Отношения к природе как система
13.1. экспериментальные исследования влияния
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ РЕЛИЗЕРОВ НА РАЗВИТИЕ ОТНОШЕНИЯ К ЖИВЫМ СУЩЕСТВАМ
Для исследования роли психологических релизеров в развитии отношения к природным объектам была разработана специальная методика «Необычайные приключения Коли»*. Она представляет собой два небольших рассказа, описывающих встречи мальчика Коли с инопланетными существами.
Выбор именно инопланетных существ был продиктован необходимостью избежать наложения на даваемые испытуемыми оценки уже существующих у них установок на определенные природные объекты. Кроме того, такая форма позволяла вложить в описание существа все группы релизеров в их наиболее яркой форме, сохраняя при этом очевидную валидность методики, не вызывая у испытуемых чувства искусственности экспериментальной ситуации.
Описание встречи Коли с инопланетным существом состоит только из самих релизеров и связующих сюжетообразующих элементов типа: «подошел», «увидел», «побежал» и т.д. Один сти-мульный рассказ описывает встречу с «хорошим» существом, второй — с «плохим». Композиционно рассказы были уравновешены, чтобы избежать влияния структуры повествования на восприятие этих существ. Все оценочные суждения, характеристики и т.п. исключались. Таким образом, то или иное отношение к этим существам могло формироваться только под влиянием действия релизеров.
Исследование проведено совместно с С.Д.Дерябо.
В рассказы было заложено 15 психологических релизеров: в первый со значением, способствующим формированию положительного отношения, во второй — отрицательного. Например, у первого существа «большие голубые глаза», у второго -- «узкие стеклянные глаза». Еще раз подчеркнем, что эти описания не являются оценочными по своему содержанию, но, исходя из теоретического анализа, предполагалось, что они должны вызывать разные реакции у испытуемых.
Каждый рассказ выступал в роли интегрального «макростимула», поэтому уравновешивание удельного веса тех или иных релизеров внутри рассказа и между ними не было обязательным: нас интересовал только знак оказываемого воздействия, результат которого замерялся количественно по рассказу в целом и сравнивался с другим рассказом в целом.
ТЕКСТ №1
Однажды, собирая грибы, Коля неожиданно почувствовал какой-то странный запах: необычный, но очень напоминающий запах шоколада [1]. Оглядевшись, невдалеке на полянке Коля увидел маленькое существо с большой головой, большими голубыми глазами [2], которые смотрели прямо на Колю.
Он подошел поближе и заметил, что это непонятное существо попало в охотничий капкан и никак не может выбраться из него [3]. Продолжая смотреть на Колю, существо издало негромкий мелодичный звук [4]. «Кто же это такой? — подумал Коля. — Совсем как божья коровка [5], только большая!».
Существо протянуло навстречу лапу [6], Коля осторожно дотронулся до нее и почувствовал, что она, оказывается, нягкая и теплая [7]. Он потянул существо за лапы, но оно съежилось и потемнело [8]. Тогда Коля взял палку, вставил ее в капкан, и капкан раскрылся.
Совершенно неожиданно существо лизнуло Коле руку [9]. Тогда Коля вынул из кармана конфету и предложил попробовать. Существо внимательно рассмотрело ее и отправило в рот [10].
Вдруг тучи, заволакивающие небо с самого утра, быстро разошлись, засветило солнце [11], и существо исчезло...
Вечером Коля, читая новый фантастический рассказ, с удив-Лением понял, что в лесу он встретил Лакриса [12] с планеты Альфа. Оказывается, лакрисы тоже имеют сердце [13], питаются Радостями [14] и живут семьями [15].
механизмы развития отношения к природе
развитие субъективного отношения к природе как система
КЛЮЧ:
1 — обонятельно-вкусовой релизер; 2 — визуальный рели-зер; 3 — витальный релизер; 4 — аудиальный релизер; 5 — эстетический релизер; 6 — поведенческий релизер; 7 — тактильный релизер; 8 ~ морфологический «ответ»; 9 — антропоморфный «ответ»; 10 — поведенческий «ответ»; 11 — геофизический «ответ»; 12 — название (имя); 13 — внутриорганизменный «экологический факт»; 14 — организменный «экологический факт»; 15 — надорганизменный «экологический факт».
