Значение лесов, группы лесов, их использование и охрана.
Лес - это совокупность лесной растительности, земли, животного мира, других компонентов окружающей природной среды, имеющая важное экологическое, экономическое и социальное значение.
Одна из важнейших функций леса, как и растительности в целом, —
продуцирование органического вещества.
Первая группа. Леса, имеющие водоохранное и почвозащитное значение, зеленые зоны курортов, городов и других населенных пунктов, заповедные леса, защитные полосы вдоль рек, шоссейных и железных дорог, степные колки, ленточные боры Западной Сибири, тундровые и субальпийские леса, памятники природы и некоторые другие.
Вторая группа. Насаждения малолесистой зоны, расположенные в основном в центральных и западных районах страны, имеющие защитное и ограниченное эксплуатационное значение.
Третья группа. Эксплуатационные леса многолесных зон страны — районы Европейского Севера, Урала, Сибири и Дальнего Востока.
Основными задачами охраны леса являются иррациональное использование и восстановление. Иррациональное использование заключается в регулировании частоты рубки (повторная рубка не чаще 80-100 лет. Своевременное лесовозобновление при помощи специальных мер: посев и посадка деревьев, мелиоративные мероприятия: осушение переувлажненных почв, посадка улучшающих почву кустарников, деревьев, трав. Так же важны меры по уходу за лесом - прореживание, прочистка, осветление, санитарная рубка, защита от пожаров, вредителей и болезней, потравы скотом и т. д.
72. Растительные ресурсы мира. Классификация растительных ресурсов.
Растительные ресурсы - часть природных ресурсов, представленная растениями, которыеиспользуются или могут быть использованы для прямого или непрямого потребления человеком, созданияматериальных богатств, улучшения жизненных условий.
Классификация растительных ресурсов:
1. Культурные растения. Это растения, которые выращивает человек и которые не встречаются в естественной среде.
2. Культивируемые растения. Это растения, которые тоже выращивает человек, но они являются естественными видами, встречающимися и в природе.
3. Синантропные растения или антропофилы. Это растения, которые человек не разводит и никогда не разводил. Но они, будучи выходцами из дикорастущей флоры, приспособились к видоизмененным условиям, создаваемым человеком, «сорные растения».
4. Дикорастущие растения. Это растения, произрастающие в естественном состоянии. К ним относится абсолютное большинство видов растений. Они могут непосредственно использоваться человеком или переводится в культивируемые. Но особенно они ценны как колоссальный резервный генофонд и как материал для селекции культурных растений.
Воздействие человека на животный мир.
Косвенное: осушение болот, вырубка лесов, распашка целинных земель. (т.к. затрагивает все организмы конкретного вида, обитающие на данной территории)
Прямое: отстрел, отлов животных (Нарушатся взаимосвязи в биоценозах, изменятся отработанные эволюцией цепи питания, увеличится число животных приносящих вред человеку).
Причины вымирания животных.
· численность популяции (у животных, размножающихся только в группах, например странствующий голубь)
· генетическое однообразие (может грозить гепардам)
· продолжительность жизни
· хищники
· конкуренция с другими видами животных на одном и том же жизненном пространстве
· нападения паразитов (какие-либо болезни)
· катастрофы
· изменения окружающей среды
· человеческий фактор
75. Государственная экологическая экспертиза: цели, принципы, объекты.
Экологическая экспертиза — установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Экологическая экспертиза основывается на принципах:
· презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
· обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
· комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и их последствий;
· обязательности учёта требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
· достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
· независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
· научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;
· гласности, участия общественных организаций (объединений), учёта общественного мнения;
· ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.
Объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются:
· 1) проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации;
· 2) проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
· 3) проекты соглашений о разделе продукции;
· 4) материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии;
· 5) проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;
· 6) материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;
· 6.1) материалы, обосновывающие преобразование государственных природных заповедников в национальные парки;
· 7) объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", Федеральном законе от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", Федеральном законе от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации";
· 7.1) проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, на Байкальской природной территории, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
· 7.2) проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности;
· 7.3) проектная документация искусственных земельных участков, создание которых предполагается осуществлять на водных объектах, находящихся в собственности Российской Федерации;
· 7.4) проект ликвидации горных выработок с использованием отходов производства черных металлов IV и V классов опасности;
· В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ с 1 января 2018 года статья 11 будет дополнена подпунктами 7.5 и 7.6 следующего содержания:
· "7.5) проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, за исключением случаев, если такая проектная документация входит в состав материалов обоснования лицензий в соответствии с подпунктом 4 настоящей статьи;
· 7.6) материалы обоснования комплексного экологического разрешения, разрабатываемые в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, в случае, если указанные материалы не содержат информацию о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проведенной в отношении объектов, указанных в подпункте 7.5 настоящей статьи;".
