В части совершенствования системы обеспечения социальных прав граждан
Отдельные социальные проблемы в Челябинской области
Проблема реализации права детей-инвалидов на внеочередное медицинское обслуживание.
Обеспокоенность Совета вызывают поступившие от жителей Челябинской области жалобы на отсутствие законодательного регулирования порядка оказания медицинской помощи детям-инвалидам в поликлиниках, в том числе порядка записи к узким специалистам, в связи с чем, дети-инвалиды записываются к врачу на общих основаниях.
В соответствии с Указом Президента РФ от 02 октября 1992 г. № 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов»:
- инвалиды I и II групп обслуживаются вне очереди на предприятиях торговли, общественного питания, службы быта, связи, жилищно-коммунального хозяйства, в учреждениях здравоохранения, образования, культуры, в юридических службах и других организациях, обслуживающих население, а также пользуются правом внеочередного приема руководителями и другими должностными лицами предприятий, учреждений и организаций;
- дети-инвалиды и дети, один из родителей которых является инвалидом, обеспечиваются местами в дошкольных образовательных организациях, лечебно-профилактических и оздоровительных учреждениях в первоочередном порядке.
В лечебно-профилактических учреждениях существуют стационарные и поликлинические отделения. Предоставление «мест» в первоочередном порядке для детей-инвалидов применимо только к стационарному отделению. Указания на то, что данная категория детей обслуживается во внеочередном порядке в поликлиниках действующее законодательство не содержит.
Согласно Конвенции ООН о правах ребенка, основным принципом защиты прав детей является признание приоритета интересов детей. Особенно выделяется требование особой заботы общества о социально уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, и т.п.
Совет отмечает, что данная проблема характерна не только для Челябинской области и может быть решена только на федеральном уровне.
В части соблюдения прав граждан, находящихся в местах принудительного содержания в Челябинской области
3.1. Результаты посещения Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД России
по Челябинской области.
27 июня 2017 г. члены Совета Бабушкин А.В. и Полякова Э.М. при участии представителей ОНК Челябинской области, аппарата уполномоченного по правам человека в Челябинской области, ГУ МВД России по Челябинской области посетили Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД России по Челябинской области.
Здание Центра построено в 1966 г., в 2008 г. за счет средств федеральной программы «Дети России» был пристроен спортзал. Занятия в спортзале происходят ежедневно в течение полутора часов. В Центре имеется 51 койко-место. Среднесуточное наполнение составляет 18 детей. Суммарно за год через Центр проходит около 300 человек.
В качестве положительной стороны работы Центра следует отметить активную воспитательную работу с воспитанниками, направленную на развитие их способностей и социально позитивных интересов, а также хорошее оборудование спортивного зала.
По итогам посещения Совет рекомендует:
ГУ МВД России по Челябинской области:
1. Провести косметический ремонт помещений: изменить цветовую гамму окраски помещений, особенно приемного отделения, на более теплую; в жилых помещениях оформить стены в соответствие с особенностями эстетического восприятия детей.
2. Усилить проведение санитарно-дезинфицирующих работ: устранить в приемном боксе неприятный запах, помыть окна, помыть столы в помещении столовой.
3. В помещении для помывки вывесить занавески на кабинках и разместить полки для мыла и мочалки.
4. Изменить нормативы материально-технического обеспечения Центра, оборудовав спальные комнаты тумбочками из расчета 1 тумбочка на 2 человека; разместить стенды с режимом дня и другой информацией таким образом, чтобы она была читаемой для детей; оборудовать прогулочное пространство во дворе для детей скамейками, беседкой и спортивной мини-площадкой.
Размещение Томинского ГОКа.
