Воздействие медеплавильного комбината ЗАО «Карабашмедь» на окружающую среду.
Согласно данным, представленным АО «Русская медная компания», в период с 2004 по 2016 гг. собственник по собственной инициативе и за счет собственных средств провел масштабную технологическую модернизацию предприятия в целях минимизации экологического ущерба. В частности, введена система газоочистки, построена установка для улавливания сернистого газа, введена в эксплуатацию печь «Ausmelt» (взамен устаревших шахтных печей), введена в эксплуатацию обогатительная фабрика по переработке образующихся шлаков металлургического производства; окончено строительство сернокислотного цеха для утилизации отходящих газов, ликвидированы сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.
Также сообщается, что на данный момент выполняются пуско-наладочные работы отделения очистки промышленных стоков, строительно-монтажные работы новых конверторов с газоплотными напыльниками, ведутся проектные работы по замене газоочистной системы.
Предполагается, что выполнение данных мероприятий должно снизить выбросы на более чем 1500 т в год.
В соответствии с соглашением, заключенным между Минприроды России, Росприроднадзором, Правительством Челябинской области и ЗАО «Карабашмедь», предприятие взяло на себя обязательства по рекультивации заброшенного хвостохранилища.
По данным АО «Русская медная компания» (далее – РМК), произведенная в период с 2004 по 2016 гг. технологическая модернизация позволила значительно снизить выбросы (более чем в 20 раз). По данным Минприроды России, валовый выброс загрязняющих веществ от стационарных источников выброса предприятия в 2014 г. составил – 16,7 тыс. т, в 2015 г. –10,3 тыс. т.
Однако, косвенные данные говорят об иных масштабах выбросов. В частности, в 2016 г. опубликована статья, посвященную глобальному анализу источников эмиссии оксида серы на основе методов дистанционного зондирования. В докладе представлен список из 500 источников диоксида серы по всему миру, включающий 297 электростанций, 53 металлургических комбината, 65 предприятий нефтегазовой промышленности и 76 вулканов. Согласно данным космического мониторинга, объем выбросов ЗАО «Карабашмедь» только по оксиду серы в 2014 г. составлял 300 тыс. тонн (с учетом погрешности данного метода – не менее 150 тыс. тонн).
На встрече членов Совета с жителями г. Карабаша в рамках выездного заседания Совета большинство выступающих отмечало уменьшение выбросов, однако, часть жителей настаивала на том, что ситуация не изменилась и по-прежнему происходят выбросы, превышающие ПДК. Руководство предприятия настаивало на том, что в последние годы никаких превышений ПДК зафиксировано не было.
К сожалению, официальные доклады не позволяют сделать однозначного вывода, поскольку в г. Карабаше отсутствуют стационарные посты по контролю за качеством атмосферного воздуха.
На официальном сайте Росгидромета по Челябинской области размещены доклады только за 2006 и 2007 гг. В докладе за 2007 г. утверждается, что уровень загрязнения воздуха соответствовал высокому уровню загрязнения, а основной вклад вносили свинец, формальдегид, фторид водорода, оксид углерода и взвешенные вещества. При этом, в среднем за весь период наблюдений, был превышен допустимый уровень концентрации: свинца - в 2,5 раза, формальдегида - в 2,7 раза, фторида водорода - в 1,4 раза. Максимальные из средних за сутки концентраций тяжелых металлов, превысивших допустимые нормативы, составили: свинца - 61,7 ПДКсс, меди – 3,6 ПДКсс, кадмия – 1,1 ПДКсс.
Согласно материалам данного доклада, в Карабаше в 2007 г. отсутствовал стационарный пост по контролю за качеством атмосферного воздуха, а мониторинг проводился с помощью передвижной автолаборатории на трех маршрутных постах на взвешенные вещества, диоксид серы, оксиды азота, формальдегид, фторид водорода, железо, свинец, медь, цинк, кадмий, бензопирен.
Данные Комплексного доклада о состоянии окружающей среды Челябинской области в 2015 г. противоречивы: с одной стороны, в докладе утверждается, что в 2015 г в г. Карабаше были зафиксированы превышения ПДК: «В 2015 году из 15 городов области, где проводились лабораторные исследования атмосферного воздуха, превышения ПДК зафиксированы в 6 городах: Челябинск, Магнитогорск, Златоуст, Карабаш, Сатка, Коркино». При этом в докладе говорится о том, что независимого мониторинга не проводилось, а результаты наблюдений предоставлялись ЗАО «Карабшмедь» и замеры не выявили превышений: «В 2015 году в городе Карабаше наблюдения за качеством атмосферного воздуха осуществлялись в рамках производственного контроля предприятия ЗАО «Карабашмедь». Замеры производились ежедневно (ежечасно в периоды НМУ) по пыли и сернистому ангидриду, и один раз в неделю по меди, цинку, свинцу, мышьяку, диоксиду азота, кадмию. Проведенные замеры не выявили превышение гигиенических нормативов».
