Определение экскурсии и ее значение

ПМ.03

МДК.03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников

ОТВЕТЫ

1. Наблюдения и их место в экологическом образовании детей дошкольного возраста.

План:

1. Сущность и значение наблюдений.

2. Общие требования к организации наблюдений.

3. Методика проведения наблюдений.

4. Методические приемы, используемые во время наблюдений

1. Сущность и значение наблюдений.

Наблюдение - целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира, это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление, речь, требуется устойчивое внимание. В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеют опыт, знание и умения ребенка.

Организуя с детьми наблюдения природы, воспитатель решает в единстве ряд задач:

1. Формирует у детей знания о природе.

2. Учит наблюдать

3. Развивает наблюдательность

4. Воспитывает эстетически

5. Формирует осознанно-правильное отношение к природе

2. Общие требования к организации наблюдения. (по Л.М.Маневцовой).

1. Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Во всех случаях задача должна иметь познаватель­ный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.

2. Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отби­рать небольшой круг знаний. Представления об объектах при­роды формируются у детей постепенно, в результате многократ­ных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления.

3. В организации наблюдений следует предусматривать сис­темность, что обеспечит их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей природе.

4. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятель­ности достигается разнообразными приемами: постановка кон­кретной и доступной задачи наблюдения, использование обсле­довательских действий как способа наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения, срав­нение одного объекта с другим, предъявление вопросов разной степени сложности (вопросы должны будить мысль ребенка).

5. Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней.

6. Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы. Такими способами могут быть рассказ воспитателя, чтение книги о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном.

7. В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы, отношение к нему.

3. Методика проведения наблюдений (по Л.М.Маневцовой).

Руководство наблюде­нием складывается из подготовки воспитателя и детей, прове­дения самого наблюдения и закрепления полученных детьми представлений.

Выбор объекта наблюдения осуществляется воспитателем в зависимости от требований программы детского сада. При этом, чтобы правильно отобрать доступные для наблюдения объекты, необходимо учитывать уровень развития наблюдательности у воспитанников данной группы. В выборе объектов воспитатель руководствуется и сроками наступления различных явлений в природе местного края. Далее педагог конкретизирует объем знаний, которые необходимо сформировать у детей в результате предстоящего, а также последующих (повторных) наблюдений. Важно продумать, как будет организовано наблюдение: со всеми детьми или с подгруппой.

Проводя наблюдение, воспитатель строит свою деятельность, учитывая три основных этапа. На первом этапе необхо­димо, чтобы воспитанники получили общее представление об объекте. Детям дается время для его подробного осмотра. Вос­питанники должны удовлетворить свое любопытство, узнать, что это такое, выразить к нему свое отношение.

На втором этапе воспитатель, учитывая возрастные воз­можности детей, использует разнообразные приемы для выяв­ления свойств, качеств, признаков объекта, особенностей пове­дения и образа жизни животного, состояния растения и т.д., устанавливает необходимые связи.

Воспитатель задает детям вопросы, загадывает загадки, пред­лагает обследовать предмет, сравнить один с другим. Широко используются трудовые действия, игровые приемы, а также стихи, отрывки из художественных произведений. Это вызывает у детей эмоциональное отношение к наблюдаемому объекту.

Наблюдая за насекомыми и птицами, дошкольники узнают о их поведе­нии, разнообразных проявлениях. Рассматривание растения на­чинается с выделения наиболее ярких его частей (цветок, сте­бель, листья). Затем по порядку рассматриваются особенности их внешнего строения (величина, форма, характер поверхности и т. д.).

На третьем этапе подводится итог наблюдения, обоб­щаются полученные знания.

Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим.

4.Методические приемы, используемые во время наблюдений:

Младшая группа (2-3, 3-4 года): сюрпризные моменты, внесение кукол, др. игрушек; чтение стихов, песенок; имитация движений, звуков; игровой прием; трудовые поручения; обследовательские действия.

Средняя группа (4-5 лет): постановка познавательных целей; выполнение заданий; трудовые поручения; обследовательские действия; поисковые действия; связь наблюдений с изодеятельностью (фиксация впечатлений); поисковая деятельность; сравнение; составление рассказов о наблюдаемых объектах; игровой прием; загадки; художественное слово.

Старшая группа (5-6 лет): прямая постановка задач; вопросы поискового характера; выделение признаков предмета с помощью зрения; словесный отчет о наблюдаемом; кратковременные опыты; использование приборов.

Подготовительная к школе группа (6-7 лет): вопросы-задания; (чем отличается птичка от той, что мы наблюдали… ) использование приборов (термометр, рейка для измерения глубины снега, лупа и др.)

Таким образом, формируется система знаний, уме­ний и навыков детей, воспитывается заботливое отношение к объектам природы.

