Участники ОВОС и их ответственность

В процедуре ОВОС участвуют заказчик, исполнитель работ по оценке воздействия и общественность. Заказчик - юридическое или физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности на экологическую экспертизу. Исполнитель работ по оценке воздействия на окружающую среду - физическое или юридическое лицо, осуществляющее проведение оценки воздействия на окружающую среду, которому заказчик предоставил право на проведение работ по оценке воздействия на окружающую среду. Исполнитель отвечает за полноту и достоверность оценок, соответствие их экологическим нормативам и стандартам. Третий участник ОВОС - общественность региона. Он может включаться в процедурный процесс на этапе представления первоначальной информации и на этапах проведения ОВОС. Принимать участие в общественных слушаниях, общественных обсуждениях.

Цель и задачи проведения ОВОС.

Появление идеи ОВОС обусловлено объективными причинами заинтересованностью людей в такой организации хозяйственной деятельности на территории, которая позволяла бы сохранить среду обитания и не подрывать основу существования человека как биологического организма, социального индивида и духовной личности. Следовательно, цель проведения ОВОС состоит в подготовке экологически обеспеченных хозяйственных и иных решений.

Цель - нечто, увязанное со временем и измеримое в смысле состояния. Достижение сформулированной цели проведения ОВОС объективно работает на всех участников системы принятия решений и обеспечивается решением следующих задач.

Задача - цель, обеспеченная средствами.

Во-первых, выявление и анализ всех возможных воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду района реализации хозяйственного проекта.

Во-вторых, прогнозирование и оценка изменений окружающей среды, которые произойдут в результате оказанных на нее воздействий после осуществления намечаемой деятельности.

В-третьих, предсказание (искусственно-техническое формирование) и классификация по значимости экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий.

В-четвертых, учет в подготавливаемых хозяйственных решениях возможных последствий их реализации.

Требования к разработчику:

- определение характеристик состояния окружающей среды в районе расположения объекта;

- анализ видов, основных источников и интенсивности существующего техногенного воздействия в рассматриваемом районе;

- выявление характера, объема и интенсивности предполагаемого воздействия проектируемого объекта на компоненты окружающей среды в процессе строительства и эксплуатации;

- описание целей реализации намечаемой деятельности, возможных альтернатив;

Заказчик обеспечивает финансирование всех процедур ОВОС, которая включает:

- определение ресурсного потенциала территорий и фонового состояния окружающей среды;

- разработку программы ОВОС;

- оценку альтернативных вариантов строительства или хозяйственной деятельности;

- оценку величины и продолжительности потенциального воздействия проекта на окружающую среду;

- мониторинг воздействия реализации проекта на окружающую среду;

- разработку мер и мероприятий по снижению уровня воздействия на окружающую среду;

- общественные слушания и экологическую экспертизу;

- подготовку отчетов по анализу воздействия проекта на окружающую среду.

В окончательный вариант материалов по ОВОС должны включаться протоколы общественных слушаний. Проектные решения намечаемой хозяйственной деятельности должны быть разработаны с учетом возможных последствий ее реализации для экосистемы в целом и отдельных ее компонентов. ОВОС – это исследование воздействия проектируемой деятельности и прогноза его последствий для окружающей среды и здоровья населения, который должен завершаться разработкой рекомендаций по необходимым природоохранным мерам, адекватным существующей и прогнозируемой экологической ситуации.

ОВОС предусматривает вариантность решений, учитывая особенности территорий и интересов населения. Так анализируются все разумные альтернативы, включая полный отказ от хозяйственной деятельности. Действительно, всегда ли оправдано строительство нового объекта? Вполне возможно, что цель будет достигнута путем повышения эффективности производства на существующих предприятиях. Так ОВОС представляет собой:

- анализ и сравнение всех реальных и разумных альтернатив (включая полный отказ от деятельности) на основе социально-эколого-экономических оценок каждой из них;

- форму, в рамках которой заказчик представляет результаты проведенных процедур ОВОС в процессе разработки проектного замысла на различных стадиях проектирования; - инструмент принятия решений;

- результаты ОВОС должны представлять ясную картину альтернативных возможностей развития и их последствий для общества с взвешенной социально-эколого-экономической оценкой преимуществ и недостатков каждой альтернативы.

Описание альтернативных вариантов достижения цели намечаемой хозяйственной и иной деятельности заключается в следующем:

1. Описание и анализ альтернатив.

