ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ экологизация современной науки
В XX веке человечество, осознав, наконец, в полной мере всю остроту глобального экологического кризиса, поставило перед учеными задачу: разработать как стратегию, так и технологию выхода из него.
Такой социальный заказ обусловил усиление тенденции «экологизации» всей науки. «Экологический подход свойственен Ряду наук, поскольку целый ряд наук охватывает проблему взаимодействия научно-технического прогресса и окружающей ере-ДЬ1, взаимодействия, которое оказывает решающее влияние на шнамическое равновесие между человеком и природой. При этом югуг рассматриваться влияния научно-технического прогресса на использование природных ресурсов, среду обитания человека, на
методологические основы психологического исследования
население как элемент естественной среды и социальный организм, на космическую среду, а также обратные связи и сквозные связи между названными элементами (население — среда обитания — природные ресурсы — космическая среда)» (Лавров, Хорее, 1979, с. 539).
Рис.1. Междисциплинарные связи в изучении проблем «природа — человек» и «человечество — природа» (по Ананьеву, 1980).
Такой широкий спектр современных экологических проблем обусловливает необходимость их комплексного междисциплинарного анализа. Так, Г.Ф.Хильми подчеркивает, что «ни одна наука в отдельности не может дать полного описания биосферы. Только в совокупности они могут решить эту задачу, причем необходимо философско-методологическое и мировоззренческое осмысление ее, чтобы понять место каждой из областей знания и выявить
экологический кризис и психологическая наука 11
Формы их взаимодействия» (цит. по Казютынский, Потков, 1974,
:. 159).
Междисциплинарные связи в изучении проблем «природа — человек» и «человечество — природа» показаны Б.Г.Ананьевым (рис. 1), которым, в частности, подчеркивался также и «важный психологический аспект» этих связей (1980).
экологически ориентированные гуманитарные науки
В различных науках, рассматривающих систему «человек—среда (природа)», наблюдается тенденция к раздельному рассмотрению элементов этой системы, а также к выделению одного из них в качестве доминирующего. Н.Н.Киселев отмечает, что при анализе отношения «организм - - среда» выделяются следующие тенденции: «1) организм и условия его существования рассматриваются как нечто рядоположное; отсюда возникает реальная возможность абсолютизации автономности того или другого; 2) эта абсолютизация ведет к тому, что одна сторона отношения "организм — среда" становится атрибутом "внутреннего", а другая -"внешнего" (собственно, формы и содержания); 3) внимание концентрируется не на собственно отношении "организм — среда", а на обосновании ведущей роли одной из сторон» (1975, с. 61). Данные закономерности характерны и для наук, исследующих систему «человек—природа», и проявляются, в частности, при самом определении предмета той или иной науки, а также в ее исследовательских приоритетах.
Сегодня уже непросто разобраться в многообразии даже специализированных отраслей науки, изучающих различные аспекты взаимосвязей в системе «человек—природа». Для этого необходимо, как минимум, сопоставить предметы и основные категории целого ряда соответствующих научных дисциплин.
Экология человека.Сам термин «экология человека» появляется в 1921 г. Впервые его использовали американские ученые Э.Бэрд-жесс и Р.Парк (см. Маркович, 1991, с. 8).
Предмет. «Экология человека — наука о закономерностях его взаимоотношений со средой — одна из наиболее молодых отраслей биологии... представляет собой большой раздел современной пологий и медицины и включает обширную проблему адаптации» (Иоганзен, Логачев, 1976, с. 8).
Основные категории', человек, организм, среда обитания, экосистема, влияние, антропоценоз, адаптация и др.
методологические основы психологического исследования
экологический кризис и психологическая наука
Созология.Созология (от греч. «охрана») как наука сформировалась в начале 1970-х годов (Лаптев, 1975), хотя сам термин «охрана природы» впервые получил широкое распространение после I Международного съезда по охране природы, проходившего в 1913 г. в Швейцарии.
