Основные этапы развития взаимодействия общества и природы.
Основные этапы развития взаимодействия общества и природы.
Взаимодействие общества с природой как естественным условием своей жизни не было одинаковым на разных ступенях исторического развития человечества. Поэтому представляется интересным проследить динамику исторических изменений во взаимодействии общества с природой, выделив с этой целью качественно отличающиеся друг от друга ступени или этапы общественно-исторического процесса. Поскольку общество взаимодействует с природой прежде всего через материальное производство, постольку возможно выделение таких исторических этапов во взаимоотношениях человечества с природой в зависимости от характера и уровня развития его производительных сил.
Первый этап
0взаимодействия общества и природы охватывает период от возникновения вида Homo sapiens до появления земледелия и скотоводства. Это период, когда человек был почти слит с природой и полностью зависел от нее. Средства к существованию человек добывает здесь с помощью примитивных орудий труда, беря их готовыми из природы. Он живет охотой, рыболовством и собирательством. В качестве жилища использует природные укрытия. Воздействие человека на природу очень слабое, хотя и тогда люди не были «ангелами» по отношению к природе. Пользуясь имеющимися биологическими ресурсами планеты, наши далекие предки могли наносить определенный урон природной среде, истощая растительный и животный мир на определенной территории. Этот исторический этап во взаимодействии общества с природой называют биогенным или периодом «присваивающей экономики».
Второй этап
В истории взаимодействия общества с природой связан с переходом от собирательства к земледелию и скотоводству, т.е. к экономике производящего типа. В разных регионах Земли этот процесс, получивший название «неолитическая революция», протекал по-разному, занимая по времени 3 - 4 тыс. лет. В результате этой революции происходило резкое повышение производительности общественного труда. В таких условиях меняется весь образ жизни человека. Активно преобразуя природу в процессе своей материально- производственной деятельности, человек осваивает новые территории, вырубает под пашни леса, создает ирригационные сооружения, строит поселения для оседлой жизни, развивает ремесла, совершенствует орудия труда и быта.
На этом этапе в качестве источников энергии используется мускульная сила человека и животных, а также энергия ветра и воды. Здесь человек еще органически связан с природой, подчинен ей. Благополучие человека, обеспеченность его необходимыми продуктами питания и другими средствами к жизни почти целиком зависят от природных условий, климата, плодородия почвы, продуктивности животных и других естественных факторов. Главным и решающим условием богатства и власти одних людей над другими становятся права собственности на землю и, соответственно, на то, что на ней живет, произрастает, разводится или пасется.
Воздействие человека на природную среду в этот период заметно усиливается и начинает обретать порой разрушительный характер. Интенсивная вырубка лесов для пашни, разведение в больших количествах домашних животных, появление крупных поселений людей - городов и их развитие приводили к изменению климата на определенных территориях, к разрушению сложившихся на них природных комплексов и даже превращению их в пустыни.
Вместе с тем, для данного периода жизни человечества его воздействие на природу все еще оставалось незначительным по сравнению с имеющимися на Земле природными ресурсами для обеспечения растущих потребностей общества. Человек здесь стремится к покорению сил природы, рассматривая их как нечто чуждое и таящее угрозу своему существованию. Такое противопоставление человека природе было характерно прежде всего для средневекового христианства, формировавшего отношение к природе как к чему-то низменному и греховному в жизни человека. Человек должен был все свои помыслы устремлять не к земному, природному, а к небесному, к Богу.
Данный этап во взаимодействии общества с природой называют аграрным. Переход к этому этапу означал рождение техногенной организации жизни человечества, которая продолжает существовать на Земле и в настоящее время, обретя свои новые формы.
Третий этап
Взаимодействия природы и общества получил название промышленного, поскольку переход к нему был связан с промышленной революцией, начавшейся в Западной Европе в 18 веке. Это период, когда происходит переход к массовому использованию машин в промышленном производстве. Источниками энергии для производственной деятельности человека здесь выступают не только сила ветра и воды, но прежде всего сила пара, а позднее - электричество. Использование машин в производстве позволило резко поднять производительность человеческого труда, расширить до невиданных в прошлом масштабов воздействие человека на природу.