ТЕКСТ №2
Как-то на рыбалке Коля услышал невдалеке резкое, отрывистое рычание [1]. Он повернул голову и увидел какое-то существо, напоминающее огромного навозного жука [2], которое грызло разодранного зайца [3].
Коля обратил внимание на узкие стеклянные глаза и большие острые зубы [4]. Коля подошел поближе и почувствовал исходящий от него запах горелой резины [5]. Коля решил познакомиться и с этим существом.
Увидев его, существо стало в напряженную стойку [6]. Коля достал из кармана приготовленную на всякий случай конфету и протянул ему. Но существо отвернулось [7]. Тогда Коля дотронулся до него — существо оказалось скользким и липким [8]. Оно зашипело на Колю [9] и все покрылось чешуей [10].
Вдруг небо потемнело, резкий порыв ветра сорвал с Коли шапку [И]. Он бросился ее догонять, а когда оглянулся, никого уже не было...
Вечером Коля в своем сборнике фантастики нашел описание и этого существа. Оказалось, что это был Гронгыш [12] с планеты Бетта. Тело гронгышей образовано из металлических кристаллов [13], они никогда не спят [14] и постоянно воюют между собой [15].
КЛЮЧ:
1Л/*К
1 ~ аудиальный релизер; 2 — эстетический релизер; 3 — ви-ьный релизер; 4 — визуальный релизер; 5 — обонятельно-вкусовой релизер; 6 -- поведенческий релизер; 7 — поведенческий «ответ»; 8 -- тактильный релизер; 9 -- антропоморфный «ответ»; 10 — морфологический «ответ»; И — геофизический «от-вет»; 12 - - название (имя); 13 • внутриорганизменный «экологический факт»; 14 — организменный «экологический факт») 15 — надорганизменный «экологический факт».
После прочтения рассказа испытуемым давалась такая инструкция: «Опишите это существо. Какое оно, что из себя представляет, что делало, что происходило вокруг. Одним словом, напишите, что Вам запомнилось из этого рассказа».
После записи им предлагалось ответить на вопросы малого варианта методики «Натурафил», диагностирующей уровень развития интенсивности отношения к природе и его структуру. В малый вариант вошли по одному вопросу из каждой шкалы большого варианта методики, которые обладают наилучшими психометрическими характеристиками, позволяют наиболее точно диагностировать тот или иной аспект отношения.
Таким образом, малый вариант методики состоит из четырех вопросов, измеряющих различные компоненты интенсивности отношения к экспериментальному объекту: перцептивно-аффективный (т.е. связанный с эмоциональной стороной отношения), когнитивный (связанный с познавательной стороной), практический (связанный с практическим взаимодействием) и поступоч-ный (связанный со стремлением личности изменять окружение в соответствии со своим отношением к оцениваемому объекту).
ВОПРОСЫ
1. Понравилось ли Вам это существо, вызвало ли оно у Вас
симпатию?
2. Захотели Вы узнать еще что-нибудь об этом существе?
3. Хотелось бы Вам делать что-то вместе с этим существом (иг
рать, работать, учиться и т.п.)?
4. Если кто-то из Ваших друзей и знакомых чем-то ему угро
жал, вступили бы Вы с ними в конфликт, чтобы защитить это
существо?
Ответы давались с помощью 4-бальной шкалы: 0 — нет, 4 — Да. Промежуточные интервалы обозначают все большую степень ответа «да».
В исследовании принимали участие 20 учеников 5-го (11 лет) и 21 ученик 6-го классов (12 лет) одной из средних школ г.Дау-гавпилса. Оно было проведено в 1992 г.
Наличие статистически значимых различий в характере и направленности (положительной или отрицательной) восприятия Первого и второго существа подтверждало бы гипотезу о важней-Шей роли психологических релизеров в развитии отношения к природным объектам.
механизмы развития отношения к природе
развитие субъективного отношения к природе как система
Анализ проводился отдельно по каждому вопросу и по суммарному баллу методики. Значимость различий между суммарными баллами по двум стимульным рассказам проверялась с помощью критерия знаков. Были получены статистически значимые (при р<0.01) различия в степени положительности отношения к первому и второму существу по каждому классу в отдельности и по выборке в целом.