По данным, представленным Росгидрометом, в г. Карабаш отсутствуют стационарные посты государственной наблюдательной сети. В 2013-2014 гг. проводились «эпизодические наблюдения». По мнению Росгидромета, «оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха г. Карабаш по результатам эпизодических наблюдений невозможна». Согласно письму Росгидромета, планы по созданию в г. Карабаш стационарных постов государственной наблюдательной сети отсутствуют.
С 1 января 2015 г. вступили в силу изменения в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, касающиеся внедрения наилучших доступных технологий. Так, в ст. 4.2. данного федерального закона определены категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия. В силу значительного негативного воздействия на окружающую среду предприятия черной, цветной металлургии, химии и нефтехимии, теплоэнергетики и др. отнесены к I категории.
С 1 января 2018 г. предполагается вступление в силу требования для объектов I категории, согласно которому стационарные источники, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и о концентрации загрязняющих веществ в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга.
К сожалению, существует опасность того, что сроки вступления в силу данного требования будут отложены на неопределенное время. Вместе с тем, ситуация, сложившаяся в Челябинской области, в частности в г. Карабаше, говорит о недопустимости промедления в данном вопросе. Более того, необходимо не только передавать указанные показатели в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга, но и сделать их общедоступными в режиме онлайн, что позволит не только снизить уровень социальной напряженности, но и использовать указанные данные для общественного контроля.
4.1.1.3. Проблемы определения санитарно-защитной зоны комбината ЗАО «Карабашмедь».
На сегодняшний день, с учетом мероприятий по реконструкции производства (в том числе планируемых), ЗАО «Карабашмедь» разработан проект обоснования санитарно-защитной зоны, который получил положительные экспертное и санитарно-эпидемиологическое заключения. Достаточность размеров санитарно-защитной зоны предполагается подтвердить данными натурных исследований и измерений (загрязнений воздуха, уровней шума и т.д.) только после завершения реконструкции производства и выхода на проектную мощность.
Тем не менее, уже сейчас и ЗАО «Карабашмедь» и надзорные органы действуют, исходя из уменьшенной санитарно-защитной зоны. В частности, график переселения утвержден ЗАО «Карабашмедь» именно по новой расчетной санитарно-защитной зоне (в нее входит 118 домов, в том числе 66 жилых).
С точки зрения Совета, подобная практика недопустима и противоречит требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с требованиями законодательства в области установления и соблюдения санитарно-защитных зон промышленных предприятий, после окончания реконструкции и ввода объекта в эксплуатацию расчетные параметры должны быть подтверждены результатами натурных исследований атмосферного воздуха и измерений физических факторов воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта, а затем установлены размеры санитарно-защитной зоны.
Учитывая, что реконструкция объекта не завершена и новые размеры санитарно-защитной зоны находятся лишь в проекте, при этом завод является действующим предприятием, оказывающим в результате своей хозяйственной деятельности негативное воздействие на окружающую среду, следует вывод, что ЗАО «Карабашмедь» должн соблюдаться нормы ранее установленных размеров санитарно-защитной зоны. Изменения санитарно-защитной зоны в сторону уменьшения возможны только на основании проекта обоснования расчетной санитарно-защитной зоны, до окончания реконструкции и ввода объекта в эксплуатацию модернизированных объектов, установления размеров санитарно-защитной зоны в соответствии с техническими характеристиками объектов после рекультивации – недопустимы.
При этом, необходимо учесть, что на всей территории санитарной зоны накоплен значительный экологический ущерб. После реконструкции, ввода объектов в эксплуатацию и обоснования уменьшенной расчетной санитарной зоны в соответствии с новыми техническими характеристиками объектов, до уменьшения санитарной зоны на исключаемых из нее территориях должны быть обеспечены мероприятия по восстановлению природной среды, в том числе по очистке земель и пр. в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, установленных главой 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
4.1.1.4. Накопленный экологический ущерб.
