Вопрос 21 Цели, задачи и функции ЕГСЭМ. Структура ЕГСЭМ. Функционирование ЕГСЭМ
ЕГСЭМ является формой организации целенаправленного получения, хранения, обработки и анализа информации об экологическом состоянии РФ. ЕГСЭМ функционирует и развивается с целью информационного обеспечения управления в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, обеспечения экологически безопасного устойчивого развития страны и ее регионов, ведения государственного фонда данных о состоянии окружающей среды и экосистем, природных ресурсах, источников антропогенного воздействия.
Основными задачами ЕГСЭМ являются:
· проведение с определенными пространственным и временным разрешением сопряженных наблюдений за изменением состояния окружающей природной среды и экосистемами, источниками антропогенных воздействий;
· проведение оценок состояния окружающей среды, экосистем территории страны, источников антропогенного воздействия при различных условиях размещения производительных сил, социальных и экономический сценариях развития;
· информационное обеспечение пользователей ЕГСЭМ в области рационального использования и охраны природных ресурсов.
В соответствии основными задачами ЕГСЭМ осуществляется мониторинг состояния природных сред, экосистем, природных ресурсов и источников антропогенного воздействия, а также информационное обеспечение решения экологических проблем.
ЕГСЭМ создается на основе территориально-ведомственного принципа построения.
В ЕГСЭМ выделяются базовые и специализированные подсистемы мониторинга и подсистемы обеспечения функционирования системы в целом.
В состав ЕГСЭМ входят следующие базовые подсистемы:
1. атмосферы;
2. водных объектов: поверхностных вод суши, морской среды, водной среды, водохозяйственных систем и сооружений в местах водозабора и сброса сточных вод, подземных вод;
3. недр (геологической среды), опасных экзогенных и эндогенных геологических процессов, вредного влияния горных работ на окружающую среду (в пределах горного отвода);
4. земель, почвенного покрова;
5. наземной флоры и фауны (кроме лесов);
6. лесов;
7. рыб и других водных животных и растений;
8. фонового состояния окружающей среды;
9. источников антропогенного воздействия.
Специализированные подсистемы функционируют на базе служб наблюдений федеральных органов исполнительной власти и осуществляют мониторинг:
· промышленной безопасности;
· околоземного космического пространства;
· военных объектов;
К специализированным подсистемам относится отраслевая система мониторинга окружающей среды и природных ресурсов Минсельхозпрода России.
Руководство подсистемами осуществляют специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с Постановлением «О создании Единой государственной системы экологического мониторинга».
В ЕГСЭМ образуются специализированные ведомственные подсистемы, связанные с мониторингом источников антропогенного воздействия предприятий различных отраслей промышленности и сельского хозяйства страны.
В ЕГСЭМ функционируют подсистемы обеспечения, к которым относятся:
· топографо-геодезическое и картографическое обеспечение, включая создание цифровых, электронных карт и геоинформационных систем;
· электронные системы передачи данных.
В ЕГСЭМ могут быть образованы и другие подсистемы, решающие тематические целевые задачи.
ЕГСЭМ функционирует на четырех основных уровнях:
1. федеральном;
2. региональном (бассейновом);
3. субъектов Российской Федерации (территориальный уровень);
4. локальном.
Общее руководство ЕГСЭМ, включая создание нормативно-правовой базы, а также организацию информационного обмена между участниками ЕГСЭМ осуществляет Минприроды России.
ЕГСЭМ функционирует и развивается во взаимодействии с Российской системой по чрезвычайным ситуациям (РСЧС) и обеспечивает РСЧС всей необходимой информацией в согласованной форме и в согласованные сроки. В случае возникновения чрезвычайных ситуаций федерального и регионального масштабов ЕГСЭМ функционирует как подсистема РСЧС.
Территориальные системы экологического мониторинга организуются в субъектах Российской Федерации и являются основными системообразующими элементами ЕГСЭМ. Как и ЕГСЭМ в целом, территориальные подсистемы формируются на основе базовых и специализированных подсистем при участии систем обеспечения соответствующего уровня.
