Основные органы управления. Силы и средства ГСЧС

Организационная схема органов управления, сил и средств ГСЧС представлена на рис.14.

Координирующие органы и их задачи

Координирующими органами ГСЧС являются комиссии по ЧС (КЧС) на всех уровнях. Рабочим органом комиссий по ЧС является структурное подразделение (отдел, сектор). Руководитель указанного подразделения является секретарем комиссии по должности и на него возлагается планирование, организация и контроль за выполнением принятых комиссией решений, техническое обеспечение работы комиссии, координации деятельности комиссий по ЧС нижестоящего уровня.

Основные органы управления. Силы и средства ГСЧС - student2.ru



Органы повседневного управления по чрезвычайным ситуациям

Органами повседневного управления по ЧС являются:

· на республиканском уровне – МЧС, отделы (секторы) по ЧС республиканских органов государственного управления, объединений (учреждений), подчиненных Правительству Республики Беларусь;

· на территориальном уровне – областные и Минское городское управления МЧС;

· на местном уровне – районные (городские) отделы по ЧС областных и Минского городского управления МЧС;

· на объектовом уровне – структурные подразделения организации (объекта) – отделы, секторы или отдельные работники, занимающиеся вопросами ГО и ЧС.

В целях устойчивого управления системой ГСЧС вышеперечисленные органы оснащаются средствами связи и оповещения, сбора, обработки и передачи информации, необходимой оргтехникой.

Силы и средства ГСЧС

В состав сил и средств ГСЧС входят силы и средства предупреждения и ликвидации ЧС, наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов.

Силы и средства ликвидации ЧС состоят из:

· органов и подразделений МЧС;

· территориальных и объектовых невоенизированных формирований ГО;

· организаций и подразделений экстренной медицинской помощи Министерства здравоохранения;

· штатных аварийно-спасательных, аварийно-восстано-
вительных подразделений и формирований министерств, других республиканских органов государственного управления, объединений (учреждений), подчиненных Правительству Республики Беларусь;

· учреждений ветеринарной службы и станций защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия;

· территориальных и объектовых аварийно-спасательных формирований;

· специализированных подразделений, создаваемых на базе объединений, организаций строительного комплекса.

Пожарные аварийно-спасательные отряды, части и посты МЧС, аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные подразделения других республиканских органов государственного управления, объединений (учреждений), подчиненных Правительству Республики Беларусь, а также территориальных подсистем образуют аварийно-спасательную службу ГСЧС.Координацию деятельности и методическое руководство силами аварийно-спасательной службы ГСЧС осуществляет МЧС.

Решениями руководителей организаций могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для ликвидации ЧС. Эти формирования должны иметь материально-технические ресурсы, обеспечивающие работу в автономном режиме в течение не менее трех суток.

Кроме того, по плану взаимодействия для ликвидации ЧС в установленном порядке могут привлекаться воинские подразделения.

Невоенизированные формирования ГО создаются на предприятиях, в некоторых организациях и учреждениях по решению Правительства. В мирное время эти формирования привлекаются для ликвидации ЧС только в случаях, когда сил быстрого реагирования недостаточно. С объявлением военного положения они становятся основными силами для ликвидации ЧС военного времени. Невоенизированные формирования имеют различную структуру, назначение, состав, могут быть оснащены различной техникой.

В них могут быть зачислены: мужчины в возрасте от 16 до 60 лет, женщины – от 16 до 55 лет, за исключением беременных и имеющих детей до 8 лет. В состав невоенизированных формирований не включаются инвалиды первой и второй группы. Подготовка этих формирований к проведению спасательных и других работ производится по специальным программам непосредственно на объектах, а командно-начальствующий состав – и в учебных центрах (курсах ГО).

Организационно формирования состоят из отрядов (220–375 человек, отряды – из команд (90–120 человек), команды – из групп (14–60 человек), группы – из звеньев (4–8 человек). Могут также быть отдельные команды и группы. В связи с совершенствованием системы ГО могут быть изменения, как в структуре, так и в составе невоенизированных формирований.

Невоенизированные формирования классифицируют:

· по назначению – на формирования общего назначения и формирования служб;

· по подчиненности – на территориальные и объектовые;

· по степени готовности – на обычной готовности
(на сбор формирования отводится 24 часа) и повышенной готовности (на сбор формирования отводится 6 часов).

Силы и средства наблюдения и контроля за состоянием природной среды и потенциально опасных объектов организационно входят в состав Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, Государственного комитета по гидрометеорологии, Комитета по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике при МЧС, институтов Национальной академии наук Беларуси, Министерства здравоохранения, Государственной лесной охраны Министерства лесного хозяйства, ветеринарной службы и станций защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия, организаций (подразделений) наблюдения и лабораторного контроля, а также профильных научно-исследовательских организаций республиканских органов государственного управления, осуществляющих контроль за состоянием окружающей среды.

Задачами этих сил являются:

· сбор и анализ информации о состоянии природной среды и потенциально опасных объектов;

· представление необходимых данных в органы повседневного управления ГСЧС при угрозе и возникновении ЧС;

· прогнозирование и наблюдение за возникновением и развитием стихийных природных явлений, гидрометеорологической и экологической обстановкой;

· контроль за промышленной, экологической, радиационной и пожарной безопасностью, в том числе при строительстве, модернизации и реконструкции объектов;

· проведение экологической экспертизы текущих и перспективных производств;

· контроль за использованием природных ресурсов и эксплуатацией природных объектов;

· прогнозирование и оценка экологических и социальных последствий стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф;

· прогнозирование появления и развития эпизоотий и эпифитотий.

Наши рекомендации