Проблематика, связанная со строительством горно-обогатительного комбината «Томинский»
Одной из наиболее существенных проблем, поднятых на выездном заседании Совета в Челябинской области, явились планы РМК по размещению в непосредственной близости от г. Челябинска горно-обогатительного комбината «Томинский» (далее – Томинский ГОК) – комплекса промышленных объектов преимущественно для добычи медной руды на базе месторождения «Томинское» Челябинской области. Этот проект предполагает вырубку большого массива пригородных лесов и, по мнению Совета, может вызвать серьезное загрязнение единственного, безальтернативного источника питьевого водоснабжения города Челябинска.
Действия, связанные с реализацией этого проекта, вызывают серьезную озабоченность Совета по следующим причинам.
Во-первых, среди жителей Челябинска наличествует серьезная обеспокоенность планами строительства Томинского ГОКа, опирающаяся на заключения ряда экспертов. В то же время, на публичные слушания жители города фактически не допускались сотрудниками ООО ЧОП «РМК-безопасность».
Во-вторых, экологический аудит проекта, выполненный ФГБОУ ВО «Уральский государственный горный университет» по заказу Администрации Челябинской области, подтвердил многие опасения жителей.
В-третьих, с обращением о недопущении строительства Томинского ГОКа к Президенту Российской Федерации обратилась значительная группа инициативных граждан (всего более 160 тысяч подписей на бумажных носителях, 10% от взрослого населения Челябинской агломерации), однако рассмотрение данного вопроса переадресовано на уровень Челябинской области.
В-четвертых, непосредственно в ходе выездного заседания Совета от общественности были получены десятки обращений, коллективные жалобы и многочисленные устные заявления граждан, обеспокоенных планами строительства ГОК. Значительное число аналогичных обращений поступило в Совет до и после выездного заседания.
Результатом обсуждения данной проблемы с представителями заинтересованных некоммерческих организаций и ряда инициативных групп стал Перечень требований к проекту строительства Томинского ГОКа.
В этом документе перечислены следующие требования общественности:
1. Отказаться от положительного заключения государственной экологической экспертизы по хвостохранилищу и горнотранспортной части проекта, ввиду того, что они противоречат позиции руководства Челябинской области, руководства Томинского ГОК и результатам аудита ФГБОУ ВО «Уральский государственный горный университет».
2. Начать реализацию новой модели проекта Томинского ГОК, исключив из проекта хвостохранилище и гидрометаллургическое производство, расторгнуть договоры аренды (№631 от 21 февраля 2014 г., №645 от 02 апреля 2014 г., №718 от 23 января 2015 г.) на соответствующие земельные участки лесного фонда (№16-2014-02, №40-2014-03 и №122-2014-12), вернув им категорию лесопарковой защитной зоны.
3. Исполнить решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.01.2016 г. по делу № А76-26164/2015, поддержанное определением Верховного Суда РФ N309-ЭС16-10611 от 15.09.2016 г. – предоставить в распоряжение истца (ЧРОЭО «Экологический консалтинг») проектную документацию по объектам Томинского ГОК (в первую очередь, хвостохранилище и горнотранспортная часть), по которым получено положительное заключение государственной экологической экспертизы. Включить представителей ЧРОЭО «Экологический консалтинг» в рабочую группу по вопросам ликвидации отработанной выработки угольного разреза «Коркинский» с использованием песков обогатительной фабрики Томинского ГОК.
4. Провести независимое научное исследование потенциального воздействия объектов Томинского ГОКа на Шершневское водохранилище и представить результаты представителям общественности (ЧРОЭО «Экологический консалтинг»).
5. Провести исследование и углубленный анализ потенциального взаимодействия хвостов Томинского ГОКа с материалами Коркинского разреза (возможного выделения вредных веществ и т.п.), представить результаты представителям общественности (ЧРОЭО «Экологический консалтинг»).
6. Подкрепить схемой наблюдательных скважин, системой общественного мониторинга состояние почв, водоносных горизонтов и т.д. на объектах Михеевского ГОК, который постоянно приводится в качестве примера успешного проекта. Обеспечить доступ представителям общественности (ЧРОЭО «Экологический консалтинг») для отбора проб на объектах Михеевского ГОК. Разъяснить причины отсутствия у горно-обогатительной фабрики Михеевсего ГОК официальных документов о вводе в эксплуатацию.
7. Воссоздать пожарное подразделение Челябинской угольной компании либо привлечь подразделения МЧС России для ликвидации чрезвычайной экологической ситуации, т.к. фактическое упразднение пожарного подразделения привела к увеличению числа эндогенных пожаров в разрезе «Коркинский». До завершения процедуры ликвидации Челябинской угольной компании получить имеющиеся подробные развернутые предложения по рекультивации разреза, а также полный массив документации по разрезу, включая карты шахт, химический состав разрабатываемых пород и прочее.
4.2.1. Информационная справка
АО «Томинский горно-обогатительный комбинат» (АО «Томинский ГОК) – предприятие по освоению Томинского месторождения медно-порфировых руд, содержание металлов в руде одно из самых низких в России (содержание меди – 0,3 %), относящееся к 1 классу опасности.