Размещение Томинского ГОКа планируется на чрезвычайно проблемной территории:
- в густонаселенном районе Томинского сельского поселения, вблизи от поселков и садовых участков (минимальное расстоянии от планируемых границ ГОКа составляет около 100 м);
- в 9 км от Шершневского водохранилища - единственного источника хозяйственного и питьевого водоснабжения всего Челябинского промрайона – хотя и вне его зоны санитарной охраны, но в пределах водосборной площади, невдалеке от месторождений подземных пресных питьевых вод;
- в 12 км от г. Челябинск;
- в пригородной зеленой зоне города, созданной в 1959 г и выполняющей санитарно-гигиенические и защитные функции;
- в лесном массиве, относящемся к лесопарковым зонам. Хотя в лесопарковых зонах в соответствии со ст. 105 Лесного Кодекса РФ запрещена разработка месторождений, однако ограничения были сняты двумя последовательными решениями Правительства Челябинской области и Рослесхоза путем перевода лесов из «лесопарковой зоны» в «противоэрозионные» леса в силу Постановления Правительства Челябинской области № 57-П от 20.02.2013 г. и последующим их переводом из «противоэрозионных» лесов в «эксплуатационные» в силу Приказа Рослесхоза № 337 от 25.11.2013 г. В настоящее время эти акты оспариваются в суде.
Таким образом, ввиду особого территориального расположения планируемого к возведению Томинского ГОК, его строительство и функционирование несет опасность серьезного ущерба окружающей среде и природным ресурсам Челябинской области, чревато усилением социальной нестабильности и общественного недовольства.
Доступность информации.
В настоящее время ощущается острый дефицит официальной достоверной информации о предполагаемом производстве на Томинском ГОКе. Так, на официальном сайте АО «Томинский ГОК» указано, что серная кислота в производстве использоваться не будет, однако же в заключениях об оценке воздействия на окружающую среду и в заключении государственного экологического аудита прямо указано на использование серной кислоты в производстве.
Значительное количество документов отсутствуют в открытом доступе или размещены лишь отдельные части материалов. Из-за отсутствия достоверной информации и невозможности ее получения, в настоящее время общественность лишена возможности дать обоснованную оценку степени возможного негативного воздействия комбината на окружающую среду.
Местным жителям не были обеспечены равные возможности для ознакомления с документацией об оценке воздействия на окружающую среду, в разных населенных пунктах находилось десятки томов документации. При этом эта объемная, требующая специальных познаний при изучении документация, не была размещена в сети интернет (со ссылкой на отсутствие такого требования в законодательстве) и была доступна лишь в рабочие часы рабочих дней недели (лишь в некоторых населенных пунктах – в субботу).
Экологическая экспертиза.
Положительные заключения государственной экологической экспертизы выданы только на два объекта в составе Томинского ГОК - горнотранспортную часть, а также хвостовое хозяйство и оборотное водоснабжение. В обоих случаях членом государственной комиссии Хлуденевой Н.И. составлялись особые мнения к заключениям ГЭЭ. Указанные заключения также оспаривались в судебном порядке.
При этом, влияние остальных объектов Томинского ГОК и комплексное воздействие на окружающую среду экспертиза не рассматривала. Однако, с 1 января 2018 года вступят в силу изменения в законодательстве и для данного объекта государственная экологическая экспертиза станет обязательной. В связи с тем, что АО «Томинский ГОК» неоднократно заявляло об изменениях в применяемых в проекте технологиях, новый измененный проект должен попадать под требование законодательства о проведении обязательной экологической экспертизы.
В то же время, АО «Томинский ГОК» фактически препятствует проведению общественной экологической экспертизы, отказывая в предоставлении проектной документации несмотря на решения судов различных инстанций (напр., по делу №А76-26164/2015), включая Верховный Суд РФ.
Общеизвестно, что после проведения государственных экологических экспертиз и утверждения их положительных заключений, в проектную документацию на строительство Томинского ГОК, были внесены изменения, отражающие предложения экспертов. Отсюда следует, что в соответствии с п. 5 ст. 18 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее – Закон об экологической экспертизе»), положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в случае доработки объекта государственной экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы либо в случае реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию.
Таким образом, по мнению Совета, оба положительных заключения утратили юридическую силу, а новый, доработанный проект подлежит обязательной экологической экспертизе. При этом, положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. В соответствии с п. 7 ст. 30 Закона об экологической экспертизе нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе является осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Совет поручает Постоянной комиссии по экологическим правам организовать мониторинг выполнения настоящих Рекомендаций в части, касающейся проблем защиты конституционных прав на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическими правонарушениями.
В части совершенствования системы обеспечения социальных прав граждан
1.1 Информация о деятельности отдельных социальных учреждений в Челябинской области
Члены Совета посетили государственные бюджетные учреждения здравоохранения и социальной защиты Челябинской области.