Предмет. Созология — это «комплексная наука об охране природы, которая выявляет, анализирует и оценивает результаты взаимодействия природы и общества, разрабатывает теоретические принципы использования природных ресурсов и защиты окружающей среды. В круг вопросов, рассматриваемых наукой об охране природы, входят также экономические и социальные вопросы» (Охрана природы, 1981, с. 90).
Основные категории: природные ресурсы, окружающая среда, загрязнение биосферы, техносфера, энергетический обмен и др.
Социально-экономическая(конструктивная) география.Проблемы взаимодействия человека со средой все больше привлекают географов, акцентирующих при анализе свое внимание на состоянии самой географической, природной среды (Герасимов, 1976; Исаченко, 1980 и др.). Институтом географии АН СССР с 1975 г. издавался ряд монографий в серии «Проблемы конструктивной географии».
Предмет. Социально-экономическая география -- это наука, занимающаяся построением «на базе законов функционирования географической среды принципов рационального использования этой среды и принципов адаптации к этой среде человеческого общества в результате предметно-практической деятельности последнего, выявление последствий такой адаптации для самой географической среды» (Комаров, 1990, с. 73).
Основные категории: географическая среда, планетарное преобразование природной среды, хозяйственное использование естественных ресурсов, производственно-территориальные комплексы и т.д.
Инвайронментальная (экологическая) социология.Инвайронмен-тальная социология стала формироваться еще в 20-х годах XX в. в США. Однако только в 1976 г. в Американской социологической ассоциации была создана самостоятельная секция инвайронмен-тальной социологии.
Предмет. «Инвайронментальная социология -- одна из дисциплин, использующих социально-экологический подход и ограничивающих его рамками локального сообщества с окружающей его средой. Обусловливая тем самым фрагментарность в понимании универсальных связей естественно-социального континуума,
оииальной системы и экосистемы, Инвайронментальная социология описывает механизмы их оптимизации на локальном уровне» (Банъковская, 1991, с. 60).
Основные категории: общество, природная среда, экологическая этика, мотивы и ценностные ориентации, природопользование, экосистема, человеческое сообщество и др.
Социальная экология.Социальная экология сформировалась как следствие интеграции наук по объекту исследования. Развитие социальной экологии начинается в 20-х годах XX в. и становится более активным в 60-е годы, особенно после всемирного конгресса социологов в 1966 г. На конгрессе социологов в Варне в 1970 г. был образован Исследовательский комитет всемирного объединения социологов по проблемам социальной экологии.
Предмет. Социальная экология — это наука, изучающая «закономерности социоприродного взаимодействия и принципы их практического использования, а также обусловленные ими методы обеспечения естественно-исторического прогресса цивилизации» (Комаров, 1990, с. 30).
Основные категории: популяция, социальная среда, природная среда, технология, функциональная организация, общество, взаимодействие и др.
Таким образом, каждая из научных дисциплин, ориентированных на изучение различных аспектов взаимоотношений человека и природы, имеет свой специфический исследовательский акцент. Психологическая наука, в центре внимания которой всегда была личность, со всеми ее многообразными взаимосвязями, также призвана внести свой особый вклад в комплексное решение экологических проблем.
экологизация психологии
Сегодня важность психологического анализа взаимосвязей человека и природы находит все большее понимание среди исследователей. И все-таки экологическое направление в психологии пока не занимает должного места в комплексных исследованиях системы «общество—человек—техника—природная среда», уступая в этом социологии, философии, медицине, технологии, географии, не говоря уже о цикле биологических и собственно кологических дисциплин (Комаров, 1990). Пока еще существуют
^деленные сложности даже в понимании самого термина «экологическая психология».
14 методологические основы психологического исследования
Как справедливо замечает В.И.Панов: «...в отечественной психологии еще не сложилось общепринятого взгляда на то, что следует понимать под экологической психологией (или более кратко, под экопсихологией). К экопсихологии относят любые исследования, в которых используется понятие "среда" или в названии которых имеются слова "экология", "экологический(ая)" или краткое "эко". На наш взгляд, к экопсихологическим следует относить исследования, которые в качестве исходного основания для определения предмета изучения используют систему "индивид — среда" или более широко "Человек—Природа"» (1997, с. 56).
