Природные ресурсы: классификации, формы и виды использования

Природные ресурсы - это часть всей совокупной среды, которая используется или может использоваться для удовлетворения разнооб­разных потребностей общества.

Различаются следующие основные классификации ПР (рис. 1):

1) По хозяйственному освоению исходя из форм и направлений их использования (отраслевого, специализированного, компонентного, общего). Здесь выделяются минеральные, водные, биологические, земель­ные, рекреационные ПР. Например, минеральные подразделяются на топливно-энергетические, металлические, неметаллические (стройматериа­лы); биологические - на растительные и животные ресурсы и т.д.

2) По исчерпаемости разделяются на исчерпаемые и неисчерпаемые (энергия солнца, текущей воды, ветра, волн, приливов, подземного тепла). При этом исчерпаемые делят на возобновимые (почва, вода, растительность, животные) и невозобновимые (минеральные). Следует особо сказать, что некоторые классификации условны. Так, почвы относятся к возобновимым, но естественное восстановление некоторых их типов требует многих тысячелетий.

3) По степени заменимости ПР делят на заменимые (металл) и не­заменимые (кислород).

В природопользовании выделяют три формы использования ПР: экологическую, экономическую и культурно-оздоровительную. При этом ряд авторов (Арустамови др., 1990) экономическую форму объявляют ведущей. С точки зрения концепции устойчивого развития с этим согла­ситься никак нельзя, т.к. приоритет здоровья человека, его потомства, экологической среды, приемлемой для жизнедеятельности, является не­оспоримым перед любым самым выгодным экономическим проектом.

 
  Природные ресурсы: классификации, формы и виды использования - student2.ru

Рис. 1. Классификации ПР

Формы природопользования осуществляются в двух видах: об­щего и специального.

Общее использование ПР не требует специального разрешения и осуществляется гражданами на основе принадлежащих им естествен­ных (гуманитарных) прав, существующих и возникающих как результат рождения и существования (пользование водой, воздухом и т.д.).

Специальное использование ПР осуществляется физическими и юридическими лицами на основании разрешения уполномоченных гос­органов. Оно носит целевой характер и по используемым ресурсам под­разделяется на:

• землепользование,

• пользование недрами,

• лесопользование,

• водопользование,

• пользование животным миром (дикими животными и птицами,
рыбными запасами и др. биоресурсами),

• использование атмосферного воздуха.

Специальное природопользование регулируется природоохран­ным законодательством РФ: Земельным кодексом, Основами лесного законодательства, Законом о недрах, Водным кодексом, Законом об использовании и охране животного мира, Законом об охране атмосфер­ного воздуха.

1.2.1. Лицензирование

Согласно постановлению Правительства РФ от 1993 г. использова­ние отдельных видов ПР регулируется лицензированием. Оно пред­ставляет собой административно-правовое регулирование экологиче­ских отношений методами запрета, разрешения и уполномочивания.

Лицензия на природопользование является

• актом собственника ПР, либо его владельца (фондодержателя);

• формой проявления государственного контроля за рациональным
использованием ПР;

• средством регулирования рациональным природопользованием.
Природоресурсовая лицензия представляет собой разрешение на

ведение определённого вида деятельности, связанной с использованием какого-либо ПР. Она концентрирует такие функции: контроль за закон­ностью, рациональностью деятельности по использованию и соблюде­нию экологических и санитарных норм, а также нормирование потреб­ления самих ПР.

Эта лицензия выдаётся уполномоченным госорганом (департаментами Минприроды РФ в областях, краях, городах, районах).

Лицензия на использование земель - это земельно-отводной акт, который выдаётся администрацией города (района) по решению о пре­доставлении земель определённому субъекту или продаже земельного участка. Акт об отводе земель выдаётся для использования их строго по целевому назначению (ведения крестьянского хозяйства, разведки по­лезных ископаемых и т.д.).

