Понятие и особенности познавательных сказок

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

СКАЗКИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛЕТ

Методическое пособие

Творческий Центр

понятие и особенности познавательных сказок - student2.ru

Москва 2011

УДК 373 ББК 74.100.5 П47

Рекомендовано к печати

учебно-методическим советом Вятского

государственного гуманитарного университета

Рецензенты:

Н.С. Александрова — д-р пед. наук, профессор ВСЭИ;

СВ. Савинова — канд. пед. наук, доцент ВятГГУ.

П47Познавательные сказки для детей 4—7 лет. Методическое пособие / Сост. Л.Н. Вахрушева. — М.: ТЦ Сфера, 2011. — 80 с. (Новый детский сад с любовью).

15ВМ 978-5-9949-0433-6

В пособии представлен практический материал для организа­ции процесса умственного развития детей среднего и старшего дошкольного возраста с помощью сказки. Предлагаются сказки и рекомендации по их рассказыванию.

Адресуется педагогам, методистам ДОУ, а также может исполь­зоваться студентами дошкольных факультетов педагогических кол­леджей и вузов.

УДК 373 ББК 74.100.5 ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СКАЗКИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-7 ЛЕТ

Методическое пособие

Составитель Л.Н. Вахрушева

Главный редактор Т. В. Цветкова

Редактор А.А. Сахаров

Корректор Т.Э. Балоунова

Дизайнер обложки Л. С. Мережко

Компьютерная верстка С.Н. Гамзиной

Диапозитивы текста изготовлены в «ТЦ Сфера»

Гигиенический сертификат № 77.99.60.953.Д.001909.03.09 от 02.03.2009 г.

Подписано в печать 14.03.11. Формат 60х90Ук>.

Гарнитура Таймс. Печать офсетная. Усл. п. л. 5,0. Тираж 5000 экз.

Заказ №1379.

Издательство «ТЦ Сфера».

Москва, Сельскохозяйственная ул., д. 18, корп. 3. Тел.: (495) 656-75-05.

Отпечатано в ОАО «Кострома», 156010, г. Кострома, ул. Самоковская, 10

ISBN978-5-9949-0433-6

© ООО«ТЦ Сфера», 2011 © Вахрушева Л.Н., 2011

От составителя

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими разнообразных представлений (математических, экологических, экономических и пр.), которые активно влияют на формирование мыслительных операций, столь необходимых для по­знания окружающего мира, решения различного рода практических задач, а также для успешного обучения в школе.

Интеллектуальное развитие ребенка — процесс достаточно слож­ный и трудный. Математические, экологические, экономические и другие представления должны осваиваться дошкольником последо­вательно, равномерно и систематически. С этой целью необходимо организовать образовательную деятельность, осуществляемую как в процессе организации различных видов детской деятельности (иг­ровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), так и в ходе режимных моментов; а также самостоятельную деятельность детей с применением разнообразных средств. Кроме того, интеллектуальное развитие будет более эффективно в случае правильно организован­ного взаимодействия с семьями детей. Известно, что обучение будет продуктивнее, если связать его с практической и игровой деятель­ностью, создать условия, при которых знания, полученные ранее, ста­новятся необходимыми детям, а потому усваиваются легче и быст­рее. Любые, даже самые сложные знания можно преподнести ре­бенку в игровой форме, где и побегать будет можно, и сказки послушать. Л.Г. Петерсон утверждает, что самостоятельные «откры­тия» детей, решение проблемных ситуаций помогают выявить су­щественные признаки предметов и явлений окружающего мира и создать условия для дальнейшего продвижения вперед.

Сказка в увлекательной форме вводит ребенка в окружающий мир, позволяя ему лучше понять и осознать его. Сказочная форма способствует введению необычных ситуаций в изучаемый материал, тем самым оживляя его. Именно такое соединение благоприятно для развития, поскольку через сказочные образы педагог может найти путь к эмоциональной сфере ребенка. Слушая увлекательную исто­рию и переживая вместе с героями все их необыкновенные при­ключения, ребенок в то же время упражняется в решении целого



рода сложных интеллектуальных задач, учится рассуждать, логичес­ки мыслить, обосновывать свои действия.

