Путь к новой парадигме развития

Назревание конфликта между человеком и природой предсказывалось с незапамятных времен, и в большинстве этих предсказаний конфликт должен был разрешиться в пользу природы. Иероглифический петроглиф на пирамиде Хеопса гласит: «Люди погибнут от неумения пользоваться силами природы и от незнания истинного мира». Близкие по смыслу пророчества содержатся в религии персов, в индийских ведах и в Библии. Основания для подобных суждений находили и ученые. Одно из ярких высказываний принадлежит Ж.Б.Ламарку (1820): «Можно, пожалуй, сказать, что назначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар не пригодным для обитания».

В наше время можно найти много высказываний о самоубийственном потенциале развития человечества. Но если в давние времена они были частью религиозной пропаганды человеческого смирения или прозрениями пессимистической философии, то сегодня они стали научно обоснованными выводами из анализа глобального развития. «Сейчас, в конце 20 столетия, - пишет Ф.Рамад в «Основах прикладной экологии» (1981), - никто не станет отрицать, что только радикальное изменение взаимоотношений между человеком и природой позволит нам избежать судьбы динозавров». Вряд ли можно упрекнуть в больших преувеличениях и тезисы из «Теогносеологии» экономиста П.Г.Олдака (1995): «Встав на путь преобразования природы, человечество открыло тур великого состязания - кто придет к финишу первым: общество, создав предпосылки высокоразвитой природоохранной ступени развития, или Природа, исчерпав свои возможности нести бремя самоедских цивилизаций. Десять тысяч лет, более трехсот поколений творили материальное богатство путем разрушения природных богатств (экосистем всех уровней) и вконец промотали резервы развития за счет Природы, так и не подготовившись жить в согласии с ней».

Эмоциональность подобных высказываний сложилась под влиянием алармизма первых научных прогнозов мирового развития, появившихся в 70-х годах XX века.

Модели мировой динамики. В 1968 г. по инициативе одного из экономических директоров компании «Фиат» А.Печчеи группой ученых и общественных деятелей был создан «Римский клуб» - небольшая, но авторитетная международная неправительственная организация. Ее члены поставили своей целью построить прогнозы близкого будущего и представить мировому сообществу доводы о необходимости мер для предотвращения глобального эколого-экономического кризиса. Впервые на основе компьютерного системного анализа и теории многоуровневых иерархических систем они попытались создать математические модели глобального динамического единства экономических, технических, социальных и экологических систем. По существу речь шла о прогнозе поведения системы экосферы.

В 1971 г. Дж.Форрестер в книге «Мировая динамика» привел результаты расчетов возможных вариантов мирового развития. По одному из сценариев выходило, что при сохранении в будущем тенденций развития, характерных для 60-х годов, численность населения планеты к 2030-2050 гг. достигнет 6,5 миллиардов, после чего в результате резкого истощения природных ресурсов, загрязнения и других непоправимых изменений окружающей среды начнется вымирание людей, которое за 20-30 лет приведет к снижению численности населения Земли до 1,5-2 млрд человек. Довольно быстро стало ясно, что прогноз форрестера недостаточно надежен (численности 6,5 млрд человечество достигнет гораздо раньше, в 2006 г., а глубокое истощение ресурсов отодвигается), но многие выявленные тенденции и примененные приемы анализа сохранили свое значение.

В 1972 г. был опубликован первый доклад «Римского клуба» - «Пределы роста», составленный группой авторов под руководством Д.Медоуза. В нем прослеживалась динамика численности населения, производства продуктов питания, промышленных товаров, потребления ресурсов и загрязнения среды с экстраполяцией до 2000 г. Рассматривались четыре сценария: продолжение истощения ресурсов («бизнес как обычно»); неограниченность ресурсов; ограничение роста населения и техногенеза и стабилизационный сценарий. В докладе «Пределы роста» приближены прогнозируемые сроки кризиса по сравнению с оценками Форрестера и обосновывается неизбежность ограничения физических объемов экономического роста. Делается вывод, что сохранение темпов промышленного роста приведет человечество к порогу гибели уже в конце века. «Человек еще может сам, - говорится в докладе, - выбрать пределы роста и остановиться, когда пожелает, путем ослабления некоторых из сильных воздействий на природу, вызванных приростом капитала или населения, или путем контрвоздействия или одновременно двумя путями».