Дополнительно с помощью критерия хи-квадрат анализировались результаты по каждому пункту методики. По всем вопросам были получены статистически значимые различия между оценками двух существ: по первому (перцептивно-аффективный компонент) — значимые при р<0.001; по второму (когнитивный компонент) -- при р<0.05, по третьему (практический компонент) и по четвертому (поступочный компонент) — при р<0.01.
Таким образом, данный эксперимент показал, что «знак» (положительный или отрицательный) психологических релизеров самым существенным образом определяет направление развития отношения к живым существам. В наибольшей степени это касается именно эмоциональной стороны отношения (перцептивно-аффективного компонента); а в наименьшей — познавательной (когнитивный компонент)*.
Отметим, что при описании того, что им запомнилось, испытуемые невольно, хотя их об этом не просили, использовали оценочные суждения, иными словами, уже в самом описании проявлялось сформировавшееся положительное отношение к первому существу и отрицательное ко второму. Это также является подтверждением достоверности полученных различий: они не были «спровоцированы» требованием экспериментатора ответить на предлагаемые вопросы и оценить свое отношение к двум экспериментальным существам.
В то же время действие релизеров не является абсолютным. Испытуемая Катя С. из 6-го класса, используя несколько негативные характеристики для описания второго существа, поставила ему существенно более высокие оценки, чем первому, -- «с точностью наоборот», сделав приписку: «Его описывают (хотя никаких оце-
Возможно, что наименьшие различия в познавательном аспекте отношения в данном эксперименте обусловлены тем, что в обои стимульных рассказах описывались инопланетные существа, которые сами по себе, вне зависимости от своих характеристик, вызывают интерес у школьников 11—12 лет.
ночных суждений в экспериментальном рассказе не было. — В.Я.) жестоким, но во всем виноват космос». В данном случае вступил в действие рассмотренный ранее механизм интеллектуализации эмоций.
Интересен и другой факт. У мальчиков не обнаружено значимых различий по стремлению получить информацию об этих существах и практически взаимодействовать с ними, хотя существует различие (значимо при р<0.05) в готовности их защищать. У девочек же, наоборот, фактор «положительности» релизеров оказывает значимое воздействие на желание получать информацию об объекте и практически взаимодействовать с ним, но не оказывает решающего значения в плане готовности защищать эти существа: они стали бы это делать и в том, и в другом случае.
Не удивительно, что автор этологической концепции релизеров К.Лоренц умело вводит их и в свои художественные произведения, чтобы соответствующим образом воздействовать на восприятие читателями описываемых ситуаций. Приведем отрывок из его книги «Человек находит друга», который может служить иллюстрацией комплексного воздействия разнородных положительных релизеров, получаемых человеком при восприятии природного объекта. Речь идет о возможном механизме приручения дикой собаки в эпоху неолита. «Но вот мужчины уплыли на охоту, а женщины занялись рыбной ловлей, и почему бы нам не вообразить, что маленькая дочка обитателей озерной хижины отправилась туда, откуда доносилось жалобное повизгивание (аудиальный релизер. ~ здесь и далее В.Я.), и в конце концов обнаружила в земляной пещерке крохотного (визуальный релизер) щенка, который бесстрашно заковылял к ней навстречу (поведенческий релизер) и принялся лизать ее протянутые руки (антропоморфный "ответ")? Мягкое, круглое, пушистое существо (тактильные релизеры), без сомнения, пробудило в этой маленькой девочке каменного века такое же стремление таскать его на руках и нянчить, какое мы наблюдаем у маленьких девочек нашей собственной эпохи, ибо порождающий его инстинкт материнства не менее древен, чем сам человек. И вот девчушка каменного века, подражая взрослым женщинам, дала щенку поесть и, следя за тем, с какой жадностью он набросился на угощение (поведенческий "ответ"), испытывала не меньшую радость, чем испытывает хлебосольная хозяйка наших дней, когда гость отдает должное какому-нибудь искусно приготовленному блюду» (1995, с. 20).
Связь проявления симпатии или антипатии к отдельным жи-вотным и растениям с различными факторами, детерминирующи-^и эти процессы, анализируется Н.Гагариной (1995), проводившей Свое исследование под нашим руководством. Ею было проанкетировано 325 учащихся городских школ от 7 до 18 лет.
