Законодательство Республики Беларусь об охране окружающей среды (экологическое законодательство)
Основой государственного регулирования природоохранной деятельности является экологическое законодательство, обеспечивающее правовую защиту природной среды. Правовое регулирование природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов осуществляется в нашем государстве на базе совокупности нормативно-правовых актов, к которым относятся: Конституция и законы Республики Беларусь; указы; декреты и директивы Президента Республики Беларусь; постановления и распоряжения Правительства; нормативные акты министерств и ведомств, а также международные правовые акты, регулирующие внутренние экологические отношения на основе примата международного права.
Экологическое законодательство
- определяет права и обязанности организаций, учреждений, общественных объединений и граждан по обеспечению условий безопасного проживания на территории республики, а также гарантии соблюдения прав граждан со стороны государства на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду;
- устанавливает компетенции специально уполномоченных государственных и иных органов в области охраны окружающей среды, а также лимиты на пользование природными ресурсами и платежи за природопользование;
- определяет экологические требования к хозяйственной и иной деятельности, особенности контроля и надзора в области охраны окружающей среды, меры и условия наказания за нарушение природоохранного законодательства.
Белорусское экологическое законодательство - одно из старейших в мире. Началом государственного регулирования правовых норм природопользования на территории Беларуси следует считать принятие в 1588г. Статута Великого княжества Литовского. На протяжении 250 лет он был действующим законом и составлял основу всей правовой системы. В статуте имеется раздел десятый «О пущах, о ловах, о бортном дереве, об озерах и лугах», восемнадцать артикулов которого не только защищали права феодальной собственности, но и были направлены на охрану животного и растительного мира от хищнического уничтожения.
Экологическое законодательство в бывшем СССР являлось по существу сводом политических деклараций, редко подкрепленных соответствующими механизмами реализации. В 90-е годы в Беларуси были сделаны важные шаги по заполнению «законодательного вакуума» в сфере экологии. Основу современного законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования составляют:
- Конституция Республики Беларусь (ст. 34, 46, 55) от 15.03.1994 г. с дополнениями и изменениями ог 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.;
- законы Республики Беларусь: «Об охране окружающей среды» (в редакции 2005 г.), «О государственной экологической экспертизе» (в редакции 2000 г.), «Об отходах» (в редакции 2004 г.), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в редакции 2000 г.), «Об особо охраняемых природных территориях и объектах» (в редакции 2000 г.), «Об охране и использовании животного мира» (1996), «Об охране атмосферного воздуха» (1997), «О растительном мире» (в редакции 2004 г.), «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции 1999 г.), «О радиационной безопасности» (1998 г.), «О питьевом водоснабжении» (в редакции 2005 г.), «Об охране озонового слоя» (в редакции 2004 г.), «О налоге за использование природных ресурсов» (в редакции 2004 г.) и ряд других;
- Кодексы Республики Беларусь: «О недрах» (1997), «Лесной кодекс» (в редакции 2005 г.), «Водный кодекс» (1998), «О земле» (в редакции 2002 г.), «Гражданский кодекс» (1998).
Важным шагом в обеспечении правовой защиты природы в республике явился закон «Об охране окружающей среды в Республике Беларусь» (1992). Но за прошедшие с момента принятия данного закона годы многие его положения устарели, поэтому 17 июля 2002 г. был принят закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», который конкретизировал многие положения своего «предшественника» и отразил те изменения в социально-экономическом развитии государства, которые произошли за истекшие десять лет.
Следует отметить, что 1990-е годы ознаменовались принятием в республике ряда правовых актов, не имевших аналогов, что было связано с формированием рыночной модели экономики, проникновением товарно-денежных отношений в сферу природопользования и позволяло создать материальную заинтересованность субъектов хозяйствования в ресурсосбережении и охране окружающей среды. Речь идет в первую очередь о законах, регламентирующих введение платности природопользования. Это законы «О платежах за землю», «О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)», впервые принятые в 1991 г., а также закон «Об отходах производства и потребления», принятый в 1993 г. В дальнейшем эти законы претерпели изменения в названиях, вышли в нескольких редакциях.
Новым, «рыночным» законом, создавшим юридические предпосылки для развития всех форм собственности и хозяйствования на земле, рационального ее использования и охраны, явился закон «О праве собственности на землю» (1993). Законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О праве собственности на землю» (1997) расширен круг субъектов частной собственности на землю. Теперь земля в Республике Беларусь может быть в частной собственности не только граждан страны (для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, садоводства и дачного строительства), но и в собственности юридических лиц, в том числе зарубежных, если на этой земле располагаются приватизированные данными лицами производственные объекты или объекты по оказанию услуг.
В рамках Союза Беларуси и России разрабатываются проекты закона Союзного государства «Об охране окружающей среды», а также единой концепции закона «О социальной защите населения, пострадавшего вследствие катастрофы на ЧАЭС».
Однако, действующее законодательство по-прежнему страдает излишней декларативностью, отсутствием необходимых механизмов реализации прав граждан на благоприятную среду обитания, на получение полной информации о ее состоянии, на возмещение вреда, причиненного здоровью. Кроме того, рыночные преобразования в экономике диктуют необходимость разработки новых правовых норм, обеспечивающих соблюдение экологических требований при приватизации объектов государственной и коммунальной собственности; принятие законов об экологическом страховании, о возмещении вреда, причиненного экологическими правонарушениями; внесения изменений в банковское законодательство в части кредитования деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду и др.