В «Мировой динамике» и в «Пределах роста» недостаточно учитывалась эколого-экономическая мозаичность и пестрота мира. Поэтому в следующем проекте «Римского клуба» - «Человечество у поворотного пункта» (1974), подготовленном под руководством М.Месаровича и Э.Пестеля, осуществлена региональная дифференциация динамики и прогнозов экономического развития и экологических ситуаций. Мир представлен в виде 10 регионов (Северная Америка, Западная Европа, Япония, Австралия и Южная Америка, СССР и Восточная Европа, Латинская Америка, Северная Африка и Ближний Восток, Тропическая Африка, Южная Азия и Китай). Авторы приходят к выводу, что в ближайшие десятилетия миру угрожает не глобальная катастрофа, а серия региональных кризисов, часть из которых наступит раньше, чем предсказывали Форрестер и Медоуз. Итог анализа - обоснование необходимости «ограниченного роста».

Начиная с 80-х годов глобальные и региональные модели развития не стремятся к универсальности и приобретают характер более строгих проблемных прогнозов - общеэкономических, демографических, энергетических, продовольственных, климатических. Их методической основой стала значительная часть арсенала современных направлений в математике и вычислительной технике. Понятия пределов роста и пределов ресурсов органично входят в их методологию и уже не несут оттенка сенсационности. То, что сухие научные выводы этих прогнозов не содержат причитаний о «конце света», не делает их более оптимистичными. Они указывают на глубокий кризис материально ориентированного общественного развития и на необходимость пересмотра системы ценностей, к которой привыкло человечество.

Спустя 20 лет после опубликования первого доклада «Римского клуба» теми же авторами подготовлено новое фундаментальное исследование «За пределами роста». В этой работе приводятся доказательства того, что при сохранении пагубных тенденций разрушения природных систем и игнорирования законов экологически ориентированного развития глобальная катастрофа на Земле неизбежна. Вместе с тем, используя методы системной динамики, математического моделирования, авторы показывают, что переход к устойчивому обществу еще возможен. Для этого необходимо принять комплекс мер в области защиты окружающей среды, экономики, социальной психологии и т.д.

Стокгольм-72. Идея экоразвития. Пионерные проекты «Римского клуба» отразили глубокую озабоченность мирового сообщества состоянием окружающей среды и перспективами развития цивилизации. Эта ситуация совпала с подготовкой и проведением Первой Всемирной конференции по окружающей среде в Стокгольме в 1972 году. В ней участвовали представители 113 государств. Генеральный секретарь Конференции Морис Стронг впервые сформулировал понятие экоразвития - экологически ориентированного социально-экономического развития, при котором рост благосостояния людей не сопровождается ухудшением среды обитания и деградацией природных систем.

С самого начала было ясно, что практическая реализация идеи экоразвития - одна из главных, если не самая главная (после устранения угрозы ядерной войны) задача современности, и задача исключительно сложная. Она предполагает коренное изменение хода мирового развития, стратегии использования и распределения ресурсов, глубокие преобразования в экономике и межгосударственных отношениях. Исследования и разработка программ велись по нескольким направлениям:

§ обобщение информации о тенденциях мировой динамики, составление прогнозов развития и сценариев эколого-экономических ситуаций при различных вариантах экономического роста и экономической специализации;

§ естественнонаучное прогнозирование состояния биосферы, крупных региональных природных комплексов и изменений климата под влиянием техногенных воздействий;

§ изучение возможностей экологической регламентации использования природных ресурсов и качественной экологизации производства для уменьшения антропогенного давления на окружающую среду;

§ организация международного сотрудничества и координация усилий в области решения региональных и национальных задач экоразвития и управления природопользованием.