2.Проведение природоведческих экскурсий с детьми старшего дошкольного возраста

План:

1.Определение экскурсии и ее значение

2. Подготовка к экскурсии.

3.Методика проведения природоведческих экскурсий

4.Работа после экскурсии.

Подготовка к экскурсии.

Воспитатель, планируя экскурсию, точно определяет тему и цель экскурсии, конкретизирует программное содержание, намечает объект экскурсии. Важно выбрать дорогу до места, которая не была бы утомительной, не отвлекала детей от намеченной цели. Определяя место экскурсии, уточняет маршрут, находит нужные объекты. После этого намечает последовательность наблюдений, содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений; устанавливает, где они могут самостоятельно вести наблюдение и отдыхать.

Чтобы экскурсия была интересной, воспитатель заранее подбирает стихи, загадки, пословицы, которые затем использует в работе. Перед экскурсией воспитатель тщательно продумывает, какой материал следует собрать для дальнейшей работы в группе и какое оборудование в связи с этим надо взять с собой.

За несколько дней до экскурсии воспитатель проводит с детьми небольшую беседу, с тем чтобы вызвать у них интерес к предстоящему занятию, оживить впечатления и представления, которые могут быть полезными в ходе экскурсии, сообщает ее цель. При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей.

Работа после экскурсии.

Знания, полученные на экскурсии, расширяются и закрепляются в образовательной деятельности, в играх, в наблюдениях в уголке природы за принесенными объектами. Сразу же после возвращения с экскурсии собранный материал необходимо разместить в уголке природы (растения поставить в вазы, цветочные горшки) и организовать наблюдения.

Через 2—3 дня после экскурсии воспитатель проводит занятия с использованием раздаточного материала, рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, читает художественную литературу, заслушивает рассказы детей о том, где были и что видели. В заключение проводится обобщающая беседа.

Планируя беседу после экскурсии, воспитатель должен поставить вопросы так, чтобы в памяти детей восстановить весь ход экскурсии, подчеркнуть наиболее важные в образовательном и воспитательном отношении моменты, подвести их к установлению связей между явлениями.

3. Уголок природы в детском саду, его значение, организация. Подбор растений их сменяемость.

Значение уголка природы и его организация. Непосредственное общение с природой дает ребенку более яркие представления, чем книжки, картинки и рассказы взрослых. Для постоянного общения детей с объектами природы в детском саду создаются уголки природы (центры науки). Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок природы украсит групповую комнату, доставит удовольствие детям, даст возможность проводить ин­тересные наблюдения, ухаживать за растениями в течение всего года.

В уголке природы дети сосредотачивают свое внимание на небольшом количестве объектов (наиболее типичных), что обес­печивает более глубокое их познание. Дошкольники имеют воз­можность длительно рассматривать обитателей уголка природы, наблюдать за ними; постепенно у них формируются прочные осознанные знания, развивается наблюдательность. На основе знаний и навыков, которые при­обретают дети, формируются интерес к природе, бережное отно­шение ко всему живому, чувство ответственности.

Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы, од­нако хорошо создать и общий уголок. Он будет служить для пополнения и смены объектов в групповых уголках природы. Необходимы продуманный подбор объектов и правильное их размещение.

Объекты уголка природы. Всех обитателей уголка природы в детском саду можно разделить на постоянных и временных. Постоянные живут в уголке круглый год (комнатные растения, рыбы, птицы и т. д.), временные — лишь определенный отрезок времени (растения и животные местного края, жизнедеятель­ность которых особенно интересно и ярко проявляется в те или иные сезоны: яркие декоративные растения цветника, обильно цветущие осенью, весенние первоцветы, насекомые). Перечень временных обитателей уголка природы дается в темах, раскры­вающих содержание работы по сезонам.

Требования к подбору объектов. При подборе обитателей уголка природы следует учитывать ряд требований, что поможет избежать ошибок и обеспечит эффективность воспитательного и образовательного воздействия труда и наблюдений детей. Вот эти требования:

1. Растения должны быть типичными для той или иной систематической или экологической группы. Это дает возможность познакомить детей с основными, типичными чер­тами, условиями или образом жизни, характерными для боль­шой группы растений.

1. Растения должны быть внешне яркими, при­влекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание детей дошкольного возраста.

2. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений. Это дает возможность детям увидеть в объектах не только общие, но и индивидуальные признаки, подводит ребят к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.

3. Растения должны быть абсолютно безопасны для здоровья детей.

4. Уголок природы — место труда и наблюдений детей. Уход за его обитателями по качеству, характеру труда, затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при помощи воспитателя). Поэтому подбираются не­прихотливые растения, не требующие для своего содержания сложного оборудования.

