Оценка воздействия на поверхностные воды

Одна из наиболее острых экологических проблем - состояние поверхностных вод, т.е. рек и озер. Проблема состояния поверхностных вод имеет два аспекта: количественный и качественный. И тот, и другой аспект составляют одно из важнейших условий существования живых существ, в том числе и особенно - человека. Хотя морские воды представляют собой объект, отличающийся от поверхностных вод, проблемы воздействия антропогенной деятельности на моря и последствия их во многом схожи с проблемами поверхностных вод. Оценка качества поверхностных вод (прежде всего степени их загрязненности) относительно хорошо разработана и базируется весьма представительном пакете нормативных и директивных документов, использующих прямые гидрохимические и гидрологические методы и критерии оценки.Оценка количественных аспектов водных ресурсов (в т. ч. их загрязнения) преследует двоякую цель. Во-первых, необходимо оценить возможности удовлетворения потребностей планируемой деятельности в водных ресурсах, а во-вторых, последствия возможного изъятия и части этих и загрязнения оставшихся ресурсов для других предприятий и жизнедеятельности населения. Пожалуй, одним из главных факторов, определяющих возможные уровни загрязнения водоемов, помимо их природных свойств, является исходное гидрохимическое состояние, возникающее под влиянием антропогенной деятельности. Прогнозные оценки состояния загрязнения водоемов могут быть получены путем суммирования существующих уровней загрязнения и дополнительных количеств ЗВ, планируемых к поступлению от проектируемого объекта. При этом необходимо учитывать как прямые (непосредственный сброс в водоемы), так и косвенные (поверхностный сток, внутрипочвенный сток, аэрогенное загрязнение и т.д.) источники. Основным критерием загрязнения воды также являются ПДК, среди которых различают санитарно-гигиенические (нормируют по влиянию на здоровье человека), и рыбохозяйственные, разработанные для защиты гидробионтов (живых существ водных объектов). Последние, как правило, строже, т.к. обитатели водоемов обычно более чувствительны к загрязнению, нежели человек. Основным источником информации о гидрологических и гидрохимических свойствах водоемов являются материалы наблюдений, осуществлявшихся в сети ОГСНК (Общегосударственная сеть наблюдения и контроля Роскомгидромета СССР) и ныне проводимые в рамках формирующейся ЕГСЭМ (Единой государственной системы экологического мониторинга) России.Помимо вышеуказанных важное место среди критериев экологической оценки состояния водных объектов занимают индикационные критерии оценки. В последние годы биоиндикация (наряду с традиционными химическими и физико-химическими методами) получила достаточно широкое распространение при оценках качества поверхностных вод. Не менее важными, чем показатели качества вод, являются ресурсные критерии оценки. Для поверхностных вод в качестве критериев оценки их ресурсов рекомендуются два наиболее емких показателя: величина поверхностного (речного) стока или изменение его режима применительно к определенному бассейну и величина объема единовременного отбора воды. Учитывая всё вышеуказанное, при обосновании и оценке воздействия на поверхностные воды Регламентом проведения ГЭЭ рекомендуется рассматривать следующее.1. Гидрографическая характеристика территории.2. Характеристика источников водоснабжения, их хозяйственное использование.3. Оценка возможности забора воды из поверхностного источника на производственные нужды в естественных условиях (без регулирования речного стока; с учетом существующей зарегулированности речного стока).4. Местоположение водозабора, его характеристика.5. Характеристика водного объекта в расчетном створе водозабора (гидрологический, гидрохимический, ледовый, термический, скоростной режимы водного стока, режим наносов, русловые процессы, опасные явления: заторы, наличие шуги).6. Организация санитарно-защитной зоны водозабора.7. Водопотребление в период строительства объекта. Водохозяйственный баланс предприятия. Оценка рациональности использования воды.8. Характеристика сточных вод - расход, температура, состав и концентрации загрязняющих веществ.9. Технические решения по очистке сточных вод в период строительства объекта и его эксплуатации - краткое описание очистных сооружений и установок (технологическая схема, тип, производительность, основные расчетные параметры), ожидаемая эффективность очистки.10. Повторное использование вод, оборотное водоснабжение.11. Способы утилизации осадков очистных сооружений.12. Сброс сточных вод - место сброса, конструктивные особенности выпуска, режим отведения сточных вод (периодичность сбросов).13. Расчет предельно-допустимого сброса (ПДС) очищенных сточных вод.14. Характеристика остаточного загрязнения при реализации мероприятий по очистке сточных вод (в соответствии с предельно-допустимым сбросом).15. Оценка изменений поверхностного стока (жидкого и твердого) в результате перепланировки территории и снятия растительного слоя, выявление негативных последствий этих изменений на водный режим территории.16. Оценка воздействия объекта на поверхностные воды в процессе строительства и эксплуатации, включая последствия воздействия отбора воды на экосистему водоема; тепловое, химическое, биологическое загрязнение, в том числе при авариях.17. Оценка изменений русловых процессов, связанных с прокладкой линейных сооружений, строительством мостов, водозаборов, и выявление негативных последствий этого воздействия, в том числе на гидробионты.18. Прогноз воздействия намечаемого объекта (отбор воды, остаточное загрязнение при сбросе очищенных сточных вод, изменение температурного режима и др.) на водную флору и фауну, на хозяйственное и рекреационное использование водных объектов, условия жизни населения.19. Организация контроля за состоянием водных объектов.20. Объем и общая стоимость водоохранных мероприятий, их эффективность и очередность реализации, включая мероприятия по предупреждению и ликвидаций последствий аварий.