Это потребовало создания специальной структуры - Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП). В задачи ЮНЕП входила разработка рекомендаций по наиболее острым проблемам наступающего экологического кризиса - опустыниванию, деградации почв, сокращению запасов пресной воды, загрязнению океана, вырубке лесов, утрате ценных видов животных и растений. ЮНЕП использовала опыт программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера» и продолжала тесное сотрудничество с ней.

МКОСР. «Наше общее будущее». В 1983 году по инициативе Генерального Секретаря ООН была создана Международная Комиссия по окружающей среде и развитию (МКОСР). Ее возглавила премьер-министр Норвегии Г.Х.Брунтланд. МКОСР была призвана вскрыть проблемы, объединяющие экологическую и социально-экономическую озабоченность людей в разных регионах мира, прежде всего развивающихся стран.

В 1987 г. был опубликован отчет МКОСР под названием «Наше общее будущее» (русский перевод 1989 г.). Этот документ резко обострил вопрос о необходимости поиска новой модели цивилизации. В нем ярко показана невозможность ставить и решать крупные экологические проблемы вне их связи с социальными, экономическими и политическими проблемами. Комиссия заявила, что экономика должна удовлетворять нужды людей, но ее рост должен вписываться в пределы экологических возможностей планеты. Прозвучал призыв к «новой эре экономического развития, безопасного для окружающей среды».

В отчете МКОСР с небывалой силой прозвучала мысль об ответственности перед будущими поколениями:

«Многие усилия, прилагаемые в настоящее время в целях обеспечения прогресса человечества, удовлетворения человеческих потребностей и реализации человеческих устремлений, просто нереальны в долговременной перспективе, поскольку как в богатых, так и в бедных странах они опираются на чрезмерную и слишком быструю эксплуатацию ресурсов окружающей среды, которые и без того истощены и не смогут поддерживать процесс развития в сколь либо длительной перспективе, так как будут полностью исчерпаны. На счету нашего поколения может сохраниться положительное сальдо, однако наши дети унаследуют только убытки. Мы заимствуем «экологический капитал» у будущих поколений, отнюдь не намереваясь и не имея возможности вернуть долг. Они, быть может, проклянут нас за наше расточительство, но никогда не смогут добиться возврата капитала. Мы так ведем себя по той причине, что некому заставить нас возвращать долги: будущие поколения не голосуют, они не имеют ни политической, ни финансовой власти; они не могут оспорить наши решения. Нынешнее расточительство быстро ограничивает возможности будущих поколений».

Со времени опубликования и одобрения Генеральной Ассамблеей ООН доклада Комиссии Брунтланд в международный обиход вошло понятие «sustainable development», обычно переводимое на русский как устойчивое развитие и близкое к понятию экоразвития. Под ним понимают такую модель социально-экономического развития, при которой достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей без того, чтобы, будущие поколения были лишены такой возможности из-за исчерпания природных ресурсов и деградации окружающей среды.

Рио-92. В июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию (КОСР-92). В ней приняли участие главы, члены правительств и эксперты 179 государств, а также представители многих неправительственных организаций, научных и деловых кругов. Проблемы глобальной экологии на Конференции зазвучали на языке актуальной международной политики.

Ко времени открытия КОСР-92 в мире произошли большие изменения. Опасные глобальные тенденции, отмечавшиеся еще за 20 лет до этого в Стокгольме, многократно усилились. Человечество пережило Чернобыль. Распались тоталитарные системы Восточной Европы и СССР, окончилось военное противостояние великих держав, возникли реальные предпосылки для разоружения и сокращения военных бюджетов. По иронии истории ни футурологи Запада, всегда робко касавшиеся будущего коммунистической системы, ни тем более их критики в СССР не могли предвидеть столь стремительного исторического поворота. Только сейчас его стали считать вполне закономерным.

