В части обеспечения права граждан на жилище, переселения из ветхого и аварийного жилья и защиты прав жителей ведомственных общежитий
Членами Совета в ходе выездного заседания было проинспектировано ветхое и аварийное жилье, расположенное в г. Челябинск. Члены Совета встретились с жителями домов.
При осмотре непризнанных аварийными жилых зданий было обнаружено, что в них периодически падают балконы, и во время посещения с потолка сыпалась штукатурка. За несколько дней до приезда Совета в одной из квартир, в которой находился ребенок, с потолка упала балка, существенно разрушен потолок и стены. В некоторых квартирах не работают электроприборы, т.к. из-за постоянных протечек нарушена электропроводка. В ряде квартир граждане не могут пользоваться горячей и холодной водой. В некоторых случаях в ванных комнатах с потолка осыпаются камни, поэтому нельзя безопасно принять душ. Находиться в таких зданиях, особенно с детьми, опасно. В этой связи неясны причины непризнания данных домов и жилых помещений аварийными. Жители много лет ежемесячно оплачивают в том числе и ремонт жилых домов.
В ходе выездного заседания члены Совета рассмотрели обращения жителей ведомственных общежитий по вопросу приватизации занимаемых ими жилых помещений.
Здания многих общежитий являются государственной собственностью Челябинской области и находятся на праве оперативного управления учреждений образования и здравоохранения Челябинской области.
В период с декабря 2016 г. по января 2017 г. отраслевыми органами исполнительной власти Челябинской области совместно с представителями аппарата Уполномоченного по правам человека в Челябинской области, Законодательного Собрания Челябинской области, учреждений - балансодержателей «проблемных» общежитий были осуществлены выездные комиссионные проверки использования общежитий по их целевому назначению и информирование их жителей об официальной позиции Правительства Челябинской области.
В ходе изучения ситуации на месте членами Совета выявлено, что во всех общежитиях проживают как сотрудники учреждений, вселенные в них в связи с трудовыми отношениями, так и сторонние граждане. В то же время, изучение правовых оснований проживания отдельных категорий граждан выявило несоблюдение требований законодательства при вселении.
Общение с гражданами показало, что возможное переоборудование части общежития под муниципальный жилищный фонд социального использования порождает острый социальный конфликт между жителями, и согласование их интересов трудновыполнимо.
К тому же, большинство жителей сделали ремонт занимаемых помещений и выражают несогласие с возможностью своего переселения в иные помещения или здания. Например, из 48 семей граждан, проживающих в общежитии по адресу ул. Барбюса д. 136в, только 12 семей готовы переселиться в иные помещения.
В этой связи Совет обращает внимание на пункт 2 постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москва и Санкт-Петербург и муниципальную собственность» и пункт 1 приложения № 3 к нему, признавшие муниципальной собственностью в силу прямого указания закона весь жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, расположенный на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (районного) Совета народных депутатов, в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам - независимо от того, на чьем балансе он находится.
В Челябинской области в отношении ряда ведомственных общежитий приняты постановления об их передаче в муниципальную собственность, но многие из них не исполнены в силу коллизии с требованиями действующего законодательства о возможности передачи закрепленного за государственным учреждением имущества с согласия как собственника имущества, так и самого учреждения.
В то же время, многие проживающие в ведомственных общежитиях граждане, вселенные в них до 1 марта 2005 г., приобрели право на невозможность своего выселения без предоставления другого жилья (как правило, отработав у владельца общежития более 10 лет по состоянию на март 2005 г. и состоя либо имея основания состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий / в жилых помещениях). По Жилищному кодексу РФ им должно предоставляться жилое помещение по договору социального найма при выселении из занимаемого.
Совет отмечает, что подавляющее большинство ведомственных общежитий давно не имеет атрибутов общежития, установленных «Примерным положением об общежитиях», утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 11 августа 1988 г. № 328. В подобных случаях отсутствуют принципиальные отличия в правовом положении жителей ведомственных общежитий и особенности использования по назначению самих общежитий, как переданных в муниципальную собственность, так и остающихся в государственной собственности.
