Циркуляция элементов в биосфере.
Выше была рассмотрена циркуляция энергии и вещества в экосистемах. Биосфера представляет собой уникальную планетарную экосистему со сложившимися биогеохимическими циклами циркуляции наиболее важных для жизни элементов. Масштабы хозяйственной деятельности человека стали настолько велики, что при определенных условиях они способны нарушить эту отлаженную за сотни миллионов лет систему регуляции природной среды (достаточно вспомнить разрушение озонового экрана и повышение содержания в атмосфере СО2). Для профилактики таких чрезвычайно опасных для жизни в целом нарушений необходимо знать основные биогеохимические циклы биосферы.
Одной из особенностей биосферы является наличие мощных буферных систем (в атмосферном воздухе, гидросфере и литосфере), способных нейтрализовать даже существенные нарушения в установившемся круговороте веществ и энергии. Надежность функционирования этих систем обеспечивается, в частности, тем, что на каждый квадратный метр Земли приходится 1260 м3 воздуха и 8300 м3 воды океанов (морей) и 2,4 м2 раздела между воздухом и водой.
Биогеохимические циклы биосферы обеспечивают живые организмы 30...40 химическими элементами, необходимыми для них. Рассмотрим важнейшие круговороты биосферы - воды, углерода, кислорода, азота, фосфора и серы.
Вода - важнейшее для живых организмов неорганическое вещество Ее запасы в биосфере 1,386 млрд.км3, из них 35 млн.км пресных вод. Основная масса воды - 96,5% находится в
океане, 1,73% - в ледниках, 1,7% - в подземных водах. Остальная вода содержится во льдах вечной мерзлоты (0,02%), атмосфере (0,001%) , в озерах, болотах и реках (0,023%). Различают большой и малый круговороты воды. Малый круговорот начинается испарением воды из океана, затем следует конденсация водяных паров в атмосфере и возвращение в виде осадков в океан. Большой круговорот включает выпадение осадков на сушу. Часть из них испаряется с поверхности почвы, часть поступает в растения и в результате транспирации (испарения листьями растений) переходит в виде водяных паров в атмосферный воздух. Оставшиеся осадки через реки и подземные воды попадают в океан, завершая большой круговорот воды.
Углерод содержится в виде CO2 в атмосфере (23,5*1011 т). В процессе фотосинтеза он ассимилируется растениями и по пищевым цепям потребляется консументами разных порядков. При дыхании живых организмов выделяется CО2 , поступающий в атмосферу. Часть углерода накапливается в виде мертвой органики, переходя в горючие ископаемые. Сжигая ископаемое топливо, человек интенсивно высвобождает СО2, создавая свой биолого-технический круговорот углерода. Основная масса углерода содержится в карбонатных отложениях на дне океана и кристаллических породах земной коры (всего 2,3*106 т), в каменном угле и нефти (3.4*1015 т).
В биогеохимический круговорот включен и углерод тканей растений и животных (соответственно 5*1011 и 5*109 т),
Свободный кислород в биосфере является в основном продуктом фотосинтеза (ежегодное выделение O2 растениями составляет 2,8*1011 млн.т). Поступлений О2 в атмосферу за счет фитопланктона и водных растений почти в 5 раз меньше (0,6*1011 млн.т в год). Относительно небольшое количество O2 выделяется при разложении органики в океане и на суше. Расходование свободного 02 обеспечивается процессами дыхания, сжиганием горючих материалов и окислением органики. Полное окисление органического вещества на планете привело бы к снижению концентрации О2 до 1% и повышению концентрации СО2 до 10%. На круговорот О2 существенно влияет хозяйственная деятельность человека (10% всего количества связываемого О2 обеспечивается сжиганием топлива).
Громадный резервный фонд азота содержится в атмосфере (до 80% ее массы), атмосферный азот переводится в доступную для растений форму путем атмосферной фиксации при грозовой деятельности и фиксации биоценозами суши и океана. Существенную часть фиксации азота обеспечивают промышленные установки. Ассимилируемые живыми организмами соединения азота в реакциях с
использованием энергии солнечного света или органического вещества последовательно преобразуются из нитритов в нитраты, аммиак и аминокислоты, являющихся одними из важнейших компонентов протоплазмы живых клеток.
Процесс разрушения живого вещества от протоплазмы к более простым соединениям и молекулярному азоту идет с участием денитрофицирующих бактерий. Схема круговорота азота представлена на рис. 2.2.