Экологическая психология определяется как «формирующаяся в настоящее время междисциплинарная область знаний о психологических аспектах взаимоотношения человека и окружающей среды (пространственно-географической, социальной, культурной), органично включенной в жизнедеятельность человека и служащей важным фактором регуляции его поведения и социального взаимодействия. Находится на стыке психологии и социальной экологии» (Психология. Словарь, 1990, с. 456). Характерно, что в данной словарной статье отождествляются термины «экологическая психология» и «психология среды», что, как будет видно из нашего дальнейшего анализа, нельзя признать вполне корректным.
Дело в том, что в настоящее время термин «экологическая психология» используется для названия ряда достаточно отличающихся друг от друга направлений и областей психологических исследований. Могут быть выделены, по крайней мере, четыре такие области (Дерябо, Ясвин, 1996а): психологическая экология, психология окружающей среды, экологический подход в психологии и психология экологического сознания.
Психологическая экология(РзусНоЬ&юа! Есо1о§у), которая в литературе часто неверно называется «экологической психологией» (например, см. Чертушек, 1989, с. 31; Аракелов, 1996, 1997 и др.}.
Предмет. Предметом исследования этого раздела экологии человека является воздействие экологических факторов (факторов окружающей среды) на психику человека. «Экопсихология занимается экологическим благополучием психического здоровья нации, народа. Это мультидисциплинарная наука, изучающая роль и влияние вредоносных человеческих факторов на других людей: их психику, мозг, поведение и возникающие при этом последствия» (Аракелов, 1997, с. 37).
Исследования по психологической экологии проводятся с использованием преимущественно социально-экологического, а не психологического методологического и методического аппарата.
экологический кризис и психологическая наука
Основные понятия: «окружающая среда», «экологические факторы» (факторы среды), «психика», «влияние факторов» (природных и антропогенных) и др.
Задачи психологической экологии — выделение наиболее значимых для психики человека экологических факторов; изучение с психофизиологической точки зрения их влияния на психическое здоровье и поведение человека, разработка методик оптимальной организации этих факторов. Роль подобных исследований все больше возрастает и, как отмечает М.Черноушек (1989), в перспективе они могут стать ключевой проблемой всей экологии.
Психология окружающей среды(Епу1гоптеп1а1 Р$усЬо1о§у) в научной литературе на русском языке также часто обозначается как «экологическая психология», а также как «психология поведения в реальном мире» или «средовая психология» (см., например, Голд, 1990).
Данное направление психологической науки возникло в 60-х годах XX в. на фоне возрастающего понимания того, что существующая экспериментальная (лабораторная) психология не может дать полного представления о поведении человека «в реальном мире», в силу отсутствия учета всех факторов, определяющих его в естественных условиях. Переживания и поведение человека должны рассматриваться в таких условиях окружающей среды, при которых они происходят «сами по себе», без вмешательства исследователя. Предпринимается изучение и теоретическое обоснование протекания психических процессов в неразрывной связи с окружающей средой «в природном, репрезентативном контексте» (РапШс, 81ар/, 1992).
Важнейшими отличительными особенностями формирующегося направления были: развитие на фоне обостряющегося экологического кризиса; широкий междисциплинарный подход; исследование среды непосредственного окружения человека, ограниченной и управляемой его действиями; рассмотрение самих людей в качестве неотъемлемой части исследуемой ситуации (РгозПатЪу, 1976). На рубеже 80-х годов разрозненные исследования психологических аспектов взаимодействия человека со сре-Д°й удалось объединить в рамках нового направления, которое олучило название «психология окружающей среды». В 1982 г. в Эдинбурге была принята первая международная программа исследований в этой области.
