Практическое занятие № 7 (2ч)

Формы, индикаторы экологической политики. Проблемы осуществления экологической политики.

  1. Возникновение понятия экологической политики
  2. Механизмы уровневой реализации экологической политики
  3. Формирование государственной экологической политики
  4. Организация деятельности природоохранных органов по реализации экологической политики
  5. Система экологического контроля и мониторинга Мурманской области
  6. Институты экологической политики, их становление и развитие

Вопросы для самоконтроля

1. Нормативный статус различных источников экологической политики

2. Инструменты экологической политики: экологический контроль; экологический аудит; экологический мониторинг; экологическая экспертиза;

3. Эффективность различных групп инструментов экологической политики.

Задание для самостоятельной работы:

1. Заполните таблицу: «Этапы развития экологической политики по Н.Н. Марфенину»

Период Этап Характеристика этапа, ведущие принципы
1970-1983гг    
1984-1989 гг.    
1990-2000 гг.    

2. Охарактеризуйте уровни экологической политики

Уровень экологической политики Характеристика
   

3.Соотнесите методы и средства экологической политики. Приведите свои примеры под цифрами 6,7,8.

Методы ЭП   Средства ЭП
А. Информационные   1.Экологическое лицензирование
Б. Предупредительные   2.Экологические платежи
  3.Экологическое образование
  В. Принудительные   4. Экологический контроль
  5.Ограничение деятельности
    6.
    7.
    8.

Литература и источники

Основная

Миркин, Б.М. Устойчивое развитие: вводный курс: учебное пособие для студентов/ Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова. – М.: Логос, 2006. – 311с.

Марфенин, Н. Н. Устойчивое развитие человечества [Текст] : учебник для студ. вузов, обуч. по спец. "Экология", "Геоэкология", "Природопользование" / Марфенин Н. Н. ; МГУ им. М. В. Ломоносова. - М. : МГУ, 2007. - 624 с

Дополнительная

Гнатюк, В. С. Устойчивое развитие: парадоксы и противоречия [Текст]: монография / В. С. Гнатюк. – Ростов н/Д : ЮНЦ РАН, 2009. – 336 с.

Марфенин, Н. Н. Устойчивое развитие человечества [Текст] : учебник для студ. вузов, обуч. по спец. "Экология", "Геоэкология", "Природопользование" / Н. Н. Марфенин. – М. : МГУ, 2007. – 624 с.

Миркин, Б. М. Устойчивое развитие: вводный курс [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / Б. М. Миркин, Л. Г. Наумова – М. : Логос, 2006. – 311 с.

Прохоров, Б. Б. Экология человека [Текст] : учебник для студ. вузов, обуч. по спец. 013100"Экология" и 013600 "Геоэкология" / Б.Б. Прохоров. 3-е изд., стер. – М. : Академия, 2007. – 317 с.

Урсул, А. Д. Устойчивое социоприродное развитие [Текст]: учеб. пособие / А. Д.Урсул, Ф. Д. Демидов. 2-е изд., стер. – М. : РАГС, 2008. – 327с.

Миркин, Б. М. Устойчивое развитие: вводный курс [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / Б. М. Миркин, Л. Г. Наумова – М. : Логос, 2006. – 311 с.

Хотунцев, Ю. Л. Экология и экологическая безопасность [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 033300 - Безопасность жизнедеятельности / Ю. Л. Хотунцев. 2-е изд., перераб. – М. : Академия, 2004. - 480 с..

Тема 4. Экологический, экономический, социальный, политический императивы устойчивого развития. Индикация устойчивого развития (4ч)

Практическое занятие № 8, 9 (4ч)

План

1. Принципы устойчивого развития. Экологический императив.

2. Уровни устойчивого развития: глобальный, государственный, региональный, муниципальный.

3. Индикаторы устойчивого развития: социальные, экономические, экологические, институциональные.

4. Индекс развития человеческого потенциала, экологический след, качество жизни как показатели УР.

5. Концепция устойчивого развития РФ. Предпринимаемые в России меры для реализации концепции УР человечества.

Вопросы для самоконтроля

1. Что означает понятие «экологический императив»? Кто предложил этот термин?

2. В чем отличие уровней устойчивого развития?

3. Как называются Программы устойчивого развития территорий? Приведите примеры.

4. В чем смысл индикации УР?

5. В чем сущность социальных, экономических и экологических индикаторов УР? В чем их единство?