На возможность использования сказки в целях развития детей дошкольного возраста указывают такие известные деятели в обла­сти психологии и педагогики, как Н.Я. Болынунова, В.В. Волина, Т.И. Ерофеева, Л.А. Левинова и др. В исследованиях А.П. Листопад, НА. Рыжовой, Е.А. Усатовой рассматривается область применения экологических сказок, в которых точно выделены особенности жи­вотных, растений, природных явлений, ландшафтов. Для формирования элементарных экономических представлений у дошкольников можно использовать сказки Л.В. Кнышовой, О.И. Меньшиковой, ТЛ. Поповой, видоизменяя их, так как они рассчитаны главным образом на детей младшего школьного возраста. В целях формирования представлений о здоровом образе жизни могут найти применение валеологические сказ­ки, разработанные Е.И. Гуменюк, НА Слисенко. Познавательные сказ­ки успешно используются и в развитии детской речи, о чем свидетель­ствуют исследования Т.В. Александровой, Е.Г. Карельской и др.

Студенты педагогического факультета ВятГГУ в процессе изуче­ния курсов «Активные методы и средства умственного воспитания детей дошкольного возраста», «Теория и методика развития матема­тических представлений у детей дошкольного возраста», «Теории и технологии дошкольного образования», перерабатывая русские на­родные сказки («Про Ивана и Бабу Ягу», «Как слуга Петр за зельем ходил») и литературные («Золушка», «Красная Шапочка»), создали новые образцы этого эпического жанра либо придумали собствен­ные сказки («Почему у мышонка заболел живот», «Сказка о том, как разозлился дождь»), за что составитель выражает им огромную бла­годарность.

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА СКАЗКИ

Сказка учит верить в силу добра и справедливости. Несмотря на простоту образов и сюжетную незатейливость, сказки рассказывают о самом главном: они затрагивают вопрос о смысле жизни, о борьбе добра со злом, они несут в себе нравственное начало, поэтому воспи­тательное значение их огромно.

Что же такое сказка? Сохраняют силу два типа определения этого эпического жанра. О первом типе высказался известный ученый-фольклорист Ю.М. Соколов: «Под народной сказкой в широком смыс­ле этого слова мы разумеем устно-поэтический рассказ фантастичес­кого, авантюрно-новеллистического и бытового уровня». Второй тип определения сказки нельзя упрекнуть в излишней широте. Исследо­ватели стремились сузить определение и точнее охарактеризовать сказ­ку. «Родоначальником» этих «суженных» определений можно считать русского лингвиста К.С. Аксакова. По его мнению, «...сказка является эпическим произведением, преимущественно прозаичным, волшебного, авантюрного или бытового характера, которое преподносится сказоч­ником и воспринимается слушателями как вымысел». Русский фольк­лорист А.И. Никифоров дает следующее определение: «Сказка — это устный рассказ, бытующий в народе с целью развлечения, имеющий содержанием необычное в бытовом смысле событие и отличающийся необычным специальным композиционно-стилистическим построени­ем». С точки зрения ученого Н.И. Никулина, сказка — это «популяр­ный жанр устного народного творчества, она обогащает чувства и мыс­ли ребенка, будит его воображение».

Сказки отличаются сложностью построения, но читатель в боль­шинстве случаев не замечает этого. Часто сказка (особенно волшеб­ная) начинается с присказки. Назначение ее — подготовить слушате­лей, настроить их на соответствующий лад, дать понять, что дальше будет разворачиваться сказочный сюжет. Например: «Было это на море-окияне, на острове Кадане стоит дерево — золотые маковки, по этому дереву ходит кот Баюн: вверх идет — песнь поет, а вниз идет — сказки сказывает. Вот бы было любопытно и занятно посмотреть. Это присказка, не сказка, сказка будет впереди».

Традиционный элемент сказки — зачин, он, как и присказка, про­кладывает грань между обыденной речью и сказочной. В зачине определяются герои сказки, время и место действия. Часто он начи­нается со слов «жили-были», в волшебных сказках зачин более раз­вернут: «в некотором царстве, в некотором государстве».

Сказки имеют и традиционные концовки, подводящие итог ска­зочному действию. Например: «Стали они жить-поживать и добра наживать».



Для сказки характерны повторы. В каждом из них имеются дета­ли, которые приближают действие к развязке. Повтор часто бывает троекратным: три раза стреляли молодцы из лука в сказке о «Ца­ревне-лягушке», три загадки загадывал царь в сказке «Странный сон».

Богат язык сказок. Животные обладают своими именами (Лиса Патрикеевна), прозвищами (Волк - хватыш) и т.д. Много в сказках эпитетов, гипербол, постоянных формул (перины пуховые, гусли-самогуды).

Все эти приметы композиции, стиля характеризуют сказку, и все поэтические средства используются целесообразно. Итальянский писатель Альберто Морвиа указывал: «...чтобы сказка была дей­ствительно сказкой, а не просто вымыслом, нужны два элемента, казалось бы, начисто исключающие друг друга: необычность сюжета и наличие морали. Сказке нужна определенная экстравагантность, даже абсурдность — и в тоже время она должна подчиняться зако­нам художественной логики».

