Оценка полноты и качества ОВОС
Для проведения ОВОС необходимо проанализировать имеющиеся данные. Без наличия достоверной многоплановой информации ее процесс невозможен. Сбор сведений по объему ОВОС играет важную роль в объективности дальнейших исследований. Оценка включает в себя поиск как общей, так и специальной информации. Предварительная подготовка. Сбор общих сведений по объекту. Информационное обеспечение ОВОС имеет решающее значение при разработке экологического обоснования проектной документации. Всегда необходима предварительная сортировка данных по достоверности. Данные, содержащиеся в официальных источниках, отличаются рядом недостатков:
- сеть наблюдений чрезвычайно редка и не отвечает уровню изменчивости изучаемых процессов;
- координатная привязка станций на водоемах не имеет GPS – обеспечения, что предполагает плохую воспроизводимость результатов;
- наблюдения выполняются дискретно (это неприемлемо для гидрохимического контроля, поскольку изменчивость техногенных воздействий во времени многократно превосходит интервалы наблюдений);
- методы анализа часто архаичны и метрологией не обеспечиваются.
С учетом этих ограничений выявляют пробелы в данных и планируют получение недостающего материала. Источниками исходной информации могут быть:
1. материалы специально уполномоченных государственных органов по вопросам охраны окружающей среды и их территориальных подразделений;
2. опубликованные и фондовые материалы научных организаций и ведомств;
3. данные статистической отчетности и экологического мониторинга;
4. данные о проводимых ранее инженерных изысканиях и полевых обследованиях;
5. технико-экономические и экологические данные объектов – аналогов;
6. расчеты и модели прогнозов;
7. результаты расчета рисков;
8. результаты математического прогнозирования условий без применения средств аварийного реагирования;
9. данные справочной литературы.
Наряду с природными условиями и компонентами окружающей среды должны быть определены и описаны наиболее важные составляющие социально – экономической обстановки в районе осуществления проекта. Значительное количество информации о состоянии окружающей среды может быть получено в государственных организациях, научных учреждения и вузах, общественных организациях. В качестве исходной информации следует также использовать кадастровые карты природных ресурсов, карты и карты – схемы компонентов природной среды, карты защищенности грунтовых вод, банки данных по отходам производства и потребления. Природоохранные мероприятия должны намечаться по каждому компоненту природной среды и включать предложения по рациональному использованию природных ресурсов, предупреждению их истощения и загрязнения экосистем. Часто полезную информацию приносит изучение данных о влиянии объектов – аналогов на окружающую среду при строительстве и эксплуатации, в т.ч.:
- виды воздействия, их характеристики;
- надежность технологического оборудования и процессов;
- данные о возможных аварийных ситуациях и мероприятия по их ликвидации;
- фактор времени – срок строительства и длительность эксплуатации;
- культура производства на объекте;
- санитарно-гигиенические, социально-экономические аспекты создания и функционирования объекта.
Сбор специальных сведений по объекту. Химическое воздействие нормируется через ПДК вредных веществ в средах и компонентах экосистем. Физические воздействия (электромагнитное, радиационное, шумовое, тепловое ит.д.) ограничиваются через ПДУ и ПДД. Качество окружающей среды оценивается через систему разного рода индексов (ИЗА, ИЗВ). В соответствии с этими ограничениями разрабатываются размеры СЗЗ зеленых зон городов и источников водоснабжения. Выявляется нормирование индивидуального и группового риска при разного рода чрезвычайных ситуациях. Для характеристики опасных антропогенных процессов рассматриваются технологические особенности производства, наличие приоритетных загрязнителей, возможность ограничения прямого воздействия на окружающую среду, выполняются нормирование и стандартизация в области обращения с отходами производства и потребления. Техногенные и природно-техногенные факторы опасных воздействий включают различные чрезвычайные ситуации, сопровождаемые взрывами, пожарами и воздействием выбросов опасных веществ.
Немалую опасность создают природные явления и процессы. Особую категорию опасностей составляют зоны потенциального экологического риска (ПЭР). Зоны ПЭР представлены такими участками территорий, где концентрируются атмосферные выпадения загрязняющих веществ вне зависимости от характера источников загрязнений.