1.1.1. Информация о деятельности Государственного стационарного учреждения социального обслуживания «Челябинский психоневрологический интернат»
Государственное стационарное учреждение социального обслуживания «Челябинский психоневрологический интернат» (далее – «интернат») создано в 1967 г., руководитель учреждения – Игитов В.Н. Основной целью деятельности интерната является предоставление социальных услуг в стационарной форме гражданам пожилого возраста и инвалидам, страдающим психическими расстройствами.
Объем субсидии из областного бюджета на содержание интерната в 2017 г. составляет 51 630 700,0 рублей. Средняя заработная плата сотрудников интерната за 2016 г. составила 23 737,6 рублей. В соответствии с нормативным штатным расписанием в интернате предусмотрено 225,5 штатных единиц, при этом занята 181 ставка.
Учреждение рассчитано на 211 койко-место. Площадь жилого помещения в расчете на одного получателя социальных услуг соответствует нормативам и составляет 5 кв. м. (при нормативе для психоневрологических интернатов – не менее 4,5 кв. м.).
В структуру интерната входят 4 отделения милосердия, рассчитанные на 100 койко-мест – для получателей социальных услуг, находящихся на постельном режиме или передвигающихся в пределах палаты с посторонней помощью.
В интернате организовано пятиразовое сбалансированное питание в соответствии с установленными нормативами по продуктам питания.
Для предоставления медицинских услуг в интернате имеются кабинеты: процедурный, физиотерапии, массажный, ЛФК, 4 кабинета круглосуточных медицинских постов, 2 кабинета врачей. К услугам проживающих открыты парикмахерская, библиотека, компьютерный и актовый зал. Для отправления религиозных обрядов предусмотрена молельная комната.
В интернате проводятся разнообразные культурно-досуговые мероприятия, организована кружковая работа по различным видам творчества (художественная самодеятельность, декоративно-прикладное творчество), занятия физкультурой. Клиенты учреждения ежегодно участвуют в областных конкурсах и фестивалях, спортивных мероприятиях.
1.1.2. Информация о деятельности Государственного стационарного учреждения социального обслуживания «Челябинский психоневрологический интернат № 2»
Государственное стационарное учреждение социального обслуживания «Челябинский психоневрологический интернат № 2» (далее – «интернат №2») было создано в 2013 г. в результате перепрофилирования государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Челябинское училище-интернат № 1 инвалидов». Руководитель интерната № 2 – Малыгин С.А.
Основная цель деятельности интерната № 2 – предоставление гражданам пожилого возраста и инвалидам, страдающим психическими расстройствами, социальных услуг в стационарной форме.
Объем субсидии из областного бюджета на содержание интерната №2 в 2017 г. составляет 61 221 800,0 рублей. Средняя заработная плата сотрудников учреждения за 2016 г. составила 21 795,6 рублей. В соответствии с нормативным штатным расписанием в учреждении предусмотрено 278,25 штатных единиц. Занято 188,75 ставок.
Корпус № 1 построен в 1959 г., введен в эксплуатацию в 1965 г., капитальный ремонт корпуса был проведен в 2012-2013 гг. Корпус № 2 построен в 1959 году, введен в эксплуатацию в 1965 г., капитальный ремонт корпуса был проведен в 2014-2015 гг.
В учреждении предусмотрено 301 место. Площадь жилого помещения в расчете на одного получателя социальных услуг соответствует нормативам и составляет 5,2 кв. м..
В структуру интерната № 2 входят два отделения милосердия, рассчитанные на 50 койко-мест – для получателей социальных услуг, находящихся на постельном режиме или передвигающихся в пределах палаты с посторонней помощью.
В учреждении организовано пятиразовое сбалансированное питание в соответствии с установленными нормативами по продуктам питания.
Для предоставления медицинских услуг в учреждении имеются кабинеты: массажный, процедурный, кабинет врачей. К услугам проживающих – парикмахерская, библиотека, актовый зал, тренажерный зал. Предусмотрено место для отправления религиозных обрядов.
1.1.3. Информация о деятельности Государственного стационарного учреждения «Челябинский дом-интернат № 1 для престарелых и инвалидов»
Государственное стационарное учреждение «Челябинский дом-интернат № 1 для престарелых и инвалидов» (далее – «дом-интернат № 1») создано в 1956 г. Руководитель учреждения – Шевкунов В.В.
