Тема: Взаимоотношения общества и природы в истории цивилизации
1. Процесс развития взаимоотношений между природой и человеком. Этапы становления взаимоотношений общества и природы.
2. Охотничье-собирательская культура.
3. Аграрная культура.
4. Индустриальное общество.
ЗАНЯТИЕ №12
Тема: Современный экологический кризис
1. Понятие и причины экологического кризиса.
2. Глобальные экологические проблемы. Ресурсный кризис. Земельные ресурсы: почва.
3. Глобальные экологические проблемы. Ресурсный кризис. Земельные ресурсы: минеральное сырье.
4. Глобальные экологические проблемы. Ресурсный кризис. Энергетические ресурсы: теплоэнергетика и гидроэнергетика.
5. Глобальные экологические проблемы. Ресурсный кризис. Энергетические ресурсы: атомная энергетика.
6. Глобальные экологические проблемы. Ресурсный кризис. Энергетические ресурсы: геотермальная энергетика, энергия Солнца, энергия ветра, морских течений и волн.
7. Глобальные экологические проблемы. Рост численности населения.
ЗАНЯТИЕ №13
Тема: Глобальные экологические проблемы
1. Глобальные экологические проблемы. Снижение биоразнообразия.
2. Глобальные экологические проблемы. Возрастание агрессивности среды: загрязнение воздуха.
3. Глобальные экологические проблемы. Возрастание агрессивности среды: загрязнение вод.
4. Глобальные экологические проблемы. Возрастание агрессивности среды: рост патогенности микроорганизмов.
5. Глобальные экологические проблемы. Изменение генофонда (факторы мутагенеза, дрейф генов, естественный отбор).
6. Связь экологических проблем с другими глобальными проблемами. Неравномерность экономического развития.
7. Связь экологических проблем с другими глобальными проблемами. Борьба за ресурсы и доступ к ним.
8. Связь экологических проблем с другими глобальными проблемами. Экология и научно-технический прогресс.
ЗАНЯТИЕ №14
Тема: Пути преодоления экологического кризиса. Концепция устойчивого развития и модель экологически ориентированного роста. Текущий контроль №3
1. Возникновение концепции устойчивого развития. Переход Российской Федерации к устойчивому развитию в 21 веке.
2. Модель экологически ориентированного роста.
3. Условия решения экологических проблем и перехода к устойчивому развитию.
4. Экологическая политика. Виды экологической политики.
5. Экологическое право. Уровни международного сотрудничества в области охраны окружающей среды.
6. Мониторинг состояния окружающей среды. Задачи экологического мониторинга. Классификации систем мониторинга.
7. Мониторинг состояния окружающей среды. Уровни мониторинга.
8. Экологическая экспертиза.
9. Рациональное природопользование и меры по охране окружающей среды.
10. Контроль демографической ситуации (опыт Индии, опыт Китая, опыт других стран).
ЗАНЯТИЕ №15
Тема: Пути преодоления экологического кризиса. Формирование экологической культуры
1. Гражданская экологическая инициатива. Экологические движения.
2. Формирование экологической культуры.
3. Нравственный аспект взаимоотношений человека, общества и природы.
4. Природа как ценность. Антропоцентризм и натуроцентризм.
5. Ненасилие как форма отношения к природе и как нравственный принцип.
6. Проблема ненасильственного взаимодействия человека, общества и природы в религиозных концепциях (Джайнизм, Буддизм, Индуизм, Даосизм, Ислам, Христианство).
7. Экологическое образование и воспитание.
8. Стратегия существования и развития цивилизации.
ЗАНЯТИЕ №16
Тема: Экологическое развитие России
1. Качество природной среды и состояние природных ресурсов: атмосфера.
2. Качество природной среды и состояние природных ресурсов: гидросфера.
3. Качество природной среды и состояние природных ресурсов: литосфера.
4. Радиационная обстановка.
5. Опасные природные явления, чрезвычайные ситуации природного характера.
6. Состояние растительного и животного мира. Биоразнообразие. Особо охраняемые природные территории.
7. Воздействие основных видов экономической и другой деятельности на окружающую среду.
ЗАНЯТИЕ №17
Тема: Государственное регулирование охраны окружающей среды и природопользования. Итоговое занятие по модулю №3
1. Экологическая политика в России.
2. Экологические движения в России.
ЗАНЯТИЕ №18
Итоговое занятие