механизмы развития отношения к природе
развитие субъективного отношения к природе как система
Наиболее симпатичными растениямиво всех возрастных группах (и у мальчиков, и у девочек) оказались роза и береза. Девочками младшего школьного возраста роза избирается в качестве симпатичного растения в 90% случаев, а начиная с 10-летнего возраста — в 60% случаев. Выбор розы мальчиками имеет обратную тенденцию — увеличивается с возрастом: от 40—50% в младшем школьном и младшем подростковом возрасте (7—12 лет) до 70% в юношеском.
Симпатии школьников к розе обусловлены действием комплекса социальных эстетических релизеров («символ любви», «служила элементом костюма высших сословий» и т.д.). Именно действие этих мощных релизеров определяет «лидерство» розы по отношению к другим цветам, не уступающим ей по красоте.
От 20 до 30% школьников всех возрастов проявляют симпатию к березе. Эта симпатия обусловлена действием социальных эстетических релизеров этнопсихологического происхождения (исследование проводилось в русских школах двух латвийских городов: Даугавпилса и Резекне). «Ведь береза издревле была символом русского народа, ее нередко сравнивали с молодой, красивой девушкой. Часто приходится слышать: "стройная как березка", "плачут березы" и т.д.» (с. 43).
Для мальчиков всех возрастов и юношей симпатичным растением представляется также дуб. Выбор его составляет 40% в младшем школьном возрасте и 20% — в подростковом и юношеском. Характерно, что в выборке девочек дуб не встречается. «Могучий, величественный дуб, "дуб-богатырь" является для мальчиков воплощением силы» (с. 43), т.е. маркирован значимым для мальчиков (в отличие от девочек!) социальным эстетическим релизером ар-хетипического происхождения.
Бесспорными «лидерами» среди растений,по отношению к которым школьники всех возрастных групп проявляют антипатию,являются крапива (от 20 до 50%) и кактус (от 20 до 40%). Интересно заметить, что кактус -- единственное растение, которое фигурирует как в списке самых несимпатичных, так и в списке самых симпатичных, каковым его считают до 15% девушек 13—18 лет. «Это объясняется, по-видимому, тем, что в старшем возрасте у девушек проявляется интерес к выращиванию комнатных растений, а именно к разведению кактусов. В кактусах их привлекает необычная и разнообразная форма этих растений, и в большой степени яркое пышное цветение» (с. 44). Увлечение разведением кактусов стимулирует сензитивность к их морфологическим и
физиологическим «ответам», что, в свою очередь, приводит к изменению иерархической структуры релизеров: на доминирующие позиции вместо отрицательных естественных тактильных релизеров (колючий) выходят положительные естественные визуальные релизеры (форма, цвет).
Среди неприятных растений указываются также репейник (от 15 до 35% девочек всех возрастов), пырей, череда, шиповник (указываются только старшеклассниками, составляют по 15—20%). Младшие же школьники не дифференцируют эти растения и в 50% случаев отмечают свою антипатию к «колючке».
По поводу репейника Н.Гагарина весьма остроумно отмечает, что мальчики используют колючие плоды репейника для озорных игр, «забрасывая ими девочек», вследствие чего усиливают антипатию последних к репейнику, а сами это растение в список «несимпатичных» не включают, ведь репейник оказывается для мальчиков «полезным» растением.
Итак, «в большей степени неприязнь проявляется (как у мальчиков, так и у девочек) к растениям, которые способны нанести какой-нибудь физический вред, причинить боль, доставить неудобства» (с. 45), т.е. антипатия к растениям детерминируется, в основном, действием отрицательных естественных тактильных релизеров.
Самыми симпатичными животнымивсе школьники считают собаку, кошку, а также льва и тигра. Собака в этом отношении безусловно доминирует (45-80%). Симпатия школьников к ней детерминирована богатством антропоморфных «ответов», на которые способно это животное: «Она способна наиболее ярко и понятно для человека продемонстрировать ему благодарность за заботу о ней» (с. 49).
Кошка, как «менее способная выражать свою благодарность», т.е. демонстрирующая в основном «ответы» более низких уровней (поведенческие, морфологические, физиологические), пользуется уже значительно меньшей популярностью (30—55%). Характерно, что уровень симпатии к собаке остается стабильным во всех возрастах, в то время как симпатия к кошке уменьшается к старшему подростковому и юношескому возрастам.