6. Почему экологический след является показателем УР? Из чего он складывается?

7. Из чего складывается ИРЧП?

8. В чем измеряется уровень жизни, образованность и продолжительность жизни?

9. Как определяется индекс здоровья?

Задания для самостоятельной работы студентов

к вопросу 1.

Принципы УР Пример действия принципа
   

к вопросу 2.

Принципы УР Пример действия принципа на региональном уровне (Мурманская область)
   

к вопросу 3.

Выберите индикаторы из предложенного списка, отнесите их к подтемам и темам.

Тема Подтема Индикатор
Соцальные
     
Экономические
     
Экологические
     
Институциональные
     

Социальные, Экономические, Экологические, Институциональные, Бедность, Равенство полов, Обеспеченность пищей, Смертность, Санитария, Питьевая вода, Медицинское обслуживание, Образовательный уровень, Грамотность, Жилищные условия, Преступность, Изменение народонаселения, Изменение климата, Истончение озонового слоя, Качество воздуха, Сельское хозяйство, Леса, Опустынивание, Урбанизация, Прибрежная зона, Рыболовство, Количество воды, Качество воды, Экосистемы, Виды, Экономическая оценка, Торговля, Финансовый статус, Потребление материалов, Использование энергии, Образование отходов и их использование, Транспорт, Стратегическая реализация УР, Международная кооперация, Доступность информации, Коммуникационная инфраструктура, Наука и технологии, Степень готовности к катастрофам, Справедливость, Здоровье, Образование, Жилище, Безопасность, Население, Атмосфера, Земля, Океаны, Моря, Побережья, Пресная вода, Биоразнообразие, Экономическая структура, Потребление и продукция, Институциональные ограничения, Институциональная емкость.

к вопросу 4.

10. Выполните подсчет экологического следа, пользуясь калькулятором экологического следа.

11. Подберите информацию о соотношении ИРЧП и уровня развития стран.

к вопросу 5.

Проанализируйте «Концепцию перехода УР к устойчивому развитию» по плану:

1. Название документа.

2. Кем и когда принят

3. Структура документа

4. Покажите связи, которые существуют, на ваш взгляд, между причинами, вызвавшими необходимость разработки документа и предлагаемыми идеями

5. Оцените значимость реализации данного документа в России и в мире.

6. Приведите примеры реального проявления положений, заложенных в Концепции

Литература и источники

Основная

Миркин, Б.М. Устойчивое развитие: вводный курс: учебное пособие для студентов/ Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова. – М.: Логос, 2006. – 311с.

Марфенин, Н. Н. Устойчивое развитие человечества [Текст] : учебник для студ. вузов, обуч. по спец. "Экология", "Геоэкология", "Природопользование" / Марфенин Н. Н. ; МГУ им. М. В. Ломоносова. - М. : МГУ, 2007. - 624 с

Дополнительная

Гнатюк, В. С. Устойчивое развитие: парадоксы и противоречия [Текст]: монография / В. С. Гнатюк. – Ростов н/Д : ЮНЦ РАН, 2009. – 336 с.

Марфенин, Н. Н. Устойчивое развитие человечества [Текст] : учебник для студ. вузов, обуч. по спец. "Экология", "Геоэкология", "Природопользование" / Н. Н. Марфенин. – М. : МГУ, 2007. – 624 с.

Миркин, Б. М. Устойчивое развитие: вводный курс [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / Б. М. Миркин, Л. Г. Наумова – М. : Логос, 2006. – 311 с.

Прохоров, Б. Б. Экология человека [Текст] : учебник для студ. вузов, обуч. по спец. 013100"Экология" и 013600 "Геоэкология" / Б.Б. Прохоров. 3-е изд., стер. – М. : Академия, 2007. – 317 с.

Урсул, А. Д. Устойчивое социоприродное развитие [Текст]: учеб. пособие / А. Д.Урсул, Ф. Д. Демидов. 2-е изд., стер. – М. : РАГС, 2008. – 327с.

Миркин, Б. М. Устойчивое развитие: вводный курс [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / Б. М. Миркин, Л. Г. Наумова – М. : Логос, 2006. – 311 с.

Хотунцев, Ю. Л. Экология и экологическая безопасность [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 033300 - Безопасность жизнедеятельности / Ю. Л. Хотунцев. 2-е изд., перераб. – М. : Академия, 2004. - 480 с..

Наши рекомендации