2. Описание окружающей среды, которая может быть затронута намечаемой хозяйственной и иной деятельностью.

3. Оценка существующего состояния территории и геологической среды

Описание, анализ и сравнение различных вариантов осуществления намечаемой деятельности является одним из важных элементов экологической оценки. Под альтернативными вариантами понимают взаимоисключающие способы достижения цели. Эти способы могут существенно отличаться по своим техническим и экономическим характеристикам, характеру и масштабу воздействия на окружающую среду. Обоснованный выбор Оценка воздействия на окружающую среду между ними осуществляется на основе всех этих факторов. Рассмотрим в качестве примера ситуацию, когда темпы развития экономики региона сдерживаются недостатком электроэнергии. Решить эту проблему возможно мероприятиями по сбережению и более эффективному использованию энергии, строительством электростанции того или иного типа (тепловая, атомная или гидроэлектростанция), импортом энергии из другого региона. Кроме того, возможны различные комбинации указанных решений. Включение рассмотрения альтернатив в процесс ОВОС заключается в том, чтобы сделать их оценку и сравнение систематическим и доступным для заинтересованных сторон, а также обеспечить учет экологических критериев при выборе оптимального варианта. Раннее рассмотрение альтернатив создает возможность для использования этих результатов при принятии решений. Это – возможность выбора предпочтительного варианта на основе их сравнительной оценки. Кроме того, рассмотрение альтернатив играет важную роль и в оценке значимости и приемлемости воздействий, что позволяет сравнить уровень воздействий не только с тем или иным стандартом или пороговой величиной, но и с воздействиями при других вариантах осуществления намечаемой деятельности. Некоторые альтернативы, например вариант отказа от деятельности, или вариант, предусматривающий осуществление наилучших доступных мер по охране окружающей среды, могут специально включаться в рассмотрение как «точка отсчета» для оценки различных типов воздействия. Таким образом, качественное выполнение экологической оценки предполагает рассмотрение всех принципиальных альтернатив и достаточно глубокую проработку нескольких из них. В принципе, рассмотрение альтернатив происходит на всем протяжении проектного цикла, причем спектр возможных вариантов постепенно сужается, и предметом рассмотрения становятся более частные решения. С этими решениями также связаны соответствующие наборы альтернатив. Так, после того, как определен тип объекта, могут быть рассмотрены различные варианты его размещения, важнейшие характеристики. Наконец, предметом рассмотрения в конечном итоге становятся конкретные детали проекта, использование тех или иных типов оборудования или различные подходы к уменьшению и предотвращению выявленных воздействий. Анализ и сравнение воздействия на окружающую среду, связанного с осуществлением различных вариантов на каждом из этих уровней, способствуют достижению лучшего проектного решения, оказывающего, в том числе и минимальные воздействия на окружающую среду, и здоровье человека. Можно выделить следующие основные варианты альтернатив, которые могут рассматриваться в ходе экологической оценки:

1. Отказ от намечаемой деятельности. Рассмотрение этой альтернативы предполагает описание состояния окружающей среды в случае полного отказа от намечаемой деятельности. Рассмотрение этого варианта очень важно с методической точки зрения, так как позволяет получить исходную информацию, с которой можно сравнить выгоды и издержки, связанные с различными вариантами осуществления намечаемой деятельности. Рассмотрение этого варианта также важно для принятия решения о возможности осуществления намечаемой деятельности в целом. Требование или рекомендация о рассмотрении альтернативы «отказа от намечаемой деятельности» приняты во многих национальных системах ЭО.

2. Принципиально различные подходы к достижению цели. Примером может служить обсуждавшийся выше выбор между мероприятиями по энергосбережению, сооружением электростанции и импортом энергии из другого региона.

3. Различные площадки для осуществления намечаемой деятельности. Воздействия и их значимость в значительной мере зависят от конкретного места ее реализации. Значительная часть конфликтов, возникающих вокруг намечаемой деятельности, связана именно с выбором мест размещения хозяйственного объекта. Поэтому очень важным является своевременное рассмотрение вариантов размещения с участием заинтересованных сторон.