Предмет. До сих пор нет полного единства в отношении того,
считать предметом исследований психологии окружающей
эеды. Например, Н.Хеймстра и Л.Макфарлин называют в качестве
методологические основы психологического исследования
такового исследование связей между поведением человека и материальной средой его окружения (Нетз&а, МсРагНп%, 1974), Т. Л и — научное исследование отношений человека со средой своего окружения (Ьее, 1976), Х.Лефф —- взаимосвязи между переменными среды и различными характеристиками психики человека (Ье//> 1980), Дж.Рассел и Л.Вард — молярное поведение человека в физическом окружении (Кш$е1, Жагй, 1982), Ж.Годфруа (1992) определяет ее как науку, которая занимается изучением наиболее эффективных способов улучшения условий в населенных пунктах и различных местах, где протекает деятельность человека и т.д.
В общем виде, предметом исследования психологии окружающей среды можно считать отношения человека со средой своего окружения, взаимосвязи между переменными среды и различными психологическими характеристиками человека, его поведением.
Основные понятия', «среда», «пространство», «поведение».
Главные современные направления исследований по психологии окружающей среды: 1) изучение пространственного познания (епУ1гоптеп1а1 со§пШоп); 2) пространственного поведения (епУ1гоптеп!:а1 ЪеЬауюиг); 3) восприятия качества среды (епУ1гоптеп1а1 аззеззтеп!); 4) реакций человека на взаимодействие с окружающей средой и возникающего в связи с этим стресса (епуичэптепЫ 81гезз)*.
Таким образом, задача психологии окружающей среды включает в себя анализ психологических последствий пребывания человека в той или иной среде, конструирование «оптимальной среды» для формирования и функционирования психики человека, создание методологических и методических основ эколого-психологической экспертизы научно-технических и общественных проектов.
Экологический подход в психологии(Есо1о§юа1 РзусЬо1о§у или, реже, Есо1о§1са1 АрргоасЬ) также обычно переводится как «экологическая психология». Основоположник экологического подхода в психологии — Дж.Гибсон (.Г.СШзоп). Это направление исследований начало формироваться в конце 60-х годов в США.
Основное понятие подхода Гибсона — это понятие «экологический мир», которое противопоставляется им понятию «физический мир». В экологический мир человека (или животного) Гибсон включает только те свойства объектов среды, которые ре-
* Наиболее полные обзоры исследований по психологии окружающей среды на русском языке см.: М.Черноушек, 1989; Дж.Голд, 1990; Е.А.Лапин, 1991; Ю.Г.Абрамова, 1995.
экологический кризис и психологическая наука 17
но М0гут оказывать влияние на его жизнедеятельность, создавая таким образом «экологическую» (а не «физическую») среду его обитания.
физический мир — это мир, как его исследуют и описывают физика, химия и другие науки. Экологический мир — это тот мир, который только, в принципе, и может восприниматься субъектом -мир, который можно видеть, слышать, осязать, обонять и т.д.
Для описания и анализа восприятия экологического мира Гибсо-ном разработана целая система категорий и понятий (см. Гибсон, 1988). Абстрактному геометрическому понятию «точка» соответствует понятие «место», в котором обитает животное или человек: оно занимает достаточно определенное положение на земной поверхности, но не имеет четко очерченных границ; если точка определяется через положение на системе координат, то место — через его встроенность в другие места; плоскостям, не имеющим цвета, текстуры, плотности, соответствуют «поверхности», и т.д.
Экологический мир имеет иерархическое строение, которое определяется через понятие «встроенность»: мелкие элементы окружающего мира встроены в более крупные, которые, в свою очередь, — в еще более крупные и так до бесконечности. Например, лист встроен в дерево, дерево встроено в лес и т.д. Аналогично кратковременные события встроены в длительные.
Понятия «субъект» и «окружающий мир» (которое используется для обозначения экологического мира в отличие от мира физического) являются взаимодополнительными и друг без друга немыслимы, в то время как физический мир существует сам по себе, независимо от наличия воспринимающего его субъекта.
