Экология сообществ (синэкология)
1. Совокупность пищевых цепей в экосистеме, соединенных между собой и образующих сложные пищевые взаимоотношения, называют:
а) пищевой цепью;
б) пищевой сетью;
в) трофическим уровнем;
г) непищевым взаимоотношением.
2. Отдельные звенья цепей питания называются:
а) пищевой цепью;
б) пищевой сетью;
в) трофическим уровнем;
г) непищевым взаимоотношением.
3. Назовите самую малочисленную группу организмов, входящую в состав пищевой цепи выедания (пастбищной):
а) продуценты;
б) консументы 1-го порядка;
в) консументы 2-го порядка;
г) консументы 3-го порядка.
4. Пищевые цепи подразделяются на виды:
а) пастбищные;
б) детритные;
в) выедания;
г) разложения;
д) трофические.
5. Желудь – белка – рысь – бактерии. Укажите, какой из организмов в этой пищевой цепи является редуцентом:
а) желудь;
б) белка;
в) рысь;
г) бактерии?
6. Капуста – гусеница – скворец-ястреб. Укажите, какой из организмов в этой пищевой цепи является продуцентом:
а) капуста;
б) гусеница;
в) скворец;
г) ястреб.
7. Органическое вещество, создаваемое в экосистемах в единицу времени, называют:
а) биомассой;
б) биологической продукцией;
в) биологической энергией;
г) биологической численностью.
8. Плотность населения организмов на каждом трофическом уровне отражает:
а) пирамида биомассы;
б) пирамида численности;
в) пирамида энергии;
г) пирамида потребности.
9. Какой процент энергии, поглощенной продуцентами, доходит до пятого трофического уровня в данной схеме: растения – кузнечик – лягушка – змея – орел? Энергия, поглощенная растениями, принята за 100 %. Каковы последствия подобной передачи энергии?
10. Какой процент от энергии, поглощенной растениями (100 %), переходит к степной гадюке в данной схеме: растения – полевка – степная гадюка – змееяд?
11. Взаимодействие бобовых растений и клубеньковых бактерий – пример:
а) конкуренции;
б) симбиоза;
в) паразитизма;
г) хищничества.
12. Взаимодействие некоторых травоядных копытных и микроорга-низмов, обитающих в их желудке и кишечнике, – пример:
а) мутуализма;
б) конкуренции;
в) хищничества;
г) паразитизма.
13. Рост популяции, численность которой не зависит от ее плотности, называют:
а) логистическим;
б) изменчивым;
в) стабильным;
г) экспоненциальным.
14. Вследствие увеличения численности популяции жертв и популяции хищников происходит:
а) увеличение числа новорожденных особей;
б) уменьшение числа половозрелых особей;
в) увеличение числа женских особей;
г) увеличение числа мужских особей.
15.Определите форму биотических взаимоотношений (А или Б) для каждой группы представителей (1–6):
Представители | Биотические факторы |
1) клубеньковые бактерии и бобовые | А – симбиоз |
2) бактерии, обитающие в желудке жвачных животных | Б – паразитизм |
3) вши и человек | |
4) блохи и собаки | |
5)свиной цепень и свинья | |
6) гриб и водоросль |
Экологические системы
1. Продолжите определение: «Экосистема – это…»
а) сохраняющаяся неопределенно долгое время совокупность различных популяций, взаимодействующих между собой и окружающей средой;
б) взаимоотношения между видами в рамках биоценоза;
в) совокупность особей, проживающих на одной территории.
2. Крупные наземные экосистемы, включающие в себя связанные друг с другом более мелкие экосистемы, называют:
а) биоценозами;
б) биотопами;
в) сукцессиями;
г) биомами.
3. Первичную продукцию в экосистемах образуют:
а) продуценты;
б) консументы;
в) детритофаги;
г) редуценты.
4. Вторичная продукция в экосистемах образуется:
а) продуцентами;
б) консументами;
в) детритофагами;
г) редуцентами.
5. Наименьшая продуктивность характерна для экосистем:
а) лесов;
б) лугов;
в) степей;
г) пустынь.
6. Несмотря на то что океан занимает 71 % площади нашей планеты, его продукция в 3 раза меньше, чем продукция растений суши. Соответственно биомасса водорослей в 10 тысяч раз меньше биомассы растений суши. Чем это объяснить?
7. Круговорот химических элементов между организмами и окружающей средой называют:
а) круговоротом энергии;
б) биохимическим циклом;
в) круговоротом живых организмов;
г) круговоротом азота.
8. Углерод выходит из круговорота веществ (образуя осадочные породы) в составе:
а) углекислого газа;
б) свободного углерода;
в) известняка;
г) угля.
9. Полный круговорот кислорода в природе продолжается около:
а) 300 лет;
б) 2000 лет;
в) 1 млн лет;
г) 100 млн лет.