4. Масштаб намечаемой деятельности в значительной мере определяется ее целью, и существенное его изменение может фактически означать отказ от достижения цели. Тем не менее, в некоторых ситуациях могут быть рассмотрены варианты осуществления деятельности, различающиеся по этому показателю. Это может быть, например, выбор между сооружением двух или нескольких полос движения на проектируемом мостовом переходе или автодороги. Варианты размера и емкости полигона для размещения отходов, масштаба предполагаемых работ по разработке полезных ископаемых также могут быть предметом сравнительного рассмотрения в процессе ОВОС.

5. Различные типы производственного процесса и оборудования. Это широкая группа альтернатив, которые могут рассматриваться на различных этапах проектного цикла. С одной стороны, к этой группе можно отнести варианты типа объекта (ГЭС, АЭС или ТЭЦ). С другой стороны, в нее входят и варианты конкретного производственного процесса, реализуемого в одном из цехов.

6. План площадки, размещение и конструкция объектов в некоторой степени определяют воздействие намечаемой деятельности. Так, например, производственные здания могут быть большей или меньшей высоты (с чем связано большее или меньшее визуальное воздействие). Значимость выбросов загрязняющих веществ может существенно зависеть от того, расположен ли цех, вносящий в них основной вклад, ближе к жилым кварталам или дальше от них, или каким образом он расположен относительно розы ветров в районе строительства.

7. Режим функционирования объекта также может влиять на величину и значимости воздействий. Так, режим эксплуатации объекта может предусматривать движение тяжелых грузовиков только в рабочее время или круглосуточно. Время строительства может быть выбрано так, чтобы не создавать препятствий для миграции животных или нереста рыб. Также следует упомянуть различные варианты смягчения воздействий. Они рассматриваются тогда, когда первоначальный прогноз воздействий уже выполнен, и перед проектировщиками и исполнителями ЭО встает задача их уменьшения или полного предотвращения. К этой группе могут относиться как альтернативы, относящиеся к перечисленным выше типам (варианты производственного процесса или режима функционирования объекта), так и варианты специальных мероприятий, например строительство очистных сооружений того или иного типа.

Методы осуществления ОВОС

Под методом понимается (путь исследования) - способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи, совокупность приемов или операций практического или теоретического познания. В каждой из областей научных знаний накоплен значительный опыт исследований, обобщенный в многочисленных общих и частных методиках и методических рекомендациях, с большинством этих методов знакомятся при изучении соответствующих дисциплин учебных планов по указанным выше специальностям. В связи с этим, при подготовке ОВОС и его разделов по оценке состояния окружающей среды и возможных воздействий на нее в качестве исполнителей приглашаются наиболее опытные специалисты, в совершенстве владеющие полевыми и камеральными методиками в своей области знаний, имеющие значительные наработки и фондовые материалы по региону строительства предполагаемого объекта.

На этапе создания ОВОС проектируемых объектов на первый план выступает прогнозирование как метод получения данных о возможном состоянии исследуемого объекта и природно-антропогенных ландшафтов в зоне его влияния на заданный период времени на основе предыдущего опыта эксперта. При подготовке ОВОС проводятся физико-географический, инженерно-геологический, экономический и социальный прогнозы. Методы прогнозирования в свою очередь подразделяются на экспертные и фактографические. Экспертное прогнозирование применяется в случае, если об объекте оценивания нет достоверных сведений и неизвестны количественные зависимости между прогнозируемыми процессами и явлениями. Экспертные оценки могут быть качественными или количественными, либо воздействие выстраивается по мере убывания или возрастания, и выявляются сопутствующие ему состояния компонентов, ландшафтов, социума и других видов деятельности. Экспертные оценки широко применяют при анализе альтернативных решений, определении неопределенности экологического риска и отдаленных последствий воздействия. При этом выделяют такие виды экспертных оценок, как экстраполяция и метод прогнозирования по аналогиям. Экстраполяция применяется при наличии пространственно-временных рядов статистических данных об объекте исследования, которые с определенной долей вероятности могут быть перенесены (экстраполированы) исследователем на ход процессов в будущем. Метод прогнозирования по аналогии предусматривает экстраполяцию закономерностей, отмеченных в результате мониторинга на существующих объектах, на проектируемые при условии сходства природных условий двух районов и технологии производства. Этот метод позволяет:

1) определить размеры зон влияния технического сооружения на природные комплексы в целом и их отдельные компоненты;

2) выявить пространственно- временную динамику в изменении отдельных компонентов при- роды в зависимости от специфики функционирования предприятия. Это в свою очередь создает основу для проведения комплексной оценки последствий.