Подготовка заключения ОВОС. Составление итогового документа ОВОС в большинстве случаев является обязанностью инициатора деятельности и осуществляется по его поручению разработчиком проектной документации или специализированными организациями. Документация по ОВОС должна в первую очередь способствовать принятию информационного решения по намечаемой деятельности. Другая функция – представить информацию о намечаемой деятельности и ее предполагаемых воздействиях для заинтересованных лиц и организаций, в т.ч. затрагиваемых этими воздействиями. Поэтому важно, чтобы документация содержала основные выводы ЭО проекта в сжатой и понятной форме.
В состав итоговых материалов ОВОС входят:
1. Общие сведения.
1.1. Заказчик деятельности с указанием официального названия организации (юридического, физического лица), адрес, телефон, факс.
1.2.Название объекта инвестиционного проектирования и планируемое место его реализации.
1.3. Фамилия, имя, отчество, телефон сотрудника – контактного лица.
1.4. Характеристика типа обосновывающей документации: ходатайство (Декларация) о намерениях, обоснование инвестиций, технико-экономическое обоснование (проект), рабочий проект (утверждаемая часть).
2. Пояснительная записка по обосновывающей документации.
3. Цель и потребность реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
4. Описание альтернативных вариантов достижения цели намечаемой хозяйственной и иной деятельности (различные расположения объекта, технологии и иные альтернативы в пределах полномочий заказчика), включая предлагаемый и "нулевой вариант" (отказ от деятельности).
5. Описание возможных видов воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности по альтернативным вариантам.
6. Описание окружающей среды, которая может быть затронута намечаемой хозяйственной и иной деятельностью в результате ее реализации (по альтернативным вариантам).
7. Оценка воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности по альтернативным вариантам, в том числе оценка достоверности прогнозируемых последствий намечаемой инвестиционной деятельности.
8. Меры по предотвращению и/или снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
9. Выявленные при проведении оценки неопределенности в определении воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
10. Краткое содержание программ мониторинга и после проектного анализа.
11. Обоснование выбора варианта намечаемой хозяйственной и иной деятельности из всех рассмотренных альтернативных вариантов.
12. Материалы общественных обсуждений, проводимых при проведении исследований и подготовке материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, в которых указывается:
12.1. Способ информирования общественности о месте, времени и форме проведения общественного обсуждения;
12.2. Список участников общественного обсуждения с указанием их фамилий, имен, отчеств и названий организаций (если они представляли организации), а также – адресов и телефонов этих организаций или самих участников обсуждения.
12.3. Вопросы, рассмотренные участниками обсуждений; тезисы выступлений, в случае их представления участниками обсуждения; протокол(ы) проведения общественных слушаний (если таковые проводились).
12.4. Все высказанные в процессе проведения общественных обсуждений замечания и предложения с указанием их авторов, в том числе по предмету возможных разногласий между общественностью, органами местного самоуправления и заказчиком.
12.5. Выводы по результатам общественного обсуждения относительно экологических аспектов намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
12.6. Сводка замечаний и предложений общественности, с указанием, какие из этих предложений и замечаний были учтены заказчиком, и в каком виде, какие – не учтены, основание для отказа.
12.7. Списки рассылки соответствующей информации, направляемой общественности на всех этапах оценки воздействия на окружающую среду.
13. Резюме нетехнического характера.
Заключение не должно превращаться в перечень негативных воздействий. Первоосновой данного документа является сам проект. Форма представления материалов следующая:
- отчет о выполненной работе «Оценка воздействия обустройства, разработки и эксплуатации планируемого объекта на окружающую среду и здоровье населения»;
- краткий доклад о результатах работы (для включения в раздел «Охрана окружающей среды» в состав проектной документации);
- аннотация – краткое содержание в виде рекламного проспекта или буклета.
Форма документации по ОВОС настолько же важна для эффективности всего процесса экологической оценки, как и ее содержание. Отчет по ОВОС или аналогичный документ должны быть постоянными для лиц, принимающих решения, экспертной комиссии и общественности. Документация по ОВОС должны быть четко структурирована, чтобы легче обеспечить поиск необходимого материала. Отчет должен начинаться с оглавления, списков таблиц и иллюстраций. Аннотация по материалам ОВОС должна излагать основные выводы ЭО и быть понятна неспециалисту. Объем ее не должен превышать 15 – 30 страниц. Для наглядности основные выводы ЭО иллюстрируются графическими материалами. Результаты ОВОС должны описываться однотипно с разделением данных о величине и значимости воздействий.