Основная цель деятельности дома-интерната № 1 – предоставление гражданам пожилого возраста и инвалидам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании, социальных услуг в стационарной форме.
Объем субсидии из областного бюджета на содержание дома-интерната № 1 в 2017 г. составляет 23 134 600,0 рублей. Средняя заработная плата по учреждению за 2016 г. составила 17 103,3 рублей. В соответствии со штатным расписанием в учреждении предусмотрено 109 штатных единиц. Занято 66,75 ставок.
В доме-интернате № 1 предусмотрено 85 койко-мест. Площадь жилого помещения в расчете на одного получателя социальных услуг соответствует нормативам и составляет 6,0 кв. м..
В структуру учреждения входят 2 отделения милосердия, рассчитанные на 57 койко-мест – для получателей социальных услуг, находящихся на постельном режиме или передвигающихся в пределах палаты с посторонней помощью. В отделениях милосердия предоставляется комплекс лечебно-профилактических, социально-реабилитационных и гигиенических мероприятий, направленных на предупреждение обострений хронических заболеваний, проведение симптоматического лечения, обеспечение динамического наблюдения за состоянием здоровья престарелых и инвалидов, организацию квалифицированного ухода и рационального питания.
В доме-интернате № 1 организовано пятиразовое сбалансированное питание в соответствии с установленными нормативами.
Для предоставления медицинских услуг в доме-интернате № 1 имеются кабинеты: лечебной физкультуры, предрейсового и послерейсового осмотра, процедурный, массажный, врача, старшей медицинской сестры.
Учреждение гордится своей футбольной командой, которая в 2015 г. завоевала первое место в турнире по мини-футболу и представляла Уральский федеральный округ на соревнованиях Международной лиги мини-футбола «Seni Cup» среди лиц с ограниченными возможностями. В учреждении создаются необходимые условия для занятий инваспортом, что позволяет инвалидам добиваться больших результатов. Неоднократно клиенты учреждения занимали призовые места по армрестлингу, гонках на колясках, теннису.
1.1.4. Информация о Государственном бюджетном учреждении здравоохранения «Областная специализированная психоневрологическая больница № 2»
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Областная специализированная психоневрологическая больница № 2» находится в поселке Мирный Чебаркульского района Челябинской области.
По итогам посещения данного учреждения членам Совета удалось выявить ряд существенных проблем:
1. Отсутствие доступной подъездной дороги. Существующая дорога, состояние которой является неудовлетворительным, находится между двумя поселками. Проехать к больнице в дождливую погоду не представляется возможным, по причине чего родственники, а также жители поселка зачастую не могут привезти в больницу продукты и навестить близких. Отметим, что в районе существует железнодорожная станция, однако до станции необходимо идти несколько километров, ввиду чего родственникам, которые везут продукты, приходится преодолевать этот путь пешком.
2. Материально-техническое состояние больницы является крайне неудовлетворительным. Здание больницы было построено в 1930-х годах, в настоящее время оно является ветхим и требует ремонта.
3. Кровати, а также спальные матрацы, очень старые. На кроватях установлена металлическая сетка, которая к настоящему времени износилась, в результате чего люди, которые вынуждены спать на таких кроватях, испытывают серьезные неудобства.
4. Около 20 лет назад в данной больнице имелись собственные мастерские, в которых протекал производственный процесс, однако впоследствии мастерские были переданы в аренду. В настоящее время мастерские данной больнице не принадлежат, поэтому производственный процесс в учреждении отсутствует.
5. У больных фактически отсутствует какой-либо досуг. По словам персонала, больные смотрят телевизор и иногда могут гулять на улице. Некоммерческие организации в настоящее время не оказывают содействие данной больнице, однако во время выездного заседания Совета были достигнуты договоренности с рядом волонтерских организаций Челябинской области о том, что они в ближайшее время разработают необходимую дорожную карту и будут курировать данное учреждение.
1.1.5. Также члены Совета посетили Челябинский областной центр социальной защиты «Семья», который представляет собой уникальное учреждение, с хорошими кадрами. В учреждении работает «горячая линия», которую ведут профессиональные психологи и педагоги.