Природные ресурсы: классификации, формы и виды использования
Природные ресурсы - это часть всей совокупной среды, которая используется или может использоваться для удовлетворения разнообразных потребностей общества.
Различаются следующие основные классификации ПР (рис. 1):
1) По хозяйственному освоению исходя из форм и направлений их использования (отраслевого, специализированного, компонентного, общего). Здесь выделяются минеральные, водные, биологические, земельные, рекреационные ПР. Например, минеральные подразделяются на топливно-энергетические, металлические, неметаллические (стройматериалы); биологические - на растительные и животные ресурсы и т.д.
2) По исчерпаемости разделяются на исчерпаемые и неисчерпаемые (энергия солнца, текущей воды, ветра, волн, приливов, подземного тепла). При этом исчерпаемые делят на возобновимые (почва, вода, растительность, животные) и невозобновимые (минеральные). Следует особо сказать, что некоторые классификации условны. Так, почвы относятся к возобновимым, но естественное восстановление некоторых их типов требует многих тысячелетий.
3) По степени заменимости ПР делят на заменимые (металл) и незаменимые (кислород).
В природопользовании выделяют три формы использования ПР: экологическую, экономическую и культурно-оздоровительную. При этом ряд авторов (Арустамови др., 1990) экономическую форму объявляют ведущей. С точки зрения концепции устойчивого развития с этим согласиться никак нельзя, т.к. приоритет здоровья человека, его потомства, экологической среды, приемлемой для жизнедеятельности, является неоспоримым перед любым самым выгодным экономическим проектом.
Рис. 1. Классификации ПР
Формы природопользования осуществляются в двух видах: общего и специального.
Общее использование ПР не требует специального разрешения и осуществляется гражданами на основе принадлежащих им естественных (гуманитарных) прав, существующих и возникающих как результат рождения и существования (пользование водой, воздухом и т.д.).
Специальное использование ПР осуществляется физическими и юридическими лицами на основании разрешения уполномоченных госорганов. Оно носит целевой характер и по используемым ресурсам подразделяется на:
• землепользование,
• пользование недрами,
• лесопользование,
• водопользование,
• пользование животным миром (дикими животными и птицами,
рыбными запасами и др. биоресурсами),
• использование атмосферного воздуха.
Специальное природопользование регулируется природоохранным законодательством РФ: Земельным кодексом, Основами лесного законодательства, Законом о недрах, Водным кодексом, Законом об использовании и охране животного мира, Законом об охране атмосферного воздуха.
1.2.1. Лицензирование
Согласно постановлению Правительства РФ от 1993 г. использование отдельных видов ПР регулируется лицензированием. Оно представляет собой административно-правовое регулирование экологических отношений методами запрета, разрешения и уполномочивания.
Лицензия на природопользование является
• актом собственника ПР, либо его владельца (фондодержателя);
• формой проявления государственного контроля за рациональным
использованием ПР;
• средством регулирования рациональным природопользованием.
Природоресурсовая лицензия представляет собой разрешение на
ведение определённого вида деятельности, связанной с использованием какого-либо ПР. Она концентрирует такие функции: контроль за законностью, рациональностью деятельности по использованию и соблюдению экологических и санитарных норм, а также нормирование потребления самих ПР.
Эта лицензия выдаётся уполномоченным госорганом (департаментами Минприроды РФ в областях, краях, городах, районах).
Лицензия на использование земель - это земельно-отводной акт, который выдаётся администрацией города (района) по решению о предоставлении земель определённому субъекту или продаже земельного участка. Акт об отводе земель выдаётся для использования их строго по целевому назначению (ведения крестьянского хозяйства, разведки полезных ископаемых и т.д.).
Лицензия на использование недр - это акт на геологическую разведку недр, добычу полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, захоронение вредных веществ, сброс сточных вод, для образования особо охраняемых территорий. Он выдаётся администрациями субъектов РФ совместно с Минприроды РФ.
Право на пользование недрами иностранным инвестором предоставляется указом Президента РФ.
Лицензия на использование вод имеет следующие виды: специальное и обособленное водопользование. Она выдаётся администрацией и органами Минприроды РФ и удостоверяет право пользователя на использование водного объекта в определённых границах, с указанной целью, на установленный срок при соблюдении требований и условий, предусмотренных в лицензии.
Лицензии на использование лесов имеют два вида: основное и побочное использование. Основное - заготовка древесины и живицы; побочное - сбор ягод, орехов, сенокошение, охота, рыболовство и т.д. Основное лесопользование является плановым, т.к. включает расчёт страны в экспорте древесины, расчёт лесосеки и определение лимитов вырубки на год. Исходя из этого лесхоз выписывает лесорубочный билет (разновидность лицензии с указанием объёма рубки, пород деревьев, места, начала и завершения работ) и лесной билет (разновидность лицензии, разрешающей заготовку лекарственного сырья, ягод, орехов и т.д.).
