Как мужик на базаре корову продавал

(В. Колесникова)

Был зимний солнечный день. С утра на базаре собралось много народу. Кто за чем пришел: кто-то что-то купить, кто-то что-то продать. В самом конце ряда стоял неприметный мужичок. Пришел он корову свою продавать. Простоял час, другой, третий — никто к нему так и не подошел, никто не заинтересовался его товаром. За­мерз мужичок, и Буренка его замерзла.

Неподалеку стоял молодой парень. Долго он наблюдал за тем, как мужичок корову свою пытается продать. Смекнул парень, что не идет у мужичка торговля, сжалился над ним и решил помочь. Подо­шел он тогда к мужичку и спросил:

— Какой товар у тебя, купец?

(Выясните знания детей о значении слова товар.) Мужичок ответил:

— Да вот, я уже долго стою, Буренку свою продаю. Паренек вновь поинтересовался:

— И чем же корова твоя хороша? В ответ услышал:

— Буренка моя всем хороша. Все в ней прекрасно, и даже душа!

— Так и быть, — сказал паренек, — помогу я тебе продать корову.
Ведь в этом деле главное — хорошо прорекламировать свой товар!

(Уточните знания детей о рекламе.)

Взял тогда паренек балалайку и запел звучным голосом:

Эй, народ честной!

Подходи, не стой!

Погляди — подивись,

Покупай — не скупись!

Услышал эту частушку один богатый барин, заинтересовался, решил узнать, что за товар и каково его качество. Увидел он корову и сказал:

— Больно уж ваша Буренка тоща: ноги худые и впалые бока! Парень не растерялся и тут же отпарировал:

— Да, есть много не просит. Видишь, экономия одна! Барин спросил дальше:

— Сколько же ваша корова дает молока? И услышал в ответ:

— Не выдоишь за день, устанет рука! Барин стал требовать назвать цену:

— И сколько же ты просишь? Какая цена? (Выясните знания детей о значении слова цена.)

Паренек молвил:

— Цена небольшая — устроит тебя! Прошу я всего лишь три
пятака!

Во время разговора паренька с богатым барином вокруг них собралась толпа людей. И уже каждый хотел купить корову. Вот так и помог паренек мужичку выгодно продать корову.

Театр папы Карло

(Н. Булатова)

В городе со звучным названием Золотой ключик все давно уже забыли про жестокого и коварного Карабаса-Барабаса и его куколь­ный театр. Папа Карло организовал свой театр, где выступали все друзья Буратино и, конечно же, сам деревянный человечек.

Одно-единственное представление, которое шло в театре, пользо­валось большим спросом.

(Уточните у детей, как они понимают значение слова спрос.)

Все жители городка ходили на спектакль, но вскоре он им наску­чил, и посетителей с каждым разом становилось все меньше и мень­ше. Театр стал получать очень маленький доход с продажи билетов.

(Выясните у детей, что такое доход.)

Тогда Буратино предложил отцу:

— Папа Карло, давай придумаем и поставим новый спектакль, тогда снова спрос возрастет и в наш театр опять пойдут зрители!

— Но у нас нет денег, чтобы купить новые костюмы и декорации, — возразил ему папа Карло.

На это Буратино ответил:

— Папа Карло, ты же раньше играл на шарманке и зарабатывал
деньги. Может, это нам поможет? А я буду рядом танцевать!

Папа Карло одобрил идею Буратино, починил свою шарманку и как когда-то стал радовать всех обитателей городка музыкой. Бура­тино танцевал рядом с отцом, а за это жители щедро платили улич­ным артистам. В результате они получили хороший доход. Так, всего за несколько дней было собрано достаточно денег для покупки и декораций, и костюмов к новому спектаклю, что папа Карло и Бу-ратино, собственно говоря, и сделали. Они приобрели театральные костюмы, декорации, много репетировали и замечательно подгото­вились к новому представлению.

В назначенный день премьера в театре прошла на ура. Папа Кар­ло и Буратино заработали столько денег, что их хватило на покупку костюмов еще и к другим спектаклям.



Как царь себе помощника выбирал

(О. Мальцева)

Жил-был царь, и было у него три сына. Вот однажды позвал царь их к себе и сказал:

— Сыновья вы мои любимые, стар я уже, тяжело мне становится
в одиночку с делами государственными управляться. Хочу я одного
из вас своим главным помощником сделать. Но дело это серьезное,
поэтому я должен вас испытать: сможете ли вы казну нашу попол­
нять да преумножать. Слушайте, сыновья, мою царскую волю: кто из
вас троих сможет больше всего денег за месяц заработать, того я
своим главным помощником сделаю.