Как сказано выше, город Карабаш относится к территориям с огромным накопленным экологическим ущербом. Согласно официальным данным Роспотребнадзора, в г. Карабаше зарегистрирована самая высокая доля почв селитебных территорий с превышением гигиенических нормативов по санитарно-химическим показателям в 2015 г. (63,89 %). Более того, согласно данным указанного доклада Карабаш – один из немногих городов Челябинской области, в котором этот показатель возрастал в течение трех лет (2013-2015 гг.).
Кроме того, согласно докладу Роспотребнадзора, в городе Карабаше в 2016 г. было зафиксировано превышение гигиенических нормативов:
- в питьевой воде: по фтору (в 18,75 % проб), по марганцу (в 14,58 % проб), по алюминию (в 16,67 % проб);
- в почве: по меди (в 75 % проб), по никелю (в 50% проб), по свинцу (100 % проб), по цинку (в 50 % проб).
В 2015 г. город входил в список городов с наиболее высоким уровнем общей смертности, а в 2014 г. в г. Карабаше был зарегистрирован самый высокий уровень общей смертности в Челябинской области. В 2014 г. в г. Карабаше был зарегистрирован наиболее высокий уровень младенческой смертности в области. Вместе с тем, в 2015 году было отмечено улучшение ситуации.
Несмотря на некоторое снижение в последние годы выбросов, экологическая ситуация в регионе остается кране сложной и создана она более чем столетней деятельностью медеплавильного комбината, в результате которой были созданы предпосылки для развития активных деградационных процессов, в том числе, эрозии почв и исчезновения растительного покрова.
В 2005 г. ООО «Южно-Уральский научно-исследовательский и проектный институт водного хозяйства» провел исследования хвостохранилищ, согласно результатам которых ориентировочная оценка объема накопленных отходов обогащения руд на участке долины р. Сак-Элга от Александровского моста до слияния с р. Миасс составила порядка 2300000 т. По всему течению р. Сак-Элга в донных отложениях отмечаются повышенные (в верховьях) и аномально высокие концентрации тяжелых металлов. У оснований дамб сформировались дренажные участки с кислыми водами, оказывающими губительное воздействие на прилегающие природные экосистемы.
По завершению заполнения хвостохранилищ поверхность отходов обезводилась, и большие площади оказались подвержены ветровой эрозии и стали источником воздушного загрязнения. Данные этого исследования показывают, что погребенные грунты, как и хвосты, являются мощным источником загрязнения подземных и поверхностных вод и потенциальным источником загрязнения донных отложений и воды Аргазинского водохранилища.
Загрязнение воздуха диоксидом серы от хвостовых отложений в пойме р. Сак-Элги, являющейся в устье частью долины р. Миасс, в десятки раз выше максимальных концентраций, зафиксированных под факелом и по городу. Также было зафиксировано поступление техногенных сульфидно-силикатных фаз в Аргазинское водохранилище.
Южно-Уральским научно-исследовательским и проектным институтом водного хозяйства еще в 2005 году был разработан проект реабилитации р. Сак-Элга, Рыжего ручья и р. Аткус с целью снижения влияния загрязненного стока на качество воды Аргазинского водохранилища, однако до сих пор этот проект не реализован.
В 2016 году за счет средств областного бюджета разработана проектная документация на строительство объектов, снижающих влияние загрязненного стока с территории Карабашского городского округа на качество воды Аргазинского водохранилища, получено положительное заключение государственной экспертизы на проект.
Проектом предусмотрено строительство двух объектов:
1) канала для отвода чистого стока реки Сак-Элга в объеме 8,7 млн. м3/год в обход загрязненной территории и направления чистого стока в Аргазинское водохранилище.
2) гидроботанической площадки в устье реки Сак-Элга для очистки загрязненного поверхностного стока, поступающего в источник питьевого водоснабжения.
Исследования и расчеты показали, что реализация проекта обеспечит сокращение текущего загрязнения водохранилища в 20-25 раз.
Ввод в эксплуатацию объектов планируется в 2020 году. Расходы на строительство определены из областного бюджета в размере 201,3 млн. рублей, в том числе в 2017 году – 7 000 тыс. рублей, в 2018 году – 94 334,01 тыс. рублей, в 2019 году - 100 000,00 тыс. рублей.
Масштаб накопленного экологического ущерба, его влияние на качество жизни в городе Карабаше и, как минимум, потенциальная угроза загрязнения Аргазинского водохранилища требует принятия незамедлительных мер.