Учет и анализ природопользования и охраны окружающей среды

Для учета количественных, качественных и иных характе­ристик природных ресурсов, а также объема, характера и режи­ма их использования ведутся государственные кадастры при­родных ресурсов. Оценка рационального природопользования и природоохранной деятельности, принятие управленческих ре­шений основываются на статистическом и бухгалтерском учете.

Кадастровая форма предоставления природно-экономической информации о природных ресурсах является общепризнанной в мировой практике. Кадастр природных ресурсов — это систематизированный свод сведений количественных, качест­венных и территориально-адресных показателей о естествен­но-физических, экологических, хозяйственных, экономичес­ких характеристиках и правовом статусе природных ресурсов. Кроме того, кадастр отражает характер изменений состояния ресурсов под воздействием природных и антропогенных факто­ров, рекомендации по рационализации использования ресурсов и необходимым мерам их охраны.

Основными принципами формирования системы природно-ресурсных кадастров является обеспечение требований ком­плексного природопользования, полной достоверности количес­твенного и качественного учета природных ресурсов, распреде­ления их по пользователям и территории, оценка фактического состояния природно-ресурсного потенциала. Сведения, состав­ляющие кадастры, могут собираться, храниться и использоваться в текстовом, графическом и электронном виде. Постановле­нием правительства Республики Беларусь "О государственных кадастрах природных ресурсов" (1993) предусмотрены клима­тический, земельный, водный, лесной кадастры, кадастр жи­вотного, растительного мира, торфяного фонда, кадастр отходов.

Развитие рыночных отношений значительно расширяет сфе­ру использования кадастровой информации, предъявляет к ней повышенные требования. Так, исходя из установленной в кадас­трах ценности могут определяться стоимость и покупная цена объектов кадастров, налоговые платежи и льготы по таким пла­тежам, а также размер ущерба, убытков или вреда, которые причинены нарушением правил пользования этими объектами и требований их охраны.

Балансовый учет в сфере природопользования ведется в це­лях выявления и определения масштабов и качественных ха­рактеристик природных ресурсов, предназначенных для хозяй­ственного использования. Учет природных ресурсов, по различ­ным причинам выпадающих из хозяйственного оборота, являет­ся забалансовым. В практике балансового учета составляются балансы недр, включая балансы полезных ископаемых, а также водохозяйственные балансы.

Формирование общегосударственной системы наблюдения и контроля состояния природной среды тесно связано с экономи­ко-статистическим учетом и анализом природопользования и природоохранной деятельности. Впервые система показателей статистики окружающей среды вводится в 1973 г. Она была призвана обеспечивать контроль выполнения плана природоох­ранных мероприятий. Разрабатываются и внедряются формы статистической отчетности предприятий:

ф. № 18-КС "Отчет о капитальных вложениях на мероприя­тия по охране и рациональному использованию природных ре­сурсов";

ф. № 4-ОС "Отчет о текущих затратах на охрану природы";

ф. № 2-тп (воздух) "Отчет об охране атмосферного воздуха";

ф. № 2-тп (водхоз) "Отчет об использовании воды" и некото­рые др.

Созданная отчетность явилась своего рода статистическим мониторингом, обеспечивающим сбор сведений о наиболее ос­трых проблемах, связанных с воздействием антропогенной дея­тельности на отдельные элементы окружающей среды. В насто­ящее время система показателей статистики окружающей сре­ды и природных ресурсов включает разделы:

· охрана и рациональное использование водных ресурсов;

· загрязнение, охрана и состояние атмосферного воздуха;

· состояние и охрана земельных ресурсов;

· охрана и рациональное использование лесных ресурсов;

· наличие, состояние и охрана заповедных территорий, ох­рана животных;

· образование, удаление и утилизация отходов производства и потребления;

· затраты на природоохранные мероприятия и ввод в дей­ствие природоохранных мощностей;

· радиоактивное загрязнение территории, проведение ме­роприятий по ликвидации последствий катастрофы на Черно­быльской АЭС.

Наши рекомендации