10. Полный круговорот воды в природе длится около:
а) 300 лет;
б) 2000 лет;
в) 1 млн лет;
г) 100 млн лет.
11. Масса тела живых организмов в экосистеме называется:
а) биопродукцией;
б) биоэнергией;
в) биомассой;
г) биочисленностью.
12. Последовательная во времени смена одних сообществ другими на определенном участке среды называется:
а) сукцессией;
б) флуктуацией;
в) климаксом;
г) интеграцией.
13. Среди перечисленных сукцессионных процессов к первичной сукцессии относятся:
а) превращение гарей в еловые леса;
б) постепенная смена вырубок сосняком;
в) превращение деградированных пастбищ;
г) проявление на сыпучих песках сосняка.
14. Относительно устойчивое состояние экосистемы, в котором поддерживается равновесие между организмами, а также между ними и средой, называют:
а) климаксом;
б) сукцессией;
в) флуктуацией;
г) интеграцией.
15. Эвтрофикацией водоемов считают:
а) обогащение водоемов биогенными веществами, стимулирующими рост фитопланктона;
б) процесс превращения болота в озеро;
в) процесс обогащения воды кислородом.
Биосфера
1. Оболочка Земли, содержащая всю совокупность живых организмов и ту часть вещества планеты, которая находится в непрерывном обмене с этими организмами, называется:
а) атмосферой;
б) гидросферой;
в) экосферой;
г) биосферой.
2. Что из перечисленного не входит (полностью или частично) в состав биосферы:
а) атмосфера;
б) магнитосфера;
в) гидросфера;
г) литосфера;
д) астеносфера;
е) ионосфера?
3. Дайте характеристику оболочкам Земли, составляющим биосферу.
4. Перечислите основные признаки биосферы, которые отличают ее от других оболочек Земли.
5. Перечислите основные функции биосферы и дайте их характе-ристику.
6. Функция живого вещества, связанная с поглощением солнечной энергии в процессе фотосинтеза, а также с последующей передачей ее по пищевым цепям, называется:
а) энергетической;
б) концентрационной;
в) деструктивной.
7. Функция живых организмов, связанная со способностью изменять и поддерживать определенный атмосферный состав, называется:
а) транспортной;
б) энергетической;
в) газовой;
г) деструктивной.
8. Функция живых организмов, связанная с переносом вещества против силы тяжести и в горизонтальном направлении, называется:
а) транспортной;
б) энергетической;
в) газовой;
г) деструктивной.
9. К концентрационным функциям живого вещества биосферы относят:
а) образование озонового экрана;
б) выделение живыми организмами аммиака;
в) аккумуляцию железобактериями железа;
г) образование органических веществ при автотрофном питании;
д) способность хвощей накапливать кремний.
10. Гипотетическая стадия развития биосферы, когда в будущем разумная деятельность людей станет главным определяющим фактором ее устойчивого развития, – это:
а) магнитосфера;
б) ноосфера;
в) литосфера;
г) астеносфера.
Человек в биосфере
1. Какие потребности человека являются биологически обоснованными:
а) потребность в жилище;
б) агрессия;
в) продолжение рода и получение сексуального удовлетворения;
г) потребность в роскоши;
д) полноценный сон и отдых.
2. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье – это:
а) способность организма сохранять гомеостатическое равновесие, т.е. устойчивость всех систем организма, постоянство внутренней среды;
б) отсутствие болезней;
в) позитивное состояние, характеризующее личность в целом, т.е. состояние физического, духовного и социального благополучия.
3. Какие экологические факторы могут лимитировать жизнеспособность и здоровье человека в настоящее время:
а) космическое ионизирующее излучение;
б) мутагенные факторы среды;
в) факторы физического и химического стресса;
г) природно-очаговые (эндемические) заболевания;
д) фитогенные факторы.
4. Почему снижение видового разнообразия и уничтожение природных экосистем опасно для человека?
5. Чем агроценозы отличаются от биогеоценоза? Укажите основные отличительные элементы.
6. Чем урбосистемы отличаются от природных экосистем? Укажите основные отличия.
7. От чего зависит качество жизни отдельного человека и человеческой популяции в целом:
а) от средней продолжительности жизни;
б) отношения валового национального продукта у численности населения;
в) сложившейся политической системы в стране;
г) наличия в стане природных ресурсов.
8. Что такое «демографический взрыв»? Каковы прогнозы ученых по проблеме дальнейшего развития человечества?
9. Назовите критерии оценки антропогенного воздействия на живую природу:
а) сохранность природных экосистем;
б) химический состав атмосферного воздуха;
в) сохранение здоровья человека;
г) выживание наиболее чувствительных к загрязнению видов;
д) хозяйственное значение.
10. Назовите основные признаки, характерные для современного эко-логического состояния биосферы:
а) кризис консументов;
б) кризис продуцентов;
в) кризис редуцентов;
г) кризис энергопотребления.