В новой исторической ситуации стало очевидным и то, что возросшая демократичность мира, открытость границ и информированность масс находятся в остром противоречии с экономическим неравенством людей и стран, их участием в использовании ресурсов планеты, с неблагоприятной экологической обстановкой во многих регионах Земли. Как выразился один из участников Конференции, «будет просто трагедией, если окончание холодной войны послужит прологом к еще более тяжелой войне между богатыми и бедными странами».

В качестве центральных идей КОСР-92 постулировала:

§ необходимость перехода мирового сообщества на рельсы экологически ориентированного и устойчивого долговременного развития;

§ неизбежность компромиссов и жертв, особенно со стороны развитых стран, на пути к более справедливому миру и устойчивому развитию;

§ невозможность движения развивающихся стран по пути, которым пришли к своему благополучию развитые страны;

§ требование ко всем слоям общества во всех странах осознать безусловную необходимость такого перехода и всячески ему способствовать. Конференция приняла несколько важных документов. Среди них:

§ Декларация Рио по окружающей среде и развитию.

§ Заявление о принципах глобального консенсуса по управлению, сохранению и устойчивому развитию всех видов лесов

§ Повестка дня на XXI век - документ, ориентированный на подготовку мирового сообщества к решению эколого-экономических и социально-экономических проблем близкого будущего.

Кроме того, в рамках Конференции были подготовлены Рамочная конвенция об изменении климата и Конвенция о биологическом разнообразии. Все документы КОСР-92 пронизывает концепция устойчивого развития. Декларация Рио-92 призывает все государства принять ответственность за все формы деятельности, наносящие ущерб окружающей среде в других странах, информировать другие страны о потенциально возможных и совершившихся техногенных и природных катастрофах, наращивать эффективность природоохранного законодательства, не допускать перенесения на территорию других государств источников экологической опасности.

В документах КОСР-92 записано, что мировое сообщество должно приблизиться к введению системы цен на все виды ресурсов с полным учетом ущерба, наносимого окружающей среде и будущим поколениям, а также к применению квот на загрязнение среды.

Переход к квотированию означает, что многим странам в будущем придется покупать квоты, в частности на эмиссию СО2 или выхлопы автомобильных двигателей. При этом страны с высоким удельным уровнем потребления ресурсов окажутся в невыгодном положении.

Многие вопросы на Конференции вызывали острую полемику. Но центральной стала проблема экономического неравенства стран. Было подчеркнуто, что каждый ребенок, родившийся в развитой части мира, потребляет в 20-30 раз больше ресурсов планеты, чем ребенок в стране третьего мира. Процессы экономического роста, которые порождают высокий уровень благополучия богатого меньшинства, ведут одновременно к рискам и дисбалансам, которые в равной мере угрожают и богатым, и бедным. Одним из фундаментальных требований новой модели развития цивилизации, которое обосновал Генеральный секретарь Конференции Морис Стронг, является отказ мирового сообщества от экономического стереотипа, который рассматривает неограниченный рост как прогресс.

«Повестка дня на XXI век», принятая в Рио, - это беспрецедентный по масштабу перечень намерений, претендующий на квалификацию в качестве всемирной программы действий. Документ продолжает и развивает идеологию и рекомендации, отраженные в отчете МКОСР «Наше общее будущее». В нем констатируется:

«Человечество переживает решающий момент в истории. Противоречия между сложившимся характером развития и природой достигли предела. Дальнейшее движение по этому пути ведет к глобальной катастрофе, когда природа отплатит человечеству за надругательство над ней своими глобальными ответными реакциями - изменением климата, засухами, опустыниванием, усилением проникновения через атмосферу жесткого ультрафиолетового излучения, непредсказуемыми генетическими изменениями, эпидемиями, голодом и мором».

Повестка дня на XXI век отражает глобальный консенсус и принятие на самом высоком уровне политических обязательств в отношении сотрудничества по вопросам развития и окружающей среды. Ответственность за ее успешное осуществление ложится прежде всего на правительства.

