Природной среды и здоровье населения
Среда жизни человека
Для обозначения совокупности экологических условий широко используются понятия «окружающая среда» и «среда обитания». При этом прежде всего подразумевается среда жизни человека.
Окружающая человека среда по Н.Ф. Реймерсу (1994) состоит из четырех взаимосвязанных компонентов-подсистем: а) собственно природной средЫуб) порожденной агротехнической среды — «второй природы», в) искусственной среды — «третьей природы» и г) социальной среды.
Природная среда, окружающая человека, — факторы чисто естественного или природно-антропогенного системного происхождения, прямо или косвенно, осознанно или неосознанно воздействующие на отдельного человека или человеческие коллективы, включая и все человечество. К этим факторам относят энергетическое состояние среды (тепловое и волновое, включая магнитное и гравитационное поля); химический и динамический характер атмосферы, водный компонент (влажность воздуха, зеленой поверхности, химический состав вод, их физика, само их наличие и соотношение с населенной сушей); физический, химический и механический характер поверхности земли (включая геоморфологические структуры — равнинность, холмистость, гористость и т. д.); облик и состав биологической части экологических систем (растительности, животного и микробного населения) и их ландшафтных сочетаний, в том числе сочетаний непахотных сельскохозяйственных и лесохозяйственных земель с естественными экосистемами; степень сбалансированности и стационарности компонентов, создающих климатические и пейзажные условия и обеспечивающих определенный ритм природных явлений, в том числе стихийно-разрушительного и иного характера, рассматриваемого как бедствие (землетрясения, наводнения, ураганы, природно-очаговые заболевания и т. д.); плотность населения и взаимовлияние самих людей как биологический фактор; информационная составляющая всех перечисленных явлений. Природная среда сохранилась там, где она была недоступна людям для успешного преобразования. Так, из общей площади суши 48 051 840 км2 около 1/3 не несут видимых следов пребывания человека, в том числе в Антарктиде до 100 %, Северной Америке — 37,5%, России и странах СНГ — 33,6%, Австралии и Океании — 27,9%, Африке — 27,5%, Южной Америке — 20,8%, Азии — 13,6%, в Европе — 2,8% суши. Это главным образом суровые, мало пригодные для жизни земли с экстремальными для человека условиями существования.
Среда «второй природы», или квазиприродная среда, — все модификации природной среды, искусственно преобразованные людьми и характеризующиеся свойством отсутствия системного самоподдержания, т. е. постепенно разрушающиеся без постоянного регулирующего воздействия со стороны человека: пахотные земли, культурные ландшафты и т. д.; грунтовые дороги; внешнее пространство населенных мест с его природными физико-химическими характеристиками и внутренней структурой (разграничением заборами, различными постройками, изменяющими тепловой и ветровой режимы, зелеными полосами, прудами и т. п.); зеленые насаждения (бульвары, газоны, ландшафтные парки, лесопарки, сады, дающие имитацию природной среды). Все эти образования имеют природное происхождение, представляют собой видоизмененную природную среду и не являются чисто искусственными, не существующими в природе.
«Третья природа», или артеприродная среда, — весь искусственный мир, созданный человеком, вещественно-энергетически не имеющий аналогов в естественной природе, системно чуждый ей и без непрерывного обновления немедленно начинающий разрушаться. Сюда можно отнести асфальт и бетон современных городов, внутреннее пространство мест жизни и работы, транспорта и предприятий сферы обслуживания, технологическое оборудование, транспортные объекты, мебель и другие вещи, всю синтетику и т. д.
Современного человека главным образом окружает артеприродная среда (рис. 19.1).
Рис. 19.1. Составные части среды человека
(по Т. А. Акимовой, В. В. Хаскину, 1994)
Природная и квазиприродная среды создают лишь фон и фундамент, на который накладывается весь комплекс антропогенных изменений. В одних случаях квазиприродная и артеприродная среды смягчают воздействие природной среды (улучшают микроклимат), в других — заменяют своими элементами природную среду (информативность архитектуры, воздействие кондиционеров и т. д.), в-третьих, артеприродная среда оказывается резко ухудшенной, в первую очередь, по физико-химическим и информационным показателям (загрязнение всех видов, однообразие архитектуры и т. д.). Сравнение «природного оптимума» с факторами воздействия с квазиприродной и артеприродной средой дает возможность определить направления управляющего воздействия, направленного на оптимизацию этих «природ».
Социальная среда — культурно-психологический климат, намеренно и/или непреднамеренно, сознательно и/или бессознательно создаваемый для личности, социальных групп и человечества в целом самими людьми и слагающийся из влияния людей как социально-биологических существ друг на друга в коллективах непосредственно и с помощью изобретенных ими средств материального, энергетического и информационного воздействия.
