Проблема обеспечения инвалидов санаторными путевками.
Проблема очередности на получение инвалидами возможности санаторного лечения является одной из самых острых и актуальных на сегодняшний день, требующей принятия действенных мер как организационного, так и финансового характера. Уполномоченным по правам человека в Челябинской области данная проблема регулярно освещается на мероприятиях различного уровня, ежегодных и специальных докладах о соблюдении прав человека на территории Челябинской области.
До июня 2015 г. при помощи органов прокуратуры, со стороны которой направлялись исковые заявления в суд в интересах граждан, обращающихся в адрес Уполномоченного, судебными органами требования об обеспечении инвалидов санаторным лечением удовлетворялись в полном объеме. Однако впоследствии судебная практика изменилась (см., напр., определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 07.09.2015 г. № 2-КГ15-12). В связи с изменившейся судебной практикой в настоящее время оказать реальную помощь в защите прав инвалидов на получение санаторного лечения не представляется возможным.
1.2.2. Проблема временной передачи в семьи недееспособных граждан, находящихся в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания.
Как следует из обращений граждан, поступивших в Совет в рамках выездного заседания в Челябинской области, Министерство социальных отношений Челябинской области запрещает временное выбытие совершеннолетних недееспособных граждан, находящихся в психоневрологических интернатах, расположенных на территории Челябинской области, на выходные дни и праздничные дни в свои кровные семьи.
При этом Минтрудом России письмом от 17 августа 2015 г. по данному вопросу были даны разъяснения, что порядок кратковременного выбытия из психоневрологического интерната осуществляется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка учреждения социального обслуживания. Однако, руководство данных учреждений, со ссылкой на запрет Министерства социальных отношений Челябинской области, отказывает родителям во временной передаче детей, в связи с чем, граждане находятся в эмоционально тяжелом состоянии, поскольку желают общаться со своими детьми не только на территории психоневрологических интернатов, но и в домашней обстановке.
По информации Минтруда России в целях повышения гарантий реализации прав и свобод недееспособных и не полностью дееспособных граждан, в том числе и урегулирования вопроса временного выбытия из психоневрологических интернатов, в настоящее время на площадке Совета Федерации Федерального Собрания РФ с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, а также с участием представителей общественных и некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере защиты прав и свобод лиц, страдающих психическими заболеваниями, проводится работа по подготовке проекта федерального закона по внесению изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в том числе, в Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях при ее оказании» в части урегулирования порядка временного выбытия граждан, страдающих психическими расстройствами, из стационарных учреждений.
В этой связи Совет отмечает, что в Челябинской области действуют Правила временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. Согласно пунктам 2, 3 и 4 указанных Правил организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе осуществлять временную передачу детей в семьи граждан (на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и в иных случаях). Временная передача детей в семьи граждан не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется в интересах детей в целях обеспечения их воспитания и гармоничного развития. Временная передача детей в семьи граждан не прекращает прав и обязанностей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов. Срок временного пребывания ребенка (детей) в семье гражданина не может превышать 3 месяцев.
В настоящем же случае временное выбытие граждан, страдающих психическими расстройствами, из стационарных организаций в семьи к родственникам позволило бы им хотя бы на время оказаться в домашней обстановке, с родными и близкими людьми, получить от них внимание и уход, что позволит не потерять с ними родственную связь и т.д.
Более того, родственники граждан, находящихся в указанных стационарных учреждениях, готовы на период их временного выбытия из данных учреждений в семью, полностью нести за них ответственность.
Проблему принятия нормативно-правового акта, регламентирующего вопросы временной передачи совершеннолетних недееспособных граждан, помещенных в стационарные учреждения социального обслуживания, в семьи родственников, аналогично временной передаче детей, находящихся под надзором в организациях для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо рассмотреть на федеральном уровне. Принятие соответствующего нормативного правового акта, в первую очередь, будет отвечать интересам совершеннолетних недееспособных граждан, помещенных в стационарные учреждения социального обслуживания.
1.2.3. Проблема недопуска детей в образовательные учреждения по причине отказа в проведении туберкулинодиагностики и отсутствия у них заключения врача-фтизиатра.
В адрес членов Совета поступали обращения жителей Челябинской области с жалобами на недопуск детей в образовательные учреждения по причине отказа в проведении диагностики туберкулеза и отсутствия у них заключения врача-фтизиатра.
В обращениях граждане указывают на сложившуюся ситуацию в Челябинской области, связанную с дискриминацией семей, отказывающихся проводить своим здоровым детям туберкулинодиагностику посредством постановки пробы Манту.
Вследствие этого, дошкольные и школьные образовательные учреждения области вынуждают детей поставить пробу Манту под угрозой запрета посещения данных учреждений.
Сложившаяся ситуация вызывает обеспокоенность Совета. Детальное, многогранное и продолжительное изучение этой проблемы позволяет говорить о существующих коллизиях в сфере реализации международных конвенций, Конституции РФ, а также законодательства Российской Федерации в сфере образования и здравоохранения, в связи с чем, Совет считает, что в ближайшее время необходимо окончательно разрешить все противоречия в данном вопросе.
Согласно информации Роспотребнадзора, действующее законодательство предусматривает добровольность оказания медицинской, в том числе противотуберкулезной помощи, при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство. В связи с этим, при отсутствии контакта с больным туберкулезом, родители вправе отказаться от проведения ребенку туберкулинодиагностики, что в соответствии с действующим законодательством не ограничивает право ребенка на посещение образовательного учреждения, при условии предоставления на таких детей заключения врача-фтизиатра об отсутствии у них заболевания туберкулезом. При этом порядок обследования врачом-фтизиатром детей, которым в связи с отказом родителей не проведена туберкулинодиагностика, не регламентирован санитарными правилами.
Кроме того, реакция Манту, как метод диагностики туберкулеза недостаточно достоверен, что подтверждается научными исследованиями в этой области. В настоящее время появилось множество альтернативных методов туберкулинодиагностики, не связанных с введением в организм ребенка вредных веществ и не вызывающих побочных эффектов.
Письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 07 апреля 2017 г. № 15-2/10/2-2343 утверждены клинические рекомендации «Выявление и диагностика туберкулеза у детей, поступающих и обучающихся в образовательных организациях», в которых закреплены помимо пробы Манту и Диаскинтеста альтернативные методы обследования на туберкулезную инфекцию, такие как QuantiFERON-TB Gold и T-SPOT.T, а в случае полного отказа от иммунодиагностики, в том числе от альтернативных методов диагностики, – обзорная рентгенограмма органов грудной клетки. Данные клинические рекомендации направлены органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения для подготовки нормативных правовых актов. До настоящего времени Министерством здравоохранения Челябинской области эти нормативные правовые акты не разработаны.