Лицензия на использование недр - это акт на геологическую раз­ведку недр, добычу полезных ископаемых, строительство и эксплуата­цию подземных сооружений, захоронение вредных веществ, сброс сточных вод, для образования особо охраняемых территорий. Он выда­ётся администрациями субъектов РФ совместно с Минприроды РФ.

Право на пользование недрами иностранным инвестором предоставля­ется указом Президента РФ.

Лицензия на использование вод имеет следующие виды: специ­альное и обособленное водопользование. Она выдаётся администрацией и органами Минприроды РФ и удостоверяет право пользователя на ис­пользование водного объекта в определённых границах, с указанной целью, на установленный срок при соблюдении требований и условий, предусмотренных в лицензии.

Лицензии на использование лесов имеют два вида: основное и по­бочное использование. Основное - заготовка древесины и живицы; по­бочное - сбор ягод, орехов, сенокошение, охота, рыболовство и т.д. Ос­новное лесопользование является плановым, т.к. включает расчёт страны в экспорте древесины, расчёт лесосеки и определение лимитов вырубки на год. Исходя из этого лесхоз выписывает лесорубочный билет (разно­видность лицензии с указанием объёма рубки, пород деревьев, места, начала и завершения работ) и лесной билет (разновидность лицензии, разрешающей заготовку лекарственного сырья, ягод, орехов и т.д.).

Специфичным требованием в лесопользовании является соблю­дение подходов к делению лесов по их хозяйственному и экономиче­скому значению (леса I группы, к которым относят леса природоохран­ных территорий, пригородные, зон отдыха, и где рубка запрещена; леса II группы с ограниченными лимитами рубки; леса III группы, где про­изводят основные промышленные заготовки).

Лицензия на использование животного мира выдаётся на сле­дующие виды деятельности: рыболовство, охоту на птиц и животных, использование продуктов жизнедеятельности и полезных свойств жи­вотных, пользование животным миром в научных целях. Лицензии вы­даются органами охотнадзора и рыбнадзора (при вывозе лекарственно­го сырья ещё и Минздравом РФ).

Лицензирование на использование атмосферного воздуха выда­ётся при использовании воздуха как экологического ресурса при скла­дировании газообразных отходов или выбросов вредных веществ и их примесей. Суть данного лицензирования в следующем:

• инвентаризация выбросов вредных веществ производственным
объектом;

• определение на основе действующих предельно допустимых
норм выбросов вредных веществ для объекта;

• установление суточного, годового лимита выбросов вредных веществ в атмосферу для конкретного объекта;

• выдача разрешения на выброс, в котором указываются лимит и
нормативы выбросов вредных веществ, срок действия.

На все эти виды лицензий распространяются такие правила, как право ограничения или прекращения пользованием на основе лицензии по субъективным или объективным причинам. Субъективные - нару­шение условий лицензии, объективные - изменение условий природо­пользования, угроза населению в связи со стихийным бедствием (наводнением, землетрясением и т.д.).

1.2.2. Лимитирование природопользования

Лимитированием является реакция общества на истощение и не­хватку ПР, т.к. взгляд на их неисчерпаемость давно изжил себя.

Лимиты на природопользование ~ это система экологических ог­раничений по территориям (акваториям). Они представляют собой объ­ёмы предельного изъятия ПР, которые установлены природопользователю на определённый срок, а также выбросов или сбросов в окружающую среду загрязняющих веществ и размещения отходов производства.

Лимиты устанавливаются с целью поэтапного достижения нор­мативных объёмов использования ПР. Как и лицензии, они призваны стать эффективным механизмом рационализации природопользования, охраны природной среды.