Специфичным требованием в лесопользовании является соблюдение подходов к делению лесов по их хозяйственному и экономическому значению (леса I группы, к которым относят леса природоохранных территорий, пригородные, зон отдыха, и где рубка запрещена; леса II группы с ограниченными лимитами рубки; леса III группы, где производят основные промышленные заготовки).
Лицензия на использование животного мира выдаётся на следующие виды деятельности: рыболовство, охоту на птиц и животных, использование продуктов жизнедеятельности и полезных свойств животных, пользование животным миром в научных целях. Лицензии выдаются органами охотнадзора и рыбнадзора (при вывозе лекарственного сырья ещё и Минздравом РФ).
Лицензирование на использование атмосферного воздуха выдаётся при использовании воздуха как экологического ресурса при складировании газообразных отходов или выбросов вредных веществ и их примесей. Суть данного лицензирования в следующем:
• инвентаризация выбросов вредных веществ производственным
объектом;
• определение на основе действующих предельно допустимых
норм выбросов вредных веществ для объекта;
• установление суточного, годового лимита выбросов вредных веществ в атмосферу для конкретного объекта;
• выдача разрешения на выброс, в котором указываются лимит и
нормативы выбросов вредных веществ, срок действия.
На все эти виды лицензий распространяются такие правила, как право ограничения или прекращения пользованием на основе лицензии по субъективным или объективным причинам. Субъективные - нарушение условий лицензии, объективные - изменение условий природопользования, угроза населению в связи со стихийным бедствием (наводнением, землетрясением и т.д.).
1.2.2. Лимитирование природопользования
Лимитированием является реакция общества на истощение и нехватку ПР, т.к. взгляд на их неисчерпаемость давно изжил себя.
Лимиты на природопользование ~ это система экологических ограничений по территориям (акваториям). Они представляют собой объёмы предельного изъятия ПР, которые установлены природопользователю на определённый срок, а также выбросов или сбросов в окружающую среду загрязняющих веществ и размещения отходов производства.
Лимиты устанавливаются с целью поэтапного достижения нормативных объёмов использования ПР. Как и лицензии, они призваны стать эффективным механизмом рационализации природопользования, охраны природной среды.
Лимиты на изъятие природного вещества распределяются по следующим объектам:
• по землям действуют нормы отвода земель для железных и
автодорог, аэропортов, предприятий, электросетей с нормами, утверждаемыми Госстроем РФ. Установлены нормы бесплатной передачи земли в собственность граждан для садоводства, сельского хозяйства и т.д.;
• по водным объектам применяются утверждённые органами
водного хозяйства ограничения в потреблении вод для орошения,
промышленного потребления, водоснабжения и канализации жилых
и др. объектов;
• в области охраны, использования и воспроизводства лесов
главным ограничителем является расчётная лесосека, определяющая равенство между количеством ежегодного прироста леса и
вырубаемой древесиной;
• лимит на количество граждан, пребывающих в лесу, а также
на количество той или иной популяции животных, от которых зависит состояние леса (например косулей, поедающих ветки деревьев);
• в области охраны и использования животного мира
разрабатываются ограничения по отстрелу, отлову животных, птиц,
рыбы. Лимиты утверждаются на сезон, отдельные периоды охоты,
рыболовства, в целом по водоёму, охотничьим угодьям, по
отдельным лицам или охотохозяйствам.
Цель установления лимитов двойная - природоохранная и экономическая: сбор платы за нормативное и сверхнормативное потребление ПР, идущей на воспроизводство и рациональное использование.
1.2.3. Договорные формы природопользования
Договор временного отвода земельного участка для строительства дорог, линий связи и иных сооружений определяет права и обязанности участников отношений:
• по хранению и использованию плодородного слоя земли;
• рекультивации участка, т.е. восстановление его облика, близкого
к прежнему;
• осуществлению порядка проведения расчётов и ответственности
сторон за надлежащее использование договорных условий.
Арендные отношения включают следующие права и обязанности сторон (прежде всего арендатора):
• целевое и рациональное использование ресурса;
• выполнение мероприятий по охране и воспроизводству ресурсов,
пресечению их истощения и разрушения;
• соблюдение экологических требований;
• уважение прав и интересов соседних природопользователей;
• возмещение причинённых убытков;
• своевременная плата за пользование ресурсами.
В зависимости от объекта пользования сроки аренды сильно варьируют. Так, лесная, водная аренды составляют 2-5 лет, а аренда земли может быть долгосрочной (с переходом в собственность), т.к. требует от её владельца значительных затрат по сохранению и повышению плодородия.
Договор комплексного природопользования имеет в своей основе использование одного или нескольких ПР одновременно с учётом охраны природной среды и соблюдением требований рационального использования и воспроизводства ПР. Его актуальность в том, что на практике использование одних ресурсов затрагивает другие. Например, лицензии на разработку недр с целью добычи ископаемых не регулируют вопросы охраны земель, вод, лесов. Но при карьерных разработках вырубается лес, снимается слой почвы, отводятся в сторону водотоки. Поэтому комплексный договор учитывает эти особенности. Он заключается на основе полученной лицензии и положительного заключения экологической экспертизы.