В хозяйственный оборот в постоянной растущих объемах стали вовлекаться разнообразные минеральные, органические и иные ресурсы. Достигнутые результаты в преобразовании окружающей природной среды, в промышленном использовании ее ресурсов укрепляли убеждение в могуществе человеческого разума, в неограниченных возможностях человека господствовать над природой для ее использования в своих интересах.
Мощное техногенное воздействие на природу вызывает целый ряд проблем негативного характера: растущее загрязнение природной среды (почвы, воды, атмосферы) отходами промышленного и сельскохозяйственного производства, появление реальной перспективы исчерпания сырьевых и энергетических ресурсов планеты, необходимых для удовлетворения постоянно растущих человеческих потребностей. Возникало понимание экологической опасности, грозящей существованию человека на Земле.
Четвертый этап
Во взаимодействии общества с природой начинается (точнее сказать - еще только намечаются его контуры) в наши дни – под воздействием научно-технической революции, развертывающейся с 50-х годов нынешнего столетия. Превращение науки в непосредственную производительную силу, с одной стороны, поднимает на качественно новый уровень производственные возможности человека, а значит, приводит к увеличению объемов потребления природных ресурсов, но, с другой – рождает принципиально новые наукоемкие технологии, позволяющие более рационально использовать природные ресурсы, не допускать загрязнения природный среды всевозможными производственными и бытовыми выбросами, заниматься ее воссозданием и улучшением.
Вместе с тем совокупное негативное влияние на биосферу Земли различных антропогенных факторов, обязанных своим происхождением деятельности человека, продолжает усиливаться. Масштаб воздействия общества на природу в конце 20 века со всей очевидностью приобрел планетарный характер.
Предмет экологии
Современная экология - комплексная дисциплина, которая объединяет основы нескольких наук (биологии, химии, физики, социологии, географии, геологии и др.).
Основной объект изучения в экологии – экосистемы - единые природные комплексы, образованные живыми организмами и средой обитания. Экология также изучает отдельные виды организмов (организменный уровень), популяции (популяционно-видовой уровень) и биосферу в целом (биосферный уровень).
Основной, традиционной, частью экологии как биологической науки является общая экология, или биоэкология, которая изучает взаимоотношения живых систем разных рангов (организмов, популяций, экосистем) со средой и между собой.
Структура науки экологии
В составе общей экологии выделяют следующие основные разделы:
· аутэкологию, исследующую индивидуальные связи отдельного организма (виды, особи) с окружающей его средой;
· демэкологию или экологию популяций, изучающую структуру и динамику популяций отдельных видов. Популяционную экологию рассматривают и как специальный раздел аутэкологии;
· синэкологию, т.е.экологию сообществ;
· экосистемную экологию;
· биосферную экологию.
Кроме того, экология классифицируется по конкретным объектам и средам исследования,т.е. различают экологию животных, экологию растений, экологию микроорганизмов.
На стыке экологии с другими отраслями знаний продолжается развитие таких новых направлений, как инженерная экология, геоэкология, математическая экология, сельскохозяйственная экология и т.д.
С научно-практической точки зрения вполне обосновано деление экологии на теоретическую и прикладную.
Теоретическая экология раскрывает общие закономерности организации жизни.
Прикладная экология изучает механизмы разрушения биосферы человеком, способы предотвращения этого процесса и разрабатывает принципы рационального использования природных ресурсов. Научную основу прикладной экологии составляет система общеэкологических законов, правил и принципов.
Задачи экологии
Задачи экологии весьма многообразны.
В теоретическом плане к ним относятся:
· разработка общей теории устойчивости экологических систем,
· изучение экологических механизмов адаптации к среде,
· исследование регуляции численности популяций,
· изучение биологического разнообразия и механизмов его поддержания;
· исследование продукционных процессов,
· исследование процессов, протекающих в биосфере, с целью поддержания ее устойчивости,
· моделирование состояния экосистем и глобальных биосферных процессов.