6.4 Экологические требования при проведении ОВОС

ОВОС предусмотрена главой шестой ФЗ «Об охране окружающей среды». Согласно ст.32 указанного закона, ОВОС проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенной воздействие на окружающую среду. Требования к материалам устанавливаются Минприроды РФ. Наличие законодательно и административно закрепленных экологических требований к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию, собственно эксплуатации, а также перепрофилированию, модернизации, консервации и ликвидации предприятий, сооружений и иных объектов хозяйственной и другой деятельности обусловливает необходимость их учета, анализа правильности выполнения при проведении экологической экспертизы и ОВОС. Однако на практике далеко не по всем видам деятельности эти требования реально учитываются в ходе ЭЭ и ОВОС, что свидетельствует о недостаточном пока развитии этого экологического регулятора природопользования. Кроме учета экологических нормативов при проведении ЭЭ и ОВОС, а также экологическом обосновании хозяйственной и иной деятельности приходится также учитывать другие соответствующие требования, в т.ч. к самой нормативной документации, к прединвестиционным материалам, к проектной и градостроительной документации, а также к материалам лицензий, экологическому обоснованию техники, технологии и материалов. Учет экологического фактора (УЭФ) – совокупность требований природоохранительного законодательства РФ к условиям размещения и функционирования проектируемого промышленного объекта, рассматриваемого как составная часть природно-антропогенной системы с целью обеспечения экологической безопасности его эксплуатации, рационального использования природных ресурсов с учетом особенностей экологической обстановки и ресурсного потенциала территории, попадающей в зону антропогенного влияния.

Общие экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений, и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное неблагоприятное влияние на состояние окружающей среды, закреплены, в основном, в разделе седьмом ФЗ «Об охране окружающей среды» (ст.ст.34-56). Требования двух последних разделов, должны учитываться одновременно при экологическом контроле действующих объектов и при экологической экспертизе проектов по аналогичным хозяйственным объектам, а также в случае их размещения на территории.

