Прогулка по экологической тропе
Цель: Продолжать работу, направленную на наблюдение и изучение объектов экологической тропы. Пополнять и расширять знания, перемещаясь по участку, отметить признаки поздней осени: деревья и кустарники голые; все листья облетели; трава пожухла; ветки деревьев покрыты инеем; лужи замерзли, покрылись льдом.
Словарная работа : активизация: кустарники голые, листья облетели, замерзли, покрылись, туман, обогащение: пожухла, полдень, белый пушок, безлюдный простор, смотрит из-под черных кудрей.
Художественное слово : Поутру вчера дождь
В стекла окон постучал,
Над землею туман
Облаками вставал.
В полдень дождь перестал,
И что белый пушок
На осеннюю грязь
Начал падать снежок
На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из-под черных кудрей.
Беседа по содержанию стихотворения.
Карточка №34
Наблюдение за действием ветра.
Цель: Развивать практические навыки детей (определение силы, направление ветра, развивать конструктивную деятельность, развивать речь, логическое мышление).
Словарная работа : активизация: ветер, султанчик ;обогащение: ветромер.
Методические приемы : загадка: «Без рук, без ног, а калитку открывает? (ветер)
Беседа о ветре : - почему вы решили что это ветер?
- сегодня есть ветер?
- докажите, с помощью чего можно измерить силу ветра? (помочите палец, посмотрите на маленькие ветки, сухие травинки, на одежду детей( шевеление шарфов, кистей на шапках) снежинки, фантики, султанчики, мельницы и т.д.)
Исследовательская деятельность :
Дети определяют силу и направление ветра. Воспитатель напоминает, где находится север и юг, как правильно это определить.
Прислушайтесь, что делает ветер? ( воет, дует, свистит, шумит, гонит, развивает, завывает…)
Карточка №35
Рассматривание берез покрытых инеем .
Цель : Закрепить название деревьев, растущих на участке детского сада.
Напомнить, что иней кристаллики льда. Иней - тоже вода. Воспитывать
видение красоты, умение любоваться ею.
Словарная работа : обогащение: иней, хата, береза, лекарственная, лечебная, полезная, активизация: белостволая, стройная.
Художественное слово : Стоят деревья в инее-
То белые, то синие.
Столбами синеватыми
Стоят дымки над хатами.
И все на свете в инее –
То белое, то синее. (М. Дружинина)
Беседа по содержанию стихотворения .
Наблюдение : воспитатель с детьми находят березу и рассматривают ее.
- какая береза? ( стройная, нарядная, тонкая, красивая, снежная, пушистая, блестящая, белостволая.)
Воспитатель рассказывает о целебной силе дерева, о его использовании в быту.
Исследовательская деятельность : Дети слушают, какой звук издают опавшие, замерзшие листья. Почему они так хрустят? (потому, что листья уже не вбирают влагу из дерева и засыхают, мороз их заморозил и они стали хрупкими, поэтому издают такой звук). Дети поливают листья теплой водой из лейки и ходят по ним. Хруста нет, т.к. листья намокли, стали мягкими.
Карточка №36
Наблюдение за солнцем, небом.
Цел ь : Развивать наблюдательность, монологическую речь, расширять знание народных примет, учить детей объяснить их. Обратить внимание на солнце: (оно все реже показывается из-за сопок, не греет.
Словарная работа : активизация: тучи, тяжелые ; обогащение: свинцовые тучи
Наблюдение и беседа.
- скажите, какое небо! (серое, свинцовое, хмурое, грустное).
- Что есть на небе? (облака, тучи)
- В пасмурную погоду дети определяют, что солнце днем есть, но его лучи не проходят через густую толщу (слой) туч и облаков (в зависимости от погоды). Какие бывают тучи?
Карточка №37
Наблюдение за трудом взрослых
Цель : Расширять знания детей о труде взрослых, учить объяснять увиденное, закреплять знания о профессиях.
Словарная работа : активизация: профессия, труд, польза; обогащение: трудолюбивый, врач, учитель
Наблюдения и беседа : Воспитатель выводит детей за участок, и наблюдают за: дворником, мусороуборочной машиной.
Дети рассматривают транспорт, определяя его назначение, рассказывают о труде и значимости людей, работающих на этой машине.
Художественное слово : Загадывание загадок об орудиях труда.
; моросящий дождь.Исследовательская деятельность : подметать мусор лучше широким и пушистым веником (детям предлагается убрать мусор с дорожки различными инструментами)
Карточка №38