КЛАССИФИКАЦИЯ СКАЗОК

В соответствии с «законом художественной логики» сказки, подчи­няясь общим правилам установки на вымысел, имея общие черты, разли­чаются на подвиды или жанры. В науке нет общепринятой классифика­ции сказок, основанной на одних и тех же принципах. Это объясняется тем, что они чрезвычайно разнообразны и по героям, и по сюжетам.

Многие русские фольклористы, такие как В.П. Аникин, Н.М. Ве­дерникова и В.Я. Пропп, придерживаются классификации, разрабо­танной А.Н. Афанасьевым, который в отдельные разделы выделяет сказки о животных, фантастические, волшебные и бытовые.

Один из древнейших жанров фольклора — сказки о животных. В таких сказках действуют и животные, и птицы, и рыбы. В них нет чудес, нет волшебства, хотя есть действия персонажей, не соответ­ствующие действиям их прототипов в жизни. В самих сказках со­храняются черты тотемизма, который основывается на вере в род­ственные связи человека и животных. Первобытный человек оду­хотворял все окружающее, наделял своими способностями и свойствами, «очеловечивал» зверей и птиц, и они в сказках разгова­ривают друг с другом, понимают человеческую речь.

Сказки о животных бытуют и в наше время. Дети очень любят не только слушать такие сказки, как «Заюшкина избушка», «Тере­мок», «Колобок» и пр., но и рассказывать их.

Своеобразным видом «устной приключенческой литературы народа» являются волшебные сказки. Так, В.Я. Пропп полагает, что в обиходе под волшебной сказкой понимают устный рассказ, в котором положитель­ному герою помогают сверхъестественные силы, волшебные предметы, помощники, в роли которых часто выступают животные и птицы. Ис­следователь выдвигает такую схему волшебной сказки: действие начи­нается с того, что герою причиняется какой-либо ущерб, у него или его родителей что-то похищают, или героя изгоняют из родных мест. Он отправляется в дальний путь, в пути он встречает того, кто дарит ему волшебное средство или помощника. Благодаря этому подарку герой побеждает в поединке с противником. Однако ему приходится пройти еще через множество испытаний. Их герой выдерживает с честью, и сказку венчает счастливый конец. Дети любят слушать подобные сказ­ки: «Сивка-бурка», «Золушка», «Финист — ясный сокол» и т.п.

Следующий вид сказок — социально-бытовые. В бытовой сказке, как указывает Н.И. Никулин, герой действует в знакомой ему обстановке: будь то родная деревня, соседний город или град-столица. В социаль­но-бытовой сказке отсутствуют чудеса и волшебные предметы, ге­рою не приходят на выручку сверхъестественные силы. Ему прихо­дится надеяться на самого себя, свою ловкость, ум, изворотливость, жизненную хватку или просто на «его величество случай».

Сказки всегда привлекали внимание педагогов и психологов из-за нравственного влияния, которое они оказывают на детей.



Сонечка и Волшебник Права

(Л. Вохмянина)

Жила-была одна счастливая семья: папа, мама и маленькая дочка. Папа работал на фабрике, а мама дома шила красивые платья. Девоч­ка, которую звали Сонечка, ходила в детский сад.

Однажды начался сильный ураган. Было это в то время, когда Сонечка играла в песочнице. Ураган поднял ее высоко-высоко, де­вочка сильно испугалась и от страха зажмурила глаза. Ураган принес ее на большое поле. Там никого не было, только одна Сонечка. Де­вочка заплакала, стала звать родителей, но никто не откликнулся.

Внезапно появился странный человек. Он был одет в длинную мантию, а в руках его была узорчатая палка — посох. Этот человек подошел к Сонечке и спросил:

— Девочка, что ты тут делаешь?

— Меня сюда принес большой ураган, мне очень страшно и хо­чется домой, к маме и папе!

Человек успокоил:

— Не волнуйся, Сонечка, я помогу тебе. Я добрый сказочник, а
зовут меня Волшебник Права!

Сонечка изумилась:

— А как вы узнали, что меня зовут Сонечка?

— Я все про всех знаю. Не плачь, маленькая девочка, я отведу тебя домой, ты имеешь право на достойную, счастливую жизнь.

Девочка не сразу поняла:

— А что это такое?
Волшебник продолжил:

— Не торопись все узнать, Сонечка. Нам предстоит долгая дорога.
Я все тебе расскажу позднее.

Волшебник и девочка отправились в путь. Шли они долго. Но вот на дороге Сонечка увидела маленьких зверят, они сидели груст­ные, а в их глазках блестели слезы. Девочка спросила, что у них случилось, и зверята ответили:

— Мы очень любим солнышко, оно дарит нам счастье, но вот уже
целую неделю солнышко закрыто тучками, поэтому нам грустно.