5. Необходимо учитывать возможности нормальной жизне­деятельности, роста и развития растений в условиях помещения дошкольного учреждения с его повышенной темпе­ратурой, сухостью, наличием шума и т. д.

Размещение растений в уголке природы. Раз­мещая обитателей в уголке природы, следует учитывать их биологические особенности и потребности. Так, одни комнатные растения (герань, кактус и т. д.) нуждаются в большом количе­стве солнечного света — их следует поставить на самое светлое место; другие (узамбарская фиалка, бегония) плохо переносят прямые солнечные лучи — их помещают в затененное место.

При размещении растений необходимо учесть и эстетическую сторону: уголок природы должен радовать глаз, украшать интерьер.

Растения уголка природы

Постоянными обитателями уголка природы в детском саду являются комнатные растения.

Растения уголка природы младших групп. При подборе обитателей уголка природы для младших групп детского сада следует учесть особенности восприятия детьми предметов (ма­лыш прежде всего обращает внимание на самые яркие и краси­вые из них). У детей формируется способность узнавать предмет, различать и называть его отдельные части.

Воспитанники младшей группы должны научиться узнавать и называть 2—3 растения, их части (стебель, лист, цветок). Дети привлекаются к уходу за растениями: поливают водой, приго­товленной взрослым (он же определяет дозировку), обтирают влажной тряпкой крупные «кожистые» листья растений.

В уголке природы младших групп помещают растения, имею­щие ярко выраженные основные части (стебель, листья) и кра­сиво, обильно и долго цветущие.

Растения уголка природы старших групп. Знания детей старшей группы о растениях существенно дополняются. Дети узнают о том, что растения для своего роста нуждаются в свете, влаге, тепле, почвенном питании. Детям следует объяснить, что разные растения нуждаются в разном количестве света, влаги: одни хорошо растут при ярком освещении, другие – в тени; одни нуждаются в частом поливе, другие надо поливать редко. В уголок природы вносятся растения с разнообразными стеблями (вьющиеся, стелящиеся), имеющие луковицы, клубни и т.д. Это могут быть 1-2 вида традесканций, комнатный виноград, плющ, амариллис, кливия и т.д. Они имеют разнообразные по форме и характеру листья, стебли, цветы; у них разные потребности в степени освещения и поливе.

ПМ.03

МДК.03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников

ОТВЕТЫ

1. Наблюдения и их место в экологическом образовании детей дошкольного возраста.

План:

1. Сущность и значение наблюдений.

2. Общие требования к организации наблюдений.

3. Методика проведения наблюдений.

4. Методические приемы, используемые во время наблюдений

1. Сущность и значение наблюдений.

Наблюдение - целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира, это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление, речь, требуется устойчивое внимание. В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеют опыт, знание и умения ребенка.

Организуя с детьми наблюдения природы, воспитатель решает в единстве ряд задач:

1. Формирует у детей знания о природе.

2. Учит наблюдать

3. Развивает наблюдательность

4. Воспитывает эстетически

5. Формирует осознанно-правильное отношение к природе

2. Общие требования к организации наблюдения. (по Л.М.Маневцовой).

1. Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Во всех случаях задача должна иметь познаватель­ный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.

2. Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отби­рать небольшой круг знаний. Представления об объектах при­роды формируются у детей постепенно, в результате многократ­ных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления.

3. В организации наблюдений следует предусматривать сис­темность, что обеспечит их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей природе.

4. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятель­ности достигается разнообразными приемами: постановка кон­кретной и доступной задачи наблюдения, использование обсле­довательских действий как способа наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения, срав­нение одного объекта с другим, предъявление вопросов разной степени сложности (вопросы должны будить мысль ребенка).

5. Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней.

6. Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы. Такими способами могут быть рассказ воспитателя, чтение книги о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном.

7. В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы, отношение к нему.

3. Методика проведения наблюдений (по Л.М.Маневцовой).

Руководство наблюде­нием складывается из подготовки воспитателя и детей, прове­дения самого наблюдения и закрепления полученных детьми представлений.

Выбор объекта наблюдения осуществляется воспитателем в зависимости от требований программы детского сада. При этом, чтобы правильно отобрать доступные для наблюдения объекты, необходимо учитывать уровень развития наблюдательности у воспитанников данной группы. В выборе объектов воспитатель руководствуется и сроками наступления различных явлений в природе местного края. Далее педагог конкретизирует объем знаний, которые необходимо сформировать у детей в результате предстоящего, а также последующих (повторных) наблюдений. Важно продумать, как будет организовано наблюдение: со всеми детьми или с подгруппой.