Оценка полноты и качества ОВОС. Лица, использующие результаты ЭО, во многих случаях не имеют возможности оценить, насколько качественно она проведена, поэтому требуется проверка качества документации по ЭО. В большинстве случаев в процессе такой оценки обеспечивается участие заинтересованных сторон. В России проверка адекватности и полноты предоставляемых заказчиком материалов по оценке воздействия осуществляется в ходе государственной экологической экспертизы. Промежуточные и окончательные результаты ЭО могут использоваться:
- проектировщиками при выборе проектных решений, связанных с наименьшим воздействием на окружающую среду и при планировании мер по смягчению воздействия;
- инициатором при выборе альтернатив осуществления намечаемой деятельности (при принятии решения об отказе от таковой);
- кредитно-финансовыми организациями при принятии решений о выделении средств на осуществление намечаемой деятельности;
- органами, ответственными за охрану окружающей среды при выдаче разрешений на природопользование и согласовании условий природопользования;
- другими органами государственного надзора и контроля, органами власти и местного самоуправления при принятии решений о разрешении или лицензировании намечаемой деятельности.
Н. Ли и Колли (1995) предложили следующие критерии оценки качества документации по ОВОС. По их мнению, они применимы для оценки материалов оценки воздействия на любом этапе процесса (ОВОС, экологическое обоснование проектной или предпроектной документации).Критерии объединены в 4 раздела (пронумерованных одной цифрой), каждый из которых содержит несколько категорий (пронумерованных двумя цифрами), в свою очередь содержащих подкатегории (три цифры). Подкатегории, категории и разделы вместе образуют иерархическую структуру. Например, оценка качества по категории 1.1 для раздела 1. Описание намечаемой деятельности, района ее осуществления и исходных условий выполняется по схеме, представленной в таблице 5.1.
Таблица 5.1 – Пример критериев качества материалов ОВОС (по Н. Ли, 1995)
Категория | Подкатегория | Содержание критерия |
1.1. Описание намечаемой деятельности | - 1.1.1 1.1.2 1.1.3 | Должны быть описаны цель (цели), а также физические характеристики, масштабы и способы осуществления намечаемой деятельности. Должен быть описан объем материалов и сырья, необходимых для строительства и функционирования объекта, а также приведено описание производственных процессов, там, где это применимо. Должны быть изложены цели и задачи намечаемой деятельности Должны быть описаны общее устройство и размеры проектируемого объекта. Как правило, для этого необходимы карты, схемы, планы, экспликации В той или иной форме должно быть представлено, как будет выглядеть объект на местности после завершения строительных работ |
При проведении оценки документации по ОВОС необходимо сначала провести оценку в соответствии с каждой из подкатегорий, затем на их основе и на основе дополнительной экспертной оценки – анализ категорий и разделов. Оценка всех разделов затем сводится к общей оценки качества документации в целом. Окончательное определение соответствия документации и процесса оценки воздействия каждому из критериев проводится с использованием следующих символов:
А – полностью соответствует, никаких из важных задач не пропущены;
В – в основном соответствует, за исключением небольших упущений или неточностей;
С – соответствует с оговорками, серьезные упущения или неточности;
D – в целом не соответствует, хотя отдельные части задачи выполнены;
Е – задача выполнена неудовлетворительно, важные части пропущены или сделаны неверно;
F – задача практически не выполнена;
Н/п – данный критерий неприменим к документации;
Н/и – у оценивающего эксперта недостаточно информации.
В России и некоторых других странах элементы контроля «полноты оценки воздействия на окружающую среду» осуществляются на стадии прохождения ГЭЭ намечаемой деятельности.
Вопросы для самоконтроля:
1. Сущность и порядок составления раздела «Охрана окружающей среды».
2. Разделы, разрабатываемые для объектов капитального строительства, согласно Градостроительному Кодексу РФ.
3. Материалы ОВОС, как составная часть проекта строительства объекта.
4. Сущность и источники информационного обеспечения ОВОС.
5. Порядок составление итогового документа ОВОС.
6. Оценка полноты и качества ОВОС.
Рекомендуемая литература: [1-7,9,16]