Основные прикладные задачи, которые экология должна решать в настоящее время, следующие:
· прогнозирование и оценка возможных отрицательных последствий в окружающей природной среде под влиянием деятельности человека,
· улучшение качества окружающей природной среды,
· сохранение, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов,
· оптимизация инженерных, экономических, организационно-правовых, социальных и иных решений для обеспечения экологически безопасного устойчивого развития, в первую очередь в экологически наиболее неблагополучных районах.
Стратегической задачей экологии считается развитие теории взаимодействия природы и общества на основе нового взгляда, рассматривающего человеческое общество как неотъемлемую часть биосферы.
Таким образом, экология становится одной из важнейших наук будущего.
3. Основные понятия экологии: экологический фактор и экологическая ниша (определение, примеры, классификация), закон толерантности, закон минимума.
Экологические факторы - это любые факторы среды, на которые организм реагирует приспособительными реакциями.
Все экологические факторы делят на
Абиотические факторы - прямо или косвенно действующие на организм факторы неживой природы - свет, температура, влажность, химический состав воздушной, водной и почвенной среды и др. (т. е. свойства среды, возникновение и воздействие которых прямо не зависит от деятельности живых организмов).
Биотические факторы - все формы влияния на организм со стороны окружающих живых существ (микроорганизмов, влияние животных на растения и наоборот). (симбиоз, хищничество, сотрудничество, паразитизм)
Антропогенные факторы - разнообразные формы деятельности человеческого общества, которые приводят к изменению природы как среды обитания других видов или непосредственно сказываются на их жизни.
Экологическая ниша — это совокупность факторов среды, в пределах которых обитает тот или иной вид организмов, его место в природе, в пределах которого данный вид может существовать неограниченно долго.
Экологическая ниша может быть:
· фундаментальной — определяемой сочетанием условий и ресурсов, позволяющим виду поддерживать жизнеспособную популяцию;
· реализованной — свойства которой обусловлены конкурирующими видами.
Каждый вид или его части (популяции, группировки различного ранга) занимают определенное место в окружающей их среде. Например, определенный вид животного не может произвольно менять пищевой рацион или время питания, место размножения, убежища и т. п. Для растений подобная обусловленность условий выражается, например, через светолюбие или тенелюбие, место в вертикальном расчленении сообщества (приуроченность к определенному ярусу), время наиболее активной вегетации. Например, под пологом леса одни растения успевают закончить основной жизненный цикл, завершающийся созреванием семян, до распускания листьев древесного полога (весенние эфемеры). В более позднее время их место занимают другие, более теневыносливые растения. Особая группа растений способна на быстрый захват свободного пространства (растения-пионеры), но отличается низкой конкурентной способностью и поэтому быстро уступает свое место другим (более конкурентоспособным) видам.
Приведенные примеры иллюстрируют экологическую нишу или отдельные ее элементы.
Пример 1. Количество воды.
Для проживания крокодилов нужна вода. Если воды будет мало – они погибнут. Но, если воды будет слишком много (океан) – то, крокодилы также погибнут. В океане они жить не могут точно также, как и в пустыне.
Пример 2. Количество тренировок спортсмена
Если бегун будет мало тренироваться – он не выиграет Олимпийские игры. Тем не менее, если тренироваться слишком много, то перед соревнованиями спортсмен почувствует усталость (от тренировок) и также не сможет выиграть.
Этот пример показывает, что закон толерантности можно расширить и несколько за пределы классической экологии.
Суть закона минимума Либиха
Существуют разные формулировки этого закона. Но суть закона минимума (или закона ограничивающего фактора) можно сформулировать так:
Жизнь организма зависит от множества факторов. Но, наиболее значимым в каждый момент времени является тот фактор, который наиболее уязвим.