В задачу экологического подхода в психологии входит исследование «человека в экологическом мире».
Психология экологического сознанияв отличие от других перечисленных направлений разрабатывалась отечественными учеными. Слово «экологический» здесь использовалось в уже ставшем традиционным для русского языка значении «связанный с природой». Как отмечает Ю.М.Плюснин: «С точки зрения обыденного народного сознания, экология -- то, с помощью чего современный человек сопричастен Природе, с плохой ли, с хорошей ли стороны...» (1996, с. 35). Именно в таком контексте используется словосочетание «экологическая психология» в работах Б.Т.Лихаче-ва (1995); Н.И.Иконниковой и О.Ю.Молчанова (1996); С.Д.Дерябо В.А.Ясвина (1996), А.С.Мартынова (1999) и др. В англоязычную научную литературу это исследовательское направление вошло как Гееп-тт<3ес1пе55 или Огееп Рзус1ю1о§у (ОегуаЬо, Уошл, 1997).
БИБЛИОТЕКА НИЖЕГОРОДСКОГО
методологические основы психологического исследования
экологический кризис и психологическая наука 19
Поскольку психологическое изучение отношения личности к природе составляет исследовательскую проблему психологии экологического сознания, методологические особенности этого направления будут рассмотрены нами более детально.
Таким образом, как уже отмечалось, все четыре области исследований в научной литературе, чаще всего, обозначаются одним и тем же термином • • «экологическая психология». Принципиальные методологические различия между ними, а также их место среди специализированных наук, изучающих систему «человек—природа» в тех или иных аспектах, представлены на рисунке 2.
Подчеркнем, что данная схема, иллюстрирующая нашу попытку систематизации ряда наук, изучающих взаимосвязи Человека и Природы (среды) — это, скорее, стратегический ориентир для их методологической дифференциации, нежели констатация реального (в значительной степени хаотического) положения, при котором происходит методологическое смешение этих наук.
1.2.методологические особенности психологии
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯобразование и охрана природы
Сегодня наукой рассматриваются, по крайней мере, два стратегических варианта решения экологических проблем: «1) технологический реформизм, не затрагивающий по существу социальные институты, и 2) "глубокие социальные изменения", под которыми... разумеют "смену системы ценностей", трансформацию мировоззрения, перестройку сознания, "революцию в умах"» (Банъковская, 1991, с. 45). Во втором варианте проблема разрешения экологического кризиса рассматривается уже как проблема психолого-педагогическая.
Разработка общих стратегий экологического образования и
эаны природы, координация усилий различных стран в этой
^Фере^ осуществляется на уровне Организации Объединенных
Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).
СКО считает своей стратегической задачей создание
'альной сети образования». Необходимо, чтобы все школь-
1стемы включали знакомство с глобальными проблемами,
>стями, которые угрожают человечеству, формировали по-
[мание взаимосвязи между человеком, обществом и природой в
методологические основы психологического исследования
планетарном масштабе. При этом подчеркивается роль различных религиозных и духовных учений мира как образцов понимания единства человека со всей Природой, которое выражается словами Е.П.Блаватской: «Вовсе не нужно признавать существование какого-либо специального бога или божества. Необходимо лишь поклоняться духу живой природы и стараться соединить себя с ним» (1994, с. 22).
Генеральный директор ЮНЕСКО Ф.Майор считает, что важнейшим фактором решения экологических проблем должно стать Глобальное Воспитание, которое предусматривает постановку экологических вопросов в центр всех учебных программ, начиная с! детских дошкольных учреждений и заканчивая ВУЗами, подготовкой учителей и управленческого аппарата. Стратегия прогресса опирается на интеграцию всеобщего и экологического образования. «Наше выживание, защита окружающей среды могут оказаться лишь абстрактными понятиями, если мы не внушим каждому ребенку простую и убедительную мысль: люди — это часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, пашни и леса, как 1 мы любим саму жизнь» (Обращение к Глобальному форуму по защите окружающей среды и развитию, Москва, 1990 г.).