Выслушали сыновья своего отца, затылки почесали и стали ду­мать, как же денег заработать. Думали они, думали и решили магази­ны открыть. Старший брат сказал:

—Я, пожалуй, открою овощной магазин. Сейчас лето, в нашем царстве у каждого жителя свой огород есть. Вот я и прикажу: каждое утро в мой магазин свежие овощи привозить, а я ими торговать буду!

—А я, — молвил средний брат, — открою молочный магазин. В нашем царстве нет ни одного двора, где бы не было коровы. Вот я и прикажу каждое утро привозить в мой магазин свежее молоко и творог, а ими торговать буду!

—Нет, братцы, так дела не делаются. Для начала надо подумать, что в нашем царстве-государстве всего нужнее, что будет спросом пользоваться! — произнес младший брат Иван-царевич.

(Уточните знания детей о значении слова спрос.) Братья посмеялись:

— У тебя время есть, ты и думай. А мы пойдем магазины откры­
вать да деньги зарабатывать.

То лето жарким да душным выдалось. Все жители от жажды мучились. И решил Иван-царевич открыть магазин, в котором будут продаваться прохладительные напитки и мороженое. Так и сделал.

Ровно через месяц снова позвал царь сыновей к себе и велел держать ответ: кто сколько денег заработал.

(А вы как думаете, кто больше всех прибыли принес, а кто разорил­ся?)

Оказалось, что больше всего прибыли принес магазин Ивана-царевича, а магазины старшего и среднего братьев разорились.

(Как вы думаете, почему магазин Ивана-царевича принес больше всего прибыли ?)

Похвалил царь своего младшего сына и назначил его своим глав­ным помощником. С тех пор царство-государство стало богатеть и процветать.

Кто в лесу хозяин

(О. Прошутинская)

В Старом лесу жили звери. Со временем он стал ветхим, и решили все его обитатели искать себе новые дома. Неподалеку находился Новый лес, в котором росли крепкие, здоровые деревья и кустарники, а также много-много сочной травы. Решили звери идти жить туда. Первыми улетели птицы, свили гнезда на деревьях, заняли дупла, обо­сновались и стали жить не тужить. Следом примчались белки, зайцы и другая шустрая мелочь. Выбрали они себе разные места: кто норку, кто кусток, кто земли кусок. Только белкам пришлось туговато, они вынуждены были занимать те дупла, которые птицы не облюбовали.

Настала пора, когда пришли в лес крупные животные. И наступи­ло для зверей сложное время — каждому хотелось место побольше да получше в собственность себе заполучить.

(Поинтересуйтесь у детей, что такое собственность.)

Постепенно более сильные звери вытеснили маленьких и слабых, но жить от этого легче не стало. Маленькие звери ушли в другие, неосвоенные места, а без них в лесу начался непорядок, грязным стал лес. Ушли муравьи, улетели пчелы, некому стало цветы опылять; перестали расти растения.

Что же делать? Как в лесу все так устроить, чтобы все знали свое место, своим жилищем владели и никому не мешали? Собрались звери на лесной совет решать да гадать, как быть дальше. И пореши­ли написать закон о том, кто чем владеть будет. А для этого сначала пошли и записали все-все, что в лесу есть: каждую норку, каждое дерево. Потом каждому выделили свой дом: кому дупло, кому кусо­чек земли, кому ветку дерева. И не просто выделили, а выдали доку­мент, на котором записали, что теперь этот зверь или птица будет всегда владеть данной собственностью.

Вот так все жители Нового леса стали собственниками жилья. А что это значит? Это означает, что они стали полноправными жильцами своего имущества и имеют право пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению. Владеет еж своей норой — это значит, что никто другой в ней не хозяин. Еж со своей норой может делать, что захочет: может в ней жить, магазин в ней устроить или вовсе продать; только пользоваться своим имуществом нужно так, чтобы не приносить вреда другим зверям или чужой частной собственности.

С тех пор в Новом лесу каждая собственность хозяина нашла. Правда, остались и общие владения: полянки, речки, на которых зве­ри все вместе собирались, — это собственность была общественной и принадлежала всем жителям леса.