Иными словами, если в организмекакой-то из факторов существенно отклоняется от нормы, то именно этот фактор в данный момент времени является наиболее значимым, наиболее критическим для выживания организма.
Важно понимать, что для одного и того же организма в разное время такими критически важными (или по-другому лимитирующими) факторами могут совершенно разные факторы.
Такие же суждения применимы и для целых экосистем. В данный момент времени ограничивающим фактором может стать, например, недостаток пищи. В другой момент времени – количество пищи будет в норме, но лимитирующим фактором станет температура окружающей среды (слишком высокая или слишком низкая).
Если обобщить вышесказанное, то можно сформулировать закон следующим образом: «Для выживания организма (или эко-системы) наиболее значимым является тот экологический фактор, который наиболее удаляется (отклоняется) от своего оптимального значения».
Бочка Либиха. Прежде чем переходить к примерам – стоит рассмотреть рисунок, так называемой, бочки Либиха.
В этой полусломанной бочке – лимитирующим фактором является высота доски. Очевидно, что вода будет переливаться через самую маленькую доску в бочке. В этом случае нам уже будет не важной высота остальных досок – все равно бочку наполнить будет нельзя.
Наименьшая доска – это и есть тот самый фактор, который наиболее отклонился от нормального значения.
По закону минимума Либиха – починку бочки нужно начинать именно с этой доски.
Закон минимума Либиха. Примеры
Есть пословица: «Где тонко, там и рвется» - по большому счету она передает главную суть закона Либиха. Но, давайте приведем несколько примеров из совершенно разных областей.
Пример из сельского хозяйства
Есть почвы, где не хватает фосфора – значит подкармливать нужно удобрениями с фосфором. Но, в другое время – нужны удобрения с кальцием. И так далее
Пример из дикой природы
Зимой для зайца лимитирующий фактор – пища. Летом – нужно спасаться от волка, хотя пищи предостаточно.
Спортивный пример закона минимума
В футболе: если левый защитник команды самый слабый, то через его левый фланг наиболее вероятно команда пропустит гол.
Таким образом, закон минимума Либиха является универсальным экологическим и жизненным законом.
Основные этапы развития взаимодействия общества и природы.
Взаимодействие общества с природой как естественным условием своей жизни не было одинаковым на разных ступенях исторического развития человечества. Поэтому представляется интересным проследить динамику исторических изменений во взаимодействии общества с природой, выделив с этой целью качественно отличающиеся друг от друга ступени или этапы общественно-исторического процесса. Поскольку общество взаимодействует с природой прежде всего через материальное производство, постольку возможно выделение таких исторических этапов во взаимоотношениях человечества с природой в зависимости от характера и уровня развития его производительных сил.
Первый этап
0взаимодействия общества и природы охватывает период от возникновения вида Homo sapiens до появления земледелия и скотоводства. Это период, когда человек был почти слит с природой и полностью зависел от нее. Средства к существованию человек добывает здесь с помощью примитивных орудий труда, беря их готовыми из природы. Он живет охотой, рыболовством и собирательством. В качестве жилища использует природные укрытия. Воздействие человека на природу очень слабое, хотя и тогда люди не были «ангелами» по отношению к природе. Пользуясь имеющимися биологическими ресурсами планеты, наши далекие предки могли наносить определенный урон природной среде, истощая растительный и животный мир на определенной территории. Этот исторический этап во взаимодействии общества с природой называют биогенным или периодом «присваивающей экономики».
Второй этап
В истории взаимодействия общества с природой связан с переходом от собирательства к земледелию и скотоводству, т.е. к экономике производящего типа. В разных регионах Земли этот процесс, получивший название «неолитическая революция», протекал по-разному, занимая по времени 3 - 4 тыс. лет. В результате этой революции происходило резкое повышение производительности общественного труда. В таких условиях меняется весь образ жизни человека. Активно преобразуя природу в процессе своей материально- производственной деятельности, человек осваивает новые территории, вырубает под пашни леса, создает ирригационные сооружения, строит поселения для оседлой жизни, развивает ремесла, совершенствует орудия труда и быта.
