Тема 1. Экология как область научного знания
Тема 1. Экология как область научного знания
1. Экология как наука. Объект, предмет, цель, задачи экологии. Методология.
2. Структура современной экологии.
3. История становления современной экологии (дополнительно к материалу читать историю в учебнике Степановских А.С.).
4. Характеристика существующих подходов к проблеме взаимоотношений Человека и Природы.
Экология как наука. Объект, предмет, цель, задачи экологии. Методология.
Экология (от греч. «oikos» — дом, жилище, убежище, местообитание и «логос»-— учение, наука) — наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей их средой, о структуре и функционировании надорганизменных систем (любые объединения организмов, пример: популяции, биотические сообщества, экосистемы, биосфера).
Термин ввел в 1866 году нем. биолог-эволюционист, профессор Йенского университета Эрнст Геккель (1834-1919) (труд «Всеобщая морфология организмов»). Считал, что экология должна изучать различные формы борьбы за существование, по Геккелю: Экология – это познание экономики природы, наука о взаимоотношениях организмов с органическими и неорганическими компонентами среды.
Экология как наука характеризуется наличием собственного объекта, предмета, цели, задач и методов.
Объект – часть окружающего мира, который изучается наукой, предмет – наиболее главная существенная сторона ее объекта.
Объектом экологии являются биологические системы организменного и надогранизменного уровня. Главный объект изучения в экологии экосистемы, представляющие собой единые природные комплексы, образованные живыми организмами и средой их обитания. Кроме того, в область ее компетенции входит изучение отдельных видов организмов (организменный уровень), их популяций, т. е. совокупностей особей одного вида (популяционно-видовой уровень), биотических сообществ, т.е. совокупностей популяций (биоценологический уровень) и биосферы в целом (биосферный уровень).
Предметом экологии является взамоотношения организмов и надорганизменных систем с окружающей их средой.
Цель и важнейшая проблема экологии - вывести человечество, из глобального экологического кризиса на путь устойчивого развития, при котором достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения без лишения такой возможности будущих поколений.
Задачи экологической науки состоят в следующем:
1. разработка теории и методов оценки устойчивости экологических систем на всех уровнях, включая биосферный.
2. исследование регуляции численности популяций, биотического разнообразия и механизмов его поддержания, регулирующего воздействия биоты на окружающую среду.
3. изучение и прогнозирование изменений биосферы под влиянием естественных (природных) и антропогенных факторов и оценка их экологических последствий.
4. оценка состояния и динамики природных ресурсов и экологических последствий их потребления.
5. разработка и совершенствование методов управления качеством окружающей среды.
6. формирование биосферного уровня мышления экологизация сознания людей, выработка норм экологической этики и морали
7. оптимизация экономических, социальных и иных решений для обеспечения экологически безопасного устойчивого развития.
8. стратегическая задача – развитие теории взаимодействия природы и общества на основе нового взгляда, рассматривающего человеческое общество как неотъемлемую часть биосферы.
Методы экологических исследований подразделяются на неспецифические (использует методы биологических и небиологических наук, н-р математики, физики, генетики, цитологии и т.п.), специфические (пример, количественный анализ структуры и функционирования надорганизменных систем).
Методическую основу экологии составляет сочетание системного подхода, натурных наблюдений (полевые методы)(это методы, позволяющие изучить влияние комплекса факторов естественной среды на естественные биологические системы и установить общую картину существования и развития системы), эксперимента (это методы, позволяющие изучить влияние отдельных факторов естественной или моделированной среды на естественные или моделированные биологические системы. Они применяются в сочетании как с полевыми, так и с лабораторными методами), лабораторных исследований (это методы, позволяющие изучить влияние комплекса факторов моделированной в лабораторных условиях среды на естественные или моделированные биологические системы. Эти методы дают возможность получить приблизительные результаты, которые требуют дальнейшего подтверждения в полевых условиях и моделирования), моделирования и прогнозирования.
Третий этап — с 50-х гг. XX в. и до настоящего времени. Превращение экологии в комплексную науку, вобравшую в себя не только биоэкологию, но и разделы географии, геологии, физики, социологии, теории культуры и экономики (по Реймерсу, 1994), а также включившую в себя науки об охране окружающей среды.
