Сказка про то, как Ивану-царевичу Жену выбирали

(А. Гмызина)

В тридевятом царстве, тридесятом государстве жил-был царь с царицей, и было у них три сына. Первые два уже женились на пре­красных девушках и, покинув отчий дом, уехали с ними в другие земли, добро наживать.

Младший же никак не мог найти себе подходящую невесту. Жда­ли царь с царицей, ждали и решил тогда сам отец-батюшка найти сыну невесту, да не просто девицу-красавицу, а к тому же еще и умную. Дал царь приказ на всю округу, чтобы собирались все неве­сты в его царстве-государстве для определения самой рассудитель­ной, а сам созвал своих мудрецов, чтобы задания умные выдумывать.

Собрались весной в определенное время все девицы государства. И дал царь им задание вырастить подсолнечник, чтобы были в нем самые вкусные семечки. Выбрал царь участок земли огороженной и впустил туда девушек. Побежали красавицы самое видное место нахо-

дить и сажать туда семечки. Только одна девица не торопилась. Долго ходила, выбирала место, наконец выбрала в самом уголке участка и аккуратно посадила семечко. Увидел это царевич и спросил девушку:

— Почему же ты так долго место выбирала? И почему посадила
в самом неприметном месте, в уголке?

На что девушка ему ответила:

— Почва бывает разная. Не везде будет расти растение. Этот уча­
сток твой отец подобрал неслучайно: он состоит из одной глины и
песка. Глина плохо пропускает воду, в засуху будет твердой, а во
время дождей пластичной и липкой, из нее даже можно будет ле­
пить разные фигурки. Песок же рассыпчатый, легко и быстро про­
пускает сквозь себя воду, но не имеет никаких питательных веществ,
необходимых растениям. И только в этом маленьком уголке я на­
шла кусочек земли, который твой отец, наверное, не заметил при
огораживании. В этой земле есть все питательные вещества, необхо­
димые для роста растений.

(Какие виды почвы вы знаете, ребята ?) Тогда царевич спросил:

— А как же ты определила эту землю?
Девушка ответила:

— Очень просто: земля темная, рассыпчатая, пропускает воду и
становится мокрой и липкой.

Понравилась девушка царевичу своим разумом и находчивостью и стал он ждать результатов. Тем временем наступило лето.

(Какие изменения происходят в природе летом ?)

День стал длиннее, ночь — короче, стало много света и тепла, солн­це поднималось высоко, иногда шли теплые дожди с грозами. Созда­лись прекрасные условия для жизни растений и животных. Все кру­гом зазеленело, на лугах появилось много цветов, над которыми кру­жило множество насекомых. И только участок, который царь выделил для девушек, был пустынным. Лишь один подсолнух рос на самом краю и день ото дня становился все красивее и красивее.

Пришла осень.

(Какие изменения происходят в природе осенью ?)

День постепенно становился короче, ночь — длиннее, уменьша­лось количество света и тепла, усиливались прохлада и холод. Цветы и травы начали увядать, деревья и кустарники — сбрасывать листву. Настало время собирать урожай.

Пришел царь к участку и созвал девиц-красавиц. И все увидели, что вырос только один подсолнух, который стал похожим на ма­ленькое солнышко. Попробовал царь его семечки и сказал, что ни­когда в жизни не ел ничего вкуснее. А как увидел девушку, посадив­шую здесь подсолнух, поклонился ей и назначил день свадьбы.

Веселилось все государство. Царь гордился свой мудростью, а ца­ревич — своей красивой, умной женой.





Приключения одного горного камня

(Н. Сырых)

Много лет тому назад высоко-высоко в горах жил большой тя­желый Камень. Он считал себя самым умным среди всех высокогор­ных жителей.

— Я выше всех лежу, мне сверху все видно: и летящих птиц, и
живущих в горах животных, и зеленые долины, и бурные реки, кото­
рые текут среди скал, и облака от меня близко, ведь я почти у самой
вершины! — так хвастался перед подобными себе камень.

Однажды одним ясным, солнечным днем на склон горы рядом с Камнем присел орел. Камень, увидев орла, обрадовался своему собе­седнику и начал похваляться:

— Я — самый мудрый среди жителей гор. Мне сверху все-все
видно!

Орел послушал, как камень хвастает, и сказал:

—Самая мудрая — горная река. Откуда только она не берет свои воды: и дожди, и снега, и ручьи спешат к ней, торопятся, чтобы сообщить ей новости со всех уголков земли.

—Не может быть! Почему это горная река мудрее меня? Она течет между скал и никогда не поднимется выше меня! — возмутил­ся Камень.

