового слоя, борьба с трансграничным переносом загрязняющих веществ, предотвращение антропогенного изме­нения климата, сохранение биоразнообразия, лесовосстановление и других, в государственном масштабе нереально без объе­динения усилий всего мирового сообщества. В основе глобаль­ных экологических проблем лежат процессы и явления плане­тарного масштаба, затрагивающие основы существования чело­веческой цивилизации, поэтому их решение требует участия всего мирового сообщества.

На необходимость общечеловеческих усилий для предотвра­щения разрушения экосистемы планеты указывал еще в начале XX в. В.И. Вернадский в контексте своей концепции ноосферы. Впоследствии результаты моделирования глобального развития подтвердили вывод о том, что страны мира должны более ответ­ственно подходить к решению экологических проблем на основе международного сотрудничества. В наши дни государства доб­ровольно делегируют часть своих прав международным органи­зациям, которые от их общего имени вводят рациональные нор­мы природопользования. В этом процессе проявляются деидеологизация межгосударственных отношений, "верховенство общечеловеческой идеи", что в значительной степени содействует и оздоровлению международного политического климата.

В ходе становления и развития международное сотрудничес­тво в области охраны окружающей среды претерпело сущес­твенные изменения. Выделяют следующие периоды формирова­ния современной системы международного экологического сот­рудничества: 1913—1948 гг.; 1948—1968 гг.; 1968—1992 гг.; с 1992 г. по настоящее время.

Первый этап связан с попытками объединения усилий раз­личных стран в целях защиты природы в рамках международ­ных конференций. Впервые конференция такого рода, собрав­шая ученых из 18-ти стран, состоялась в 1913 г. в Берне (Швей­цария). В 1923 г. в Париже прошел I Международный конгресс по охране природы. В 1928 г. в Брюсселе было открыто Между­народное бюро защиты природы. Но усилия международной об­щественности на этом этапе не пользовались поддержкой прави­тельств, носили информационный, дискуссионный характер и не привели к выработке каких-либо практических мер по охра­не природной среды.

Второй этап начался с созданием ООН, которой в настоя­щее время принадлежит ведущая роль в международном эко­логическом сотрудничестве. Можно сказать без преувеличе­ния, что все органы ООН наряду с политическими, экономи­ческими, социальными и иными проблемами занимаются воп­росами охраны окружающей среды. Вместе с тем ООН имеет специальную программу, главной задачей которой является исключительно охрана окружающей среды, — ЮНЕП. Первая международная природоохранительная организация (Между­народный союз защиты природы) была создана в 1948 г. на базе Брюссельского бюро при активной поддержке ЮНЕСКО. В 50-е годы происходит изменение концептуального подхода к проблемам окружающей среды: на смену концепции защи­ты природы как сохранения отдельных природных объек­тов пришла концепция охраны природы, предполагаю­щая рациональное, комплексное использование естественных ресурсов. В связи с этим в 1956 г. Международный союз защи­ты природы был переименован в Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП).

Третий этапхарактеризуется чрезвычайной активизацией многостороннего международного экологического сотрудничес­тва, что было обусловлено негативными последствиями науч­но-технической революции. В 60-е годы воздействие человека на окружающую среду приобретает глобальный характер и все чаще превышает естественные возможности экосистем к само­восстановлению. В 1968 г. сессия Генассамблеи ООН приняла резолюцию, установившую роль благоприятной окружающей среды для соблюдения основных прав человека. Важнейшим этапом в экологической политике государств и всего междуна­родного сообщества принято считать состоявшуюся в Стокголь­ме (1972) Международную конференцию по окружающей чело­века среде. В соответствии с ее решением и был учрежден посто­янно действующий орган ООН по охране окружающей среды — ЮНЕП. Стокгольмская конференция создала прецедент рас­смотрения экологических проблем в контексте человеческого развития. Последующие международные конференции по раз­личным социально-экономическим проблемам, проводимые под эгидой ООН (Конференция по народонаселению в Бухаресте (1974), Всемирная продовольственная конференция в Риме (1974), Конференция ООН по населенным пунктам в Ванкувере (Канада, 1976), Конференция по новым и возобновляемым ис­точникам энергии в Найроби (Кения, 1981) и др.), так или иначе затрагивали вопросы охраны среды обитания человека.

Начало четвертого этапазнаменует состоявшаяся 3-14 ию­ня 1992 г. в Рио-де-Жанейро Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Она подвела итоги международной деятель­ности по охране окружающей среды за двадцать лет, прошед­ших после Стокгольмской конференции, приняла целый ряд программных документов, разработала концепцию устойчивого человеческого развития, открыла для подписания международ­ные конвенции[1] об охране климатических ресурсов и о биологи­ческом разнообразии. Конференция в Рио задала программу дальнейшего международного сотрудничества в области приро­доохранной деятельности принятием "Повестки дня на XXI век" и других итоговых документов.

Современная система международного экологического сот­рудничества объединяет следующие основные направления:

1. парламентское сотрудничество, состоящее в координации законодательной деятельности и обеспечивающее решение меж­государственных экологических проблем путем разработки мо­дельных (рекомендательных) законов в сфере экологии;

2. взаимодействие исполнительных структур отдельных го­сударств, ориентированное на координацию разработки и реа­лизации экологических программ под эгидой ООН;

3. конвенционное регулирование природоохранной деятель­ности путем заключения договоров и других видов международных соглашений, предполагающих единый подход разных стран к решению конкретных экологических проблем;

4. научно-техническое сотрудничество, направленное на об­мен научно-технической информацией, совместную реализацию природоохранных проектов, комплексное использование науч­ных разработок, совместное осуществление экспертиз и т.п.;

5. экологическое сотрудничество общественных организа­ций, деловых кругов, проведение международных экологичес­ких форумов и т.д.