Рис 2.2
Важную роль в круговороте азота в наше время играет выбросы промышленности и транспорта, антропогенные выбросы составляют около 53 млн.т NO2 в год или примерно 65% всех поступлений NO2 атмосферу.
В круговороте фосфора резервный фонд находится в горных породах и отложениях, образовавшихся в прошлые геологические эпохи. В процессах эрозии фосфор в форме фосфатов поступает в океан и отлагается в осадках. В мелководных отложениях на континентальном шельфе и на донных отложениях озер фосфатредуцирующие бактерии превращают фосфаты в растворимые формы, которые усваиваются живыми организмами. Фосфаты глубоководных осадков выбывают из круговорота фосфора. С мертвыми организмами, экскрециями животных соединения фосфора попадают в почву, разлагаются до растворимых фосфатов и вновь ассимилируются живыми организмами. Часть соединений фосфора из океана вместе с
рыбой также возвращается в почву. В прошлые геологические эпохи такой возврат был более интенсивным за счет переноса фосфора птицами (об этом, в частности, свидетельствуют колоссальные отложения гуано, т.е. разложившегося помета морских птиц, в Южной Америке). Человечество компенсирует уменьшение содержания фосфора в почве внесением большого количества фосфорных удобрений.
В круговороте серы основной резервный фонд находится в почве и донных отложениях океанов и озер, а меньший - в атмосфере. Ключевую роль в круговороте серы играют специализированные микроорганизмы, обеспечивающие окисление и восстановление серы. В глубоководных отложениях в результате их деятельности образуется сероводород. Вместе с геохимическими и метеорологическими процессами микроорганизмы обеспечивают круговорот серы в воздухе, почве и воде. Все возрастающую роль в указанных процессах играют загрязнения атмосферы выбросами оксида серы промышленных предприятий и транспорта. Их масса составляет около 100 млн.т в год или около 15,5% всех поступлений данного вещества в атмосферу.
В завершение анализа биогеохимических циклов биосферы следует подчеркнуть их основные особенности:
1. Все круговороты сложились как идеально отлаженная последовательность процессов ассимиляции и диссимиляции веществ, обеспечивающих динамическую стабильность среды обитания живых организмов и прежде всего составов газов атмосферы, солей океана и биогенных элементов почвы.
2. Все круговороты имеют мощные буферные и обменные фонды, легко компенсирующие даже существенные изменения биогенной миграции элементов вследствие многолетних колебаний климата и расширения экономической деятельности человека.
3. Для каждого газового и водного круговоротов характерно свое время оборота биогенных элементов и веществ через живые организмы (для N2 - 100 лет, СО2 - 200...300 лет, О2 - 2000...2500 лет, Н2О - 2 млн. лет).
4. В наше время изменения, вносимые экономической деятельностью человека в биосферные круговороты, стали вполне сравнимы с масштабами соответствующих природных процессов (например, поступление CO2 в атмосферу за счет сжигания топлива человеком увеличилась более чем в 2 раза; 65% поступлений NO2 в атмосферу составляют антропогенные выбросы; промышленная фиксация N2 составляет 2/3 от биологической).
Эволюция биосферы.
Появившиеся 3 млрд. лет тому
назад живые организмы преобразовали планету, резко изменив ее воздушную и водную оболочки, поверхность и почвы. В поступательной эволюции планеты можно выделить 3 ключевых момента или этапа. Первый из них связан с переходом живых организмов к более совершенному - аэробному типу дыхания, который стал возможен при повышении содержания О2 в атмосфере до 1%. После этого последовало планетарное взрывообразное накопление О2 - от 1 до 20% за 20000 лет. При достижении содержания О2 в атмосфере до 10% и выше началось образование озона, что обеспечило развитие жизни на мелководье и последующий ее выход на сушу.
Вторым этапом стало бурное развитие жизни на суше при относительно стабильном 21% содержании О2 в атмосферном воздухе. Наблюдавшиеся на данном этапе периодические потепления и оледенения приводили к колебаниям содержания О2, нарушениям баланса процессов ассимиляции и биссимиляции органического вещества и накопления его запасов в недрах планеты.
Третий этап связан с появлением человека. После своего появления около 3 млн. лет тому назад человек вначале не оказывал существенного влияния на биосферу. Его экологическая ниша была ограничена всего несколькими регионами планеты, он был включен в естественные трофические цепи и пирамиды. Но переход человека от охоты и собирательства к производящему хозяйству и массовым охотам 10-35 тыс. лет тому назад привел к первым антропогенным экологическим кризисам.