Во всех возрастных группах отмечается также проявление симпатии к таким «благородным» хищникам ~ как лев и тигр, причем симпатия к ним увеличивается с возрастом. В частности, у девушек 16—18 лет эти хищники доминируют в качестве самых симпатичных (60%), опережая даже собаку (45%). Н.Гагарина в связи с этим под-
механизмы развития отношения к природе
развитие субъективного отношения к природе как система
черкивает, что девушки «мечтают видеть в своем спутнике жизни человека благородного, смелого, сильного, способного броситься на ее защиту в любой ситуации. Всеми этими качествами человечество наделило львов и тигров, которых даже называют "царями природы"» (с. 49). Симпатия школьников к «благородным» тиграм и львам обусловливается, таким образом, действием социальных этических релизеров архетипического происхождения.
Среди симпатичных животных отмечаются также лошадь (до 35% юношей 16—18 лет и около 15% школьниц 10—18 лет), хомяк (до 50% в 7—9 лет и до 15% в 10—12 лет) и попугай (15% в 10—15-летнем возрасте).
Симпатии школьников к лошади, которая «умна и предана человеку... никогда не оставит хозяина и даже поможет выйти из сложной ситуации» (с. 54), возникают на основе антропоморфных и поведенческих «ответов», получаемых человеком в ситуациях практического взаимодействия с этим животным. Однако, поскольку изучались предпочтения городских школьников, следует отметить, что их симпатия к лошади формируется не по практическому каналу развития субъективного отношения, а по когнитивному -на основе соответствующих «экологических сведений», полученных от других (из книг и рассказов) и, в какой-то степени, на основе социальных этических и эстетических релизеров.
Хомяк -- «маленькое пушистое существо, очень проворен и ловок, за ним интересно наблюдать» (с. 54). Хомяк — типичное ручное животное, популярное у младших школьников. Симпатия к нему формируется на основе его поведенческих «ответов», тактильных, визуальных и поведенческих естественных релизеров.
Популярность мелких грызунов среди детей именно младшего возраста подтверждается также результатами исследований П.Н.Кириллова: «Большинство детей 6—8 лет (около 80%) в качестве наиболее привлекательных животных находили морских свинок и хомячко Среди более старших групп испытуемых доля любителей морских сви нок и хомячков (около 50% среди детей 9—11 лет, 30% среди детей 12—14 лет) резко падает. Отмечено, что среди любителей морских свинок и хомячков в возрасте старше 11 лет встречается много случаев инфантильности» (1997, с. 11).
Попугай требует для своего содержания больше компетентности и технологической вооруженности, и неудивительно, что симпатия к нему достигает максимума уже в подростковом возрасте (а не в младшем школьном, как к хомяку). «Попугай обладает не только ярким оперением, но еще и способен повторять слова» (с. 54), т.е.
симпатия к нему формируется на основе действия антропоморфных «ответов» и естественных визуальных релизеров.
Таким образом, можно констатировать, что развитие симпатии к животным детерминируется, в первую очередь, под влиянием их «ответов», легко доступных «прочтению» (антропоморфный «ответ»), в ситуациях непосредственного взаимодействия по практическому каналу развития отношения. В определенных случаях решающее влияние могут оказывать социальные этические рели-зеры и, в меньшей степени, «экологические сведения» (когнитивный канал). Роль перцептивно-эмоционального канала, по которому оказывают воздействие естественные релизеры (тактильные, визуальные, поведенческие) представляется в этом плане менее значительной.
Британским телевидением был проведен специальный опрос, в котором приняло участие 12 тысяч детей от 4 до 14 лет. Предлагалось ответить на вопрос: «Какое Ваше любимое животное?» Десятка наиболее популярных животных оказалась следующей (по мере убывания симпатий): шимпанзе, мартышки, лошадь, лемур-галаго, панда, медведь, слон, лев, собака и жираф. Исследователи отметили, что все упомянутые животные имеют какое-либо сходство с человеком, обладают определенными антропоморфными чертами: 1) они покрыты шерстью, а не перьями и не чешуей; 2) у них округлые формы; 3) у них плоские «лица»; 4) они обладают довольно богатой мимикой; 5) они могут манипулировать мелкими объектами; 6) положение их тела часто бывает вертикальным (Гиляров, 1997). Как видим, речь идет о действии естественных визуальных релизеров -пункты 1—3; поведенческих релизеров — пункты 5 и 6, а также о совпадении определенных элементов коммуникативных систем животных и человека (см. ч. II), проявляющемся в возможности получать от животных «ответы» антропоморфного типа — пункт 4. 1 И, наконец, рассмотрим факторы, определяющие формирование антипатии к животным.
