Организация экологической тропы на участке детского сада.
1.Изучаем литературу для разработки экологической тропы
2. Подбирается материал, соответствующий для детей старшего возраста и позволяющий наблюдать (познавать) наиболее интересные объекты на экологической тропе в осеннее время года.
3. Материал и формы работы подбираются разнообразные; необычное, интересное и увлекательное для детей.
4. Составляется картосхема экологической тропы для участка детского сада, на которой указываются и отмечаются значками стоянки экологической тропинки.
5. Хозяевами остановок стали: Бабушка Арина (Остановка «Птичий двор»), тётушка Аграпина (остановка «Чудесный огород», дед Ерофей (остановка «Скотный двор», доктор Айболит (остановка «Зелёная аптека», воспитатели (остановка «Ель», «Берёзка», «Цветик – семицветик», «Центр творчества»).
6.Перед походом проводится предварительная работа: чтение стихов, прозы об объектах тропы, беседа о правилах ухода за объектами, правилах поведения.
7.При походе по тропе предусмотрено место, где можно отдохнуть, поиграть, послушать спокойную музыку.
8. После похода по тропе в «центре творчества», оборудованного на участке, можно сделать зарисовки или вылепить из пластилина, сделать аппликацию какого-нибудь понравившегося объекта.
Остановками экологической тропы являются:
1. «Птичий двор»
2. «Берёзка»
3. «Чудесный огород»
4. «Елочки – красавицы»
5. «Зелёная аптека»
6. «Цветик – семицветик»
7. «Скотный двор»
8. «Весёлый скворечник»
9. «Центр творчества»»
Ход занятия:
- Воспитатель: -Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие.
- Вы знаете, что такое тропа? (Ответы детей). Правильно-тропа, тропинка-это пешеходная дорожка. Как вы думаете, что такое экологическая тропинка? (Выслушиваются ответы детей.) Экологическая тропинка состоит из определенных станций, и на каждой из них живут природные существа-растения: травы, деревья, кустарники; животные: пауки, насекомые, птицы. По этой тропе можно прогуляться не один раз. По ней мы будем путешествовать круглый год.
- Сегодня на нашей тропе нас ждут очень интересные станции. Ну, что, отправляемся в путь?!
1.
v Станция «Берёзка»
Воспитатель:-Вот мы и пришли. Давайте поздороваемся. Она нас очень ждала и приготовила письмо, давайте прочитаем и выполним желания и задания березки.
- Вы согласны? (Да)
Письмо берёзы:
- Милые мои, славные детки, наконец-то вы ко мне пришли. Уж как я вас ждала, как ветвями качала, листиками шелестела, надеялась, что вы меня услышите. Я, берёза, очень рада вашему приходу, так как очень люблю гостей.
-Давайте поздороваемся: обнимите меня крепко-крепко (дети берутся за руки вокруг ствола).
- Я люблю, когда меня гладят, и не люблю, когда по стволу палкой бьют или царапают кору ножом. Мне ведь бывает больно и обидно, когда ко мне плохо относятся. Потрогайте меня руками, погладьте мою кору-кожу руками и скажите, какая она — шершавая или гладкая? Мокрая или сухая? Теплая или прохладная? А чем я пахну? (Дети выполняют и эти просьбы.)
-Смотрите, какая я большая! Ну-ка давайте померяемся силой: попробуйте вытащить меня из земли (дети пытаются это сделать). Кто из нас сильнее? Есть у меня еще силушка!
- А теперь, ответьте на мой вопрос: что же меня в земле так крепко держит? (Дети отвечают.)
- А для чего мне еще мои корни-ноги нужны? (Чтобы брать из земли воду, «пищу».)
-Если вы правильно ответили, полейте меня, пожалуйста, мне очень хочется пить. (Дети выполняют просьбу берёзы.)
- Спасибо, ребятки, я теперь так хорошо себя чувствую! А теперь постойте и послушайте, как шелестят мои листочки, — это я с вами разговариваю. Что я сейчас сказала? (Дети высказывают свои предположения.) А почему шевелятся мои листочки?
Молодцы, мои славные путешественники. Берите мои листочки и не забывайте обо мне. (Воспитатель снимает с дерева бумажные листочки и раздает их детям — живые листья рвать нельзя!)
2.
v Станция «Чудесный огород»
Детей встречает тётушка Аграфенья.
- Здравствуйте ребята! Меня зовут Тетушка Аграфена! Я хранитель огорода.
-Ребята, посмотрите на мои грядки и скажите, что растет в моём огороде? (Ответы детей - морковь, огурец, помидор и др).
- Как всё это назвать одним словом? (Ответы детей - это овощи).
- Давайте рассмотрим эти овощи, какого они цвета, большие или маленькие, зрелые или недозрелые, какую форму имеют и т.д..
- Вспомните, какие ещё овощи вы знаете? (Ответы детей).
- А кто выращивает овощи? (Ответы детей).
- Расскажите, зачем люди выращивают овощи? (Ответы детей).
- А как люди помогают овощам расти красивыми? (Ответы детей.)
- А вы знаете, кто ещё, кроме людей, помогает овощам расти? (Ответы детей).
- Послушайте:
Солнце согревает землю, даёт растениям свет.
Почва кормит растения. В ней растение растёт. В почве у растения находятся корни.
Растения дышат, им нужен воздух. Воздух попадает в почву, когда человек рыхлит землю мотыгой. То же самое, только без мотыги делает дождевой червь.
Чтобы напоить растения, человек поливает грядки. А ещё их поливает дождь.
Помогают растениям и птицы - синицы, воробьи, грачи, скворцы. Они ловят жучков, склёвывают с листьев гусениц.
А еще на гусениц охотятся жабы. Они наши маленькие помощники и поэтому обижать их нельзя.
Про каких ещё помощников мы забыли? Вспомните тех, кого мы видели летом на цветах (ответы детей). Что они там делали? (Ответы детей.)
Да, мы видели пчёл, шмелей, бабочек. Они пьют из цветов сладкий сок. Переносят на своих крылышках и лапках пыльцу с одного растения на другое. Без этих помощников у огурца не было бы плодов.
3.
А вот это насекомое (выставляет картинку с божьей коровкой) помогает растениям? (Ответы детей – да, оно ест тлю). Вот сколько помощников у растений.
Вот сколько помощников есть у растений!
-Ребята, а кто из вас знает почему человек, должен как можно больше употреблять в пищу овощи? (Ответы детей.)
Дети, а вы знаете, какие у овощей съедобные части, а какие части несъедобные? (Ответы детей).
Дети, все вы, наверное, помните сказку «Мужик и медведь»? Почему медведь обиделся на человека? (Ответы детей). Да, вы правы, человек обидел медведя, дав ему несъедобные части овощей.
-Ребята, а давай поиграем в игру!