Одним из методов оценки является метод экспертных оценок. Главное преимущество этого метода в том, что он может быть легко подготовлен и использован, так как состоит из утверждения списка требуемых баз данных без выделения определенных воздействий на параметры окружающей среды. Он призван дать основную идею в определении альтернатив для предложенного проекта. Недостатками данного метода являются:

- неточное определение всей совокупности воздействий;

- недостаточно четкая последовательность их определения;

- субъективность оценок.

Работа экспертов начинается с определения иерархической системы признаков, на основании которой производится оценка устойчивости геосистемы, для чего требуется предварительное определение существующего уровня техногенной нагрузки. С этой целью производится полная инвентаризация источников и видов воздействия и расчет рейтинговых оценок по специальным программам.

Метод списков является наиболее простым методом выявления потенциально значимых воздействий. Сущность метода заключается в составлении и анализе списка компонентов окружающей среды с задачей выделения те, которые окажутся уязвимыми. Выявляются следующие категории списков:

- простые – списки природных параметров без наличия методических рекомендаций по их измерению;

- описательные – включают определенные природные параметры и методические рекомендации по их измерению;

- масштабные (похожие на описательные, только дополняются информацией, основанной на субъективно определенной величине ущерба;

- масштабно-взвешенные – масштабные списки с информацией по субъективной оценке каждого параметра в отношении другого параметра;

- вопросник, который составляется из вопросов по воздействию проекта и выполняется в рамках проведения процедуры ОВОС.

Не смотря на простоту метода, сложные списки являются дорогостоящими с точки зрения проведения ОВОС и могут эффективно использоваться экспертами-профессионалами. Кроме этого имеются трудности учета непрямых воздействий, возникающие на разных стадиях осуществления проекта.

Метод матрицы, суть которого состоит в определении причинно-следственных связей между возможными направлениями воздействия и параметрами окружающей среды. Существуют, простая матрица - двумерная, по вертикали представляет перечень параметров окружающей среды, а по горизонтали – направления воздействия проекта. Количественная - с весовыми коэффициентами. Недостатком этого метода то, что он не дает достаточно достаточные объективные критерии для принятия решения. Существует матрица эколога Леопольда, по вертикали указывается различные этапы по проекту и видам деятельности, а по горизонтали компонентам окружающей седы. Этот метод, возможно, использовать для подготовки исходных данных и проведения ОВОС, а также служит контрольным списком об информации о взаимосвязях «причина-следствие». В ней содержится 100 наименований факторов воздействия на горизонтальной оси и 88 характеристик и условий окружающей среды на вертикальной. Для более систематического выявления непрямых воздействий применяется «пошаговая матрица» (матрица второго ряда) – как воздействие на почву может отразиться на флоре и фауне.

Картографические методы являются мощным средством осуществления ОВОС. В нем эффективно сочетается содержательно-географические аспекты, что создает возможность комплексного анализа основных закономерностей структуры и процессов функционирования сложных геосистем. Для этого объект должен иметь достаточно стабильные пространственно-временные характеристики. Если проводится ГЭЭ в отношении быстро меняющихся процессов и явлений – сезонное изменение покрова почв, выявление зон деформации, распределения фитопланктона, то возникает необходимость в динамическом картировании с использованием аэро - и космических изображений. В методе экологического картирования используются карты-схемы современного состояния компонентов природной среды, а также аналитические материалы, характеризующие интенсивность природопользования. Процедура принятия решений требует подтверждений по результатам дополнительных исследований.

Совмещенный анализ карт, согласно которому исследуемая территория разбивается на географические ячейки, выделяемые по координатной сетке с учетом топографических особенностей местности. Для проведения ОВОС используются аэроснимки, топографические карты, материалы госземкадастра, полевые наблюдения. По каждому интересующему фактору составляется отдельная карта, для анализа используют не более 10 карт. Проведение ОВОС заключается в совмещении ячеек отдельных карт последовательно и в определенном сочетании и анализе агрессивного воздействия результатов реализуемого проекта, что позволит прогнозировать последствия этих проектов. В Украине этот метод получил название «метода экологического картирования» и используется для определения и демонстрации масштабов распространения воздействий, полезен при оценки альтернативных вариантов для линейных типов проектов (трубопроводов) и выявления наложений различных воздействий. Недостаток – в сложности определения границ и неоднородности воздействий.Сетевой метод разработан для определения воздействий второго, третьего и последующих порядков и является диаграммой в виде последовательности матриц.