От 40% (мальчики) до 60% (девушки) учащихся всех возрастных групп отмечают свою неприязнь к крысам и мышам. Эта неприязнь достигает максимума в юношеском возрасте: грызуны относятся к «вредным» («экологические сведения»), у них «неприятный длинный хвост» (отрицательный естественный визуальный релизер), а младшие школьники боятся, что эти животные могут их укусить («экологические сведения», полученные от других).
Змеи вызывают антипатию у половины младших школьников и трети юношей и девушек. В подростковом возрасте змеи в большей степени неприятны девочкам (20—27%), чем мальчикам (13—20%).
механизмы развития отношения к природе
развитие субъективного отношения к природе как система
Мотивом отрицательного отношения к змеям является боязнь их «смертельного укуса» («экологические сведения»).
Безусловно, среди неприятных живых существ находится и «вредный» таракан. Неприязнь к нему возникает в подростковом возрасте (12%), и выражена сильнее у девочек (25—34%), чем у мальчиков (15%). Девушки 16—18 лет отмечают также комара (8%). Пауки в качестве неприятных животных отмечаются девушками 13—18 лет. Тараканы и комары относятся к категории «вредных», а пауки «обладают отталкивающей внешностью» (естественные визуальные релизеры).
Лягушки (и жабы) вызывают к себе антипатию школьников всех возрастов. Эта антипатия проявляется у 10—15% мальчиков и юношей, а особенно у младших школьниц (40%) и девушек 13—18 лет (25—30%). Таким отношением к себе земноводные обязаны своей «холодной, скользкой на ощупь коже и "непривлекательному голосу"» (с. 57), т.е. действию отрицательных естественных тактильных и аудиальных релизеров.
Анализ фенотипических особенностей животных, называемых жителями Латвии в числе неприятных, показал, что «негативно воспринимаются следующие качества животного: пойкилотерм-ность (холоднокровность. — В.Я.), гладкие покровы тела, слизь, чешуя, роговые щитки, длинные когти, ядовитость» (Пупиня, Пупиньш, 1995, с. 6). Очевидно, что в этом списке фенотипических особенностей также доминируют отрицательные естественные тактильные и визуальные релизеры, многие из которых характерны для земноводных.
От 20 до 30% младших школьников испытывают антипатию к волку и лисе. «Именно из сказок, в которых они представлены не самым лучшим образом, у ребят сложилось такое отношение к этим животным: "голодный волк" — злой и беспощадный, "лиса-плутовка" - хитра и изворотлива» (Гагарина, с. 58). Антипатия формируется на основе отрицательных социальных этических релизеров архетипического происхождения. 15% юношей отм чают свою антипатию также к гиене, которая связана с ее «н привлекательным образом жизни» -- поведенческим релизеро транслируемым в форме «экологических сведений».
Интересно, что мальчики всех возрастов выражают свою ан типатию к свинье (у девочек это не отмечалось). 25—30% мальчиков до 13 лет и 15% более старших считают свинью неприятным животным. Отношение к свиньям обусловлено действием социальных эстетических релизеров этнопсихологического происхождения.
Отметим также, что 40% девочек младшего школьного возраста называют среди неприятных животных также червей (действие отрицательных естественных визуальных релизеров).
Аналогичные исследования, проведенные сотрудниками Латгальского зоопарка, «показали, что на предложение назвать трех "самых неприятных" животных жители Латвии, независимо от возраста и социального статуса, называют змею, жабу, крысу гораздо чаще, чем других» (Пупиня, Пупиньш, 1995, с. 5), а также таракана, паука, пиявку и червя.