На этом этапе в качестве источников энергии используется мускульная сила человека и животных, а также энергия ветра и воды. Здесь человек еще органически связан с природой, подчинен ей. Благополучие человека, обеспеченность его необходимыми продуктами питания и другими средствами к жизни почти целиком зависят от природных условий, климата, плодородия почвы, продуктивности животных и других естественных факторов. Главным и решающим условием богатства и власти одних людей над другими становятся права собственности на землю и, соответственно, на то, что на ней живет, произрастает, разводится или пасется.
Воздействие человека на природную среду в этот период заметно усиливается и начинает обретать порой разрушительный характер. Интенсивная вырубка лесов для пашни, разведение в больших количествах домашних животных, появление крупных поселений людей - городов и их развитие приводили к изменению климата на определенных территориях, к разрушению сложившихся на них природных комплексов и даже превращению их в пустыни.
Вместе с тем, для данного периода жизни человечества его воздействие на природу все еще оставалось незначительным по сравнению с имеющимися на Земле природными ресурсами для обеспечения растущих потребностей общества. Человек здесь стремится к покорению сил природы, рассматривая их как нечто чуждое и таящее угрозу своему существованию. Такое противопоставление человека природе было характерно прежде всего для средневекового христианства, формировавшего отношение к природе как к чему-то низменному и греховному в жизни человека. Человек должен был все свои помыслы устремлять не к земному, природному, а к небесному, к Богу.
Данный этап во взаимодействии общества с природой называют аграрным. Переход к этому этапу означал рождение техногенной организации жизни человечества, которая продолжает существовать на Земле и в настоящее время, обретя свои новые формы.
Третий этап
Взаимодействия природы и общества получил название промышленного, поскольку переход к нему был связан с промышленной революцией, начавшейся в Западной Европе в 18 веке. Это период, когда происходит переход к массовому использованию машин в промышленном производстве. Источниками энергии для производственной деятельности человека здесь выступают не только сила ветра и воды, но прежде всего сила пара, а позднее - электричество. Использование машин в производстве позволило резко поднять производительность человеческого труда, расширить до невиданных в прошлом масштабов воздействие человека на природу.
В хозяйственный оборот в постоянной растущих объемах стали вовлекаться разнообразные минеральные, органические и иные ресурсы. Достигнутые результаты в преобразовании окружающей природной среды, в промышленном использовании ее ресурсов укрепляли убеждение в могуществе человеческого разума, в неограниченных возможностях человека господствовать над природой для ее использования в своих интересах.
Мощное техногенное воздействие на природу вызывает целый ряд проблем негативного характера: растущее загрязнение природной среды (почвы, воды, атмосферы) отходами промышленного и сельскохозяйственного производства, появление реальной перспективы исчерпания сырьевых и энергетических ресурсов планеты, необходимых для удовлетворения постоянно растущих человеческих потребностей. Возникало понимание экологической опасности, грозящей существованию человека на Земле.
Четвертый этап
Во взаимодействии общества с природой начинается (точнее сказать - еще только намечаются его контуры) в наши дни – под воздействием научно-технической революции, развертывающейся с 50-х годов нынешнего столетия. Превращение науки в непосредственную производительную силу, с одной стороны, поднимает на качественно новый уровень производственные возможности человека, а значит, приводит к увеличению объемов потребления природных ресурсов, но, с другой – рождает принципиально новые наукоемкие технологии, позволяющие более рационально использовать природные ресурсы, не допускать загрязнения природный среды всевозможными производственными и бытовыми выбросами, заниматься ее воссозданием и улучшением.
Вместе с тем совокупное негативное влияние на биосферу Земли различных антропогенных факторов, обязанных своим происхождением деятельности человека, продолжает усиливаться. Масштаб воздействия общества на природу в конце 20 века со всей очевидностью приобрел планетарный характер.