Метод Бателле основан на анализе четырех основных категорий факторов (сфер) – экологический, физико-химический, сферы чувственного восприятия, сферы человеческой деятельности – социума. Используется для оценки воздействия, оказываемого на окружающую среду ожидаемыми последствиями реализации проектов развития водных ресурсов, контроля качества воды, планов сооружения автомагистралей. Для каждого фактора был разработан индекс качества окружающей среды, ранжированный от 0 до 1 по методу значимой функции. Каждый фактор – индикатор воздействия задавался как разность между существующим состоянием ОС и ее состояния после реализации проекта. Использование этого метода для осуществления ОВОС предусматривает систематические исследования окружающей среды, наличие достоверной статистической информации и наличия единой методики составления заявления о предполагаемом воздействии. Эти требования определяют надежность и достоверность метода. Метод по некоторым показателям носит субъективный характер.

Метод имитационных моделей используются для ОВОС отдельных проектов. Этот метод инициировал создание банка данных и баз знаний по компонентам и объектам природной среды, а также сведения о прогнозируемых и фактических воздействиях реализованных и планируемых проектов в различных секторах экономики. Достоверность прогноза зависит правильного выбора и учета всех значимых факторов негативного воздействия и адекватной оценки реакции биосферного компонента – объекта воздействия. Оптимизация проводится, как правило, по какому-то одному параметру, остальные задаются в системе ограничений (лимитирующие факторы). Сложность процесса моделирования начинается с процедуры присвоения количественных значений качественным показателям (факторам). Недостатком является то, что отсутствует механизм выявления нестандартных проблем. Сценарии проектов предусматривают введение допущений относительно тех факторов, которые не поддаются прямому измерению или формализации. Объективность оценки повышается, если сценарий реализации проекта разбивается на отдельные эпизоды, что позволяет провести детальной ОВОС каждого из них. Имитационное моделирование возникло в качестве альтернативы математическому моделированию. Количественные оценки интенсивности потоков позволяют корректно отбрасывать малозначительные связи.

Метод многомерной статистики, который имеет значительные возможности:

- в корреляции (соотношение, взаимная связь, соотношение предметов или понятий);

- в математической статистике вероятная или статистическая зависимость;

- регрессии (зависимость среднего значения количественной величины от некоторой другой величины или от нескольких величин);

- кластерного и факторного (движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер или отдельные черты) анализа.

Установление предельно допустимых вредных воздействий на экосистему предполагает разработку количественных методов оценки устойчивости. Могут использоваться для детальных исследований отдельных компонентов системы применительно к конкретным видам воздействий. Для этого необходимо количественно охарактеризовать сами действия и обосновать пороговые значения для компонентов геосистемы.

Стадии ОВОС

Каждый из проектов реализации любого вида хозяйственной деятельности формально включает нескольких стадий, начиная с декларации о намерениях и прединвестиционного обоснования, технико-экономического обоснования (ТЭО), технико-экономических расчетов (ТЭР) и заканчивая рабочим проектированием. Но каждая из стадий осуществляемой оценки отличаются друг от друга как степенью (глубиной) проработки материалов, так и характером выводов, завершающих ОВОС. Те стадии, когда требуется только обоснование допустимости данной деятельности, цель ОВОС - показать экологическую возможность ее осуществления и сформулировать предпосылки возникновения тех или иных экологических проблем, связанных как с региональными (локальными) особенностями территории, так и с отраслевой спецификой деятельности. Напрединвестиционной стадии ОВОС осуществляется на вариантной основе и содержит информацию, достаточную для определения экологического риска реализации проекта.

Процесс ОВОС при подготовке ТЭО/проекта на строительство новых, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение действующих объектов и комплексов представляет собой совокупность действий заказчика, органов власти, местного населения, представленных в виде этапов:

1. Подготовка проекта Заявления о воздействии на окружающую среду;

2. Подготовка Заявления о воздействии на окружающую среду;

3. Проведение общественных слушаний решений по объекту;

4. Согласование с Минприроды России Перечня экологических условий для завершения выработки и реализации решений по объекту;

5. Оформление результатов ОВОС.