М.Ф.Пупиныпем (1996) проводился также сравнительный анализ выбора «неприятных» животных учителями биологии (80 человек) и учащимися восьмого класса, только что закончившими изучение курса зоологии (300 человек). И те и другие наиболее неприятными существами считают змей, соответственно 39% учителей и 48% школьников. Крысу называют 32% учителей и 21% школьников. Столько же учителей (21%) к неприятным существам относят тараканов, в чем с ними согласны 28% учащихся. Педагоги и школьники единодушны в своем отношении также к мышам (15% и 13% соответственно) и паукам (4% и 5%).
Однако, наибольший интерес вызывает анализ ситуаций, когда мнения учителей и учеников о каких-либо животных максимально различаются. Так, например, 32% восьмиклассников среди неприятных животных называют жабу, в то время как доля учителей, разделяющих такое отношение к этому земноводному, составляет только 4%. М.Ф.Пупиньш объясняет это тем, что в подростковой субъкультуре слово «жаба» эмоционально отрицательно маркировано — часто используется как оскорбление в отношении низкостатусных сверстников, т.е. является отрицательным социальным релизером. Характерно, что лягушек упоминают как неприятных животных только 13% подростков, хотя более 90% из них оказались неспособны отличить лягушек от жаб. Отношение же к жабам учителей биологии оказалось в основном обусловленным соответствующими экологическими сведениями об их «полезности» как поедателей «вредных» насекомых и слизней, т.е. скорректированным под действием механизма интеллектуализации эмоций.
Учителя биологии нередко упоминают о своей антипатии к клопам (28%) и блохам (17%), в то время как школьники отмечает этих насекомых как неприятных значительно реже (соответственно 2% и 7%). М.Ф.Пупиньш связывает это различие с тем, что учителям приходится рассказывать на уроках о «вредности» клопов и блох, т.е. соответствующие экологические сведения ими
механизмы развития отношения к природе
развитие субъективного отношения к природе как система
периодически актуализируются и оказывают влияние на их субъективное отношение к этим существам. Школьники же, редко сталкиваясь в реальной жизни с клопами и блохами (в отличие от тех же тараканов), просто забывают об их существовании и потому не включают в свой список неприятных животных.
По данным опроса Британского телевидения в десятку «самых противных» животных вошли: змеи, пауки, крокодил, лев, крыса, скунс, горилла, носорог, бегемот, тигр. «Почти все эти животные вызывают представления об "опасности", у них страшный, "угрожающий" вид (который отнюдь не всегда связан с истинной опасностью). В некоторых случаях неприязнь к животным вызвана запахом (скунс) или тем, что они приносят вред человеку (крыса). Интересное положение занимает лев, который одновременно входит в первую десятку как самых любимых, так и самых ненавистных животных. Причина, по-видимому, в редком сочетании привлекательных черт (например, в наличии "лица", похожего на человеческое) и опасности для человека и других животных» (Гиляров, 1997, с. 133). Таким образом, на формирование антипатии к животным наибольшее влияние оказывают получаемые школьниками «экологические сведения» об их «вредности», ядовитости, опасности, «антисанитарности» и т.д., а также эстетические и этические социальные релизеры (когнитивный канал развития отношения), формирующие «образ врага», по меткому выражению В.Грищенко и Е.Яблоновской-Грищенко (1997). «Навязанный ими стереотип настолько силен, что человек, даже отродясь не видевший живого тигра, льва, кобру или хотя бы дикого кабана, воспринимает их а рпоп как грозную опасность. Вместе с тем у любого горожанина найдется намного больше знакомых, погибших под колесами автомобилей, чем от когтей или зубов диких животных. Автомобиль же ни у кого особых отрицательных эмоций не вызывает» (с. 75).
Определенную роль в формировании неприязни к тем или иным животным играют также и отрицательные естественные релизеры: визуальные, тактильные, в какой-то степени, аудиальные и обо-нятельно-вкусовые (перцептивно-эмоциональный канал).
Анализ эмпирических данных, полученных в исследованиях Н.Гагариной, А. и М. Пупинь, Британского телевидения, а так же Е.Антоновой (см. 12.3), позволяет сделать следующие заключения. 1. Симпатия к растениямформируется прежде всего, по когнитивному каналу развития субъективного отношения, под воздействием социальных эстетических релизеров, а также по практическому каналу, под воздействием морфологических и физиологических «ответов»-
2. Антипатия к растениямформируется, в основном, по пер
цептивно-эмоциональному каналу, под воздействием отрицатель
ных естественных тактильных релизеров.