«Правительствам... следует принять национальную стратегию устойчивого развития на основе решений, принятых на Конференции, включая Повестку дня на XXI век... К числу ее целей должно относиться обеспечение социально надежного экономического развития, при котором осуществляются мероприятия по охране ресурсов и окружающей среды в интересах будущих поколений. Она должна разрабатываться при самом широком участии всех слоев общества».

Понятно, что на осуществление всего комплекса мер нужны очень большие средства, в которых в первую очередь заинтересованы развивающиеся страны и государства, переходящие к рыночной экономике. По оценке Секретариата Конференции на осуществление в этих странах мероприятий по Повестке дня на XXI век потребуется свыше 600 млрд долларов, в том числе 125 млрд, которые должны быть предоставлены мировым сообществом в виде субсидий или кредитов на льготной основе.

В 1997 г. на специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН «Рио-92+5», принята Программа действий по дальнейшему осуществлению «Повестки дня на XXI век». В ней вновь подтверждается приверженность принципам, целям и задачам устойчивого развития, изложенным в документах конференции в Рио-де-Жанейро. В то же время выражается обеспокоенность тем, что несмотря на достижение ряда позитивных результатов, общие тенденции в области устойчивого развития остаются хуже, чем в 1992 г. Кроме этого пересмотрена оценка общей суммы субсидий, необходимых для реализации задач «Повестки»: по мнению большой группы экспертов она составляет от 1,2 до 1,5 триллиона долларов. Однако мобилизация таких средств в пределах ближайшего десятилетия весьма проблематична.

В контексте всего того, что мы сегодня знаем о реальном состоянии экосферы, положения концепции устойчивого развития звучат не как идеология конкретных действий, а как наивно-оптимистическая надежда. Не может не бросаться в глаза резкий контраст между реальными тенденциями развития и декларациями устойчивого развития. Эта концепция пытается примирить непримиримое: сохранить по возможности цивилизацию потребления, так как она «отвечает потребностям ныне живущих и будущих поколений людей», и решить задачу сохранения природы в рамках цивилизации, уничтожающей природу. Это невозможно.

Чувствуется, что концепцию устойчивого развития разрабатывали вполне благополучные интеллектуалы. Отсюда преувеличение «способности биосферы справляться с последствиями человеческой деятельности», лицемерные сентенции о нищете, надежда на то, что толстосумы согласятся основательно раскошелиться, пустые слова о политической воле. В конечном счете все это выглядит как пропагандистская и совершенно беспомощная попытка сделать всех здоровыми и богатыми и обойти закон «на всех не хватит».

В концепции нет ни слова о необходимости остановить количественный экономический рост и сократить масштабы материального производства, ограничить его пределами хозяйственной емкости биосферы. Наоборот, «устойчивое развитие» воспринимается большинством именно как устойчивый экономический рост. Лозунги устойчивого развития охотно используются в научных и политических кругах России. В «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», кстати, утвержденной Указом Президента РФ от 1 апреля 1996 г., отмечено: «Идеи устойчивого развития оказываются чрезвычайно созвучными духу и менталитету России».

Первоначальная трактовка понятия sustainable development в экологической экономике означает поддерживающее развитие*, т.е. развитие на экологически допустимом уровне, без количественного роста потребления природных ресурсов. В концепции устойчивого развития этот смысл искажен и превращен в плохо завуалированное и абсолютно безнадежное желание богатых стран и слоев общества сдержать стремление бедных к повышению благосостояния. Многократное повторение тезиса о том, что развивающиеся страны не должны следовать по пути, которым пришли к своему богатству и благополучию развитые страны, воспринимается в развивающихся странах как социально-политическая дискриминация. Несовершенство модели устойчивого развития обусловлено стремлением сделать так, чтобы она по возможности удовлетворяла всех.