Каждый этап включает одну или несколько процедур, которые, в свою очередь, могут разбиваться на операции. Технология проведения ОВОС состоит в следующем. На входе в процедуру или операцию каждого этапа используется необходимый для выработки решений по объекту «входной» документ, отвечающий соответствующим требованиям, а на выходе должен быть сформирован «выходной» документ, содержащий результаты того, что проделано в процедуре или операции. Важно, чтобы процесс ОВОС по основным этапам совпадал (не опережал и не отставал) со стадиями процесса проектирования, хотя и не следует «навязывать» какую-либо зависимость процесса ОВОС от технологии проектирования.

Процесс выработки решений по объекту, для строительства которого требуется новый земельный участок, разбивается на два этапа. Первый этап - от момента обращения заказчика в орган власти с просьбой о предоставлении земельного участка до принятия последним решения о резервировании (подписания Акта выбора) некой площадки. Второй этап - от Акта выбора площадки до принятия органом власти решения об изъятии зарезервированного участка и предоставлении его заявителю. В этот период времени заказчик должен успеть разработать и утвердить необходимую проектную документацию для начала реализации намечаемой деятельности. Этап проектирования, в свою очередь, разбивается на 2 стадии: стадию разработки технико-экономического обоснования (ТЭО - для крупных и сложных объектов) и/или проекта строительства предприятия и стадию подготовки рабочей документации (рабочего проекта, рабочих чертежей и т.д.). Для крупных и сложных объектов возможна ситуация, когда после ТЭО перед рабочей документацией может потребоваться разработка еще и проекта строительства объекта. Этап первый. Подготовка проекта Заявления о воздействии на окружающую среду.

Целью проведения первого этапа ОВОС является формирование на стадии предпроектных обоснований инвестиций необходимой экологической информации для решения в органах власти вопроса о предварительном согласовании или резервировании земельного участка при строительстве нового объекта или возможности осуществления замысла заказчика по реконструкции, расширению, техническому перевооружению, консервации или ликвидации объекта.

Основными задачами проведения первого этапа ОВОС являются предварительное выявление вероятных воздействий на окружающую среду и возможных неблагоприятных экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий реализации решений по объекту. Первый этап ОВОС состоит из 6 процедур и должен быть завершен до подписания Акта выбора участка (первый этап процесса выработки решений по объекту).

Второй этап осуществляется одновременно с разработкой решений по объекту, которые должны быть оформлены в ТЭО проекта строительства объекта и представлены на государственную экологическую экспертизу.

Целью проведения второго этапа ОВОС является выбор оптимального варианта решений по объекту, исходя из экологических условий предложенного (в случае нового строительства) или имеющегося земельного участка (в случае реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации или ликвидации предприятия), а также создания предмета обсуждения с общественностью решений по объекту. Такое условие говорит о том, что ОВОС не растягивается во времени до бесконечности, а заканчивается вместе с выработкой решений по объекту и оформлением их в соответствующую обосновывающую документацию. В связи с этим проводится дополнение и конкретизация информации, полученной на первом этапе, учет дополнительной экологической информации при разработке решений по объекту по результатам выполнения Программ изысканий и научных исследований в районе реализации намечаемой деятельности.

На втором этапе ОВОС идет Подготовка «Заявления о воздействии на окружающую среду (ЗВОС)». Основной целью подготовки ЗВОС является предоставление информации о возможных видах воздействий для формирования «предмета обсуждения» по выявлению и фиксации экологических, социальных, экономических и других связанных с ними последствий реализации данного проекта. ЗВОС предъявляется для обсуждения с заинтересованными сторонами, включая:

- государственные органы власти, управления и контроля;

- профессиональные сообщества;

- экологически ориентированную общественность;

- местное население.

ЗВОС подготавливается по результатам выполненных:

- изысканий (инженерно-геологических, гидрогеологических, почвенных, растительного и животного мира, социологических, историко-культурных и т.д.);

- научных исследований;

- требований, выдвинутых при выдаче разрешения на проектирование.

Документ ЗВОС состоит из следующих разделов:

- цель и необходимость намечаемой деятельности;

- анализ альтернатив;

- обоснование места и времени реализации намечаемой деятельности;

- ресурсная обеспеченность;

- анализ технологий;

- экологическая обстановка на территории;

- социально-экономические и хозяйственные аспекты;

- основные характеристики воздействия.