3. Симпатия к животнымформируется преимущественно по
практическому каналу, в ситуациях непосредственного взаимодей
ствия, общения с ними. При этом важнейшее значение имеет воз
можность животных демонстрировать антропоморфный тип
«ответов» на активность личности. В этих ситуациях также актуа
лизируется действие соответствующих естественных релизеров.
В определенных случаях симпатия складывается на основе когнитивного канала под воздействием социальных этических релизеров.
4. Антипатия к животнымвозникает как по когнитивному кана
лу под воздействием получаемых от других «экологических сведе
ний» об опасности и «вредности» данных животных, так и по
перцептивно-эмоциональному — под влиянием отрицательных ес
тественных тактильных, визуальных и поведенческих релизеров.
Таким образом, антипатия к природным объектамскладывается, в основном, под влиянием естественных релизеров перцептивно-эмоционального канала развития отношения. Особую роль играют при этом тактильные релизеры.
Симпатияже чаще формируется в ситуациях непосредственного практического взаимодействия, т.е. по практическому каналу, и зависит от возможности природного объекта давать «ответы», подлежащие наиболее очевидной интерпретации в качестве коммуникативных сигналов (антропоморфные, поведенческие).
В случаях, когда природные объекты воспринимаются человеком опосредованно, вектор отношения к ним формируется по когнитивному каналу. Причем, отношение к растениям чаще детерминируется соответствующими социальными эстетическими релизерами, а отношение к животным— «экологическими сведениями».
Методика психолого-педагогической коррекции проявлений антипатии к отдельным природным объектам будет рассмотрена в части VI данной книги.
В целом, можно сделать вывод о том, что гипотеза о существенном влиянии психологических релизеров на формирование отношения к тому или иному объекту получила экспериментальное подтверждение.
механизмы развития отношения к природе
развитие субъективного отношения к природе как система
13.2. экологические установки
Экологические установки, а также такие психологические механизмы, как эмпатия, идентификация и субъектификация могут рассматриваться в качестве трансканальных механизмов развития субъективного отношения к природе.
Как уже говорилось, воздействие психологических релизеров на человека опосредствуется всем его внутренним миром. Важнейшую роль в этом играют установки, являющиеся своеобразным «вахтером на проходной». Установка — это складывающееся на основе опыта устойчивое предрасположение индивида к определенной форме реагирования, побуждающее его ориентировать свою деятельность в определенном направлении и действовать последовательно по отношению ко всем объектам и ситуациям, с которыми оно связано. Установка отражает возникающие в деятельности отношения человека к объективным ее компонентам: предмету, условиям, цели, протеканию и результатам. Они есть «закрепленные психические образы объективных компонентов деятельности в их субъективном значении» (Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе, 1981, с. 141). Установки, связанные с объектами природы, можно обозначить как экологические установки. Они функционируют наряду с политическими, эстетическими, межличностными и другими установками, существующими у личности.
Экологическая установка выражает ценностное отношение человека к какому-либо объекту природы, которое возникает в процессе деятельности человека, направленной на эти объекты. Формирующиеся при этом отношения к природным объектам в результате обобщения, закрепления и дифференциации становятся устойчивыми свойствами личности.
Характер установки по отношению к данному природному объекту предопределяет «угол зрения», под которым происходит его восприятие и формируется субъективное отношение к нему. Об этом пишет в своей книге «Дайте кошке слово» биолог Наталья Романова: «И если ты к коту не просто будешь относиться как к чему-то тебе чуждому, а относиться будешь как к родному, как к существу такому же, как и ты, но просто на четырех ногах ходящему и по-человечески не разговаривающему, но изо всех сил старающемуся тебя понять, вот если так ты будешь к нему относиться, то, возможно, доступна тебе вдруг станет его душа, его помыслы, его желания, и понимать ты его вдруг начнешь, как самого себя и близкого тебе, рядом живущего человека, и все тебе про него станет ясно, и каждое его движение станет тебе понятно, ибо оно направлено на тебя, на то, чтобы ты
его понял, ибо ты его друг, ты его семья, ты тот, на которого направлено все его существо. И не сможешь ты тогда его не понять» (1996, с. 307-308).
Установки характеризуются единством эмоционального, когнитивно<