Лимиты на изъятие природного вещества распределяются по сле­дующим объектам:

• по землям действуют нормы отвода земель для железных и
автодорог, аэропортов, предприятий, электросетей с нормами, утверждаемыми Госстроем РФ. Установлены нормы бесплатной передачи земли в собственность граждан для садоводства, сельского хозяйства и т.д.;

• по водным объектам применяются утверждённые органами
водного хозяйства ограничения в потреблении вод для орошения,
промышленного потребления, водоснабжения и канализации жилых
и др. объектов;

• в области охраны, использования и воспроизводства лесов
главным ограничителем является расчётная лесосека, определяющая равенство между количеством ежегодного прироста леса и
вырубаемой древесиной;

• лимит на количество граждан, пребывающих в лесу, а также
на количество той или иной популяции животных, от которых зависит состояние леса (например косулей, поедающих ветки деревьев);

• в области охраны и использования животного мира
разрабатываются ограничения по отстрелу, отлову животных, птиц,
рыбы. Лимиты утверждаются на сезон, отдельные периоды охоты,
рыболовства, в целом по водоёму, охотничьим угодьям, по
отдельным лицам или охотохозяйствам.

Цель установления лимитов двойная - природоохранная и эко­номическая: сбор платы за нормативное и сверхнормативное потребле­ние ПР, идущей на воспроизводство и рациональное использование.

1.2.3. Договорные формы природопользования

Договор временного отвода земельного участка для строительст­ва дорог, линий связи и иных сооружений определяет права и обязанно­сти участников отношений:

• по хранению и использованию плодородного слоя земли;

• рекультивации участка, т.е. восстановление его облика, близкого
к прежнему;

• осуществлению порядка проведения расчётов и ответственности
сторон за надлежащее использование договорных условий.

Арендные отношения включают следующие права и обязанности сторон (прежде всего арендатора):

• целевое и рациональное использование ресурса;

• выполнение мероприятий по охране и воспроизводству ресурсов,
пресечению их истощения и разрушения;

• соблюдение экологических требований;

• уважение прав и интересов соседних природопользователей;

• возмещение причинённых убытков;

• своевременная плата за пользование ресурсами.

В зависимости от объекта пользования сроки аренды сильно варьи­руют. Так, лесная, водная аренды составляют 2-5 лет, а аренда земли может быть долгосрочной (с переходом в собственность), т.к. требует от её вла­дельца значительных затрат по сохранению и повышению плодородия.

Договор комплексного природопользования имеет в своей основе использование одного или нескольких ПР одновременно с учётом охра­ны природной среды и соблюдением требований рационального ис­пользования и воспроизводства ПР. Его актуальность в том, что на практике использование одних ресурсов затрагивает другие. Например, лицензии на разработку недр с целью добычи ископаемых не регули­руют вопросы охраны земель, вод, лесов. Но при карьерных разработ­ках вырубается лес, снимается слой почвы, отводятся в сторону водото­ки. Поэтому комплексный договор учитывает эти особенности. Он за­ключается на основе полученной лицензии и положительного заключе­ния экологической экспертизы.

1.2.4. Экологическая экспертиза

Цель проведения экологической экспертизы - дать оценку влия­ния использованных природных ресурсов (сброса, выброса продуктов отхода) на состояние природной среды.

Экологическая экспертиза является предупредительной мерой, позволяющей предотвратить вредную деятельность со стороны поль­зователя ПР. Суть её предупредительного назначения выражается в том, что она проводится в виде предварительной проверки соответст­вия хозяйственных решений, деятельности и её результатов требованиям охраны природной среды, рационального пользования ПР, а также требованиям экологической безопасности общества.

Формы экспертиз:

• Государственная экологическая экспертиза назначается уполномоченным органом государства (Минприроды РФ), и её выводы имеют силу надведомственного документа, обязательного к исполнению всеми органами.

• Ведомственная экологическая экспертиза проводится по приказу соответствующего ведомства. Её результаты сохраняют силу внутри соответствующей ведомственной структуры, если они не противоречат выводам государственной экологической экспертизы.