В составе предприятия (по доступным в настоящее время документам) предполагается расположение следующих объектов:
- карьеры глубиной 540 м (Томинский участок) и 350 м (Калиновский участок) (разработка планируется вестись открытым способом), общей площадью 3916 га;
- обогатительная фабрика с хвостохранилищем площадью 800 га и высотой дамбы обвалования 96.5 м;
- гидрометаллургическое производство с цехом кучного выщелачивания и цехом переработки растворов, технологическими прудками; склад серной кислоты и склад ГСМ; отвалы руд и др.
Исходя из заявлений, сделанных представителями Томинского ГОК в июне-июле 2017 г. (в т.ч., на встрече с членами Совета), и информации, размещенной на официальном сайте ГОК, существенная часть проекта подлежит корректировке, однако на момент проведения выездного заседания официальная документация о будущей корректировке проекта отсутствовала.
Кроме того, в 2015 г. АО «Томинский ГОК» была выдана лицензия на отработку Биргильдинского участка медных руд, существенная часть которого находится в зоне санитарной охраны р. Биргильда (приток р. Миасс).
В целях освобождения территории под строительство Томинского ГОК, предполагается вырубка лесных насаждений на значительной площади (порядка 3000 га) вблизи г. Челябинска.
В настоящее время проект находится в начальной стадии реализации. АО «Томинский ГОК» заявляет о начале разработки, при том, что на момент проведения выездного заседания Совета разрешение на строительство не было получено. По сообщениям местных жителей, уже после выездного заседания Совета на земельных участках земель лесного фонда, находящихся в долгосрочной аренде у АО «Томинский ГОК» и выделенных для строительства и эксплуатации линейных объектов, начались сплошные рубки леса.
Обоснованную озабоченность жителей вызывает исключение из лесопарковой зоны (с целью последующей вырубки) крупной лесной территории (около 3000 га), одной из основных задач которой является ограничение загрязнения воздуха в Челябинске.
Следует отметить, что вырубка лесов под строительство объектов ГОК может осуществляться только после выдачи разрешения на строительство. На момент проведения выездного заседания Совета разрешение на строительство, выданное уполномоченными органами АО «Томинский» ГОК, Совету представлено не было. Таким образом, есть основания полагать, что сплошные рубки лесов на указанных земельных участках осуществляются в нарушение требований законодательства.
Размещение Томинского ГОКа.
Размещение Томинского ГОКа планируется на чрезвычайно проблемной территории:
- в густонаселенном районе Томинского сельского поселения, вблизи от поселков и садовых участков (минимальное расстоянии от планируемых границ ГОКа составляет около 100 м);
- в 9 км от Шершневского водохранилища - единственного источника хозяйственного и питьевого водоснабжения всего Челябинского промрайона – хотя и вне его зоны санитарной охраны, но в пределах водосборной площади, невдалеке от месторождений подземных пресных питьевых вод;
- в 12 км от г. Челябинск;
- в пригородной зеленой зоне города, созданной в 1959 г и выполняющей санитарно-гигиенические и защитные функции;
- в лесном массиве, относящемся к лесопарковым зонам. Хотя в лесопарковых зонах в соответствии со ст. 105 Лесного Кодекса РФ запрещена разработка месторождений, однако ограничения были сняты двумя последовательными решениями Правительства Челябинской области и Рослесхоза путем перевода лесов из «лесопарковой зоны» в «противоэрозионные» леса в силу Постановления Правительства Челябинской области № 57-П от 20.02.2013 г. и последующим их переводом из «противоэрозионных» лесов в «эксплуатационные» в силу Приказа Рослесхоза № 337 от 25.11.2013 г. В настоящее время эти акты оспариваются в суде.
Таким образом, ввиду особого территориального расположения планируемого к возведению Томинского ГОК, его строительство и функционирование несет опасность серьезного ущерба окружающей среде и природным ресурсам Челябинской области, чревато усилением социальной нестабильности и общественного недовольства.
Доступность информации.
В настоящее время ощущается острый дефицит официальной достоверной информации о предполагаемом производстве на Томинском ГОКе. Так, на официальном сайте АО «Томинский ГОК» указано, что серная кислота в производстве использоваться не будет, однако же в заключениях об оценке воздействия на окружающую среду и в заключении государственного экологического аудита прямо указано на использование серной кислоты в производстве.
Значительное количество документов отсутствуют в открытом доступе или размещены лишь отдельные части материалов. Из-за отсутствия достоверной информации и невозможности ее получения, в настоящее время общественность лишена возможности дать обоснованную оценку степени возможного негативного воздействия комбината на окружающую среду.
Местным жителям не были обеспечены равные возможности для ознакомления с документацией об оценке воздействия на окружающую среду, в разных населенных пунктах находилось десятки томов документации. При этом эта объемная, требующая специальных познаний при изучении документация, не была размещена в сети интернет (со ссылкой на отсутствие такого требования в законодательстве) и была доступна лишь в рабочие часы рабочих дней недели (лишь в некоторых населенных пунктах – в субботу).