Тогда Сонечка обратилась к сказочнику с просьбой помочь зве­рятам. Волшебник согласился, разогнал тучи своим великим могу­чим посохом и спросил:

— Теперь ты поняла, Сонечка, что каждый ребенок имеет право
на счастливую жизнь?

Девочка ответила, что все поняла, и поблагодарила Волшебника за помощь.

— Скоро ты узнаешь и другие права, — сказал ее спутник, и они
отправились дальше.

Вдруг им встретились оленята: они бегали около большого кам­ня, который загораживал проход в неизвестную пещеру. Сонечка поняла: что-то произошло, и подбежала к оленятам с вопросом:

— Милые оленята, скажите, что у вас случилось?
Оленята ответили:





— Этот упавший камень откололся от самого верха пещеры и
загородил путь водичке, которая вытекала из горной реки. Теперь
нам нечего пить, а еще и кушать, ведь водичка помогает расти травке.
Мы совсем не знаем, что нам теперь делать!

Соня и Волшебник выслушали оленят и, конечно, помогли им. Сказочник коснулся своим посохом камня, и тот тут же исчез. Оле­нята поблагодарили Сонечку и Волшебника за то, что те спасли им жизнь, и тут же принялись пить.

—Сонечка, я совсем забыл, ты, наверное, кушать хочешь? — спро­сил Волшебник у девочки.

—Я бы не отказалась, спасибо!

Они перекусили. А Волшебник потом сказал:

— Маленькая девочка, запомни: каждый ребенок имеет право на
достаточное питание и достаточное количество воды!

Сонечка воскликнула:

—Спасибо, Волшебник, теперь я знаю свои права! — и услышала в ответ:

—Это еще не все, сегодня я поясню тебе еще одно право!

—Ура! — обрадовалась девочка.

И пошли они дальше. Через несколько часов они добрели до длинного забора, в котором была красивая кованая калитка.

—Сейчас, Сонечка, ты откроешь эту дверь и окажешься у себя дома, а забор исчезнет. Прощай, маленькая девочка! — сказал Волшебник.

—Подожди, но ведь ты обещал поведать мне еще об одном праве! — разочарованно крикнула Сонечка.

—Ой, я совсем забыл! Ты нашла свой дом, ты будешь со своими родителями, потому что ты имеешь право на дом и воспитание в семье. А еще ты имеешь право на жизнь, поэтому береги себя, люби и уважай своих родителей, ведь они подарили тебе жизнь — эту вели­чайшую драгоценность любого человека! Счастливо!

Волшебник попрощался с Сонечкой и исчез.

Девочка открыла калитку и оказалась во дворе своего дома. Она обернулась, а забора вовсе как не бывало, вместо него — двор с качелями, на футбольном поле резвятся мальчишки, а вдалеке вид­неется папина фабрика.

Сонечка хотела было расстроиться, что Волшебник исчез, но вдруг увидела, что к ней бегут взволнованные родители.

— Мамочка, папочка, как же я скучала по вам! — воскликнула Соня.
Она рассказала родителям про ураган, Волшебника и права, кото­
рые девочка уже знала.

— Сонечка, это еще не все права, на самом деле их намного
больше! — сказал папа. — Иди покушай, потом ложись спать, а зав­
тра мы с мамой тебе расскажем и о других правах ребенка!

Как гномы имя выбирали

(А. Мухлынина)

Однажды ранним утром, когда солнышко только проснулось и потянулось во все стороны руками-лучиками, а ветерок в это время уже бодро скакал с ветки на ветку, произошло радостное событие: в семье гномов родился сын.

Стали гномы-родители думать и гадать, как ребеночка назвать.

— Давай назовем его Молчуном, — сказала мама. — Посмотри, какой он у нас спокойный, ни разу не заплакал.

— А, может, Тихоней? — задумался папа-гном. — Вот ведь какой тихий, мы о нем говорим, а он только глазками хлопает.

— Нет, — возразила мама, — лучше уж Большеглаз.

Глаза и вправду были у малыша большие и темно-зеленые, как летняя трава.

— Большеглаз? — удивленно произнес папа. — А что, по-моему,
неплохо.

(Как вы думаете, почему гномы-родители так странно хотели назвать своего малыша: Молчун, Тихоня, Большеглаз ? Есть ли такие имена у кого-то из вас?*)

Так думали они, думали и решили сходить к мудрой сове за советом. Пришли к ней да про свою заботу рассказали. Послушала их мудрая сова и сказала, что никто своих детей по особенностям и качествам не называет. Есть много красивых имен, из них и нужно выбрать самое подходящее для малыша, ведь имя ребенку дается на всю его долгую и счастливую жизнь.