—А ты у горной реки спроси. Она может тебе столько всего рассказать! — сказал орел и улетел.

Камню стало интересно посмотреть на мудрую горную реку. Он под­катился к самому краю скалы, посмотрел вниз и, не удержавшись, со­рвался вниз и упал прямо в бурную горную реку. Брызги разлетелись в разные стороны, а Камень тотчас оказался на дне реки. Тысячи малень­ких капелек воды обрадовались нежданному гостю, начали наперебой рассказывать ему, откуда они родом и как попали в горную реку.

— Сколько же интересных историй знает река! — удивился Ка­
мень. — Я и сам не знаю столько.

И тут же спросил у нее:

—Горная река, ты так много знаешь и лак торопишься куда-то, что мне, раньше спокойно лежавшему на краю обрыва, становится просто не по себе. Возьми меня с собой, покажи другие уголки земли!

—Я возьму тебя с собой, но не сейчас. Тебе придется подождать, ведь ты очень большой и тяжелый, а мои воды не такие сильные. Вот если бы ты был меньше! — с шумом ответила ему река.

—Но я не смогу стать меньше, — огорчившись, чуть слышно сказал Камень.

Река ответила:

— Не волнуйся, я тебе помогу, но для этого тебе придется запас­
тись терпением.

— Я согласен, согласен! — воскликнул Камень.

Шли дни, недели, месяцы, годы... Камень все ждал, когда же гор­ная река возьмет его с собой. За это время из большого камня он превратился в крошечную песчинку.

(Каким образом камень превратился в песчинку?)

— Вот теперь я могу взять тебя с собой, — сказала горная река. — Ну что, побежали!?

— Поехали! — радостно ответила маленькая песчинка, и тут же понеслась все дальше и дальше от родных гор, подхваченная бурля­щим потоком.

— Сколько всего интересного! Сколько здесь рыб, водорослей! Куда мы попали? — одновременно и восхищалась, и спрашивала у водной струи песчинка.

(Куда горная река принесла песчинку?)

— Это море. В него спешат многие реки. Оно хранит немало
разных тайн и секретов, — сказала ей горная река. — Тебе еще пред­
стоит с ними познакомиться. Здесь ты найдешь своих братьев, таких
же песчинок, как ты. Удачи тебе.

Так и остался Камень, а теперь уже песчинка жить в море.

Кто вырастил ягодку

(Е. Коротаева)

Жила-была девочка Маша. Однажды пошла Маша погулять в лесок, который находился рядом с ее домом. Девочка гуляла по лесу и вышла на полянку. На ней она увидела много красных ягодок. Маша присела, сорвала одну и сказала:

— Спасибо тебе, что угостила меня. Вдруг она услышала тонкий голосок:

— Почему ты мне не говоришь спасибо?

— Ой, кто это? — испугалась девочка.

—Я — водичка, я поила твою ягодку, чтобы она росла большая и сочная.

—И мне забыли сказать спасибо, — прогудел чей-то густой го­лос.

—Кто это говорит таким низким голосом? — удивилась девочка. Оказалось, что это земля, которая кормила ягодку, чтобы она стала сладкой-пресладкой.

—Мне тоже никто не сказал спасибо, — откуда-то сверху раздал­ся звонкий голосок.

—А ты кто? — спросила девочка.

—Это я — солнышко, я грело твою ягодку, чтобы она была крас­ная-прекрасная.





Услышав так много голосов, Маша подумала: «Как же много усилий нужно для того, чтобы эта маленькая красная ягодка вырос­ла! Нужны и вода, и земля, и солнце. Если бы не было воды, то ягодка бы засохла. Если бы не было земли, то ягодке негде было бы расти. А если бы не было солнца, то ягодка никогда бы не созрела и не стала бы красной и сладкой. Сколько же сил, оказывается, нужно приложить и земле, и воде, и солнышку!»

Подумав об этом, Маша решила, что нужно быть благодарной всем, кто вырастил эту ягодку. Тогда девочка сказала:

— Спасибо вам всем: и тебе, водичка, и тебе, земля, и тебе, солныш­ко, за то, что вырастили для меня красную, большую, сладкую ягоду.

Сказав это Маша побежала домой, а водичка, земля и солнышко снова принялись за дело и вырастили много ягодок, яблочков, ореш­ков к новому урожаю.

Про Звездочку и космический мусор

(А. Бачерикова)

У каждого есть свой дом. Как ты думаешь, где живут звездочки? Правильно, они живут на небе. Это значит, что небо — их дом. Я хочу познакомить тебя с одной очень доброй Звездочкой. Ты можешь увидеть ее на ночном небе, если внимательно приглядишься: нахо­дится она недалеко от месяца, и в отличие от своих подружек, она обладает десятью лучиками и самой милой улыбкой.