Несмотря на декларативность и половинчатость многих положений концепции устойчивого развития сама идея согласованного решения социально-экономических задач и сохранения окружающей среды, природно-ресурсного потенциала весьма привлекательна. Она определяет общие ориентиры развития цивилизации, которые не должны противоречить требованиям экологического императива и фундаментальным законам природы. Все же в дальнейшем для обозначения эколого-экономической стратегии мы предпочли пользоваться понятием «экоразвитие», т.к. считаем, что в рамках именно этого понятия можно реализовать цели общества на пути к экологически сбалансированному развитию.

Концепция экоразвития

В основе концепции экоразвития заложена идея соизмерения природных и производственных потенциалов территории. В центре проблемы находится регламентация размещения и концентрации производительных сил в зависимости от условий эколого-экономического баланса, т.е. от соответствия природоемкости производства и экологической техноемкости природного комплекса территории (см. гл.8).

Принципы экоразвития. Стратегия экоразвития базируется на нескольких основополагающих принципах, нацеленных на решение практических задач на национальном и региональных уровнях:

1. Региональные и локальные задачи экоразвития должны быть подчинены глобальным и национальным целям предотвращения экологического кризиса и оптимизации среды обитания человека (принцип «мыслить глобально - действовать локально»).

2. Региональное экоразвитие включает функцию раннего предупреждения неблагоприятных экологических тенденций или предусматривает гарантии их минимизации (принцип превентивности).

3. Цели экоразвития первичны по отношению к целям экономического развития (принцип экологического императива).

4. Размещение и развитие материального производства на определенной территории должно осуществляться в соответствии с ее экологической техноемкостью (принцип эколого-экономической сбалансированности).

5. Из всех возможных вариантов организации производства предпочтение отдается вариантам, обеспечивающим наименьшую природоемкость, сохранение окружающей среды и безопасные условия жизнедеятельности людей (принцип экологизации и гуманизации производства).

Мы уже говорили ранее, что главной формой реализации концепции экоразвития является эколого-экономическая система (ЭЭС). Здесь очень важно понимать, что при переходе от экономической системы, как объекта управления, к эколого-экономической принципиально изменяются цели управления. Как известно, главной целью управления экономической системой является получение максимального дохода с вложенных затрат. В эколого-экономической системе высшей целью является уравновешенность, соразмерность ее частей, достижение эколого-экономического баланса. И только на более низкой ступени оптимизации ЭЭС лежит показатель ее экономической эффективности.

В связи с изменением главной цели изменяются требования к организационной и функциональной структурам управления.

Организационная структура управления экоразвитием должна :

§ быть неотъемлемой частью общей структуры управления государством, должна быть вписана в единый цикл управления;

§ отражать основные цели и задачи экоразвития;

§ быть адекватной системе экологического законодательства;

§ не иметь дублирующих структурных подразделений;

§ иметь профессиональные кадры, способные к выполнению задач экоразвития.

Функциональная структура управления должна включать совокупность взаимосвязанных блоков, в каждом из которых, в свою очередь, выделяются свойственные им цели и задачи. Важнейшие функциональные блоки можно обозначить как «закон», «кадастр», «экономика», «контроль» и «организация».

1. Закон. Создание целостной законодательной системы экологического права. Разработка, совершенствование и утверждение законов и других нормативно-правовых актов, охватывающих все аспекты изучения, эксплуатации, экономического использования и охраны природных ресурсов, а также порядка применения этих законов и правовых норм.

Законодательная система природопользования должна опираться на Конституцию РФ. Гражданский кодекс РФ, Федеративный договор РФ, на Закон об охране окружающей среды и строиться на единой методологической основе, учитывающей принципы экоразвития. Важнейшие документы, которые необходимо в настоящее время в целях создания единой законодательной системы природопользования, это - «Основы государственной политики и законодательства в области использования и охраны природных ресурсов», закон «О федеральных природных ресурсах», закон «О собственности на природные ресурсы», закон «О разграничении прав собственности и полномочий в области использования и охраны природных ресурсов между органами государственной власти РФ и субъектов РФ».