· 8) объект государственной экологической экспертизы, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:
· доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
· реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
· истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
· внесения изменений в документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня являются:
· 1) проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
· 2) проекты целевых программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
· 3) материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения;
· 4.1) проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
· 5) объект государственной экологической экспертизы регионального уровня, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:
· доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
· реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
· истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
· внесения изменений в документацию, на которую имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы.
76. Задачи специалистов сельского хозяйства в области охраны окружающей среды.
Соблюдение севооборотов — чередования культур в пространстве и времени в конкретных условиях того или иного хозяйства.
Селекция и семеноводство сельскохозяйственных культур.
Система обработки почвы. Включает состав, последовательность и сроки проведения конкретных приемов рыхления или уплотнения почвы, технологию их выполнения, которые определяют в большей мере физико-химические свойства почвы, ее микробиологическую активность.
Разумное применение удобрений.
Мелиорация земель. Это система технических, агрономических и организационных мероприятий, направленных на преобразование неблагоприятных для сельскохозяйственного производства условий.
Применение средств защиты растений. В ассортименте химических средств защиты растений средства борьбы с сорняками (гербициды),средства борьбы с вредителями (инсектициды), средства борьбы с болезнями (фунгициды).
Проведение агротехнических почвозащитных мероприятий: Фитомелиоративние, приемы почвозащитной обработки почв, снегозадержание, и регулирование снеготаяния, агротехнические приемы повышения плодородия эродированных почв, агрофизические приемы повышения противоэрозионной устойчивости почв.
Лесомелиоративные почвозащитные мероприятия заключаются в посадке лесных полос и массивов.
Гидромелиоративные почвозащитные сооружения по своему назначению подразделяются на следующие группы:
— водозадерживающие (водозадерживающие валы, горизонтальные валы с широким основанием, лиманы, пруды, плотины и т. д.);
— водонаправляюшие (водонаправляющие валы, валы-распылители стока, водоотводные каналы на склонах и т. д.);
— водосбросные (запруды, перепады, быстротоки, водосбросы и т. д.).
77. Экологические проблемы сельскохозяйственного производства.
Сильнее всего на природную среду воздействует земледелие. Его факторы воздействия таковы:
· сведение природной растительности на сельхозугодиях, распашке земель;
· обработка (рыхление) почвы, особенно с применением отвального плуга;
· применение минеральных удобрений и ядохимикатов (пестицидов);
· мелиорация земель.
И сильнее всего воздействие на сами почвы:
· разрушение почвенных экосистем;
· потеря гумуса;
· разрушение структуры и уплотнение почвы;
· водная и ветровая эрозия почв.
Животноводство влияет на природу меньше. Его факторы воздействия таковы:
· перевыпас, то есть выпас скота в количествах превышающих способности пастбищ к восстановлению;
· непереработанные отходы животноводческих комплексов.
К общим нарушениям, вызываемым сельскохозяйственной деятельностью можно отнести:
· загрязнение поверхностных вод (рек, озёр, морей) и деградация водных экосистем при эвтрофикации; загрязнение грунтовых вод;
· сведение лесов и деградация лесных экосистем (обезлесение);
· нарушение водного режима на значительных территориях (при осушении или орошении);
· опустынивание в результате комплексного нарушения почв и растительного покрова;
· уничтожение природных мест обитаний многих видов живых организмов и как следствие вымирание и исчезновение редких и прочих видов.
78. Понятие качества сельскохозяйственной продукции. Сущность понятия «экологически чистая продукция».
Под качеством сельскохозяйственной продукции следует понимать совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность удовлетворять в соответствии с назначением определённые потребности. Качество сельскохозяйственной продукции зависит от множества факторов технологического, организационного, социального, экономического, а также природного характера. Среди них: плодородие почвы, погодные условия, сорта растений и породы животных, сроки и качество выполнения всех операций по производству, заготовке, хранению и реализации продукции, обеспеченность производственными помещениями, техническими средствами, удобрениями и ядохимикатами, квалифицированными кадрами, система материальной заинтересованности работников в качественных показателях и др.
Экологически чистая продукция - это продукция, произведенная на основе биологического земледелия полноценна по содержанию веществ необходимых для жизнедеятельности человека и не содержащая полютантов выше предельно допустимой концентрации.