Однажды наша Звездочка загрустила — у нее случилась беда. Дело в том что дом, в котором она живет, постепенно наполняется мусором. Мусор этот называется космическим. Космический мусор — это об­ломки ракет и спутников, кусочки краски, фрагменты обшивки кос­мических аппаратов, отслуживших свой срок, и многие другие детали, которые представляют собой серьезную угрозу как в космосе, так и

на Земле.

Некоторый космический мусор может быть ядовитым. Ядовитый (или токсичный) мусор содержит в себе остатки несгоревшего ра­кетного топлива и вредные газы.

Звездочка очень расстроилась, потому что, как ей сказала по сек­рету Луна, в космосе находится более трех тысяч тонн мусора. Это, как ты понимаешь, очень-очень много.

Мусор движется в космическом пространстве с огромной скоро­стью. Однажды Звездочка видела, как маленький кусочек краски нанес вред космическому кораблю, проделав в нем дырку.

Этот мусор опасен и для землян. Попадая в атмосферу нашей планеты, он сгорает, но самые большие его куски сгореть не успева­ют и могут нанести непоправимый вред всему живому на Земле.

Дорогой, друг! Звездочка очень просит тебя придумать и нарисо­вать, как можно бороться с космическим мусором. Ведь до сих пор ученые всего мира не могут придумать способ его уничтожения. Твоя идея спасет нашу планету от многочисленных бед.

Звездочка очень надеется, что, когда ты вырастешь, поможешь сделать свой дом чистым и безопасным!

Следующий вид экологических сказок — сказки-«почемучки». Благодаря этим сказкам взрослые могут ответить на множество ти­пичных вопросов маленьких «почемучек». Обратите внимание, что в названии эти сказок уже содержится вопрос.

Почему на крыше сосульки?

(Е. Бакина, Е. Засолоцкая)

Наверху одного дома жила-была крыша и было ей очень скучно. Хотела бы она с кем-нибудь подружиться, да кого тут увидишь на такой высоте.

Пришла зима. Выпал снег, и на крыше образовался небольшой сугроб. Крыша спросила незнакомца:

— Ты кто?

— Я — сугроб, — ответил ей белый незнакомец.

— А откуда ты взялся? (Откуда мог взяться сугроб?) Сугроб пояснил:

— С неба падали мои подружки — снежинки, их становилось все
больше и больше. Вот так я и получился.

Крыша немного подумала и, чуть стесняясь, предложила:

—А давай, сугроб, с тобой дружить.

—Давай, — сразу согласился сугроб.

И стали они дружить. Дружили они всю зиму. Но вот пришла весна. С каждым днем солнышко стало пригревать все сильнее и сильнее. Крыше было хорошо, тепло, а вот ее друг начал таять. Однажды вечером, когда солнышко скрылось за горизонтом, крыша увидела, что сугроб исчез, а вместо него висят сосульки. Крыша удивленно спросила их:

—Вы кто?

—Мы — сосульки! — гордо зазвенели они.

—А откуда вы взялись и где мой друг сугроб? — спросила у сосулек крыша.

(Ребята, куда исчез сугроб и откуда появились сосульки ?) Сосульки ответили:

— А мы и были сугробом. Когда солнышко пригрело, он начал
таять и превращаться в воду, которая стала стекать с тебя и падать
на землю. К ночи температура понизилась, и та вода, которая не
успела стечь вниз, замерзла. Вот так получились мы — сосульки.





Почему у Мухи хвоста нет?

(К, Овчинникова, Н. Перевалова)

Жила-была Муха. Однажды она прилетела к человеку с вопросом:

— Почему у всех есть хвосты, а у меня его нет? Человек ей ответил:

— Эх ты, неразумная! Хочешь хвост? Ну а зачем тебе он нужен? На что Муха ответила:

— У всех хвост есть, значит, и мне тоже нужен!

Человек предложил Мухе полетать и самой выбрать хвост, какой ей понравится.

Вот полетела Муха по белу свету. Долго ли, коротко ли летела и вдруг увидела озеро, а в нем Карась плывет. Подлетела Муха к Кара­сю и сказала ему:

— Здравствуй, Карась! Слушай, зачем тебе хвост? Отдай-ка ты его
лучше мне!

(Зачем Карасю хвост ?) Карась так сказал Мухе:

— Извини, Муха, не отдам я тебе свой хвост. Он мне рулем слу­
жит. Тебе он не нужен, а мне необходим.