На территориальном уровне функционируют локальные системы экологического мониторинга, организация которых осуществляется предприятиями и организациями, осуществляющими хозяйственную деятельность на территории субъектов Российской Федерации.
Территориальные подсистемы ЕГСЭМ формируются в субъектах Российской Федерации по унифицированным методологическим принципам с целью обеспечения сопоставимости информации между отдельными территориальными подсистемами ЕГСЭМ и включают в себя как базовую сеть мониторинга федерального уровня, так и соответствующую сеть мониторинга объектов в интересах данного субъекта Российской Федерации.
Данные, получаемые всеми звеньями территориального уровня ЕГСЭМ, собираются в специализированных центрах базовых и специализированных подсистем данной территории, функционирующих на единой организационной, методической и информационной основе.
Данные для обеспечения информационных систем федерального (регионального) уровня передаются в соответствующие федеральные (региональные) центры указанных подсистем.
Обобщение информации, предоставляемой территориальным центрам базовых и специальных подсистем, осуществляется по данной территории в информационно-аналитических центрах территориальных органов Минприроды России по согласованию с территориальными (региональными) подразделениями федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих функционирование ЕГСЭМ.
Для оценки антропогенного воздействия объектов хозяйственной деятельности организуются системы мониторинга источников воздействия на окружающую среду и зон их непосредственного влияния (импактный мониторинг), осуществляющие свое функционирование в рамках соответствующих базовых и специализированных подсистемах ЕГСЭМ.
Системы мониторинга источника воздействий создаются за счет средств субъекта хозяйственной деятельности, который обеспечивает их регламентное функционирование.
Региональный уровень ЕГСЭМ может быть организован для решения задач экологического мониторинга, носящего региональный характер с определением территориальных подсистем ЕГСЭМ, участвующих в формировании региональной системы.
Целесообразность создания регионального уровня ЕГСЭМ определяется:
· необходимостью оценки состояния природных объектов, анализа природных процессов и экологически неблагоприятных явлений, когда их границы не совпадают с границами субъектов Российской Федерации;
· сложившейся структурой территориальных (региональных) органов ряда ведомств;
· целесообразностью создания мощных региональных центров, способных обслуживать несколько субъектов Российской Федерации.
На федеральном уровне ЕГСЭМ выполняет следующие основные функции:
· обобщение экологических данных и информации, получаемой на территориальном и региональном уровнях;
· обеспечение требуемого качества данных, получаемых на всех уровнях ЕГСЭМ;
· информационное обеспечение управления в области охраны окружающей природной среды и экологической безопасности, осуществляемого федеральными органами власти;
· информирование населения и общественности России об основных показателях, характеризующих экологическую обстановку на территории страны, и ее изменении;
· обеспечение функционирования подсистем экологического мониторинга, имеющих федеральное значение, а также специальных систем мониторинга, не имеющих территориального и регионального уровней; -
· обеспечение участия Российской Федерации в международных системах мониторинга.
Сбор, хранение и анализ информации, поступающей от информационных звеньев базовых и специализированных подсистем мониторинга территориального уровня, а также федеральных центров специализированных подсистем, не имеющих территориального уровня, осуществляется в информационно-управляющих федеральных центрах соответствующих подсистем ЕГСЭМ, связанных между собой на единой организационной, методической и информационной основе. -Аналитический центр Минприроды России осуществляет сводный анализ информации подсистем ЕГСЭМ федерального и территориального уровней.
Обмен данными между информационными центрами подсистем ЕГСЭМ осуществляется на принципе бесплатного доступа к данным мониторинга, полученным за счет средств федерального и территориальных государственных бюджетов.
Создание, функционирование и развитие ЕГСЭМ финансируется за счет средств федерального бюджета, а также бюджетов субъектов Российской Федерации с привлечением внебюджетных средств.