• Общественная экологическая экспертиза организуется по ини­циативе общественных объединений и проводится негосударственными структурами. Её заключение может иметь форму рекомендации. Это одна из форм участия неформальных организаций в построении граж­данского общества, где учитывалось бы мнение граждан, а не только официальных структур.

• Научная экологическая экспертиза проводится по инициативе
научных учреждений или вузов. Её заключение носит информационный характер.

• Эколого-санитарная экспертиза устанавливает причинную связь
между состоянием здоровья человека, его изменениями и вредным воз­
действием окружающей среды под влиянием антропогенной деятельности. Проведение этого вида экспертизы имеет принципиальное значение для решения вопроса о возмещении нанесённого вреда здоровью граждан.

Экологическая экспертиза включает в себя: сбор информации, её обобщение, рассмотрение материалов на комиссии, оценку материалов экспертизы и составление заключения. Для её проведения используют Закон РФ "Об охране окружающей природной среды", Закон "О госу­дарственной экологической экспертизе", ведомственные инструкции Минприроды РФ.

Государственная экологическая экспертиза должна строиться на принципах обязательности, научной обоснованности, независимости и вневедомственности при широкой гласности и участии общественности.

Принцип обязательности имеет два значения: 1) обязательность проведения её в тех программах, проектах, которые способны оказать негативное влияние на окружающую среду или здоровье человека. Это значит, что финансирование и осуществление работ по данному проекту может быть разрешено вышестоящими органами только после положи­тельного заключения госэкспертизы; 2) обязательность выполнения тех выводов, которые содержатся в заключении экспертизы.

Принцип научной обоснованности означает, что выводы экспер­тизы должны быть обоснованными и научно аргументированными, ба­зироваться на законах, принципах и правилах экологии, на научно обоснованном сочетании экологических и экономических интересов, обеспечивающих приоритет охраны жизни и здоровья человека, реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду.

Независимость и вневедомственностъ экспертизы призваны обеспечить свободу заключения эколого-экспертной комиссии по ре­зультатам работ. Она должна руководствоваться только фактами, науч­ными принципами их обоснования и действующими законами. Экспер­тиза должна отстаивать принципы охраны природной среды, а не инте­ресы отдельного ведомства или группы людей.

Гласность о существовании опасного объекта, назначении по нему экспертизы являются обязанностью госорганов. Гласность эколо­гической информации также тесно связана с привлечением обществен­ности к участию в проведении экспертизы. Формы такого участия мо­гут быть различны: рассмотрение предложений граждан или общест­венных объединений о проведении экспертизы вредного объекта, включение представителей общественности, прессы в состав эксперт­ных комиссий, ознакомление населения с результатами экспертизы, проведение референдумов.

Обязательной госэкспертизе подлежат также экологические обоснования лицензий и сертификатов, проектов нормативной техниче­ской и инструктивно-методической документации в части охраны ок­ружающей среды и использования ПР.

В стандартах на новую технику, технологию, материалы, веще­ства, выпускаемую продукцию потребления устанавливаются экологи­ческие требования с целью предупреждения вреда окружающей при­родной среде, здоровью и генетическому фонду человека. Проверка соответствия этих объектов требованиям экологии - задача экологиче­ской экспертизы.

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Постройте схему классификаций ПР (рис. 1) и приведите примеры
природных ресурсов Приморского края: а) растительные, животные; б) водные, минеральные, рекреационные (лечебные, отдыха).

2. Какими Законами РФ регламентируется специальное природополь­зование?

3. Какую цель преследует лицензирование с точки зрения природопользования?

4. Назовите виды лицензий.

5. С какой целью введено лимитирование природопользования?

6. Какие права и обязанности включают арендные отношения в природопользование?

7. Какие задачи должен выполнять договор комплексного природополь­зования?

8. Назовите формы экологической экспертизы.

9. Какой вид экспертизы отражает конкретно интересы здоровья человека?

10. Для чего введены экологические стандарты?

Наши рекомендации