Наиболее распространенной и действенной формой сотруд­ничества по вопросам охраны окружающей среды является зак­лючение международных договоров и иных соглашений. Пар­тнерами в таких соглашениях обычно выступают страны-соседи или государства, объединенные общностью интересов в сохране­нии природной среды региона или совместном использовании некоторых ресурсов.

Международно-правовая природоохранная практика имеет более чем вековую историю. Начало ей было положено заключе­нием соглашений по регулированию использования и охраны ресурсов животного мира. В 1875 г. Австро-Венгрия и Италия приняли Декларацию об охране птиц, а в 1882 г. была заключе­на Конвенция о порядке регулирования рыболовства в Северном море. В том же году в Париже несколькими европейскими стра­нами была подписана первая Международная конвенция по за­щите полезных для сельского хозяйства птиц. В 1897 г. Россия, Япония и США подписали соглашение о совместном использо­вании и охране морских котиков в Тихом океане. Рыболовство, добыча китов и других морских животных — традиционная сфера международных соглашений. Сейчас в этой области дей­ствует более 70 договоров.

Растущая обеспокоенность ухудшением состояния морских вод побудила 20 стран мира к заключению в Лондоне Конвенции по предотвращению загрязнения морей нефтью (1954). Договором запрещен слив нефти и нефтепродуктов в пределах 80-250 км от побережий подписавших его стран. Впоследствии в этой сфере были заключены новые конвенции (Лондон, 1972, 1973), пред­усматривающие жесткий режим полного предотвращения ка­ких бы то ни было сбросов и захоронений в Мировом океане, в том числе радиоактивных.

Важнейшим в истории межгосударственных соглашений яв­ляется Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в ат­мосфере, космическом пространстве и под водой, подписанный более чем 100 странами в Москве в 1963 г.

Проблема защиты окружающей среды от разрушения в ходе военных действий нашла отражение в подписанной в 1977 г. бессрочной Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду, идея которой была выдвинута СССР. Термин "средства воздействия на природную среду" относится к любым средствам для изменения динамики, состава или структуры Земли или космического пространства путем преднамеренного управления природными процессами. Участники конвенции обязались не прибегать к военному или иному враждебному использованию средств воздействия на экосистему планеты, которые имеют ши­рокие, долгосрочные или серьезные последствия в качестве спо­собов разрушения, нанесения ущерба другому государству, а также не помогать в осуществлении такого рода действий дру­гим странам и организациям. Конвенция не ограничивает ис­пользование в мирных целях средств воздействия на природную среду в соответствии с принципами международного права.

В наши дни ни одна страна мира не может обеспечить себе бе­зопасность за счет другой. Единственный путь — понижение уровня военного противостояния, прежде всего путем радикаль­ного сокращения ядерных арсеналов. В декабре 1987 г. был сде­лан первый реальный шаг к ядерному разоружению в результа­те подписания в Вашингтоне между США и СССР Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Одновременно был достигнут прогресс на пути к 50 % -му сокращению страте­гических вооружений СССР и США.

Современное конвенционное регулирование направлено на предотвращение возможных последствий для окружающей сре­ды опасных видов хозяйственной деятельности. С этой целью международным сообществом были подписаны следующие до­кументы: Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979), Венская конвенция об охране озо­нового слоя (1985), Конвенция о помощи в случае ядерной вой­ны или радиационной аварийной ситуации (1986), Конвенция о перевозке опасных грузов (1989) и др. Международным дости­жением исключительной важности признается Монреальский протокол о веществах, разрушающих озоновый слой (1987), в соответствии с которым подписавшие его стороны обязались к 2000 г. снизить на 50 % выбросы в атмосферу хлорфторсодержащих углеводородов, губительно действующих на защитную обо­лочку Земли.

Всеобщую заинтересованность представляет и сохранение биологического и ландшафтного разнообразия планеты. С этой целью международным сообществом были подписаны такие обязательства, как Конвенция о водно-болотных угодьях, имею­щих международное значение главным образом в качестве мес­тообитания водоплавающих птиц (1971), Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (1972), Конвен­ция об охране мигрирующих видов диких животных (1979) и др. Но одним из наиболее существенных достижений междуна­родного экологического сотрудничества является заключение в 1992 г. Конвенции о сохранении биологического разнообразия. В целях создания материальных стимулов сохранения биоразнообразия конвенцией закреплено признание биологических ре­сурсов суверенной собственностью государств, располагающих ими. Кроме того, страны, владеющие большим разнообразием генофонда, согласно конвенции имеют право взимать плату за доступ к этому ценному ресурсу.

Принятые международные соглашения принесли конкрет­ные позитивные результаты. Так, реализация Конвенции о предотвращении трансграничного загрязнения атмосферы на большие расстояния привела к значительному снижению уров­ня загрязнения воздуха в Европе. Резко уменьшилось количес­тво убиваемых в Африке слонов в результате принятой в 1990 г. Конвенции о международной торговле исчезающими видами ди­кой флоры и фауны. В соответствии с соглашением 1991 г. в Ан­тарктиде запрещены разведка и добыча полезных ископаемых сроком на 50 лет. В целом государства приняли более 178 эколо­гических соглашений.

Другой эффективной формой международного сотрудничес­тва является создание и деятельность межправительственных специализированных учреждений при Организации Объединен­ных Наций (ООН).

Наши рекомендации