(Какие имена вы знаете?)

Задумались гномы-родители, приуныли. Какое имя выбрать? Как не ошибиться? Стали рассказывать о своем мальчике мудрой сове. А она им и посоветовала:

— Назовите-ка вы мальчишку Тимошей. Ласковое, доброе имя,
звучит приятно, да и слово «тихий» напоминает, а подрастет Тимоша,
станете звать-величать его Тимофеем.

Обрадовались гномы-родители, поблагодарили сову за умный со­вет и домой заспешили, а ну как дитятко проснется, а их дома нет, заскучает, огорчится да и расплачется.

А сова мудрая решила для лесных гномов словарь имен соста­вить, чтобы они могли для своих малышей красивые, звучные имена подбирать. С тех пор остальные гномы в этом лесу стали своих деток разными красивыми именами называть да мудрую сову доб­рым словом поминать.

* Здесь и далее предлагаются примерные вопросы для обсуждения с детьми.





Как ежик лисенка обидел

(А. Кононова)

Шел однажды лисенок по лесу, увидел ежика и захотел с ним познакомиться.

Подбежал поближе, протянул свой носик к нему, чтобы понюхать. А ежик испугался, свернулся клубком и зафырчал на лисенка:

— Ты что, глупый лисенок, пугаешь меня! Суешь свой длинный
нос всюду!

(Как ежик обидел лисенка ?)

— А ты, ежик, — колючий и сердючий! — сказал лисенок и убе­
жал от него.

(Как лисенок обидел ежика ?)

Ежик остался один и задумался: «Почему это я сердючий?» Пришел он домой грустный, унылый. А мама-ежиха его и спра­шивает:

— Почему ты грустишь? Кто тебя обидел?
(Кто кого обидел ?)

— Как же мне не грустить? Меня лисенок обидел! Сказал мне,
что я «колючий и сердючий».

А ежиха справляется:

— А ты ему ничего не говорил?

— Конечно же, сказал! — ответил ежик.

— Что ты ему сказал? - спросила мама.

— А я ему только сказал, что он глупый и что нос у него длин­ный, — проговорил ежик.

— Вот видишь, — сказала мама-ежиха, — ты первый его и обидел. Как ты хочешь, чтобы к тебе относились, так и ты относись к дру­гим — такова житейская мудрость!

(А какой бы вы совет дали ежику?)

Муравей-отшельник

(Р. Никоноров)

Однажды летом в одном лесу появился муравей. Это был необыч­ный муравей. Необычный потому, что ему с ранних лет все приходи­лось делать самому. Не помнил он ни отца, ни матери, ни братьев, ни сестер. Жил да поживал муравей в одиночестве, пока не пришла беда.

Лето подходило к концу, на смену ему торопилась осень, а там зима уже была не за горами. Надо было муравью дом строить, едой запасать­ся да думать, как от недругов спасаться. И понял он, что не выжить ему одному в этом мире. Собрался тогда наш герой на поиски своих род­ных. Шел он дремучими лесами, бескрайними полями, пока не спот­кнулся о трость. Споткнувшись, упал в глубокую яму, открыл глаза, а перед ним — много-много муравьев. Он так обрадовался, что не один в этом лесу, что рядом с ним находятся его собратья — такие же насеко­мые, как он. Долго муравей общался со своими друзьями, которые учи­ли его строить дома, добывать пишу. Неожиданно подобрался к мура­вейнику злой и прожорливый жук-носорог. Муравьи всполошились, собрались все вместе. Жук увидел, сколько много муравьев, и убежал прочь. Обрадовался тогда наш муравей и сказал:

— Если бы я жил один, не миновать бы мне беды.

Так и зажил он с муравьями одной большой дружной семьей.

(Как вы считаете, почему одному жить плохо ? Как бы вы посту­пили на месте муравья ? А вы играете вместе ?)

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СКАЗКИ

Исследования таких ученых-практиков, как Л.М. Кларина, АА Смо-ленцева, АД. Шатова и др., дают основание говорить о необходимости и возможности усвоения старшими дошкольниками экономических представлений. Познавая азы экономики в ненавязчивой сказочной форме, дошкольники начинают понимать, что такое деньги, товар, рек­лама и пр. Экономическое содержание разворачивается в виде про­блемных ситуаций, решение которых способствует развитию у ребенка логичности, самостоятельности, оригинальности мышления.

Приводим в качестве примера образцы экономических познава­тельных сказок.