Социальная среда интегрируется с природной, квазиприродной и артеприродной средами в общую совокупность окружающей человека среды. Все факторы каждой из рассматриваемых сред взаимосвязаны между собой и определяют качество среды жизни, субъективные и объективные ее стороны.
Потребности человека
Потребности человека вытекают из его биосоциальной структуры. Ученые (Н.Ф. Реймерс, 1994 и др.) считают, человек не сводим ни к биологическому, ни к социальному. Индивидуум (личность), группа, коллектив и другие объединения дают в целом многоуровневую иерархическую систему. Отсюда делается вывод, что модели (матрицы) человека и общества трехмерны — качественно-индивидуальное, функциональное и иерархическое разнообразие, и имеют два вектора развития: индивидуально-возрастной и исторический.
Рассматривая человека и человечество в целом как системное образование, Н.Ф.Реймерс отмечает следующее.
— Как представитель своего вида человек имеет ряд генетических и фенотипических анатомо-физиологических особенностей адаптивного характера, что определяет степень воздействия природной среды на его организм, например, механически нельзя «поменять местами» негров и эскимосов как популяции.
— Эколого-поведенчески человек специфичен как в малых объединениях, так и в больших. Так, в семье легко определять экономического главу по максимально получаемому доходу. Психологически же глава семьи может не совпадать с экономическим. Для более значительных групп тип южанина и тип северянина достаточно известны.
— Желательный и практически осуществляемый характер труда человека со всеми его нюансами отличается от чисто экономических его характеристик и резко различен в пределах всех других особенностей «человеческого целого».
—Историко-эволюционно складывается этническая специфика человека (скандинавский этнос четко отличается от германского или британского, не говоря уже о монгольском).
— Социальные совокупности отличаются друг от друга (интеллигент, рабочий, крестьянин).
— Экономические устремления людей различны в зависимости от их принадлежности к той или иной социальной группировке, но тем не менее по своей сущности не совпадающие с нею (производственная и социальная характеристики человека различны, степень экономической обеспеченности полностью не совпадают с социальным статусом и т. д.).
—Цели одного иерархического уровня организации антропо-системы могут не совпадать с целями другого иерархического уровня, т. е. имеются определенные противоречия между, к примеру, индивидуальными социальными потребителями и потребителями семьи, а тем более крупных объединений.
На основании перечисленных фактов можно создать модель человека, состоящую из шести тесно взаимосвязанных подсистем (рис. 19.2).
Рис. 19.2. Модель человека, состоящая из шести тесно
взаимосвязанных подсистем (по Н. Ф. Реймерсу, 1994)
Безусловно, наиболее древней была анатомо-физиологическая структура, дополнившаяся этолого-поведенческими характеристиками лишь на высших фазах эволюции дальних предков человека. В дальнейшем, уже у гоминид, возникла необходимость в труде, что изменило и анатомо-физиологическую, и этолого-поведенческую подсистему. Разнообразие форм труда и его приложений к различным природным объектам шло параллельно с формированием рас, хотя и не всегда связано с этим процессом, а нередко и независимо приводило к возникновению этнических группировок, по-разному образовывавших системы взаимоотношений «человек—природа». Одновременно возникали первичные социальные устройства и механизмы и в то же время до определенного периода не формировавшие экономических подсистем. Экономические устремления, вероятно, возникли как механизм обеспечения всех других потребностей человека во все более усложнявшемся социальном мире.
Н. Ф. Реймерс (1994) на основе многолетних исследований подчеркивает, что многообразие человека и человечества, где уже на уровне отдельного человека мы имеем в каждой из подсистем неисчислимое разнообразие — двух генетически идентичных людей, как известно, нет, очевидно, нет и одинаковых личностей и т. д. В многогранной среде живет многоликий человек. Это относится и к групповым объединениям людей, где разнообразие увеличивается по мере повышения иерархического уровня, вплоть до уникального — человечества, представленного бесконечным разнообразием людей и их объединений. Нет одинаковых людей, но есть совокупности людей одинакового типа. Это позволяет выявлять закономерности и рассматривать человека и человечество как неисчерпаемую, но и сводимую к некоторому числу отдельностей систему, которая поддается конкретному анализу.