Кроме того, в силу сложившейся судебной практики утрачивает статус общежития бывшее ведомственное (рабочее) общежитие, переданное не только в муниципальную, но и в частную собственность (определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 июля 2009 г. № 77-В09-5, от 7 октября 2014 г. № 78-КГ14-18 и др.). В случае вселения граждан до государственной регистрации права частной собственности на жилой дом на занимаемые жителями жилые помещения распространены нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма, а при вселении после государственной регистрации – нормы Гражданского кодекса РФ о коммерческом найме.
В этой связи, учитывая приоритет прав человека перед интересами собственников жилищного фонда, и в целях ликвидации многолетнего источника социальной напряженности Совет рекомендует обеспечить право граждан на жилище, законодательно признав отнесение к жилищному фонду социального использования:
- всех бывших ведомственных (рабочих) общежитий, как переданных в муниципальную собственность, так и находящихся в государственной собственности,
- помещений в приватизированных предприятием - владельцем ведомственных (рабочих) общежитиях в случае вселения в них на законных основаниях граждан до государственной регистрации права частной собственности предприятия на жилой дом в ЕГРН.
Совет считает необходимым учесть эти предложения при доработке законопроекта № 32886-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие части второй Гражданского кодекса РФ и статью 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ».
Другим возможным механизмом разрешения сложившейся ситуации является внесение изменений в федеральное законодательство с целью расширения перечня случаев безвозмездной передачи имущества из собственности субъектов Российской Федерации в федеральную или муниципальную собственность. В этой связи Законодательным собранием Челябинской области подготовлен законопроект № 809165-6 о внесении изменений в ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, который 16 октября 2015 г. был отклонен Государственной Думой Федерального Собрания РФ в первом чтении.
Учитывая изложенное, Совет рекомендует:
Государственной Думе Федерального Собрания РФ:
1. Рассмотреть возможность внесения изменений в статью 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с целью перевода всех бывших ведомственных (рабочих) общежитий в категорию жилищного фонда социального использования, включая помещения в приватизированных предприятиями общежитиях (в случае вселения в них граждан до приватизации - даты регистрации права частной собственности владельца здания в ЕГРН).
2. Вернуться к рассмотрению законопроекта № 809165-6 о внесении изменений в ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусматривающего расширение перечня случаев безвозмездной передачи имущества из собственности субъектов Российской Федерации в федеральную или муниципальную собственность.
Правительству РФ:
Проработать вопрос о пролонгации программы переселения из ветхого и аварийного жилья как подтвердившей свою высокую эффективность.
Правительству Челябинской области:
1. Совместно с Законодательным собранием Челябинской области, органами местного самоуправления и структурами гражданского общества активизировать работу по решению проблем жителей ведомственных (рабочих) общежитий.
2. Актуализировать список домов и жилых помещений, жители которых подлежат переселению в связи с ветхостью и аварийностью, включив в него все реально непригодные к проживанию помещения и жилые дома в соответствии с «Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47.
3. Активизировать работу по предоставлению многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства в поселке Северный. Рассмотреть возможность – с согласия переезжающих семей – предоставления им земельных участков, на которых отсутствуют электросети, а также системы водоснабжения и водоотведения.
4. Оказать действенную помощь жителям микрорайонов «Парковый-2» и МКР-35 в разрешении конфликтов с застройщиками, с тем чтобы обеспечить комплексную и гармоничную застройку соответствующих земельных участков, с необходимой социальной инфраструктурой.
5. Принять меры к прекращению практики выселения граждан из общежитий, в которые данные граждане были вселены по основаниям, предусмотренных законом. В случае вселения граждан в указанные общежития до 1 марта 2005 г. произвести передачу указанных жилых помещений в муниципальный жилой фонд с предоставлением гражданам возможности приватизации занимаемых ими помещений.