Театр папы Карло

(Н. Булатова)

В городе со звучным названием Золотой ключик все давно уже забыли про жестокого и коварного Карабаса-Барабаса и его куколь­ный театр. Папа Карло организовал свой театр, где выступали все друзья Буратино и, конечно же, сам деревянный человечек.

Одно-единственное представление, которое шло в театре, пользо­валось большим спросом.

(Уточните у детей, как они понимают значение слова спрос.)

Все жители городка ходили на спектакль, но вскоре он им наску­чил, и посетителей с каждым разом становилось все меньше и мень­ше. Театр стал получать очень маленький доход с продажи билетов.

(Выясните у детей, что такое доход.)

Тогда Буратино предложил отцу:

— Папа Карло, давай придумаем и поставим новый спектакль, тогда снова спрос возрастет и в наш театр опять пойдут зрители!

— Но у нас нет денег, чтобы купить новые костюмы и декорации, — возразил ему папа Карло.

На это Буратино ответил:

— Папа Карло, ты же раньше играл на шарманке и зарабатывал
деньги. Может, это нам поможет? А я буду рядом танцевать!

Папа Карло одобрил идею Буратино, починил свою шарманку и как когда-то стал радовать всех обитателей городка музыкой. Бура­тино танцевал рядом с отцом, а за это жители щедро платили улич­ным артистам. В результате они получили хороший доход. Так, всего за несколько дней было собрано достаточно денег для покупки и декораций, и костюмов к новому спектаклю, что папа Карло и Бу-ратино, собственно говоря, и сделали. Они приобрели театральные костюмы, декорации, много репетировали и замечательно подгото­вились к новому представлению.

В назначенный день премьера в театре прошла на ура. Папа Кар­ло и Буратино заработали столько денег, что их хватило на покупку костюмов еще и к другим спектаклям.



Как царь себе помощника выбирал

(О. Мальцева)

Жил-был царь, и было у него три сына. Вот однажды позвал царь их к себе и сказал:

— Сыновья вы мои любимые, стар я уже, тяжело мне становится
в одиночку с делами государственными управляться. Хочу я одного
из вас своим главным помощником сделать. Но дело это серьезное,
поэтому я должен вас испытать: сможете ли вы казну нашу попол­
нять да преумножать. Слушайте, сыновья, мою царскую волю: кто из
вас троих сможет больше всего денег за месяц заработать, того я
своим главным помощником сделаю.

Выслушали сыновья своего отца, затылки почесали и стали ду­мать, как же денег заработать. Думали они, думали и решили магази­ны открыть. Старший брат сказал:

—Я, пожалуй, открою овощной магазин. Сейчас лето, в нашем царстве у каждого жителя свой огород есть. Вот я и прикажу: каждое утро в мой магазин свежие овощи привозить, а я ими торговать буду!

—А я, — молвил средний брат, — открою молочный магазин. В нашем царстве нет ни одного двора, где бы не было коровы. Вот я и прикажу каждое утро привозить в мой магазин свежее молоко и творог, а ими торговать буду!

—Нет, братцы, так дела не делаются. Для начала надо подумать, что в нашем царстве-государстве всего нужнее, что будет спросом пользоваться! — произнес младший брат Иван-царевич.

(Уточните знания детей о значении слова спрос.) Братья посмеялись:

— У тебя время есть, ты и думай. А мы пойдем магазины откры­
вать да деньги зарабатывать.

То лето жарким да душным выдалось. Все жители от жажды мучились. И решил Иван-царевич открыть магазин, в котором будут продаваться прохладительные напитки и мороженое. Так и сделал.

Ровно через месяц снова позвал царь сыновей к себе и велел держать ответ: кто сколько денег заработал.

(А вы как думаете, кто больше всех прибыли принес, а кто разорил­ся?)

Оказалось, что больше всего прибыли принес магазин Ивана-царевича, а магазины старшего и среднего братьев разорились.

(Как вы думаете, почему магазин Ивана-царевича принес больше всего прибыли ?)

Похвалил царь своего младшего сына и назначил его своим глав­ным помощником. С тех пор царство-государство стало богатеть и процветать.

Кто в лесу хозяин

(О. Прошутинская)

В Старом лесу жили звери. Со временем он стал ветхим, и решили все его обитатели искать себе новые дома. Неподалеку находился Новый лес, в котором росли крепкие, здоровые деревья и кустарники, а также много-много сочной травы. Решили звери идти жить туда. Первыми улетели птицы, свили гнезда на деревьях, заняли дупла, обо­сновались и стали жить не тужить. Следом примчались белки, зайцы и другая шустрая мелочь. Выбрали они себе разные места: кто норку, кто кусток, кто земли кусок. Только белкам пришлось туговато, они вынуждены были занимать те дупла, которые птицы не облюбовали.

