Особенности проведения кадастровых работ для постановки на учет зимних автомобильных дорог
Романенко М.Ю., магистрант (СПГУ, Санкт-Петербург),
Копылова Н.С., доцент кафедры инженерной геодезии, к.г.н. (СПГУ, Санкт-Петербург)
SOME FEATURES OF CADASTRE WORKS FOR REGISTRATION
OF WINTER ROADS
Marina R.Y., Master (The State Mining University, St. Petersburg),
Kopylova N.S., Associate Professor of the Department of Engineering Geodesy, Candidate of Geographical Sciences (The State Mining University, St. Petersburg)
На сегодняшний день не существует ни одной отрасли технических и естественных наук, которые остались бы в стороне от решения экологических проблем, в том числе сфера землеустройства и кадастров, с применением знаний которой возможно решение локальных экологических вопросов, обусловленных особенностями развития территории.
Разработка, обустройство и эксплуатация месторождений требует применения большого количества крупногабаритных технических средств для доставки всех необходимых грузов и оборудования. В сложных инженерно-геологических, гидрологических, гидрогеологических и климатических условиях Крайнего Севера, Дальнего Востока и Сибири основа транспортной инфраструктуры – зимние автомобильные дороги [3].
С древних времен зимники были важным элементом традиционной дорожной сети Якутии. На сегодняшний день они широко распространены в данном регионе России, что объясняется не только особенностью природно-географических условий, но также историческим опытом их проектирования, строительства и эксплуатации.
Несмотря на внедрение многочисленных государственных программ развития автодорожного транспорта (например, «Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2012-2017 годы»; «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года») на сегодняшний день существует острая проблема отсутствия методики постановки на кадастровый учет зимних автомобильных дорог как объектов сезонного существования, а, следовательно, возникают трудности, связанные с их вводом в эксплуатацию и содержанием.
Такие объекты предполагают необходимость в осуществлении постоянного контроля и мониторинга существующей ситуации на разных ее участках [1]. Постановка на кадастровый учет нужна именно для того, чтобы оперативно принимать стратегические решения относительно ремонта, строительства и эксплуатации зимних автомобильных дорог. Кроме того, постановка на кадастровый учет необходима для последующей регистрации права.
Несмотря на то, что процесс прокладки зимних автомобильных дорог сопровождается значимыми инженерными работами, это, прежде всего, временные объекты, местоположение которых зависит от природных и географических условий (температура воздуха, скорость и направления ветра, количество осадков, рельеф местности) [2]. Поэтому координаты границ дорог могут меняться от сезона к сезону. В качестве источников картографической информации при фиксации объекта служат не только полевые и натурные данные, полученные в результате проведенной геодезической съемки территории, но и данные дистанционного зондирования. Только использование аэрокосмических снимков, полученных за несколько сезонов, позволяет оценить нестабильность и сезонность объекта исследования.
В связи с этим возникают проблемы наложения исследуемого объекта на земли других категорий, а также трудности в проведении согласования с собственниками таких земель. Поэтому целесообразна разработка методических рекомендаций по внесению зимних автомобильных дорог в кадастр недвижимости, а также совершенствование теоретических и методических положений земельно-правовой и технической документации в области государственного учета земельных участков, занятых такими объектами.
Таким образом, при подготовке землеустроительной и кадастровой документации, прежде всего, должны проводиться:
• мониторинг климатических и геологических показателей;
• прогноз возможного местоположения с учетом данных прошлых годов;
• определение показателей, влияющих на изменение границ;
• определение территорий с одинаковыми показателями для объедения в единую зону;
• определение буферных зон, определяющих возможное прохождение автозимника в один из сезонов.
Разработка основ для создания нормативно-правовой базы в сфере выполнения кадастровых работ для учета зимних автомобильных дорог, а также разработка алгоритма для постановки на кадастровый учет таких объектов необходимы для осуществления деятельности землеустроительных организаций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Горелышев Н.В. Технология и организация строительства автомобильных дорог: Учебник / Под ред. Н.В. Горелышева. - Москва.: Транспорт, 1992. - 551 с.
2. Министерство транспортного строительства СССР. Проектирование, строительство и содержание зимних автомобильных дорог в условиях Сибири и Северо-Востока СССР. ВСН 137 – 89. Москва, 1991.
3. Саттаров Т.X., Вислобицкий П.А. Строительство зимних дорог для освоения нефтегазодобывающих районов Западной Сибири. – Москва.: ВНИИОЭМГ, 1987, 430 с.