При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в энергетике, водном, коммунально-бытовом хозяйстве, при прокладке линий электропередачи, связи, трубопроводов, каналов, иных объектов, оказывающих прямое либо косвенное влияние на состояние окружающей среды, должны выполняться требования экологической безопасности и охраны здоровья населения. Должны предусматриваться мероприятия по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды. Нарушение указанных требований влечет за собой приостановление до устранения недостатков либо полное прекращение деятельности по размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию экологически вредных объектов в соответствии с предписанием специально на то уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. При размещении предприятий, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований по охране ОС, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, учету ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических, нравственных последствий деятельности указанных объектов при приоритете охраны здоровья человека и благосостояния населения. Определение мест, строительства предприятий, сооружений и иных объектов, производится в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ, ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и других нормативно-правовых документов, при наличии положительного заключения специально на то уполномоченных государственных органов РФ в области охраны ОС, санитарно-эпидемиологического надзора (Минздрава РФ) и решения местных органов самоуправления. В необходимых случаях при размещении объектов, затрагивающих экологические интересы населения, решение принимается по результатам обсуждения или референдума.

Решение о размещении крупных народнохозяйственных объектов принимается соответствующими органами государственной власти Российской Федерации или субъектов в её составе на основе заключения государственной экологической экспертизы.

При технико-экономическом обосновании проекта, (ст.42) проектировании предприятий, сооружений и иных объектов, должны учитываться современный уровень научно-технического прогресса и предельно допустимые нагрузки на окружающую природную среду. Должны предусматриваться надежные и эффективные меры предупреждения, устранения загрязнения окружающей природной среды вредными отходами, их обезвреживание и утилизация, внедрение ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий и производств, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, оздоровление окружающей природной среды. При этом необходимо проводить эколого-инженерные изыскания. Для проведения эколого-инженерных изысканий разрабатывается предварительная ОВОС. Инженерные изыскания предусмотрены СНиП 11-02-96 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Что значит изыскания? Изыскания – исследование с целью проектирования, использования чего-либо.

Технико-экономическое обоснование - анализ, расчет, оценка экономической целесообразности осуществления предлагаемого проекта строительства, сооружения предприятия, создания нового технического объекта, модернизации и реконструкции существующих объектов. ТЭО основано на сопоставительной оценке затрат и результатов, установлении эффективности использования, срока окупаемости вложений.

Запрещается превышение нормативов предельно допустимых уровней воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду производственного и транспортного шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий. Меры, гарантирующие соблюдение указанных нормативов, разрабатываются при планировке и застройке городов, других населенных пунктов, проектировании строительства и реконструкции предприятий, цехов, технологических линий, создании и освоении новой техники, реконструкции и проектировании, эксплуатации средств наземного, водного и воздушного транспорта.

Наблюдение, учет источников и контроль за уровнем воздействия на окружающую природную среду физических факторов осуществляются специально уполномоченными на то государственными органами контроля и надзора РФ (Минприроды, Минздрава, Госатомназдора и др.). Нарушение указанных нормативов влечет за собой приостановление или прекращение соответствующими государственными органами проектирования или работы предприятий, цехов, агрегатов, иного оборудования, эксплуатации транспортных средств, иных источников вредного воздействия шума, вибрации, магнитных полей и других вредных физических воздействий до устранения обнаруженных недостатков.

Все экологические требования, учитываемые при экологической экспертизе, группируются в подзаконных нормативно-правовых документах по группам, соответствующим стадиям жизненного цикла объекта экспертизы, к которым относятся:

- разработка самой нормативной документации;

- прединвестиционное обоснование намерений, в т.ч. по размещению объектов на территории (предпроектная стадия);

- обоснования в проектной документации;

- обоснования сертификатов на технику, технологии и материалы;

- обоснования лицензий разрешений и согласований для различных видов деятельности (послепроектная стадия).

Вопросы для самоконтроля:

1. Понятие и сущность экологического риска.

2.Оценка риска и порядок его расчета.

3. Сущность шкалы значимости воздействия.

4. Оценка состояния атмосферного воздуха.

5. Обоснование и оценка воздействия на атмосферный воздух согласно Регламенту проведения ГЭЭ.

6. Экологические требования при проведении ОВОС.

7. Оценка состояния поверхностных вод

Рекомендуемая литература: [1-7,9,16]


Наши рекомендации