Настала пора, когда пришли в лес крупные животные. И наступи­ло для зверей сложное время — каждому хотелось место побольше да получше в собственность себе заполучить.

(Поинтересуйтесь у детей, что такое собственность.)

Постепенно более сильные звери вытеснили маленьких и слабых, но жить от этого легче не стало. Маленькие звери ушли в другие, неосвоенные места, а без них в лесу начался непорядок, грязным стал лес. Ушли муравьи, улетели пчелы, некому стало цветы опылять; перестали расти растения.

Что же делать? Как в лесу все так устроить, чтобы все знали свое место, своим жилищем владели и никому не мешали? Собрались звери на лесной совет решать да гадать, как быть дальше. И пореши­ли написать закон о том, кто чем владеть будет. А для этого сначала пошли и записали все-все, что в лесу есть: каждую норку, каждое дерево. Потом каждому выделили свой дом: кому дупло, кому кусо­чек земли, кому ветку дерева. И не просто выделили, а выдали доку­мент, на котором записали, что теперь этот зверь или птица будет всегда владеть данной собственностью.

Вот так все жители Нового леса стали собственниками жилья. А что это значит? Это означает, что они стали полноправными жильцами своего имущества и имеют право пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению. Владеет еж своей норой — это значит, что никто другой в ней не хозяин. Еж со своей норой может делать, что захочет: может в ней жить, магазин в ней устроить или вовсе продать; только пользоваться своим имуществом нужно так, чтобы не приносить вреда другим зверям или чужой частной собственности.

С тех пор в Новом лесу каждая собственность хозяина нашла. Правда, остались и общие владения: полянки, речки, на которых зве­ри все вместе собирались, — это собственность была общественной и принадлежала всем жителям леса.





Как Мишутка мед покупал

(А. Мальцева)

В волшебном лесу как всегда светило солнышко, и все зверушки были заняты своими делами. Так, семья бобров строила домик у речки: сынок Бобрик помогал папе Бобру подносить веточки, кото­рые затем папа Бобр обгрызал до нужного размера и выкладывал из них стены жилища. Мама Бельчиха складывала орешки в дупло на дереве, ее бельчата тем временем собирали свежие орешки. Птички вили гнездышко на дереве. Семья зайцев трудилась в огороде: мама Зайчиха сажала морковку, папа Заяц строил забор вокруг огорода, а зайчата носили для полива воду с речки. Трудилась и семья медве­дей: папа Медведь и мама Медведица делали улья для меда, а ма­ленький Мишутка убирал мусор. Время подходило уже к обеду и все проголодались. Папа Медведь предложил медвежонку:

— Мишутка, сходи, пожалуйста, в магазин к Сове и купи на обед мед. Папа Медведь дал медвежонку десять денежек и добавил:

— Купи столько меда, чтобы на всю семью хватило.

В магазине, Мишутка увидел много различных товаров, на при­лавке находились морковка, капуста, орешки и еще много всего.

(Что такое товар? Откуда в магазине товар? Что еще можно увидеть в лесном магазине ?)

Когда Мишутка дошел до витрины с медом, то увидел немало бочонков, отличавшихся друг от друга только ценой.

(Что такое цена ?)

— Скажите, пожалуйста, почему мед стоит по-разному, а бочонки
по размеру одинаковые? Один бочонок стоит пять денежек, а дру­
гой — десять! — удивленно спросил у продавщицы Мишутка.

(Почему у бочонков меда разная цена ?)

— Который по пять денежек, — отвечала Сова, — для того пчелки
собирали нектар с одуванчиков, он, конечно же, вкусный. Однако мед,
который стоит десять денежек, намного слаще: пчелки для него со­
бирали нектар с клевера — его труднее собирать. И кроме того, он
более свежий, да и на бочонок посмотри. Видишь, какой красивый да
расписной?

Только сейчас Мишутка обратил внимание не только на величи­ну, но и на внешний вид бочонков. Он очень захотел попробовать дорогой мед, поэтому купил один бочонок за десять денежек. Когда медвежья семья села обедать, то все так быстро съели мед, что никто не успел наесться. И только тогда Мишутка понял, что нужно было поступить поразумнее да поэкономнее и купить два бочонка меда за такие же деньги.

На следующий день папа Медведь снова послал Мишутку за медом. На этот раз медвежонок купил два бочонка меда, и уж тогда

вся семья наелась, и все были очень довольны. Папа Медведь похва­лил сына:

— Молодец, Мишутка, сегодня ты подумал не только о себе, а в
первую очередь о семье! Так поступай и в следующий раз!