Построение законодательной системы природопользования предполагает возможно полную кодификацию многочисленных правовых и нормативных актов и создание поресурсных кодексов - земельного, водного, горного, лесного, биоресурсного.

2. Кадастр. Ведение комплексных государственных кадастров природных ресурсов. Изучение и учет потенциалов, запасов и оборота (самовозобновления) природных ресурсов. Оценка ресурсного потенциала и условий воспроизводства ресурсов бассейнов, регионов и страны в целом. Анализ и прогнозирование ресурсной базы экономики и поддержания качества окружающей среды. Разработка государственных перспективных программ комплексного освоения и неистощительной эксплуатации природных ресурсов.

В сферу изучения, учета и ведения государственных кадастров кроме традиционных природных объектов должны войти и такие природные ресурсы как ассимиляционный потенциал, продукционный потенциал, климатические ресурсы, экологическая техноемкость территорий.

3. Экономика. Формирование тотальной системы платности и политики цен на природные ресурсы. Введение экономических распределительных функций и конкурсного подхода в комплексное использование ресурсов и в разные по назначению направления использования одного и того же ресурса. Оценка себестоимостей различных этапов изучения, освоения, использования и воспроизводства ресурсов, а также определение цены неприкосновенности ресурса. Развитие и повышение экономической эффективности системы лицензирования изысканий и эксплуатации природных ресурсов. Формирование эффективной инвестиционной политики, экономическое стимулирование ресурсосбережения.

4. Контроль. Контроль за соблюдением законов, стандартов, норм и лимитов, касающихся эксплуатации и охраны природных ресурсов - одна из важнейших функций государственного управления. Нормативное регулирование всех фаз ресурсного цикла, их безопасности и экономичности. Организация и осуществление государственной экспертизы в области пользования природными ресурсами. Контроль ведомственных оценок запасов и потребностей в ресурсах. Проверка основных экономических показателей использования ресурсов - образования и распределения капитала, возврата инвестиций. Контроль лицензирования. Соблюдение государственных интересов в области. сохранения ресурсного потенциала страны и международного сотрудничества по изучению и эксплуатации ресурсов. Разработка системы санкций за нарушения рационального природопользования.

5. Организация. Формирование оптимальной организационной структуры государственного управления экоразвитием и экологизацией на федеральном и региональном уровнях. Разграничение прав и обязанностей по управлению природными ресурсами и экологическим контролем и надзором между различными ведомствами при обеспечении тесной межотраслевой координации регулирования и контроля пользования ресурсами. Разграничение прав собственности и полномочий по управлению природными ресурсами между органами государственной власти РФ и субъектов РФ. Формирование единой информационной системы природно-ресурсного мониторинга. Организация системы региональных, бассейновых и территориальных (по субъектам РФ) органов, предприятий и учреждений по управлению использованием и охраной природных ресурсов. Организация научных исследований и технических изысканий во всех сферах природопользования. Вопросы управления экоразвитием и экологизацией, хотя и ставятся в основном на международном уровне, могут найти конкретное воплощение лишь на национальном уровне, поскольку они связаны с особенностями государственного устройства и экологической политикой, проводимой органами власти. Система управления природопользованием в России пока крайне неустойчива и не отвечает практическим требованиям экоразвития и экологизации экономики и производства.

Основные условия, необходимые для реализации концепции экоразвития. Переход к новой стратегии развития для России, находящейся в чрезвычайно противоречивой социально-экономической ситуации является жизненно важным этапом ее развития. Но переход от природохищнической, технократической парадигмы развития к экоразвитию требует определенных условий. О некоторых важных условиях уже было сказано выше. Здесь мы еще раз формулируем основные условия перехода к концепции экоразвития.