ЗВОС предоставляется всем сторонам, заинтересованным в обсуждении проектных предложений. Основная цель предоставления ЗВОС - выявить наиболее значимые последствия реализации намечаемой деятельности для разработки мер и мероприятий по предотвращению отрицательных последствий и определения направлений дальнейших исследований по ОВОС.

Третий этап ОВОС завершается перед проведением государственной экологической экспертизы и согласования территориальным органом Минприроды России проекта Перечня экологических условий для завершения выработки и реализации решений по объекту. Для подготовки информации о месте и времени проведения общественных слушаний по вопросу о рассмотрении решений по объекту заказчик подготавливает Уведомление об общественных слушаниях решений по объекту, которое излагается в терминах, понятных неспециалистам, и с разрешения соответствующего органа власти доводится заказчиком до населения и общественности региона с помощью средств массовой информации. В этот момент заказчик может стремиться либо передать Уведомление об общественных слушаниях как можно меньшему количеству общественных групп, с тем чтобы не привлечь к обсуждению решений по объекту своих конкурентов, которые могут воспользоваться ситуацией в своих целях, либо привлечь максимально возможное количество общественных групп, что позволит выработать наиболее экологически обеспеченные решения по объекту. Какой выбор сделает заказчик - показывает каждый конкретный случай. Пропись действий в этом вопросе минимальная.

Четвертый этап состоит из одной процедуры, которая заключается в подготовке Минприроды России документа (письма) о согласовании экологических условий для завершения выработки и реализации решений по объекту. Согласование Перечня экологических условий для завершения выработки и реализации решений по объекту проводится при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации по объекту. На этом четвертый этап проведения ОВОС заканчивается.

Этап пятый. Оформление результатов проведения ОВОС. Для оформления всех документов, подготовленных в процессе ОВОС, выделяется самостоятельный этап - пятый, который выполняется перед сдачей разработчиком проектной документации заказчику для ее утверждения. Требование комплектования документов, полученных при проведении ОВОС, основано на необходимости соблюдения последовательности их подготовки, согласования в рамках процесса ОВОС и накопления соответствующей информации. Таким образом, весь процесс ОВОС завершается в период разработки и утверждения обосновывающей документации. И, наоборот, обосновывающая документация не может быть завершена раньше, чем будет закончено проведение всех этапов, процедур и операций ОВОС.

Заказчиком намечаемой деятельности совместно с Разработчиком проекта на данном этапе готовится «Заявление об экологических последствиях» (ЗЭП), представляющее собой документ, содержащий гарантии Заказчика обществу о недопущении отрицательных экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий в случае реализации проекта.

На последнем этапе ОВОС подготавливается «Заявление об экологических последствиях» (ЗЭП). ЗЭП рассматривается как отчет разработчика проектных материалов о проделанной работе по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности и представляется заказчиком на государственную экологическую экспертизу в составе проектной документации. ЗЭП оформляется отдельным документом и включает:

- титульный лист;

- список организаций и конкретных разработчиков, принимавших участие в проведении ОВОС (руководитель работ; координатор; специалисты, ответственные за технические разделы; специалисты, ответственные за экологические и социально-экономические разделы);

- основные результаты исследований, выполненных на всех этапах проведения ОВС (цель и необходимость реализации намечаемой деятельности; технологический анализ проектных предложений; анализ природных условий территорий и существующей антропогенной нагрузки; анализ и оценка источников и видов воздействия; выявление экологически значимых общественных позиций; прогноз изменений окружающей среды по экологически значимым позициям);

- выводы, сделанные на основе научных исследований, изысканий и общественных слушаний ЗВОС;

- экологические последствия воздействий на окружающую среду, здоровье населения и условия его жизнедеятельности, не снятые проектными решениями;

- обязательства Заказчика по реализации мер и мероприятий, изложенных в проектной документации, в соответствии с требованиями экологической безопасности и гарантирующих выполнение этих обязательств на весь период «жизненного цикла» предприятия.

Заявление об экологических последствиях передается Заказчиком всем заинтересованным сторонам, участвовавшим в обсуждении Заявления о воздействии на окружающую среду, а именно:

- государственным органам власти, управления и контроля;

- общественности. Заинтересованные стороны осуществляют контроль за выполнением обязательств, принятых на себя Заказчико<

Наши рекомендации