Как Незнайка профессии называл

(М. Шабалина)

Жили-были в Цветочном городе маленькие человечки: Незнайка, Пилюлькин, Карандаш и другие. Каждый из них был очень трудолюби­вым, занимался своим делом. Только один Незнайка слонялся по улицам Цветочного городка, заглядывал ко всем друзьям и ничего не делал.

Вот однажды зашел он в гости к Карандашу. В это время Каран­даш создавал свою новую картину, свой новый шедевр. На полу были разбросаны листы с незаконченными сюжетами, карандаши, краски. Незнайке стало интересно: какая же профессия у Карандаша, кем он работает?

— Чем ты занимаешься? Что рисуешь? — спросил у него Не­
знайка.

Карандаш ответил, что расскажет, что он рисует и как это дела­ет, лишь после того, как Незнайка назовет его профессию. (Какая профессия у Карандаша?) Незнайка немного призадумался, а за­тем сказал:

— Ты художник.

— Правильно, — произнес Карандаш. — А рисую я эскиз меди­цинского кабинета для Пилюлькина по его просьбе. Пилюлькин решил сделать ремонт, и ему нужен окончательный вид его нового кабинета.

Далее Карандаш пояснил, как он это делает: берет лист бумаги, вырисовывает сначала простым карандашом очертания предметов, а затем раскрашивает их красками.

Незнайке стало интересно, что это за профессия такая у Пилюль­кина, поэтому он тотчас отправился к нему и спросил:

— Пилюлькин! Как называется твоя профессия?
В ответ Незнайка услышал:

— Я скажу тебе свою профессию, если ты назовешь те предметы,
которыми я пользуюсь.

(Назовите, какими предметами пользовался Пилюлькин.) Незнайка перечислил: шприц, градусник, таблетки, пузырьки с лекарствами, горчичники. Пилюлькин похвалил Незнайку за столь глубокие познания в медицинской сфере и осведомился у него:

— Разве ты еще не догадался, как называется моя профессия?
(А вы,ребята, догадались?)





Незнайка ответил, что профессия Пилюлькина — врач, доктор, и довольный побежал гулять по Цветочному городу — ведь теперь он знает две профессии: художник и врач. Завтра у него снова будет сложный день, ему предстоит познакомиться с новыми интересны­ми профессиями.

ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗКИ

Ни одна современная технология дошкольного образования не обходится без использования сказочных форм. Не стала исключени­ем и валеология. Так, Е.И. Гуменюк и НА. Слисенко выделяют сле­дующие виды валеологических сказок: фольклорные, литературные, сказки современных писателей, валеологические сказки о сказках, а также игры-матрицы и игры-путешествия. Игры-матрицы на темы

«Дом гномов», «Волшебный лес» и другие способствуют формирова­нию у детей культурно-гигиенических навыков, знакомят с лесом и его обитателями. Игры-путешествия на темы «Путешествие принца Кислорода», «Путешествие принцессы Витаминки» и др. помогают изучить строение тела человека. Фольклорные сказки («Кот, петух и лиса», «Вершки и корешки» и др.) и литературные («Айболит», «Мой-додыр», «Федорино горе» и др. К. Чуковского), сказки современных писателей («Петька-микроб» Г. Остера; «Свинья в гостях», «Жадная жаба», «Верное средство» Г. Юдина и др.) обеспечивают закрепление и иллюстрирование основных валеологических блок-тем: питание, ОБЖ, культурно-гигиенические навыки.

Волшебная тыква

(А. Гребёнкина)

В одном маленьком ветхом домике жил одинокий старик. Глав­ным убранством его комнаты были самые разнообразные тыквы: по углам, словно новогодние игрушки, висели маленькие тыковки, на полках лежали тыквы побольше, а с потолка, как люстра, свисала огромная золотистая тыква.

Давным-давно этот домик старику, — а в то время еще молодому человеку, — оставила в наследство его бабушка. Она дала ему горсть семян и сказала:

— Посади возле дома тыквы. Только они могут вырасти на такой
бесплодной земле, тыквы и прокормят тебя.

Внук послушался бабушкиного совета. С тех пор прошло много лет. Тыквы росли отлично. Как-то раз большая золотистая тыква раскрылась, и оттуда спустилась девушка в оранжевом платье. Она подала старику сосуд, полный тыквенных семечек, и сказала:

— Вырасти из них тыквы и исцеляй ими людей.

После этих слов девушка исчезла, а старик, послушавшись совета, посадил тыквы и с тех пор стал помогать людям. Так, он предложил тыкву одинокой старушке, у которой болели ноги.

— Тыква поднимет вас на ноги. В ней есть много цинка, меди и
железа. Это прекрасное средство для укрепления организма, — так
р

Наши рекомендации