1. Наличие глубоко проработанной единой государственной экологической политики, подкрепленной долгосрочной стратегической программой. На фоне поворота к гражданскому обществу и обеспечению прав человека хуже всего обстоит дело как раз с обеспечением права людей на безопасную среду жизни, на гарантированную защиту от техногенного загрязнения и поражения. Правительство не может не знать, что широко понимаемая проблема безопасности страны сейчас ставит экологические приоритеты выше оборонных и намного выше приоритетов военно-промышленного комплекса. Между тем, промышленность страны, наши самые мощные в мире центры бесхозяйственности, очаги радиации и лесные пожары оказывают губительное влияние на состояние здоровья значительной части населения, угнетают природные системы и вносят очень ощутимый вклад в глобальное антропогенное загрязнение планеты. Это становится существенным объектом критики со стороны других государств, еще больше роняет наш престиж и мешает благоприятному экономическому обмену.

Из многих документов - бюджетов, государственных докладов и программ видно, что нам до глобального уровня далеко, хватило бы сил лечить свои самые больные раны - Чернобыль, «Маяк», Волгу, Алтай, Байкал и др. И все же для того, чтобы концепцию экоразвития претворить в государственную политику, необходимо включить экологические цели в число главных приоритетов реформы. Необходима сильная поддержка целей экоразвития в Правительстве и в Государственной Думе.

2. Наличие глубоко проработанного законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды. Экологическое законодательство должно опираться на сильную и конкретную конституционную норму. При определении приоритетных направлений развития права в области охраны природной среды и природопользования необходимо учитывать, что отношения в этой сфере регулируются наряду с собственно «экологическими» актами, также нормами законодательства государственного, гражданского, уголовного, земельного и др. Без такой правовой и организационной структуры принятые экологические законы и подзаконные акты не будут иметь необходимого правоприменительного механизма и не дадут желаемого эффекта.

3. Достаточное финансовое и материальное обеспечение. Как показано выше, годовая сумма затрат на охрану природы и окружающей среды в России на порядок меньше наносимого экоущерба и не превышает 1% ВНП. За счет средств федерального бюджета и средств территорий продолжается финансирование нескольких природоохранных и реабилитационных программ, но выделяемые суммы намного меньше требующихся ассигнований. К тому же расходование этих средств оставляет желать много лучшего. Резкий дефицит финансирования - путь к продолжению и усугублению национального экологического кризиса.

В сложившейся ситуации трудно рассчитывать на то, что государственное финансирование быстро достигнет требуемого уровня. Реализация принципа платности природопользования сама по себе тоже нескоро сможет изменить положение. Поэтому необходимо проведение такой федеральной и региональной финансово-кредитной и налоговой политики, которая способствовалабыактивизации предпринимательской деятельности в области природопользования, привлечению инвестиций, в том числе и иностранных, направляемых на экологически ориентированное технологическое перевооружение.

4. Участие населения в процессе выработки и принятия решений по наиболее важным практическим задачам экоразвития.

Это нелегкое, но необходимое условие. Особенно важен общественный контроль при переходном процессе либерализации экономики и приватизации хозяйственных объектов. Современный инструментарий информационных связей между населением, специалистами и системой управления разнообразен. Применительно к рассматриваемым задачам наиболее подходящими являются проблемные социологические обследования и методы социального проектирования. Для этого необходима доступность, открытость и публичность всей информации о техногенном загрязнении среды и обусловленном им риске для здоровья людей. Практика показывает, что несоблюдение этого требования сильно затрудняет и искажает оценку социально-экологической ситуации, а при общественной настороженности по отношению к пробелам в информации приводит к серьезным коллизиям. В частности, сокрытие данных о вредных эмиссиях на предприятиях ВПК приносит неизмеримо больший вред, чем раскрытие его тайн, чаще всего мнимых. Следует помнить, что психологическая реакция людей на техногенные изменения в окружающей среде входит в объективную оценку экологической ситуации.

5. Научно-методическая, информационная и нормативная обеспеченность территориа

Наши рекомендации