Делать нечего. Полетела Муха дальше. Видит, на цветке Слизняк сидит. Попросила Муха Слизняка отдать свой хвост, а у того его и нет. Посоветовал Слизняк Мухе в лес лететь, там жителей больше, у кого-нибудь да и найдется лишний хвост.

Полетела Муха в лес. Прилетела, увидела Дятла и сказала ему:

— Здравствуй, Дятел! У тебя такой замечательный хвост! Можно
мне его примерить?

Не дал и Дятел Мухе примерить свой хвост.

(Почему Дятел не дал Мухе примерить свой хвост ?)

Хвост для Дятла — опора, когда он долбит дупло.

Расстроилась Муха, но, не теряя надежды, полетела дальше. Вот увидела: между деревьями Лиса бежит. Обратилась Муха к ней со словами:

— Лисичка-сестричка! У тебя такой красивый пушистый хвост!
Не могла бы ты мне его подарить?

А Лиса ей в ответ:

— Знаешь, Муха, не могу я тебе подарить свой хвост, он мне самой
очень нужен. (Зачем Лисе хвост?) Лети-ка ты в поле, может, там
найдешь себе хвост!

Делать нечего, полетела Муха в поле. Смотрит, а там коровы па­сутся, но спрашивать о хвосте у них побоялась, да так ни с чем и домой вернулась.

Спросил ее человек:

— Ну что, Муха, выбрала себе хвост?

Объяснила человеку Муха, что никто не захотел отдать ей свой хвост, потому что всем он нужен, а ей — нет. Природа сама знает, что кому для жизни необходимо.

Почему Льдинка исчезла?

(Ю. Игошина)

Каждый год два друга зайца, Пушок и Лелик, ходили на опушку леса и на самом видном месте лепили снеговика всем лесным жите­лям на радость. Как и всегда, Пушок долго собирался на прогулку не потому, что он был ленив, а потому, что очень уж он любил рассмат­ривать морозные узоры на окошках.

А в это время Лелик возле своего дома, не теряя времени зря, пытался освободить лужу из оков морозной корки, которая на ней образовалась. Березовой палкой он что есть силы бил по льду, после одного такого удара один осколок льда откололся и отлетел в сторо­ну. Лелик решил рассмотреть этот осколок поближе, подошел к нему, взял в свои теплые лапки и вдруг услышал:

— Ой, как жарко, ой-ой!

— Кто это? Где ты прячешься? Выходи, сразимся! — сначала испугавшись, но потом, взяв себя в руки, прокричал Лелик.

— Положи меня обратно на снег, а то исчезну вмиг, а ты так и не узнаешь, кто я, — тихо и жалобно сказала Льдинка, именно та, кото­рую Лелик поднял и держал в своих лапках.

— Это ты со мной разговариваешь? А кто ты? Как тебя зовут? — уже совсем без страха, но с большим удивлением спросил зайчик и услышал в ответ:

— Я — Льдинка, прозрачная, почти хрустальная. Я живу тут, вот над этой лужицей.

— А как ты появилась здесь? Откуда пришла? — спросил Лелик, уже совсем забыв про то, что они с другом хотели лепить снеговика.

— Я всегда прихожу сюда зимой со своей мамой и сестрами. Когда становится холодно, мы приходим и дарим людям радость, — поведала свою историю Льдинка.

(В какое время года приходит Льдинка ?)

— А я Лелик — самый храбрый заяц в этом лесу. Еще я очень люблю зиму. Сейчас мы с моим другом зайцем Пушком пойдем на опушку лепить снеговика. Пойдем с нами! — предложил Лелик Льдинке.

— Пойду! — улыбнулась Льдинка и застенчиво попросила своего нового друга: — Только ты надень рукавички, а то я растаю от теплоты твоих лапок.

(Почему Льдинка боится тепла ?)





Лелик и Льдинка отправились к Пушку, чтобы вместе с ним пойти на опушку. Не успев подойти к его дому, они увидели, что Пушок уже прыгает им навстречу.

— Что же ты так долго? Мы тебя заждались! — сказал Лелик своему другу. Пушок ответил, что он любовался узорами на окошке, поэтому и задержался.

— Это постарались мои младшие сестренки — снежинки, — про­шептала Льдинка и снова спряталась в ладошке Лелика.

— Это ты сказал, Лелик? — удивленно спросил Пушок. Ведь он еще не знал, с кем познакомился Лелик.

— Вот и не угадал! — сказал Лелик и убрал свою лапку за спину.

— А кто же тогда? И что это ты там прячешь? — возмутился Пушок.