Международным союзом охраны природы (МСОП) в 1990 г. была провозглашена «Всемирная стратегия охраны природы», в которой выделяются три основных аспекта: организационный, научный и практический. Практический аспект предусматривает, в частности, такой элемент, как «воспитательная работа с населением», который требует соответствующих педагогических усилий по формированию нового типа экологического сознания.
Тем не менее, до сих пор остаются актуальными слова одного из первых экологов О.Леопольда о проблеме охраны природы, сказанные им еще в 30-х годах XX века: «Несмотря на почти сто лет пропаганды, развитие этой охраны идет черепашьим шагом и ограничивается главным образом благочестивыми вздохами на бумаге и красноречием на съездах и конференциях... Обычно рекомендуется "всемерно расширять экологическое просвещение". Спорить с этим не приходится, но достаточно ли только расширить его? Или в нем самом не хватает чего-то существенного?» (1983, с. 205).
психологические проблемы экологического образования
Традиционно в педагогической практике процесс формирования экологического сознания школьников неразрывно связыва-
ЪкПЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА_________________ 21
я с их биологическим образованием, а зачастую просто с ним ,тождествляется и этим ограничивается. Только 15% учителей био-огии рассматривают экологическое воспитание учащихся как свою важнейшую педагогическую задачу, а 66% — убеждены, что им следует заниматься прежде всего формированием у школьников биологических знаний (Рирт$, 1998). При этом «экологическая воспитанность» школьников, по существу, рассматривается как некое обязательное следствие их биологической и экологической эрудиции (Декларация конференции ООН о среде человека в Найроби, 1982; материалы «Межправительственной конференции ЮНЕСКО и ЮНЕП», Тбилиси, 1977 г.; Международного конгресса «Тбилиси + 10», Москва, 1987 г. и т.д.).
Однако практика показывает, что развитие экологического сознания только на основе формального экологического образования оказывается малоэффективным (Захлебный, 1986; Калита, 1996, Луговой, 1997 и др.).
И.Д.Зверев (1997) указывает, что «добросовестные учащиеся усваивают знания, готовы воспринимать рассказы об экологических бедствиях, но зачастую не проявляют интереса к тому, чтобы самим разобраться в причинах их возникновения; выбор решений проблемы не связывают с личными практическими действиями. По некоторым данным анкетных опросов в отдельных московских школах, 80% от общего числа опрошенных отвечают, что они не активны в делах по защите природы, хотя знают и осознают причины безнравственного отношения к ней» (с. 35).
Существует необходимость создания целенаправленной педагогической системы, в которой доминирующее сегодня сообщение школьникам определенного набора экологических знаний является лишь одним из составляющих элементов, наряду с другими: эмоциональным воздействием природных объектов на ребенка, педагогической организацией практической деятельности с ними, стимуляцией экологической активности школьников и т.д. И.Д.Зверев (1991) подчеркивает, что необходима концентрация усилий ученых на комплексной психолого-педагогической и методической разработке условий формирования экологической ответственности: 1) гуманизация образования в целях формирования общечеловеческого приоритета сохранения среды жизни, ) активизация экологического движения, 3) применение знаки в практической деятельности как элемента экологической культуры, 4) преодоление разрыва между знаниями, сознанием, эмоциями, отношением и деятельностью, 5) создание вариантов
методологические основы психологического исследования
содержания и форм экологического образования в изменяющихся условиях.
Д.Н.Кавтарадзе считает, что главное в экологическом образовании - - формирование соответствующего мировоззрения, экологического сознания: «Опыт убеждает, что лозунги, лекции и даже самые хорошие книги и фильмы недостаточны для формирования активного экологического сознания. Они необходимы, но одного этого мало. Нельзя пойти в библиотеку, начитаться умных учебников и сказать: "Теперь с экологическим сознанием у меня все в порядке"... Сознание формируется в процессе деятельности... Если мальчик или девочка огораживают муравейники, спасают мальков, они как бы участвуют в работе самой природы. Здесь воспитывается не просто милосердие (что само по себе очень важно), а происходит нечто большее, чему нет названия и что лишь в слабой степени отражает термин "формирование сознания"» (1990, с. 13). Д.Н.Кавтарадзе подчеркивает, что необходимо «вернуться к природе» в смысле чувствования, впечатления, понимания неразделенности с ней, и эта воспитательная задача более трудная, чем разработка теоретических программ.