Современный период развития экологии связан с именами таких крупных зарубежных ученых, как Ю. Одум, Дж. М. Андерсен, А. Швейцер, Т. Миллер и др.Среди отечественных ученых следует назвать И.П. Герасимова, A.M. Гилярова, В.Г. Горшкова, В.И. Данилов-Даниляна, и Ю.А. Израэля, Ю.Н. Куражковского, К.С. Лосева, Н.Н. Моисеева, Н.Ф. Реймерса-взаимооотношения человека и природы, Ю.М. Свирижева, В.Д. Федорова, С.С. Шварца, А.В. Яблокова, А.Л. Яншина и др.
Одновременно с развитием теоретических основ решались и прикладные вопросы экологии. В конце XIX — начале XX вв. трудами выдающихся ученых В.В. Докучаева, Г.А. Кожевникова, И.П. Бородина, Д.Н. Анучина, С.В. Завадского и др. были заложены научные основы охраны природы, которая как основной вид природоохранной деятельности получила законодательное выражение в «Декрете о земле» от 26 октября 1917 г. и в -40-е гг. в связи с ростом индустриализации страны в Россию возникает новый вид природоохранной деятельности — рациональное использование природных ресурсов, а в 50—60-е возникла необходимость создания еще одной формы, регулирующей взаимодействие общества и природы — охраны среды обитания человека.
В 60—80-е гг. практически ежегодно принимались правительственные постановления об усилении охраны природы, издавались земельные, водные, лесные и иные кодексы, но антропогенное воздействие на природу продолжалось ! В 1986 г. на Чернобыльской АЭС произошла крупнейшая за всю историю человечества техногенная экологическая катастрофа.
Сегодня Россия переживает тяжелый экологический кризис. Около 15% территории — фактически зоны экологического бедствия, 85% населения дышит воздухом, загрязненным различными вредными веществами выше допустимых санитарных норм, растет количество «экологически обусловленных» заболеваний, наблюдается деградация и сокращение природных ресурсов и т. п. Выход из этого кризиса на путь устойчивого развития — важнейшая задача нашего общества.
I часть
1. Прочитать Тему 1 и по истории Степановских А.С.
2. Ознакомиться с Федеральным законом № 7 «Об охране окружающей среды» (есть в эл. виде в лаборантской папка Нормативная документация)
II часть
1. ФЗ №7 “Об охране окружающей среды” знать понятия: окружающая среда, природная среда, природный объект (2 примера), антропогенный объект (2 примера), природно-антропогенный объект (2 примера), экосистема, загрязнение, загрязняющее вещество.
2. Понятие глобальный экологический кризис.
3. Классификации загрязнения (примеры) и загрязняющих веществ (примеры). Иметь понятие об источнике загрязнения с примерами и о последствиях загрязнения (для человека и для окружающей среды).
4. Экосистема, биогеоценоз. Определения, кто ввел понятия, в каком году, виды, структура (для экосистемы - биотический и абиотический компонент, биогеоценоз – экотоп и биоценоз), различия между экосистемой и биогеоценозом, продуктивность экосистем (первичная, вторичная, чистая первичная, валовая первичная - определения), экологические пирамиды (определение, виды и их характеристики), закономерности характерные для экосистем или свойства природных экосистем (открытость, целостность и т.д.), правило 1 %, принцип Ле Шателье-Брауна.
5. Агроценоз. Определение и отличия от природных экосистем.
6.Экологические факторы (среда обитания определение, определение экофакторов). Классификации экофакторов с примерами: 1. по происхождению: природные (биотические (подвиды с примерами) и абиотические (подвиды с примерами)) и антропогенные (примеры); 2. по природе: экзогенные (определение, примеры) и эндогенные (определение, примеры).
Тема 1. Экология как область научного знания
1. Экология как наука. Объект, предмет, цель, задачи экологии. Методология.
2. Структура современной экологии.
3. История становления современной экологии (дополнительно к материалу читать историю в учебнике Степановских А.С.).
4. Характеристика существующих подходов к проблеме взаимоотношений Человека и Природы.