Лелик решил все-таки познакомить Льдинку с Пушком и по доро­ге на опушку рассказал другу о том, как он познакомился со Льдинкой, когда она появилась, с кем живет и что она очень боится тепла.

Наконец-то добравшись до опушки леса, друзья стали весело и дружно лепить снеговика. Льдинка помогала Лелику, который катал снежные комы, выбирать самый лучший для лепки снег. Пушок складывал фигуру снеговика, приделывал ему рот из веточек, глазки из угольков, нос из морковки.

(В какое время года мы лепим снеговика ?)

Когда снеговик был полностью готов, друзья решили отправить­ся домой, потому что на улице уже смеркалось, да и к тому же все так проголодались, что даже любимые горки не могли заставить их остаться и погулять подольше. У своих домов Лелик и Пушок вспом­нили о том, что Льдинка живет на улице, и если занести ее в дом, то она просто-напросто растает. Тогда Лелик на ночь решил отнести Льдинку обратно к той луже, у которой он ее нашел.

С того самого дня друзья все время проводили вместе, утром Лелик и Пушок от лужи забирали Льдинку, а вечером приносили обратно.

Так весело и интересно они провели всю зиму. Но, как и должно быть, вслед за зимой пришла весна. Лелик и Пушок очень ждали ее прихода. Им так хотелось играть у ручья и пускать по нему свои кораблики. Они совсем не думали, что именно наступление весны сможет разлучить их с Льдинкой до следующей зимы.

В одно прекрасное весеннее утро они как обычно собрались идти на опушку, на которой стоял их изрядно подтаявший снеговик. По­дойдя к луже Льдинки, друзья не могли понять, что же произошло. Вместо твердого холодного льда в луже они обнаружили обычную воду. А Льдинки там не было. Друзья подумали, что, может быть, Льдинка сама добралась до их любимой опушки и ждет их там. Прибежав туда, они не обнаружили своей подружки и увидели, что

их большой крепкий снеговик стал маленьким и стоял в какой-то небольшой луже, которой раньше не было.

(Куда же пропала Льдинка ?)

И тут Лелик и Пушок поняли, что Льдинка боялась не только тепла ладошек или горячей печки, еще она боялась солнечного тепла. Вспомнили они и о том, как Льдинка предупреждала их: с наступле­нием весны она уйдет вместе с сестрами в Зимнюю страну, но когда придет зима, она снова вернется и будет, как и раньше, ходить с ними на опушку, лепить снеговика и кататься с горок. Зайчикам стало стыдно, ведь они даже не попрощались с Льдинкой и не по­просили ее вернуться к ним следующей зимой.

Тогда друзья решили отыскать ее, но вот куда идти, совершенно не знали. Тогда они решили отправиться в самую чащу леса, где жила мудрая Сова, которая все про всех знала. Именно она могла помочь Лелику и Пушку отыскать Льдинку. Долго друзья добира­лись до старого дуба, где жила мудрая птица. Внимательно выслушав зайчат, Сова сказала:

— Мне очень хочется вам помочь, но я не смогу этого сделать.
В зимнюю страну могут попасть только зима и ее дети — снежинки
и льдинки. Никто оттуда не придет, пока снова не наступит время
зимы.

— Но куда же пропала наша Льдинка? — спросил Лелик.
Мудрая Сова ответила:

— Она не пропала, она растаяла от теплых солнечных лучей. Она
была твердой и холодной, теперь же солнышко превратило ее в
ручеек, лужицу, дождик. Вернется Льдинка только зимой, когда зем­
ля станет потихоньку замерзать, и вся вода превратится в лед. Каж­
дый раз происходит смена времен года. Чередуясь друг за другом,
приходит на смену весне лето, на смену лету — осень и после прихо­
дит зима. Так устроен наш мир. Я уверена: Льдинка на вас не в
обиде. Вы еще встретитесь и весной, и летом, когда она станет дожди­
ком. Ведь лед, который растаял от солнечных лучей, становится теп­
лым летним дождиком, а вода, когда замерзает, становится льдом.

Получив такой обстоятельный ответ, Лелик и Пушок поблагодари­ли Сову и поняли, что не потеряли свою Льдинку, она просто превра­тилась в воду, а следующей зимой она снова вернется к своим друзьям.

(Когда Льдинка снова вернется?)

Среди экологических сказок особое место занимают сказки-«ка-тастрофы», в содержании которых раскрываются глобальные изме­нения климата, истощение природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды — факторы в совокупности создающие непрерывно ухудшающуюся среду обитания человека.

Представляем некоторые сказки-«катастрофы».





Наши рекомендации