Б.Т.Лихачев (1993, 1995) рассматривает экологическую культуру личности в качестве системообразующего фактора, способствующего формированию в человеке подлинной интеллигентности и цивилизованности. Он считает, что необходимо развивать научное направление, которое можно обозначить как «экологическая психология и педагогика». «Экологическая психология, психология взаимодействия человека и природы, по аналогии с социальной, профессиональной, космической, призвана изучать становление и развитие в людях направленности психических состояний, обеспечивающих осознание и ощущение себя частью природы, процесс формирования в них установки и мотивации на взаимополезное, взаимооздоровляющее взаимодействие. Экологическая психология является естественно-научной основой для экологической педагогики, разрабатывающей систему образования и воспитания, способствующую развитию экологического сознания детей» (1995, с. 248).
Изучение психологических аспектов организации различных форм непрерывного экологического образования отнесено к ряду приоритетных исследований в Концепции общего школьного экологического образования (1997).
Проблема «разработки психологических оснований формирования экологического сознания и поведения» остро ставится так-
экологический кризис и психологическая наука 23
редакционной коллегией журнала «Мир психологии» (№2 за 1995 г., №1 за 1997 г. и др.). В редакционной статье »Научная облема: Человек и среда обитания», в частности, отмечается, то кардинальные решения в сфере психолого-педагогической еятельности по формированию экологического сознания «ле-^ат в принципиальном изменении характера отношений чело-зека к природе, и поэтому особое значение приобретает поиск механизмов и средств преобразования мотивационно-потребно-стной сферы личности (прежде всего растущего человека), соответствующих установок и целей в ее преобразовательной деятельности, в практическом взаимодействии с природной сферой, выработке готовности к определенному пониманию ее и поведению» (1995, с. 12).
В другой редакционной статье этого журнала (Сайко, 1997), при анализе целей, задач и содержания экологической психологии, подчеркивается необходимость научного выяснения «психологических оснований» построения деятельности человека, преобразующего природу; «фиксации психологических возможностей, специфики его реального и возможного поведения (в его отношениях с природой)» (с. 4).
Однако, до сих пор профессиональная подготовка студентов педагогических ВУЗов не предусматриваетизучения психологических основ развития экологического сознания (Михеев, 1982; Карапетян, Галеева, 1985; Алексеев, 1997; Бобылева, 1997; Захлеб-ный, 1997 и др.). В то же время теоретическим ориентиром в этом плане мог бы служить ряд данных, полученных в исследованиях по психологии экологического сознания.
методологические основы психологии экологического
СОЗНАНИЯ
Психология экологического сознания начала формироваться 5 начале 90-х годов. Философской основой ее развития стало укре-ившееся к этому времени понимание того, что прогрессирую-ий экологический кризис невозможно преодолеть без вменения господствующего типа массового экологического сования, являющегося его «психологической базой» (Моисеев, 190; Гачев, 1991; Хесле, 1993 и др.).
Ключевой проблемой этой отрасли психологической науки
о исследование процессов развития экологического сознания,
горое рассматривается в социогенетическом, онтогенетическом,
24 методологические основы психологического исследования
функциональном, а также педагогическом аспектах. Поскольку «сознание есть единство знания и отношения, создающееся и! проявляющееся в деятельности и общении» (Вересов, 1993, с. 40), то, соответственно, под экологическим сознанием понимается совокупность экологических представлений, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и техно- I логий взаимодействия с ней (Дерябо, Ясвин, 1996). Некоторые авторы выделяют в структуре экологического сознания другие компоненты (см., например, Акопов, Чердымова, 2000; Зараковский, \ Полестерова, 2000 и др.).