Проводя наблюдение, воспитатель строит свою деятельность, учитывая три основных этапа. На первом этапе необхо­димо, чтобы воспитанники получили общее представление об объекте. Детям дается время для его подробного осмотра. Вос­питанники должны удовлетворить свое любопытство, узнать, что это такое, выразить к нему свое отношение.

На втором этапе воспитатель, учитывая возрастные воз­можности детей, использует разнообразные приемы для выяв­ления свойств, качеств, признаков объекта, особенностей пове­дения и образа жизни животного, состояния растения и т.д., устанавливает необходимые связи.

Воспитатель задает детям вопросы, загадывает загадки, пред­лагает обследовать предмет, сравнить один с другим. Широко используются трудовые действия, игровые приемы, а также стихи, отрывки из художественных произведений. Это вызывает у детей эмоциональное отношение к наблюдаемому объекту.

Наблюдая за насекомыми и птицами, дошкольники узнают о их поведе­нии, разнообразных проявлениях. Рассматривание растения на­чинается с выделения наиболее ярких его частей (цветок, сте­бель, листья). Затем по порядку рассматриваются особенности их внешнего строения (величина, форма, характер поверхности и т. д.).

На третьем этапе подводится итог наблюдения, обоб­щаются полученные знания.

Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим.

4.Методические приемы, используемые во время наблюдений:

Младшая группа (2-3, 3-4 года): сюрпризные моменты, внесение кукол, др. игрушек; чтение стихов, песенок; имитация движений, звуков; игровой прием; трудовые поручения; обследовательские действия.

Средняя группа (4-5 лет): постановка познавательных целей; выполнение заданий; трудовые поручения; обследовательские действия; поисковые действия; связь наблюдений с изодеятельностью (фиксация впечатлений); поисковая деятельность; сравнение; составление рассказов о наблюдаемых объектах; игровой прием; загадки; художественное слово.

Старшая группа (5-6 лет): прямая постановка задач; вопросы поискового характера; выделение признаков предмета с помощью зрения; словесный отчет о наблюдаемом; кратковременные опыты; использование приборов.

Подготовительная к школе группа (6-7 лет): вопросы-задания; (чем отличается птичка от той, что мы наблюдали… ) использование приборов (термометр, рейка для измерения глубины снега, лупа и др.)

Таким образом, формируется система знаний, уме­ний и навыков детей, воспитывается заботливое отношение к объектам природы.

2.Проведение природоведческих экскурсий с детьми старшего дошкольного возраста

План:

1.Определение экскурсии и ее значение

2. Подготовка к экскурсии.

3.Методика проведения природоведческих экскурсий

4.Работа после экскурсии.

Определение экскурсии и ее значение

Экскурсия — один из видов образовательной деятельности по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им.

Преимущества экскурсий в том, что здесь дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Экскурсия помогает формировать у ребят первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе, материалистическое миропонимание.
Экскурсии в лес, в поле, на берега рек и озер привлекают внимание детей, предоставляют возможность под руководством педагога собирать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы. На экскурсии у детей развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы.

Они приучаются всматриваться в предмет и подмечать его характерные особенности. Красота природы вызывает у ребят глубокие переживания, неизгладимые впечатления, способствует развитию эстетических чувств. На этой основе формируется любовь к родной природе, бережное отношение к ней.

Экскурсию как форму образовательной деятельности используют в средней, старшей и подготовительной группах.

По содержанию экскурсии условно делят на два вида: природоведческие — в парк, в лес, на реку, на луг и т. д., а также в зоопарк, ботанический сад (они проводятся в разные сезоны); экскурсии на сельскохозяйственныеобъекты — в поле, на птицефабрику, в сад, огород и т. д. в целях ознакомления с тудом взрослых.

Подготовка к экскурсии.

Воспитатель, планируя экскурсию, точно определяет тему и цель экскурсии, конкретизирует программное содержание, намечает объект экскурсии. Важно выбрать дорогу до места, которая не была бы утомительной, не отвлекала детей от намеченной цели. Определяя место экскурсии, уточняет маршрут, находит нужные объекты. После этого намечает последовательность наблюдений, содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений; устанавливает, где они могут самостоятельно вести наблюдение и отдыхать.

Чтобы экскурсия была интересной, воспитатель заранее подбирает стихи, загадки, пословицы, которые затем использует в работе. Перед экскурсией воспитатель тщательно продумывает, какой материал следует собрать для дальнейшей работы в группе и какое оборудование в связи с этим надо взять с собой.

За несколько дней до экскурсии воспитатель проводит с детьми небольшую беседу, с тем чтобы вызвать у них интерес к предстоящему занятию, оживить впечатления и представления, которые могут быть полезными в ходе экскурсии, сообщает ее цель. При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей.

Наши рекомендации