Исследования проблемы потребностей человека достаточно обширны. Наиболее фундаментальным является разделение потребностей на элементарные, или базовые, и вторичные. К элементарным относятся потребности в вещах и условиях освоения, без которых личность погибнет (любые пища, одежда, жилище). К вторичным относятся потребности в конкретных вещах и условиях, возникающих при возможности выбора различных вещей для удовлетворения потребностей в материальных средствах жизни. Л. Я. Барановой (1984) выделены следующие группы и виды личных потребностей:
— по характеру и природе возникновения: физические или естественные, социальные и интеллектуальные;
— по сфере жизнедеятельности, в которой потребности проявляются и удовлетворяются: материальные и духовные;
— по экономической количественной определенности: абсолютные, действительные и платежеспособные;
— по степени конкретизации: общие и конкретные;
— по степени удовлетворения: удовлетворенные, неудовлетворенные и не полностью удовлетворенные;
— по степени настоятельности: насущные, менее настоятельные, отдаленные;
— по объектам: в материальных благах, услугах и духовных ценностях;
— по степени активности: активные и пассивные;
— по степени рациональности: рациональные и иррациональные;
— по степени реальности: реально осуществимые и нереальные;
— по степени перспективности: социально-перспективные и социально бесперспективные.
Исходя из того что человеческие потребности есть система, они должны составлять целое в рамках общества на данном историческом этапе развития. А в связи с тем что общество не состоит из двух уровней иерархии — личности и самого общества, а представляет собой значительно более сложное системно-иерархическое образование, его потребности количественно, а отчасти и качественно неоднородны, но вместе с тем для каждого уровня системно определены.
Верхний уровень большинства индивидуальных потребностей ограничен понятием здоровья. Нижний предел обеспечения потребностей также определяется критерием ухудшения здоровья и гибели индивида. Такое ухудшение здоровья может произойти от изменения любого из секторов индивидуальных потребностей. Н. Ф. Реймерс (1994) считает, что в существующих классификациях потребностей человека не все их критерии годятся для научной систематики явления, и предлагает следующую общую схему разделения потребностей человека (рис. 19.3).
Рис. 19.3. Общая схема потребностей человека (по Н. Ф. Реймерсу, 1994)
В данной классификации сохранено только четыре качественно-количественных критерия внутреннего, а не внешнего для человека характера. При этом можно говорить, например, о прямых, первоочередных, рациональных, вещественно-энергетических потребностях и других аналогичных им группах как целом. Таким образом, предлагаемая классификация не разрывает, а объединяет группы потребностей человека.
Перечисленные группы потребностей человека неодинаково остры в преломлении к личным нуждам всех людей и, как уже отмечалось, находятся в теснейшей взаимосвязи между собой. Например, потребность в пище одновременно биологическая, этническая и экономическая, семья — биологическая, этологическая, социальная и экономическая потребность. Труд необходим биологически,этологически,этнически, социально, экономически и сам по себе, но везде как особое проявление.
Еще раз следует обратить внимание на то, что, как и в случае четырехединой (природной, квази-, арте- и социальной) среды, все потребности человека не заменяют друг друга. Они составляют интегрально-системную совокупность, не сводимую ни поэлементно внутри своей группы (например, в биологической группе сон не может заменить пищи, а вода — воздуха и т. д.), ни подсистемно (биологические потребности нельзя заменить социальными, этологические — трудовыми и т. д.).
Для подъема благосостояния людей необходима оптимизация всех подсистем и элементных блоков систем обеспечения потребностей людей с учетом системного целого — противоречивого и большего, чем сумма частных потребностей.
Понятие «здоровье человека»
По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье человека — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов, как это до настоящего времени сравнительно широко было распространено в общественном сознании. Здоровье с философских позиций можно рассматривать в соотношениях категорий как качества, так и количества. С юридической точки здоровье может быть выражено в возможности реализовать право личности и общества на обладание и распоряжение им. С социально-экономических позиций «здоровье человека», «здоровье населения» рассматриваются как критерии физического и интеллектуального потенциала общества для создания материальных и духовных ценностей. Частное значение здоровья с точки зрения психофизиологии — это уровень физической и умственной работоспособности при осуществлении различных видов труда. Величина утраты здоровья, выражающаяся в показателях заболеваемости и инвалидности, отражает нарушения в структурах и функциях организма, изменения адаптивных возможностей.
Для оценки здоровья в медико-биологических исследованиях используют показатели физического развития. Функции организма оценивают по показателям умственной и физической работоспособности, а адаптационные резервы по показателям биохимического, гормонального и иммунного статусов. Показатель болезненности отражает распространенность заболеваний, которая определяется отношением числа заболеваний за год, умноженного на 1000 и отнесенного к средней численности населения. Данный показатель является собирательным обозначением отрицательных показателей здоровья, которые в саниторной статистике рассматриваются в качестве критериев состояния здоровья. Понятие «окружающей природной среды» нами подробно было рассмотрено ранее. Включает совокупность природных и антропогенных факторов. Антропогенные факторы, порожденные человеком и его хозяйственной деятельностью, зачастую оказывают негативные воздействия на человека, условия его жизни и состояние здоровья (табл. 19.1).
Таблица 19.1