Человек в биосфере
Человек справедливо считается венцом эволюции органического мира. Необычайная сложность такого явления как человек стала причиной многообразия подходов к изучении человека, как объекта сознания. Н.Ф. Реймерс выделяет биологический, психологический, социально-экономический и естественно природный аспекты анализа. При первом из них изучаются строение и функции человека, при втором - его этолого-поведенческие особенности, при третьем - общественные и экономические связи, при четвертом трудовые характеристики и этнические особенности. Наиболее четкой является граница между биологическими и социальными подходами. Если рассматривается индивид, репродуктивная группа, адаптивный тип и т.д., то это будет биологический аспект анализа и в том числе экология человека. Но если рассматриваются личность, семья, социальные группы и классы, то это уже социальные науки и в том числе социальная экология.
Оба указанных термина предложены в 1921 году, в нашей стране они стали использоваться с 1974 г. Ниже рассматриваются только биологические и отчасти психологические аспекты экологии человека, как биологического природного объекта, как неотъемлемой части биосферы. О единстве человека и всего органического мира свидетельствует общность элементарных единиц, кирпичиков живого вещества (аминокислот, липидов и т.д.), единые принципы передачи наследственных признаков, общие типы биологических процессов и т.д. Происхождение человека из более низких форм жизни подтверждается тем фактором, что в процессе эмбрионального развития зародыш человека последовательно проходит основные этапы эволюции животных организмов.
Как у всякого биологического вида, сообщества людей имеют определенную возрастную структуру, варианты анатомо-физиологических форм, свои особенности поведения, особенности взаимосвязей с другими видами соответствующих биоценозов. Природа может существовать и без человека, но человек является ее вершинным творением, ее наиболее совершенной частью, назначение которой и место в биосфере можно выразить словами Н.й. Заболоцкого:
И сам я был, не детище природы.
Но мысль ее! Но зыбкий ум ее !
Помимо этой специфической роли человека в природе следует указать и на другие характеристики, определившие его особое место в биосфере. Во-первых, человек является практически единственным видом, проживающим во всех основных частях биосферы, т.е. во всех климатических зонах и во всех регионах планеты, в том числе в Антарктиде. Человек осваивает околоземное пространство, изучается возможность его жизни на континентальном шельфе.
Во-вторых, промышленная революция, начавшаяся в XVIII веке, и научно-техническая революция XX века привели к резкому усилению антропогенных воздействий на биосферу. Наглядное представление о возрастающей роли человека дает схема экологических кризисов и революций по Н.Ф. Реймерсу (рис. 2.3). Почти 3 млн. лет потребовалось человеку до первого антропогенного кризиса - перепромысла мамонтов, заставившего его перейти к производящему хозяйству, т.е. разведении сельскохозяйственных животных и примитивному земледелию (на поливных землях). Для прихода второго экологического кризиса потребовалось уже не миллионы, а 10...25 тыс. лет. Развитие новых экологических кризисов в современную эпоху идет еще быстрее.
Через 200...270 лет после кризиса продуцентов наступил кризис редуцентов. В наши дни мы уже говорим о тепловом кризисе и энергетической революции, а многие экологи заявляют о начинающемся глобальном кризисе надежности экосистем, что ведет к революции экологического планирования.
Рис. 2.3. Экологические кризисы и революции по Н.Ф. Реймерсу (масштаб условный)
В-третьих, следует учитывать этолого-психологические особенности человека. Главной из них будет альтруизм, т.е. бескорыстная забота о благе других людей. По В.М. Эфроимсону именно
альтруизм и сформировал человека как генетическую общность. Негативный взгляд некоторых ученых (например, Н.М. Амосова) на природу человека, по-видимому, сформирован резким падением нравственности в последние десятилетия, ростом числа преступников, маньяков и т.д. Однако этот резкий всплеск разрушительных тенденций и явлений можно объяснить перенаселением планеты, своего рода массовым эффектом или реакцией на демографический взрыв. Следует учитывать также выраженную инерционность человеческой психики. Переход на новые, более соответствующие нашему времени ценности, приоритеты и ориентации займет продолжительность жизни нескольких поколений людей (т.е. не менее 60 лет). Перестройка человеческой психологии в эпоху глобальных экологических кризисов тем более сложна, что она потребует изменения нравственного императива человечества, отказа от ряда освященных мировыми религиями положений и установление новых, продиктованных глубокой экологией, заповедей поведения.
Экология человека