Психология экологического сознания акцентирует свое внимание на психологической составляющей взаимодействия (как реального, так и идеального) человека с миром природы. Специфика этого взаимодействия определяется спецификой самого мира природы, который занимает, в определенном смысле, промежуточное положение между миром вещей и миром людей. Для адекватного описания и анализа взаимодействия человека с| животными и растениями в одних случаях достаточно концептуального и понятийного аппарата общей психологии, в других -необходимо привлечение аппарата социальной психологии.
Центральное понятие психологии экологического сознанияэто понятие «мир природы». Если «природная среда» выступает по отношению к человеку как объективно функционирующая целост-1 ная система, обеспечивающая его жизнедеятельность, то «мир природы» -- это совокупность конкретных, эмоционально окрашенных и субъективно значимых природных объектов и природных комплексов, взятых в их единичности и неповторимости. «Природа как среда» функционирует в сфере материального, «мир природы» ; конструируется самой личностью, существует в сфере идеального, «надстраивается» над природой как материальным субстратом.
Смысловую разницу между миром природы» и «природой как средой» легко понять, если просто сравнить привычную и близкую нам фразу: «весеннее пробуждение мира природы» и аналогичные, но бессмысленные конструкции: «весеннее пробуждение природной среды» или «весеннее пробуждение окружающей среды». В словосочетании «пробуждение мира природы» безусловно подчеркивается совершенно естественная для человека субъективность восприятия объективных фенологических изменений в природе: «Угрюмый, старый еловый лес вдруг словно ожил, одухотворился: по его опушкам и прогалинам раскрылись голу бенькие "глазки" и робко смотрят на свет божий, едва припод-
ъгппогический кризис и психологическая наука_____________________ 25
вшись над землею, и манят к себе неудержимо...» (Кайгородов, «Наши весенние цветы»).
В творчестве выдающихся писателей-натуралистов, таких как М М Пришвин, Дж.Даррелл и др., отражается психологическое взаимодействие человека именно с «миром природы»; оно всегда субъективно и эмоционально насыщено. Приведем для примера несколько строк Оскара Уайльда: «...у Природы, чьи сладкие дожди одинаково падают на праведника и на грешника, всегда найдутся расщелины в скалах, где я смогу спрятаться, тайные долины, в тиши которых я смогу поплакать и не буду никем потревожен. Она навесит надо мною звездную ночь, чтобы я мог под покровом тьмы уйти, но не споткнуться на дороге, освещаемой луной. Она нашлет ветер, который занесет мои следы, чтобы никто не смог найти меня и причинить мне боль».
Известный отечественный орнитолог В.Е.Флинт подчеркивает особую роль писателей-натуралистов в формировании массового экологического сознания: «Эти первые борцы за спасение диких животных прекрасно понимали важнейшую, но не для всех очевидную истину: спасти животных на нашей планете может только всеобщая любовь к ним, массовая поддержка миллионов людей, способных встать на их защиту. Но такая любовь не рождается из ничего. Для того чтобы разбить невидимую, но объективно существующую стену равнодушия, необходимо показать людям неповторимость дикой природы, показать красоту животного мира во всех его проявлениях, доказать, что нет животных, заслуживающих отвращения, недоверия, презрения или других надуманных чувств, формирующих отрицательные эмоции по отношению к червям, паукам, жабам, крысам, змеям или другим изгоям. А сделать это можно, только пробудив у людей интерес к животным, желание узнать о них как можно больше. В свою очередь, интерес приводит к знанию, на основе которого уже и рождается понимание, сочувствие, ощущение ответственности и в конечном счете — любовь...
С печалью приходится констатировать, что патриотов охраны животных, подобных Дарреллу, Гржимеку, Адамсон и Эттенборо, ста-;ювится все меньше. Деятельность по охране