1.2.4. Экологическая экспертиза
Цель проведения экологической экспертизы - дать оценку влияния использованных природных ресурсов (сброса, выброса продуктов отхода) на состояние природной среды.
Экологическая экспертиза является предупредительной мерой, позволяющей предотвратить вредную деятельность со стороны пользователя ПР. Суть её предупредительного назначения выражается в том, что она проводится в виде предварительной проверки соответствия хозяйственных решений, деятельности и её результатов требованиям охраны природной среды, рационального пользования ПР, а также требованиям экологической безопасности общества.
Формы экспертиз:
• Государственная экологическая экспертиза назначается уполномоченным органом государства (Минприроды РФ), и её выводы имеют силу надведомственного документа, обязательного к исполнению всеми органами.
• Ведомственная экологическая экспертиза проводится по приказу соответствующего ведомства. Её результаты сохраняют силу внутри соответствующей ведомственной структуры, если они не противоречат выводам государственной экологической экспертизы.
• Общественная экологическая экспертиза организуется по инициативе общественных объединений и проводится негосударственными структурами. Её заключение может иметь форму рекомендации. Это одна из форм участия неформальных организаций в построении гражданского общества, где учитывалось бы мнение граждан, а не только официальных структур.
• Научная экологическая экспертиза проводится по инициативе
научных учреждений или вузов. Её заключение носит информационный характер.
• Эколого-санитарная экспертиза устанавливает причинную связь
между состоянием здоровья человека, его изменениями и вредным воз
действием окружающей среды под влиянием антропогенной деятельности. Проведение этого вида экспертизы имеет принципиальное значение для решения вопроса о возмещении нанесённого вреда здоровью граждан.
Экологическая экспертиза включает в себя: сбор информации, её обобщение, рассмотрение материалов на комиссии, оценку материалов экспертизы и составление заключения. Для её проведения используют Закон РФ "Об охране окружающей природной среды", Закон "О государственной экологической экспертизе", ведомственные инструкции Минприроды РФ.
Государственная экологическая экспертиза должна строиться на принципах обязательности, научной обоснованности, независимости и вневедомственности при широкой гласности и участии общественности.
Принцип обязательности имеет два значения: 1) обязательность проведения её в тех программах, проектах, которые способны оказать негативное влияние на окружающую среду или здоровье человека. Это значит, что финансирование и осуществление работ по данному проекту может быть разрешено вышестоящими органами только после положительного заключения госэкспертизы; 2) обязательность выполнения тех выводов, которые содержатся в заключении экспертизы.
Принцип научной обоснованности означает, что выводы экспертизы должны быть обоснованными и научно аргументированными, базироваться на законах, принципах и правилах экологии, на научно обоснованном сочетании экологических и экономических интересов, обеспечивающих приоритет охраны жизни и здоровья человека, реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду.
Независимость и вневедомственностъ экспертизы призваны обеспечить свободу заключения эколого-экспертной комиссии по результатам работ. Она должна руководствоваться только фактами, научными принципами их обоснования и действующими законами. Экспертиза должна отстаивать принципы охраны природной среды, а не интересы отдельного ведомства или группы людей.
Гласность о существовании опасного объекта, назначении по нему экспертизы являются обязанностью госорганов. Гласность экологической информации также тесно связана с привлечением общественности к участию в проведении экспертизы. Формы такого участия могут быть различны: рассмотрение предложений граждан или общественных объединений о проведении экспертизы вредного объекта, включение представителей общественности, прессы в состав экспертных комиссий, ознакомление населения с результатами экспертизы, проведение референдумов.
Обязательной госэкспертизе подлежат также экологические обоснования лицензий и сертификатов, проектов нормативной технической и инструктивно-методической документации в части охраны окружающей среды и использования ПР.
В стандартах на новую технику, технологию, материалы, вещества, выпускаемую продукцию потребления устанавливаются экологические требования с целью предупреждения вреда окружающей природной среде, здоровью и генетическому фонду человека. Проверка соответствия этих объектов требованиям экологии - задача экологической экспертизы.
Вопросы и задания для самопроверки:
1. Постройте схему классификаций ПР (рис. 1) и приведите примеры
природных ресурсов Приморского края: а) растительные, животные; б) водные, минеральные, рекреационные (лечебные, отдыха).
2. Какими Законами РФ регламентируется специальное природопользование?
3. Какую цель преследует лицензирование с точки зрения природопользования?
4. Назовите виды лицензий.
5. С какой целью введено лимитирование природопользования?
6. Какие права и обязанности включают арендные отношения в природопользование?
7. Какие задачи должен выполнять договор комплексного природопользования?
8. Назовите формы экологической экспертизы.
9. Какой вид экспертизы отражает конкретно интересы здоровья человека?
10. Для чего введены экологические стандарты?