Как Мишутка мед покупал

(А. Мальцева)

В волшебном лесу как всегда светило солнышко, и все зверушки были заняты своими делами. Так, семья бобров строила домик у речки: сынок Бобрик помогал папе Бобру подносить веточки, кото­рые затем папа Бобр обгрызал до нужного размера и выкладывал из них стены жилища. Мама Бельчиха складывала орешки в дупло на дереве, ее бельчата тем временем собирали свежие орешки. Птички вили гнездышко на дереве. Семья зайцев трудилась в огороде: мама Зайчиха сажала морковку, папа Заяц строил забор вокруг огорода, а зайчата носили для полива воду с речки. Трудилась и семья медве­дей: папа Медведь и мама Медведица делали улья для меда, а ма­ленький Мишутка убирал мусор. Время подходило уже к обеду и все проголодались. Папа Медведь предложил медвежонку:

— Мишутка, сходи, пожалуйста, в магазин к Сове и купи на обед мед. Папа Медведь дал медвежонку десять денежек и добавил:

— Купи столько меда, чтобы на всю семью хватило.

В магазине, Мишутка увидел много различных товаров, на при­лавке находились морковка, капуста, орешки и еще много всего.

(Что такое товар? Откуда в магазине товар? Что еще можно увидеть в лесном магазине ?)

Когда Мишутка дошел до витрины с медом, то увидел немало бочонков, отличавшихся друг от друга только ценой.

(Что такое цена ?)

— Скажите, пожалуйста, почему мед стоит по-разному, а бочонки
по размеру одинаковые? Один бочонок стоит пять денежек, а дру­
гой — десять! — удивленно спросил у продавщицы Мишутка.

(Почему у бочонков меда разная цена ?)

— Который по пять денежек, — отвечала Сова, — для того пчелки
собирали нектар с одуванчиков, он, конечно же, вкусный. Однако мед,
который стоит десять денежек, намного слаще: пчелки для него со­
бирали нектар с клевера — его труднее собирать. И кроме того, он
более свежий, да и на бочонок посмотри. Видишь, какой красивый да
расписной?

Только сейчас Мишутка обратил внимание не только на величи­ну, но и на внешний вид бочонков. Он очень захотел попробовать дорогой мед, поэтому купил один бочонок за десять денежек. Когда медвежья семья села обедать, то все так быстро съели мед, что никто не успел наесться. И только тогда Мишутка понял, что нужно было поступить поразумнее да поэкономнее и купить два бочонка меда за такие же деньги.

На следующий день папа Медведь снова послал Мишутку за медом. На этот раз медвежонок купил два бочонка меда, и уж тогда

вся семья наелась, и все были очень довольны. Папа Медведь похва­лил сына:

— Молодец, Мишутка, сегодня ты подумал не только о себе, а в
первую очередь о семье! Так поступай и в следующий раз!

Как Незнайка профессии называл

(М. Шабалина)

Жили-были в Цветочном городе маленькие человечки: Незнайка, Пилюлькин, Карандаш и другие. Каждый из них был очень трудолюби­вым, занимался своим делом. Только один Незнайка слонялся по улицам Цветочного городка, заглядывал ко всем друзьям и ничего не делал.

Вот однажды зашел он в гости к Карандашу. В это время Каран­даш создавал свою новую картину, свой новый шедевр. На полу были разбросаны листы с незаконченными сюжетами, карандаши, краски. Незнайке стало интересно: какая же профессия у Карандаша, кем он работает?

— Чем ты занимаешься? Что рисуешь? — спросил у него Не­
знайка.

Карандаш ответил, что расскажет, что он рисует и как это дела­ет, лишь после того, как Незнайка назовет его профессию. (Какая профессия у Карандаша?) Незнайка немного призадумался, а за­тем сказал:

— Ты художник.

— Правильно, — произнес Карандаш. — А рисую я эскиз меди­цинского кабинета для Пилюлькина по его просьбе. Пилюлькин решил сделать ремонт, и ему нужен окончательный вид его нового кабинета.

Далее Карандаш пояснил, как он это делает: берет лист бумаги, вырисовывает сначала простым карандашом очертания предметов, а затем раскрашивает их красками.

Незнайке стало интересно, что это за профессия такая у Пилюль­кина, поэтому он тотчас отправился к нему и спросил:

— Пилюлькин! Как называется твоя профессия?
В ответ Незнайка услышал:

— Я скажу тебе свою профессию, если ты назовешь те предметы,
которыми я пользуюсь.

(Назовите, какими предметами пользовался Пилюлькин.) Незнайка перечислил: шприц, градусник, таблетки, пузырьки с лекарствами, горчичники. Пилюлькин похвалил Незнайку за столь глубокие познания в медицинской сфере и осведомился у него:

— Разве ты еще не догадался, как называется моя профессия?
(А вы,ребята, догадались?)





Незнайка ответил, что профессия Пилюлькина — врач, доктор, и довольный побежал гулять по Цветочному городу — ведь теперь он знает две профессии: художник и врач. Завтра у него снова будет сложный день, ему предстоит познакомиться с новыми интересны­ми профессиями.

Наши рекомендации